Что изменилось в организации деятельности преобразованных медучреждений-КНП

RU UA
Большинство коммунальных учреждений медицинской помощи, как первичного, так и вторичного и третичного звена придерживались требований законов об автономизации, то есть стали коммунальными некоммерческими предприятиями (далее — медучреждение-КНП). Перед их бухгалтерами возник главный вопрос: как сейчас организовывать бухучет на предприятии?

Законодательство об автономизации

Законами об автономизации будем называть два документа, которые дали старт медреформе:

Для справки: первичное звено – это поликлиники, педиатры, терапевты и семейные врачи, вторичное звено – медучреждения-больницы, узкопрофильные врачи-специалисты, третичная звено – высокоспециализированная медпомощь, например, трансплантация органов, лечение тяжелой онкологии и тому подобное.

Изменения в организации учета и отчетности

До преобразования медучреждения первичного и вторичного звена имели статус бюджетных учреждений и вели учет по:

  • Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.2013 № 1203 (далее — План счетов № 1203);
  • Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе (далее — НП(С)БУГС).

До этого их обязывала ч. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Украины (БК).

Поэтому выясним, по каким правилам должен вести бухгалтерский учет и отчитываться о своей хозяйственной деятельности медучреждение-КНП. А для этого проанализируем основные изменения в хозяйственно-финансовой деятельности заведения после преобразования.

Изменения в хозяйственно-финансовой деятельности

Медучреждение-КНП образовалось в результате преобразования бюджетного учреждения здравоохранения, которое было субъектом государственного сектора и распорядителем средств соответствующего местного бюджета.

Статус

Сейчас медучреждение-КНП приобрело статус субъекта хозяйственной деятельности по поставке медицинских услуг населению. Это значит, что он может быть лишь получателем бюджетных средств по определенным бюджетным программам по здравоохранению, а не их распорядителем.

Модель взаимоотношений с распорядителем бюджетных средств

Такое преобразование выполняет одно из основных стратегических задач медицинской реформы, что его определила Концепция реформы финансирования системы здравоохранения Украины, одобренная распоряжением КМУ от 30.11.2016 № 1013-p — переход к оплате деятельности поставщиков медицинских услуг, в частности медучреждений-КНП, на основе конкретных результатов их деятельности. Изменился и характер отношений между этим медучреждением-КНП как субъектом хозяйственной деятельности по поставке медицинских услуг и их заказчиком — распорядителем бюджетных средств и субъектом государственного сектора. Поэтому на смену командно-административной модели взаимоотношений по принципу “государство приказало и дало деньги” между этими субъектами пришла контрактная модель “государство заказало, оплатило услугу и проконтролировала результат”, в которой взаимоотношения строятся на договорах. По указанным договорам распорядитель бюджетных средств действует в интересах пациентов как третья сторона-плательщик, а медучреждение-КНП выступает как поставщик услуг.

Введена модель взаимоотношений предоставила медучреждения-КНП управленческую и финансовую автономию (абз. 1-3 вступления в Методических рекомендациях по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия; далее — Методрекомендации по превращению ЗОЗ).

Управление имуществом

Медучреждение-КНП как правопреемник медучреждения-бюджетника получает от него имущество по данным бухгалтерского учета без обязательной оценки этого имущества независимым экспертом и по результатам его инвентаризации:

  • первичное звено – до 31 декабря 2018 года (по пп. "2" п. 3 Заключительных положений Закона № 2002);
  • вторичное и третичное звено – до 31 декабря 2020 года (по пп. "2" п. 3 Заключительных положений Закона № 421).

Если опоздали – придется проводить независимую оценку имущества, которая проводится платными экспертами-оценщиками.

Учредителем, собственником и органом управления имуществом медучреждения-КНП являются территориальные общины в лице соответствующего совета (далее — учредители). Правда возможен еще один вариант медучреждения – КНП-казенное неприбыльное предприятие. Здесь уже собственником является государство, а не местная община. Однако, аббревиатура, и там, и там – КНП. Подходы к организации и управлению также одинаковы.

Имущество, полученное от медучреждения-бюджетника, Учредитель своим решением закрепил за медучреждением-КНП на праве оперативного управления. То есть учредитель медучреждения-КНП наделил его уставным капиталом для ведения хозяйственной деятельности по поставке медицинских услуг населению.

Уставной капитал

Медучреждение-КНП на основании решения и передаточного акта получило уставной капитал. Размер уставного капитала медучреждения-КНП равна остаточной балансовой стоимости имущества, которое передано ему по передаточному акту КНП, с учетом остатков средств на специальных регистрационных счетах, как вклад в уставной капитал (пп. 1.4.3, 1.4.12 методрекомендаций по преобразованию ЗОЗ). Конечно, решение о передаче имущества принял орган, управлявший имуществом медучреждения — бюджетного учреждения. Поэтому и передаточный акт утвердил он. На это указывают методрекомендации по преобразованию ЗОЗ.

Ситуация: кто принимает имущество и документы по передаточному акту в случае реорганизации медучреждения в КНП

В большинстве принятых областным советом решений не определено, кто будет руководителем вновь созданных предприятий. Кто же тогда подписывает передаточный акт?

Передаточный акт является формальным этапом осуществления реорганизации и удостоверяет какое имущество передается к правопреемнику.

Акт должна составить комиссия по прекращению, а утвердить собственник. Вновь созданный субъект акт не подписывает (ч. 3 ст. 107 Гражданского кодекса Украины).

Льготные тарифы на коммуналку для КНП

Полномочия руководителя медучреждения-КНП

Управляет медучреждением-КНП совет территориальной общины села, поселка, города, района, области, которая является собственником имущества. Текущее руководство им, то есть оперативное управление, осуществляет руководитель предприятия. Полномочия руководителя медучреждения-КНП определяет устав, составленный на основании примерного устава для коммунального некоммерческого предприятия, которое оказывает первичную медицинскую помощь (п. 4.1 методрекомендаций по преобразованию ЗОЗ). Медучреждение-КНП в лице руководителя:

  • осуществляет свою деятельность на принципах хозяйственной самостоятельности и самофинансирования по финансовому плану и плану развития медучреждения-КНП;
  • имеет право заключать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности;
  • имеет расчетный и другие счета в учреждениях банков и органах Госказначейства.

Имущество медучреждения-КНП составляют его основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности, стоимость которых отражают в самостоятельном балансе. Собственник имущества лишь контролирует, как используют и хранят должное медучреждения-КНП имущество непосредственно или через уполномоченный им орган, но не вмешивается в хозяйственную деятельность предприятия.

С разрешения собственника или уполномоченного им органа медучреждение-КНП имеет право сдавать в аренду, предоставлять другим предприятиям, организациям и учреждениям безвозмездно во временное пользование имущество, оборудование, инвентарь, транспортные средства, а также списывать их с баланса.

Решение о передаче в аренду недвижимого имущества:

  • до 200 кв. м — может принимать руководитель медучреждения-КНП. Руководитель бюджетного учреждения таких решений принимать не может без разрешения учредителя;
  • большей площади-орган местного самоуправления по конкурсной процедуре.

Стоимость аренды медучреждений-КНП определяет по методике расчета арендной платы территориальной общины. Ведь согласно ч. 2 ст. 17 Закона “Об аренде государственного и коммунального имущества” от 03.10.2019 г. № 157 органы местного самоуправления (общины) самостоятельно устанавливают и утверждают методику расчета арендной платы коммунального имущества (также п. 2.1 Методрекомендаций по превращению ЗОЗ).

Как видим, полномочия руководителя медучреждения-КНП гораздо шире, чем они были до этого у руководителя бюджетного учреждения.

Другими, чем у бюджетного учреждения, есть и источники финансирования деятельности в соответствии с примерным уставом.

Источники финансирования

До заключения договора с Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ) финансированием медучреждения-КНП могут быть:

1) бюджетные средства, полученные:

  • по договорам о медицинском обслуживании населения, заключенным с (п. 3.1, 3.2 Методрекомендаций по превращению ЗОЗ):
  • - соответствующим распорядителем бюджетных средств;
  • - органами местного самоуправления, на территории которых отсутствуют медучреждения-КНП;
  • по бюджетной программе из соответствующего бюджета, который применяет предусмотренный БК программно-целевой метод бюджетирования как их получатель;
  • как финансовая поддержка из местного бюджета получателю бюджетных средств.

2) средства юридических и физических лиц, полученные от (п. 3.3 методрекомендаций по преобразованию ЗОЗ):

  • страховых компаний (медуслуги оплачивает страховая, за услуги, предоставленные застрахованным пациентам);
  • работодателей как плата за медицинские услуги, предоставленные работникам;
  • благотворительных организаций как поступления в денежной и натуральной форме;
  • арендаторов как арендная плата за полученное в аренду имущество, оборудование, инвентарь, транспортные средства (п. 2.1 Методрекомендаций по превращению ЗОЗ). К тому же 100% от объема этой платы, а не 50% как бюджетные учреждения (ст. 29 БК);
  • платных услуг и т. п.

Пример:

Медучреждение-КНП может получать оплату от:

  • пациентов – за сервисные услуги, в частности поселение у палаты улучшенного сервиса;
  • учреждений здравоохранения и врачей, действующих как физические лица — предприниматели — за услуги по ведению бухгалтерского учета, закупки лекарств и расходных материалов, проведения тренингов и тому подобное.

Внимание: предоставление сервисных услуг другим учреждениям здравоохранения и врачам, действующим как физические лица — предприниматели, предусмотрите в уставе. В противном случае можете потерять статус неприбыльного предприятия.

Порядок использования средств

В Методрекомендациях по превращению ЗОЗ вообще не говорится о том, что медучреждение-КНП является бюджетным учреждением, содержится за счет местного бюджета, распорядителем бюджетных средств по смете. Он является получателем бюджетных средств. Их медучреждение-КНП использует, чтобы:

  • обеспечить основную деятельность по предоставлению услуг, выполнению работ, а не выполнять бюджетные программы;
  • оплачивать труд работников, решать вопросы социального развития, а также улучшать условия труда, жизни, здоровья работников.

Надбавка врачам за вредные условия труда

Медучреждение-КНП не руководствуется ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса, в которой говорится о собственных поступлениях бюджетных учреждений. Да и средства, зачисленные на счета медучреждения-КНП, открытые в учреждении банка, не нужно отражать на счетах по учету поступлений бюджетного учреждения по соответствующим кодам классификации доходов бюджета, что является характерным для последней.

Влияние изменений на бухучет

Учитывая то, что медучреждения-КНП не имеют статуса бюджетного учреждения, а являются только получателями бюджетных средств и осуществляют свою деятельность на основе хозяйственной самостоятельности и самофинансирования с финансовым планом и планом развития медучреждения-КНП, можно сделать вывод: вести бухгалтерский учет и отчитываться о своей хозяйственной деятельности им следует по правилам, определенным для хозрасчетного сектора, а не государственного.

Итак, медучреждениям-КНП следует вести бухгалтерский учет и отчитываться о своей хозяйственной деятельности по правилам, определенным:

  • Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина от 30.11.1999 № 291 (далее — Инструкция о применении Плана счетов № 291);
  • обычными Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, например, НП(С)БУ 1 “Общие требования к финансовой отчетности”.

Также медучреждению-КНП приходится калькулировать себестоимость медицинских услуг. Это может осуществляться на основе Методики расчета стоимости услуги по медицинскому обслуживанию, которая утверждена постановлением Кабмина от 27.12.2017 г. № 1075.

Кассовая дисциплина КНП: расчеты

Учет переданного имущества в медучреждении-КНП

Данные передаточного акта отразите в учете по проводкам для:

  • активов в корреспонденции с Кт счета 46 " неоплаченный капитал”;
  • обязательств в корреспонденции с д-т обозначенных субсчетов.

