РРО в медучреждении: бухучет и налогообложение

RU UA
Автор
керівник експертної групи Експертус Головбух
Три инструкции с примерами и образцами проводок помогут учесть приобретение, эксплуатацию и списание РРО. Будете знать условия и НДС-последствия операций. РРО требуется в дополнение к платежному терминалу, чтобы ввести в заведении безналичные карточные расчеты за медицинские услуги
КНП устраняют из практики наличные деньги. Расчеты за услуги с юридическими и физическими лицами только безналичные (п. 4 Постановления № 781, приложение 3 Типового договора). Из безналичных расчетов — карточные. Чтобы посетители могли рассчитываться с помощью платежных карт, УЗ должен установить POS-терминал и регистратор расчетных операций (РРО) или программный регистратор расчетных операций (ПРРО):
POS-терминал + РРО или ПРРО → Карточные расчеты
У вас уже есть инструкция по учету платежных терминалов. В следующих номерах на примерах разберем, как учитывать ПРРО. Рассмотрим учет приобретения, эксплуатации и ликвидации РРО, а также налоговые последствия этих операций.

Приобретение РРО у КНП

Кассовый аппарат — составляющая внеоборотных активов, ведь срок его эксплуатации превышает год. Какой срок у вашего РРО, смотрите в технической документации.
Учитывая стоимость, классифицируйте РРО как объект основных средств (ОС) или малоценных внеоборотных активов (МНМА). Стоимостную границу должна определять учетная политика заведения.
Если классифицировали РРО как ОС, учтите его на субсчете 104 «Машины и оборудование», как МНМА — на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы».
КНП может приобрести РРО или получить безвозмездно. Приобрести — за собственные средства, которые получили в качестве платы от НСЗУ, физических, юридических лиц или за средства от благотворителя. Оцените кассовый аппарат по первоначальной стоимости в зависимости от способа поступления РРО:

Как получили РРО

Какая формула первоначальной стоимости

Основание

Приобрели

Стоимость приобретения + расходы на доставку, опломбирование, программирование, подключение, перевод в фискальный режим и т.д.

п. 8 НП(С)БУ 7 «Основные средства»

Получили бесплатно

Справедливая стоимость на дату получения + дополнительные расходы согласно пункту 8 НП(С)БУ 7.
Справедливой стоимостью для машин и оборудования является рыночная стоимость (приложение к НП(С)БУ 19 «Объединение предприятий»)

п. 10 НП(С)БУ 7

Чтобы задокументировать поступление кассового аппарата, составьте:
  • акт приемки-передачи основных средств;
  • приказ о вводе в эксплуатацию основных средств;
  • акт ввода в эксплуатацию основных средств.

Определите срок полезного использования, ликвидационную стоимость (при наличии), метод амортизации и ответственное лицо. Подпишите приказ у руководителя. Акты оформляет комиссия по учету основных средств. Ее состав утверждает руководитель заведения.

Воспользуйтесь формами из Приказа № 818, Приказа № 352* или разработайте индивидуальные с обязательными реквизитами первички (ст. 9 Закона о бухучете). Заимствованные формы адаптируйте.
* Приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.1995 № 352 (утратил силу 22.10.2021).
На основании технической документации, сопроводительных документов, другой первички, актов комиссии откройте Инвентарную карточку учета основных средств в одном экземпляре.
Обезопасьтесь от замечаний контролеров: включите в документацию справку об опломбировании и акт ввода кассового аппарата в эксплуатацию, выданный центром сервисного обслуживания (ЦСО) (п. 13 Порядка № 601). Следовательно, избежите вопросов о законности эксплуатации РРО и начислении амортизации.
РРО от благотворителя учтите как целевые поступления. Целевое финансирование признайте доходом в течение срока полезного использования в сумме, пропорциональной начисленной амортизации (п. 18 НП(С)БУ 15 «Доход»).
Амортизацию РРО насчитывайте:
  • для ОС — по методу из пункта 26 НП(С)БУ 7;
  • для МНМА — по методу из пункта 27 НП(С)БУ 7.
Ежемесячную сумму амортизации показывайте в Расчете амортизации основных средств (кроме других внеоборотных материальных активов), Расчете амортизации других внеоборотных материальных активов или другом первичном документе. Сумму амортизационных отчислений включите в расходы на сбыт (счет 93), ведь используете РРО при продаже медицинских услуг (п. 19 НП(С)БУ 16 «Расходы»).

Учет приобретения РРО для КНП

В НДС-учете укажите приобретение кассового аппарата в общем порядке. Налоговый кредит по НДС начислите по правилу первого события на основании налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН.
Если использовать РРО только в случае предоставления освобожденных от налогообложения НДС медицинских услуг, начислите компенсирующие НДС-обязательства (п. 198.5 Налогового кодекса Украины; НК). Когда операции двойные, то есть облагаемые и увольненные, начислите распределительные НДС-обязательства (п. 199.1 НК).
Направьте налоговикам уведомления по форме № 20-ОПП в бумажной или электронной форме. Для этого есть 10 рабочих дней после регистрации, создания или открытия объекта налогообложения (п. 8.4 Порядка № 1588). В сообщении проинформируйте о хозяйственной единице, где будете применять РРО/ПРРО. Укажите код типа объекта налогообложения из справочника, например: 313 «Больница», 411 «Поликлиника» или 474 «Стоматологическая поликлиника», а также адрес расположения ЗОЗ.

Эксплуатация РРО в ЗОЗ

Посетителям, которые рассчитываются с помощью платежных карт через РРО с терминалом, должны предоставлять расчетные документы — фискальные чеки, в том числе на бумаге. Поэтому закупите ленты и другие расходные материалы, которые будут нуждаться в вашей модели РРО.
Расходные материалы в бухучете будут запасами. Оприходуйте их на склад по первоначальной стоимости на основании накладной поставщика (п. 8 НП(С)БУ 9 «Запасы»). Учтите на субсчете 209 «Прочие материалы». Используемые ленты и другие расходные материалы на основании накладной включите в расходы на сбыт. Чтобы списать расходные материалы для эксплуатации РРО, оцените их методом оценки запасов, который прописали в учетной политике заведения.
ЗОЗ не имеет права самостоятельно выполнять техобслуживание и ремонт РРО (п. 4 Порядка № 601). Ввод в эксплуатацию, техобслуживание и ремонт РРО осуществляет ЦСО на основании договоров, заключенных с собственником РРО. После техобслуживания заносят запись в паспорт (формуляр) кассового аппарата, если это предусмотрел изготовитель/поставщик (п. 17 Порядка № 601).
Поскольку затраты на техобслуживание и ремонт направлены, чтобы поддержать работоспособность РРО, включите их в расходы периода (п. 15 НП(С)БУ 7). На основании договора с ЦСО и акта выполненных работ, предоставленных услуг, увеличьте расходы по сбыту.

Учет приобретения расходных материалов для РРО

Ликвидация РРО в медучреждении

Решение о ликвидации РРО принимает руководитель медучреждения на основании выводов комиссии по списанию внеоборотных активов. Основанием для ликвидации РРО может быть:
  • техническая неисправность и нецелесообразность ремонта;
  • окончание срока службы, установленного в технической документации и при регистрации в ГНС;
  • переход на ПРРО;
  • исключение модели РРО из Госреестра и т.д.
ДПС периодически обновляет перечень моделей РРО, разрешенных/запрещенных для первичной регистрации.
Проверьте, нужно ли разрешение учредителя, чтобы ликвидировать РРО. Для этого ознакомьтесь с локальным порядком списания коммунального имущества. Случается, чтобы списать ОС или МНМА, медицинское учреждение должно заручиться разрешением учредителя.
Списание оформьте приказом руководителя ЗОЗ и актом списания основных средств в двух экземплярах. Отразите ликвидацию в Инвентарной карте учета основных средств. Затем передайте Инвентарную карту в архив.
Спишите с баланса остаточную стоимость и накопленную амортизацию, если учли РРО как ОС или как МНМА, который амортизировались любым методом, кроме метода 100% (п. 33 НП(С)БУ 7). Если классифицировали РРО как МНМА и насчитали амортизацию методом 100% в периоде ввода в эксплуатацию, с баланса спишите только сумму накопленной амортизации. Выполните запись: Д-т 132 «Износ необоротных материальных активов» — К-т 112.
Дополнительные расходы, такие как услуги ЦСО по снятию РРО по регистрации, распломбированию, демонтажу, включите в другие расходы, связанные со списанием внеоборотных активов, — на субсчете 976 «Списание внеоборотных активов» (Инструкция № 291).

 Учет списания РРО

Ликвидацию ОС по самостоятельному решению плательщика НДС приравнивают к поставкам товаров. Базу обложения НДС определяют по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации (пп. 14.1.191, 185.1, 189.9 НК). В то же время, пункты 189.9 и 189.10 НК предусматривают случаи, когда у плательщика НДС не возникает обязанности начислять НДС-обязательства. Чтобы избежать начисления НДС, в частности по пункту 198.5 НК, подайте органу контроля документ об уничтожении, разборке или преобразовании ОС другим способом, в результате чего его невозможно использовать по первоначальному назначению. Таким документом может быть акт о списании ОС, составивший комиссия КНП. Также получите акт выполненных работ, предоставленных услуг ЦЦС. Подключите техническую документацию на РРО. Этих документов будет достаточно, чтобы не начислять НДС обязательств по требованиям пункта 189.9 НК.

Нормы пункта 189.9 НК не распространяются на РРО, признанный МНМА.
Досрочное списание РРО, например в связи с переходом на ПРРО, контролеры могут расценить как нехозяйственное использование актива. Как следствие, они потребуют начислить НДС-обязательства по пункту 198.5 НК.
Напомним: базу налогообложения будете определять с учетом балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляете ликвидацию (при отсутствии учета внеоборотных активов — на основе обычной цены).
Не забудьте предупредить налоговиков о выбытии РРО в сообщении по форме № 20-ОПП.

 


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді