Приказ о введении в эксплуатацию МНМА

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Автор
незалежний експерт із трудового законодавства, Слов'янськ
МНМА несмотря на свою малоценность приносят большую пользу работникам улучшая их условия труда. Большинство офисного оборудования и мебели - это МНМА. Как составить приказ о введении в эксплуатацию МНМА, акт о вводе в эксплуатацию МНМА, надо при этом учесть, нюансы ввода в эксплуатацию - в консультации

На какие МНМА надо составлять приказ

МНМА — это те основные средства, которые имеют низкую цену. Если пользоваться налоговыми правилами, то их стоимостный предел:

  • 20000 грн – для МНМА, которые введены в эксплуатацию с 23.05.2020 года (дата вступления в силу Закона № 466 и соответствующих изменений в пп. 14.1.138 НК);
  • 6000 грн – остается для тех МНМА, которые были введены в эксплуатацию к 23.05.2020 года.

Обратите внимание, что если активы уже были к 23.05.2020 определены как основные средства со стоимостью в пределах 6000-20000 грн, то переквалифицировать их на МНМА не нужно. Такого требования в НК нет. Однако, к приказу об учетной политике стоит внести изменения, особенно если вы плательщики налога на прибыль, который определяет налоговые разницы и не хочет появления новых разниц.

Обратите внимание, что 20000 грн – это предел для первоначальной стоимости, а не цены приобретение, которая включает те же самые компоненты, что и по п. 8 НП(С)БУ 7 «Основные средства», в том числе расходы на доставку и сумму уплаченной НДС в неплательщиков этого налога. Однако, если предприятие плательщика НДС, то эта стоимостная предел считается без НДС. Объясняем на простом примере:

  • если ноутбук приобрели за 19950 грн, а расходы на доставку 70 грн, то это основное средство в неплательщика НДС (=19950+70 = 20020 грн > 20000 грн);
  • за тех же условиях в плательщика НДС получится 16625 грн (=19950 – 19950/6) + 70 грн = 16695 грн 20000 грн. Это уже МНМА.

Як надати в оренду генератор: облік, ПДВ, акциз та екоподаток

Учет объектов МНМА ведется на счете 112, а в балансе предприятия они попадают в одну строку с основными средствами. Вообще МНМА – это не что-то самостоятельное, а всего на всего основные средства (ОС) с малой стоимостью, поэтому большинство того, что касается ОС касается МНМА.

От основных средств МНМА отличает:

  • другие возможные методы начисления амортизации (50/50 или 100%);
  • возможность вместо инвентарных номеров использовать номенклатурные (инвентарный - уникальный на каждый объект, а номенклатурный номер - может быть одинаков для целой группы объектов, которые имеют одинаковое назначение, технические характеристики и стоимость);
  • амортизация (если это метод 50/50) начисляется уже в месяце ввода в эксплуатацию (в обычных основных средств - со следующего месяца);
  • не надо определять ликвидационную стоимость (это ожидаемая стоимость объекта после окончания предполагаемого срока использования).

Типичные примеры МНМА (первоначальная стоимость ≤ 20000 грн): офисные кресла, столы, шкафы, мониторы, принтеры, сканеры, настольные телефоны, мышки, клавиатуры, мелкий инструмент (электропилы, бензиновые пилы, шлифовальные машинки, Электродрель, перфораторы, электрические лобзики, электрические отвертки, пневматические молотки), измерительное оборудование (датчики, штангенциркули, уровнемеры, рулетки, водосчетчики, газосчетчики, электросчетчики), некоторые автодетали (например, аккумуляторы), медицинское оборудование (ингаляторы, ультрафиолетовые лампы) и др. Так как это основные средства, то запланированный срок использования должно быть более 1 года.

Ввод МНМА в эксплуатацию 2024

Для ввода МНМА в эксплуатацию руководствуемся следующим алгоритмом:

  • назначаем комиссию о введении в эксплуатацию основных средств. МНМА - это часть основных средств. Желательно, чтобы у предприятия уже была постоянно действующая комиссия и это было зафиксировано определенным внутренним документом, например приказом (положением) об организации бухгалтерского учета. В составе комиссии должны быть ответственные лица, специалисты, которые причастны к объектам: руководитель (его заместитель), главный бухгалтер, бухгалтер по учету основных средств (если есть), работник с техническим образованием (например, инженер, если таковой имеется);
  • определяемся, действительно объект относится к МНМА (критерии см. выше). Объект следует осмотреть и изучить документы, подтверждающие его стоимость. Это может быть накладная, чек, оплаченный счет, акт оказанных услуг. Обратите внимание, что в 20000 грн входят не только стоимость самого объекта, но и расходы на доставку и другие составляющие первоначальной стоимости. Если предприятие неплательщик НДС, то будет входить и НДС. Например, инструмент покупной стоимости 22000 грн с доставкой 100 грн есть МНМА: 18333,33 (стоимость без НДС) + 100 грн (доставка) = 18433,33 грн
  • проверяем, указанный метод начисления амортизации для МНМА в приказе об учетной политике. Руководствуемся им. Если нет, то вносим изменения / составляем приказ об учетной политике. Методов может быть и несколько для разных типов МНМА. Рекомендуем выбрать метод 100% - стоимость объекта будет сразу отнесена на расходы, уменьшит налог на прибыль в месяце ввода в эксплуатацию. Единщикам правда это неважно;
  • составляем документы на ввод в эксплуатацию. Их должно быть два: приказ о введении в эксплуатацию и акт о вводе в эксплуатацию. Почему оба? Приказ надо для обоснования связи с хозяйственной деятельностью и назначении материально ответственного лица, а акт - для постановки на учет, подтверждение технического состояния и срока полезного использования. Можно еще дополнительно - протокол заседания комиссии о введении в эксплуатацию, но если подписи членов комиссии стоят в акте на ввод в эксплуатацию, то можно обойтись и без него.

Внимание: приказ и акт - основные документы при вводе в эксплуатацию МНМА.

Нужен ли приказ на ввод в эксплуатацию МНМА

Без приказа – не рекомендуем. Причина: при налоговой проверке за отсутствия приказа можно формально указать, что основные средства введены без приказа используются не в хозяйственной (непроизводственной) деятельности налогоплательщика. Следствие: можно потерять налоговый кредит по НДС по таким объектам (+ штраф за недоплату НДС в периоде приобретения МНМА).

Внимание: приказ о введении в эксплуатацию МНМА составляем обязательно, особенно если плательщики НДС!

Кроме того, на практике бывают спорные ситуации по классификации: МНМА, основное средство, МБП (малоценных быстроизнашивающихся предметов). Например, мелкий инструмент можно учитывать и в составе МБП (счет 22). Разница МНМА и МБП только в ожидаемый срок полезного использования - больше 1 года (МНМА) или меньше (МБП). Указание в приказе классификации объекта как МНМА расставляет все точки над «і» в спорной ситуации является признаком профессионального суждения. Конечно, составить приказ для руководителя помогает бухгалтер, так как руководитель обычно в таких нюансах как разделение ОС / МНМА / МБП вряд ли будет осведомлений.

Образец приказа о введении в эксплуатацию МНМА

В приказе о введении в эксплуатацию следует указать следующее:

  • какие именно объекты вводятся в эксплуатацию, их надо перечислить и указать количество. Один приказ может состоять сразу на несколько объектов;
  • тот факт, что объекты будут использоваться в хозяйственной деятельности. Если назначение объекта спорный, то желательно детализировать для чего именно предназначен объект МНМА. Например, «с целью обеспечения хозяйственной деятельности, а именно фотографирование образцов продукции для интернет-магазина предприятия, приказываю ввести в эксплуатацию фотоаппарат «Nikon 8200» (1 шт.) ...». Это пойдет на пользу при налоговой проверке плательщикам НДС;
  • кого назначают материально ответственным лицом (можно и несколько материально ответственных лиц по различным объектам МНМА)
  • действия, которые следует выполнить бухгалтеру (поставить объекты на учет).

Можно не указывать те сведения, которые дублируются в акте о введении в эксплуатацию (стоимость объекта, сроки использования), а также метод амортизации (если он выдающийся приказом об учетной политике).

Форма приказа о введении в эксплуатацию произвольная. Можно воспользоваться нашим примером.

Образец приказа о вводе в эксплуатацию МНМА

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА

Как составить акт ввода в эксплуатацию МНМА

Отдельного формы акта для МНМА нет. Надо использовать форму акта для ввода в эксплуатацию основных средств. И здесь может быть три варианта:

  • использовать форму ОЗ-1 (по приказу Госкомстата от 29.12.1995 № 352);
  • использовать форму акта ввода в эксплуатацию основных средств (по приказу Минфина от 07.10.2016 № 818, далееПриказ № 818). Несмотря назначения для бюджетников, ее можно использовать всем предприятиям. Лучше всего выбрать именно этот акт, так как он больше адаптирован к условиям современных НП(С)БУ и его использование разрешено п. 6 раздела и Приказа № 818;
  • разработать свою форму на основе вышеприведенных.

Акт ввода в эксплуатацию основных средств ОБРАЗЕЦ

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ АКТА

Бухгалтерские проводки по вводу в эксплуатацию

После составления приказа и акта на ввод в эксплуатацию можно поставить МНМА на учет.

Хозяйственная операция

Заимодатель

Сумма

Дт

Кт

Ввод в эксплуатацию МНМА хозяйственного назначения, метод 100%

Введено в эксплуатацию принтер

112

153

3800,00

Начисление амортизации принтера методом 100%

92

132

3800,00

Ввод в эксплуатацию МНМА нехозяйственного назначения, метод 100%

Введено в эксплуатацию чайник

112

153

1600,00

Начисление амортизации чайника методом 100%

92

132

1600,00

Начислено компенсирующее обязательства по НДС согласно пп. «г» п. 198.5 НК (= 1600 × 0,2)

949

643

320,00

Зарегистрирована сводная налоговая накладная по п. 198.5 НК в течение 20 кал. дней после окончания месяца

643

641

320,00

Ввод в эксплуатацию МНМА хозяйственного назначения, метод 50/50

Введен в эксплуатацию монитор

112

153

10000,00

Начислена амортизация монитора методом 50/50

92

132

5000,00


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді