Товарный учет в ФЛП: как организовать
Кто ведет учет товаров
Предприятие, осуществляющее расчетные операции с наличными деньгами и платежными карточками, обязано вести учет товарных запасов и продавать только тот товар/услугу, что отражены в учете (абз. 1 п. 12 ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 266/95-ВР; далее – Закон об РРО).
Эти требования не распространяются на ФЛП на едином налоге — не плательщиков НДС. При условии, что они не реализуют:
- технически сложные товары на гарантии;
- лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных камней органогенного образования (абз. 3 п. 12 ст. 3 Закона об РРО).
Выходит, что товарный учет — must have для ФЛПов:
- на общей системе налогообложения;
- единому налогу третьей группы - плательщиков НДС (ставка 3%);
- единому налогу — не плательщикам НДС (ставка 5%), торгующим товаром на гарантии, лекарствами, медицинскими и ювелирными изделиями.
В Порядке ведения учета товарных запасов для физических лиц-предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога, утвержденном приказом Минфина от 03.09.2021 № 496 (далее — Порядок № 496) для ФЛП установлена обязанность вести учет товарных запасов по месту их реализации. Этот документ не привязывает учет к конкретным товарам. Поэтому если ФЛП попал под действие Порядка № 496 и обязан вести учет товарных запасов по месту их реализации, он должен учитывать все имеющиеся в реализации товары.
Форма ведения учета товарных запасов
Что такое форма ведения учета товарных запасов? ФЛП ведет такую форму в бумажной или электронной форме. Разберем, как ее восполнить.
КАКИЕ ДАННЫЕ И В КАКОМ ПОРЯДКЕ ЗАЗНАЧИТЬ В ФОРМЕ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ
Учет товарных запасов ФЛП : как хранить первичные документы
Форма ведения учета товарных запасов должна содержать информацию о поступлении и выбытии товаров из первичных документов (п. 1 разд. II Порядка № 496). Они – неотъемлемая часть учета.
Первичные документы – это:
- накладные, транспортные документы, таможенные декларации;
- акты закупки, фискальные и товарные чеки;
- другие документы, содержащие реквизиты, позволяющие идентифицировать поставщика и получателя товара, дату проведения операции, наименование, количество и стоимость товара (п. 2 разд. и Порядка № 496).
Форму учета, первичные документы на товары держите в месте продажи/хозяйственном объекте. Храните их до тех пор, пока не выбыла последняя единица товара, отраженного в таких первичных документах (п. 10 разд. II Порядка № 496).
ФЛП, осуществляющий деятельность в нескольких местах продаж или хозяйственных объектах, должен вести учет товарных запасов также по каждому отдельному месту продажи на основании первички:
- подтверждающая, что товар получил ФЛП или отдельное место продажи;
- о внутреннем перемещении товаров между ФЛПом и принадлежащими ему отдельными местами продажи.
Ежемесячно группируйте первичные документы в хронологическом порядке и/или подшивайте для дальнейшего хранения вместе с Формой учета.
Продавцам, реализующим товары, не учтенные в установленном порядке, или не предоставили во время проверки документов, подтверждающих учет товаров, размещенных в месте продажи / хозяйственном объекте, грозит штраф в размере стоимости товаров, проданных с нарушением, но не менее чем 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан — 170 грн (ст. 20 Закона об РРО).