Потом по данным бухучета составьте входной Баланс. Форма входного Баланса для медучреждения-КНП другая, чем в бюджетные учреждения. Выберите ту, что является приложением 1 уже упомянутого НП(С)БУГС 1. Ведь вы не имеете никаких оснований составлять его по форме “бюджетного” Баланса ф. № 1-дс, что есть приложению 1 к НП(С)БУГС 101 “Представление финансовой отчетности”, утвержденного приказом Минфина от 28.12.2009 № 1541, поскольку медучреждение формально уже не является субъектом государственного сектора. Подавать этот входной Баланс в орган Госказначейства уже не нужно. Медучреждение — получатель бюджетных средств, поэтому подает только бюджетную отчетность медучреждения.

Учет переданного имущества в органе высшего уровня

Для главных распорядителей бюджетных средств, которым были подчинены медучреждения-бюджетники, данные передаточного акта является основанием отразить в учете долгосрочные финансовые инвестиции, которые вложил в качестве вклада в уставный капитал медучреждения-КНП Основатель. Так они должны совершать в соответствии с НП(С)БУГС 133 «Финансовые инвестиции», утвержденного приказом Минфина от 18.05.2012 № 568. Поэтому отразите эти финансовые инвестиции по субсчетам, определенным Планом счетов № 1203.

Это все можно показать бухгалтерским проведением:

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Основание

Д-т

К-т

Передача имущества учредителем в уставной капитал медучреждения КНП

2513 «Долгосрочные финансовые инвестиции в капитал предприятий»

5212 «Капитал в предприятиях в иной форме участия в капитале»

р. 4.3 типовой корреспонденции*

*Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отображения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 № 1219

Медучреждения-КНП и изменения в налоговом статусе

После изменения статуса медучреждения-КНП состоящих на учете в налоговой как неприбыльные организации (так называемый Реестр неприбыльных учреждений). Однако, у них есть ряд ограничений по п. 133.4 НКУ, как должны быть прописаны в его уставе, а именно:

  • запрещается распределение полученных доходов (прибылей) предприятия или их части среди учредителей (участников), работников КНП (кроме оплаты труда, начисление ЕСВ), членов органов управления и других связанных с ними лиц (п. 1.6 типового устава с Методрекомендаций с преобразования ЗОЗ);
  • основной целью создания предприятия является предоставление первичной медицинской помощи и осуществления управления медицинским обслуживанием населения, что постоянно проживает (находится) на территории, например, г. Киева, но не ограничиваясь ним, а также принятие мер по профилактике заболеваний населения и поддержки общественного здоровья (п. 3.1 устава);
  • в случае прекращения предприятия (ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования) все активы предприятия передаются одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисляются в доход бюджета (п. 11.2 типового устава).

При нарушении медучреждения-КНП, как и другие неприбыльные организации, становится плательщиком налога на прибыль. В то же время для бюджетных учреждений то же самое, так как они тоже находятся в Реестре неприбыльных учреждений.

Внимание: КНП – неплательщики налога на прибыль. По факту изменения в налоговом статусе в сравнении с бюджетным учреждением нет, кроме нюанса по земельному налогу, который, как правило, решается местной советом на пользу медучреждения

Относительно других налогов, то:

  • медучреждение-КНП может быть плательщиком НДС на общих основаниях, так же, как и в бюджетном прошлом. Здесь изменений никаких;
  • оно НЕ может быть плательщиком единого налога. Причина – наличие в пп. 291.5.5 НКУ ограничения, что плательщиком единого налога не могут быть лица, если в уставном капитале есть доля юрлица-неплательщика единого налога, которая превышает 25%. В медучреждения-КНП – это местная община в лице управления муниципального имущества или государство;
  • медучреждения есть плательщиками земельного налога, если их не освободила от него местный совет. Обычно увольняют.

Статья подготовлена по материалам журнал "Главбух"


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді