Ограничение валютных операций в условиях военного положения
- Валютные ограничения в Украине
- Почему срок валютного надзора 120 к. дней действует «задним числом»
- Предельные сроки расчетов по операциям экспорта
- Предельные сроки расчетов по операциям импорта
- О стоимостном пороге операции для валютного надзора
- Об ответственности за нарушение сроков валютного надзора
- О валютных расчетах с участниками россии и беларуси
Які перевірки відновили з 2 червня та як тепер штрафуватимуть
Валютные ограничения в Украине
Существующие виды валютных ограничений наглядно представлены в таблице ниже.
ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 2022 | ||
Вид ограничения | Суть ограничения | Объяснение |
Предельные сроки расчетов по экспортно-импортным операциям (если операция на сумму 400 тыс. грн и больше) |
| В течение данного времени должен быть закрыт ВЭД-контракт. Контроль соблюдения этих предельных сроков возлагается на коммерческие банки** |
Выдача наличных денежных средств в иностранной валюте со счета клиента банка за пределами Украины*** |
| Эквивалент определяется по курсу НБУ, который в условиях военного положения пока остается неизменным |
Операции по рф и рб | Запрет валютных расчетов российскими и белорусскими рублями, расчеты с участниками из этих стран при использовании платежных карт и других электронных платежных средств. | Ограничения охватывают практически всю сферу валютных расчетов с участниками из россии и беларуси |
* в период с 05.04.2022 по 07.06.2022 предельный срок расчетов был установлен 90 к. дней; ** Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, постановление правления НБУ от 02.01.2019 г. №7 (далее — Инструкция № 7); *** из пп. «1» п. 52 постановления правления НБУ от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения» (далее — Постановление № 18) |
Обратите внимание на то, что:
- произошло увеличение предельного срока применения банковского валютного надзора, то есть максимальных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям с 90 к. дней до 120 к. дней (о применении этого ограничения см. далее). За период военного положения данные сроки изменились уже дважды — в апреле, когда поменяли 365 к. дней на 90 к. дней, и в июне, когда заменили 90 к. дней на 120 к. дней. Причем эта последняя замена произошла «обратно», то есть срок 120 к. дней применяется не только к операциям, начатым с 08.06.2022 года, но и к тем, которые начались ранее — к операциям с 05.04.2022;
- стандартным предельным сроком расчетов по ВЭД-контрактам для «мирного» времени были и остаются 365 к. дней. Как только военное положение будет отменено, то должен вернуться этот стандартный 365-дневный период;
- остается отсутствующей обязательная продажа выручки экспортерами. Его не вводили и в период военного положения, хотя несколько лет назад такое ограничение существовало и было связано с необходимостью поддержания курса национальной валюты. Отменена обязательная продажа была еще в 2019 году с валютной либерализацией в Украине. Таким образом, вся выручка по-прежнему остается на текущем счете экспортера.
Теперь подробнее рассмотрим особенности и ответственность по применению каждого упомянутого ограничения.
Внимание: 120 к. дней — новый срок валютного надзора за экспортно-импортными операциями, применяемый к операциям, начатым в период с 05 апреля 2022 года.
- ПДВ-новації: відновлення реєстрації ПН, формування податкового кредиту й уточнення зобов’язань
- Не виплатили зарплату через війну: чим це загрожує
- Як змінилися трудові відносини в умовах війни
- Які перевірки відновили і як тепер штрафуватимуть
- На час війни свята скасували: як це вплине на відпустки та лікарняні
Почему срок валютного надзора 120 к. дней действует «задним числом»
Ограничения продолжительности валютного надзора за ВЭД-контрактами установлены п. 21 раздела II Положения о мерах защиты и определении порядка совершения отдельных операций в иностранной валюте с постановления правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5 (далее — Положение № 5). Там оно определено для обычного, то есть «мирного» времени – 365 к. дней. Однако на период военного положения следует учитывать ограничение еще двух нормативных документов:
- п. 142 Постановления №18;
- обновление апрельского постановления другим постановлением НБУ от 07.06.2022 г. № 113, в которой 90-дневный срок был заменен на 120-дневный.
Получается, что последнее постановление НБУ заменяет цифру «90» на «120» в прошлом Постановлении № 18, в котором прямое указание на период начала действия этого ограничения. Так, текст п. 142 Постановления № 18 теперь читается так: «Предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров составляют 120 календарных дней и применяются к операциям, совершенным с 05 апреля 2022 года». Следовательно, все по всем экспортно-импортным операциям, которые уже были начаты с указанной даты, действует 120-дневный срок расчетов.
Предельные сроки расчетов по операциям экспорта
Упомянутое 120-дневное ограничение следует читать так, что между датой начала операции и ее завершением должно пройти не более 120 к. дней. Причем первый и последний день на примере экспорта определяется следующим образом:
- день начала надзора — день экспорта товара;
- день окончания надзора — это день оплаты такого товара зарубежным покупателем.
При этом день начала и день конца определяется по правилам, приведенным в таблице ниже (см. п. 7 раздела II, п. 9 раздела III Инструкции № 7).
ВАЛЮТНЫЙ НАДЗОР ПО ЭКСПОРТУ | |
Дата начала надзора | Дата конца надзора |
|
|
Обратите внимание, что днем оплаты товара считается поступление денег именно на текущий счет украинского банка, так как именно такой тип счетов упоминается в Инструкции № 7. Обратите внимание, что не распределительный счет, который может быть первым при зачислении средств, а именно текущий счет клиента.
Предельные сроки расчетов по операциям импорта
Для импортной операции счет времени происходит несколько иначе, а именно так, как показано в таблице ниже (см. п. 7 раздела ІІ, п. 9 раздела ІІІ Инструкции № 7).
ВАЛЮТНЫЙ НАДЗОР ПО ИМПОРТУ | |
Дата начала надзора | Дата конца надзора |
|
|
* действует только после предъявления документа банка |
Если происходит импорт услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, то датой окончания надзора считается дата составления:
- акта приемки-передачи;
- счета (инвойса);
- или иного документа, который по условиям ВЭД-контракта свидетельствует о выполнении нерезидентом работ, оказании им услуг, передаче прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав.
Однако такие документы необходимо предъявить банку самостоятельно, так как электронного реестра, в отличие от таможенных деклараций, нет. Также обратите внимание, что банк может снять операцию по надзору только «после предъявления» таких документов — если с этим затянуть, то можно заработать штраф, хотя дата самого документа и попадет в указанные предельные сроки расчетов. Дело в том, что если требование Инструкции №7 понимать буквально, то датой истечения отсчета предельного срока является все же дата получения банком документа, так как там указано «после предъявления». Многое здесь еще и отдается по усмотрению банка (п. 13 раздела III Инструкции № 7).
Данная проблема определения даты завершения банковского надзора не возникает при использовании таможенных деклараций, так как подача данных из реестра автоматизирована.
Внимание: если вместо таможенной декларации используется другой документ — не затягивайте по предъявлению документов банка.
Розповімо, хто із платників та в які строки має відновити реєстрацію ПН та РК. Консультація допоможе бути готовим реєструвати податкові накладні, правильно включати суми до «воєнного» податкового кредиту і подавати уточнення до декларації.
О стоимостном пороге операции для валютного надзора
400 тыс. грн — это так называемый незначительный размер сделки. При его превышении операция попадает под денежный надзор. Эта сумма совпадает со стоимостным пределом обязательного финансового мониторинга, которая определена Законом от 06.12.2019 № 361. Обратите внимание, что дробить одну крупную операцию на меньшие во избежание валютного надзора — прямо запрещено (пп. «1» п. 22 раздела II Положения № 5).
Данное ограничение также применяется и по частично завершенным операциям. Так, валютный надзор банком завершается, если сумма незавершенных расчетов по операции по экспорту, импорту товаров не превышает эти 400 тыс. грн (см. пп «1» п. 9 раздела III Инструкции № 7).
Об ответственности за нарушение сроков валютного надзора
Ответственность за нарушение предельных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям существует и определена в ч. 5 ст. 13 Закона «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 № 2473 (далее — Закон № 2473), а также в п. 9 Инструкции №7. Правила здесь следующие:
- существует пеня, которая начисляется с 1-го дня, следующего за предельным днем валютного надзора. В данном случае со 121-го дня (в «мирное» время – 366-го). Она составляет 0,3% от суммы неполученной оплаты по договору (стоимости товара, который не был поставлен) — за каждый день просрочки;
- валюта пени — гривна, если контракт заключен в гривне и гривневый эквивалент по курсу НБУ на дату возникновения задолженности — если контракт заключен в иностранной валюте;
- общий размер начисленной пени не может превышать общую сумму неполученных средств по договору (стоимости непоставленного товара).
При этом никаких штрафных санкций банк самостоятельно не начисляет, а уведомляет о нарушении органы ГНС (ч. 6. ст. 11 Закона № 2473). Как правило, о нарушении предельных сроков банк сообщает и самому нарушителю, хотя и не обязан это делать.
Внимание: военное положение и карантин не упраздняют пеню за нарушение предельных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям.
Налоговики, в свою очередь, начисляют эту пеню и занимаются ее взысканием (ч. 8 ст. 13, ст. 15 Закона № 2473). Они сначала должны провести проверку и зафиксировать нарушения в акте проверки, затем отправить соответствующее налоговое уведомление-решение (ППР). Такая пеня включается в денежные обязательства резидента – налогоплательщика (пп. 14.1.39 НКУ) и подлежит уплате в течение 10 рабочих дней после получения НПР (абз. 1 п. 57.3 НКУ).
На период действия военного положения и COVID-карантина никаких исключений по данной пени нет, так как данная пеня определена не НКУ, а специальным Законом № 2473, нормы которого имеют преимущество над нормами другого законодательства, в т.ч. НКУ. Что касается самих проверок — камеральные и документальные внеплановые проверки стали возможны еще с 27 мая 2022 года (подробнее — в материале Возврат регистрации НН, налоговых проверок и бюджетного возмещения НДС — анализ Закона № 2260).
О валютных расчетах с участниками россии и беларуси
Валютные ограничения по расчетам с участниками по рф и рб определены п. 151 и п. 17 Постановления № 18. Так, кроме упомянутых ранее ограничений, также имеются и следующие валютные операции:
- участниками, которыми является юрлицо или физлицо, имеющее местонахождение в рф или рб;
- для выполнения обязательств перед юрлицами и физлицами, имеющими местонахождение (зарегистрированные/постоянно проживающие) в рф или в рб.
Операции с участниками из рф и рб можно провести только при наличии определенных исключений, в том числе таких (полный перечень — см. п. 172 Постановления № 18):
- перевод на спецсчета НБУ для сбора средств на поддержку ВСУ (или счета министерств);
- перевод средств на счета резидентов в банках по операциям по экспорту товаров; возврат средств по операциям по импорту товаров;
- переводы средств лиц с происхождением из рф или рб между своими собственными счетами.
Однако по операциям российскими рублями и белорусскими рублями упомянутые исключения тоже не работают.