Скважина на сельхозпредприятии: налогообложение
- Когда агропредприятие, имеющее скважину будет платить рентную плата за спецводопользование
- Исчисление рентной платы за спецводопользование агропредприятия имеющего скважину
- Уплата агропредприятием, что имеет скважину рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых
- Уплата рентной платы за недра агропредприятием, что имеет скважину
- Уплата экологического налога агропредприятием, имеющим скважину
Якщо сільгосппідприємство має торговельну точку, то воно працює з РРО, оскільки неможливо дотримати вимоги щодо оформлення прибуткових касових ордерів. На цьому етапі автоматично згадуються платіжні термінали. Кому з торговців агропродукцією вони потрібні та що буде за порушення правил, розповів експерт
Когда агропредприятие, имеющее скважину будет платить рентную плата за спецводопользование
Сельхозпредприятия (юрлица, их обособленные подразделения), ФЛП, использующих воду, добытую в том числе из скважины, для собственных нужд или передачи на сторону, платят ренту за спецводопользование (п. 255.1 НКУ).
В ст. 49 Водного кодекса мы узнаем, что спецводопользование осуществляется на основании специального разрешения, далее в статье расскажем, когда такое разрешение не требуется.
Порядок получения разрешения изложен в той же ст. 49 Водного кодекса. Разрешение выдают территориальные органы Госводагентства.
В нем устанавливаются лимиты забора воды, использования воды и сброса загрязняющих веществ.
А вот платить ренту за спецводопользование должны не все пользователи скважины. Есть определенные льготы, о каждой из них подробно ниже.
У статті зосередимося на питанні звільнення від нарахування МПЗ пов’язані з запровадженням в Україні воєнного стану
Первая льгота
Плательщики ЕН группы 4 – освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по рентной плате за спецводопользование (пп. 5 п. 297.1 НКУ).
Вторая льготы
Не платят такую ренту водопользователи, использующие воду для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд (п. 255.2 НКУ):
- юридических лиц,
- ФЛП и
- плательщиков ЕН.
Санитарно-гигиенические потребности ― использование воды:
- в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и
- для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.
Если сельхозпредприятие (кроме плательщиков ЕН группы 4) воду добыли из скважины частично для питьевых и санитарно-гигиенических нужд, а частично на другие нужды, то ренту необходимо оплатить только за воду, использованную для других нужд (пп. 255.4.1 НКУ).
Третья льгота
Перечень видов использования добытой воды, за которую не взимается рента, приведен в п. 255.4 НКУ. Сельхозпредприятий может касаться следующие виды использования воды:
- для противопожарных нужд (пп. 255.4.2 НКУ);
- для обеспечения выпуска молодежи ценных промысловых видов рыбы и других водных живых ресурсов в водные объекты (пп. 255.4.8 НКУ);
- садоводческими и огородническими товариществами (кооперативами) (пп. 255.4.10 НКУ)
Четвертая льгота
Забор и/или использование воды в объеме до 5 м. куб. на сутки, кроме той, которую используют для производства (входит в состав) напитков и фасованной питьевой воды, не относится к спецводопользование (ст. 48 Водного кодекса).
А ведь это значит, что, если сельхозпредприятие добывает или использует добытую из скважины воду в таких количествах, это использование воды не будет специальным. Итак, сельхозпредприятие в принципе не будет плательщиком ренты за спецводопользование. При чем и разрешение на спецводопользование в этой ситуации получать не нужно.
К такому же выводу приходят и налоговики, отвечая на вопрос в подкатегории 118.05 ВИР.
Тримайте огляд роз’яснень податківців щодо ліцензування зберігання пального. Що робити, якщо під час воєнного стану працювали з простроченою ліцензією? В які строки маєте сплатити чергові платежі? Відповіді на ці та інші запитання знайдете в добірці
Исчисление рентной платы за спецводопользование агропредприятия имеющего скважину
Рента исчисляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из фактического объема использованной воды (п. 255.3, пп. 255.11.1 НКУ). Ознакомить со ставками ренты можно в пп. 255.5.2 НКУ.
Фактический объем использованной воды определяется по показателям измерительных приборов (пп. 255.11.10 НКУ). При отсутствии приборов ― по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, затраты электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и тому подобное). Если измерительных приборов нет, но имеется возможность их установки, рентную плату платят в двукратном размере.
Когда будете рассчитывать ренту, учтите лимиты, установленные в соответствующем разрешении (пп. 255.11.2 НКУ). За сверхлимитное использование воды или при отсутствии разрешения рентную плату будете взимать в пятикратном размере (пп. 255.11.13, пп. 255.11.15 НКУ).
Декларация по рентной плате (со специальным приложением 5) подайте в течение 40 к. дн. после окончания отчетного квартала в ГНС по месту налоговой регистрации сельхозпредприятия (пп. 257.3.4 НК).
Но согласно пп. 255.11.17 НК филиалы, отделения, другие обособленные подразделения водопользователя, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, составляют отдельный баланс, подают налоговые декларации и уплачивают рентную плату по своему месту налоговой регистрации. Если структурные подразделения плательщика не ведут отдельного бухучета, не составляют баланс, не имеют банковских счетов ― сельхозник подает декларацию и платит рентную плату по местонахождению водных объектов и по ставкам рентной платы, установленным для этих водных объектов (пп. 255.11.18 НК).
Ренту уплатите в течение 10 к. дн. по истечении предельного срока представления декларации (п. 257.5 НКУ).
Уплата агропредприятием, что имеет скважину рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых
Подземные воды относятся к полезным ископаемым (см. пп. 14.1.91 НКУ). Поэтому очевидно, что, добывая подземную воду из скважины, сельхозпредприятие добывает полезные ископаемые, а потому в принципе может попасть в круг плательщиков ренты за недра.
В НКУ есть 2 нормы, на основании которых сельхозпредприятие может быть плательщиком ренты.
Первая – пп. 252.1.1 НКУ
Там сказано, что плательщиками являются субъекты хозяйствования, которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений в пределах конкретных участков недр с целью осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых.
То есть, плательщиками по этой норме являются субъекты хозяйствования, получившие спецразрешение. Получается, если разрешения нет, то сельхозпредприятие не будет плательщиком ренты согласно этой норме.
Согласно ст. 21 Кодекса о недрах и добычи подземных вод осуществляется на основании специального разрешения на пользование недрами.
Но абзацем первым ст. 23 Кодекса о недрах определено, что землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать подземные воды (кроме минеральных) для всех нужд, кроме производства фасованной питьевой воды, при условии, что объем добычи подземных вод из каждого из водозаборов не превышает 300 куб. м. в сутки.
То есть, если сельхозпредприятие добывает воду в количестве не более 300 куб. м. в сутки, оно может не получать разрешение на пользование недрами. А если оно его не получило, то оно и не будет плательщиком ренты за недра.
Если же разрешение будет получено, то сельхозпредприятие будет плательщиком, даже если добывает менее 300 куб. м. в сутки.
К такому же выводу приходит и налоговая, отвечая на вопрос в подкатегории 122.01 ВИР.
Смотрим дальше.
В абзаце втором ст. 23 Кодекса О недрах приведен второй случай, когда добывать воду можно без разрешения. Это касается землевладельцев и землепользователей, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, в которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 %, в пределах предоставленных им земельных участков при добыче подземных вод (кроме минеральных) для сельскохозяйственных, производственных, а также собственных хозяйственно-бытовых нужд.
Навіщо ДПС проводить зустрічні звірки і як відповісти на запитИтак, если сельхозпредприятие придерживается приведенного критерия, оно также может добывать воду без разрешения. Поэтому если разрешение не получалось, оно не будет плательщиком ренты за недра. Если разрешение будет получено, сельхозпредприятие будет плательщиком ренты за недра.
Вторая – пп. 252.1.4 НКУ
Плательщиками ренты являются землевладельцы и землепользователи, осуществляющие хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование.
Итак, если у сельхозпредприятия есть разрешение на спецводопользование, оно автоматически становится плательщиком ренты за недра согласно приведенной нормы НКУ. Даже если оно не является плательщиком согласно норме пп. 252.1.1 НКУ.
Вместе с тем в пп. 252.1.4 НКУ указано, что эта норма не касается фермерских хозяйств. То есть, фермерские хозяйства не будут плательщиками ренты, если добывают воду на основании полученных разрешений на спецводопользование.
Уплата рентной платы за недра агропредприятием, что имеет скважину
Объектом налогообложения рентой является объем добытой подземной воды (пп. 252.3 НК).
Размер рентной платы определяется по формуле, приведенной в п. 252.18 НК.
Декларацию по рентной плате (со специальным приложением 1) подают, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором получена или переоформлено разрешение (п. 252.23 НК), в течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала до ГНС по месту нахождения скважины (п. 257.1, пп. 257.3.1 НК).
Если место налогового учета не совпадает с местонахождением скважины, плательщик должен по месту своей налоговой регистрации представить копию декларации и копию платежного документа об уплате ренты.
Ренту уплачивают по местонахождению скважины в течение 10 к. дн. по истечении предельного срока представления декларации (пп. 252.25.1, п. 257.5 НКУ).
Уплата экологического налога агропредприятием, имеющим скважину
В соответствии с пп. 240.1.2 НКУ плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, при осуществлении деятельности которых осуществляются сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты.
Водный объект-природный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредотачиваются воды (море, лиман, река, ручей, озеро, водохранилище, пруд, канал, а также водоносный горизонт) (ст. 1 Водного кодекса).
Поэтому если сельхозпредприятие добывает подземную воду и в дальнейшем осуществляет сбросы отработанной воды в водные объекты, оно будет плательщиком эконалога.
Объектом и базой налогообложения являются объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты (пп. 242.1.2 НКУ).
Стоит отметить, что нормативные объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются в водные объекты, указываются в разрешении не спецводопользования.
Ставки налога, коэффициенты приведены в ст. 245 НКУ.
Суммы экологического налога, взимаемого за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, исчисляются плательщиками самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов сбросов, ставок налога и корректирующих коэффициентов по формуле, приведенной в п. 249.5 НКУ.
Декларацию по эконалогу (со специальным приложением 2) подают в течение 40 к. дн после окончания отчетного квартала до ДФС по месту осуществления сбросов (пп. 250.2.1 НКУ).
Уплачивают налог в течение 10 к. дн, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (п. 250.2 НКУ).