Бухучет приобретения огнетушителей
Что такое огнетушитель и их виды
Огнетушитель определяется как техническое средство, которое предназначено для прекращения горения путем подачи содержащегося в его корпусе огнетушащего вещества под действием избыточного давления, по массе и конструктивному выполнению пригодное для транспортировки и применения человеком (п. 5 Правил эксплуатации и типовых норм принадлежности огнетушителей , утвержденные приказом МВД от 15.01.2018 № 25, далее – Правила № 25).
Огнетушители бывают таких видов (п. 6 Правил № 25):
- водяные (ВВ);
- водопенные (ВВП), в т.ч. аэрозольные (иногда обозначают ВВПА);
- газовые (ВГ), в т.ч. числе углекислотные (ВВК);
- порошковые (ОП).
Національна сертифікація бухгалтерів — 2025
Обязательны ли огнетушители для субъектов хозяйствования
Обязательны, но не для всех. Так, огнетушитель обязателен, если:
- именно на субъекта хозяйствования возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности определенных объектов или работ;
- правила пожарной безопасности предусматривают для таких объектов или работ наличие именно огнетушителей как средства пожаротушения. Огнетушитель – это только один в перечне первичных средств пожаротушения.
Такие выводы можно сделать из пункта 1 раздела I Правил пожарной безопасности в Украине , утвержденных приказом МВД от 30.12.2014 № 1417 (далее – Правила № 1417).
Внимание: в вопросе обязательности приобретения огнетушителей нужно выяснить, кто заботится о пожарной безопасности конкретного объекта или выполнения конкретных работ.
Поради з організації роботи коворкінгу: документальне оформлення, вибір КВЕДу, РРО, ліцензування, подання 20-ОПП. Облік приміщення, офісної техніки і меблів. Обчислення собівартості послуги та бухпроведення з обліку послуг коворкінгу. Податкові наслідки для коворк-центрів
Правила пожарной безопасности – не только для субъектов ведения хозяйства
Кроме субъектов хозяйствования, правила пожарной безопасности обязательны также для (п. 2 разд. и Правил № 1417):
- органов государственной власти;
- органов местного самоуправления;
- граждан Украины;
- иностранцев и лиц без гражданства.
Выходит, что «автоматической» связи между статусом субъекта хозяйствования и обязательным наличием огнетушителей как средств пожаротушения нет. Однако обязательность средств пожаротушения важна в аргументации их связи с хозяйственной деятельностью. Поэтому разберем вопрос о месте огнетушителей в правилах пожарной безопасности более подробно.
Когда существуют требования по соблюдению пожарной безопасности
Требования по пожарной безопасности действуют во время (п. 1 разд. и Правил № 1417):
- эксплуатации определенных объектов – здания, сооружения разного назначения и прилегающие к ним территории, другое недвижимое имущество, оборудование, оборудование, строительные площадки;
- проведении определенных работ – по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, техническому перевооружению зданий и сооружений.
Так, к работам, нуждающимся в первичных средствах пожаротушения (огнетушителя, ящика с песком и лопатой) относятся сварочные и другие огневые работы (п. 1.1 разд. VII Правил № 1417).
Когда обязательны именно огнетушители
Огнетушители среди первичных средств пожаротушения упоминаются в отношении (п. 3.6 Правил № 1417):
- территорий предприятий, зданий, сооружений, помещений, технологических установок;
- зданий, сооружений и помещений, оборудованных любыми типами пожаротушения, пожарной сигнализации или внутренними пожарными кран-комплектами.
До начала эксплуатации таких объектов огнетушители уже должны быть – с соблюдением Правил № 25.
С учетом этих правил следует, что субъекту хозяйствования не нужно иметь огнетушители, если он:
- не эксплуатирует здания, сооружения, помещения, технологические установки;
- не выполняет пожароопасные работы.
Другие средства, обязательные вместе с огнетушителями
Кроме огнетушителей еще как первичные средства пожаротушения должны быть (то же п. 3.6 Правил № 1417):
- ящики с песком;
- бочки с водой;
- покрывала из негорючего теплоизоляционного материала;
- пожарные ведра;
- совковые лопаты;
- пожарные инструменты, используемые для локализации и ликвидации пожаров на их начальной стадии развития.
Следовательно, все выводы нашей консультации актуальны не только по поводу огнетушителей, но и всех этих средств.
Документы, свидетельствующие о соблюдении правил пожарной безопасности субъектом хозяйствования
Начало работы вновь образованных предприятий, начало использования субъектом хозяйствования объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений или их частей) осуществляется субъектом хозяйствования на основании (п. 2 ст. 57 Кодекса гражданской защиты Украины):
- поданной декларации соответствия материально-технической базы предприятия требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности. Такими требованиями можно считать и Правила № 1417;
- положительного заключения по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения – для хозяйствующих субъектов с высокой степенью риска.
Кроме того, Правила № 1417 предусматривают существование специальных технических журналов по учету:
- технического обслуживания средств первичного пожаротушения. Существует и Журнал учета огнетушителей (форма присутствует в Приложении 2 Правил № 25);
- проверку технического состояния разных пожароопасных устройств, оборудования.
Журнал учета огнетушителей содержит данные о:
- тип огнетушителя;
- место расположения;
- дату проведения осмотра,
- выводы по результатам обзора;
- перечень принятых мер по устранению выявленных недостатков;
- дату направления огнетушителя на техническое обслуживание;
- дату возвращения огнетушителя по техническому обслуживанию;
- наименование организации, осуществившей техническое обслуживание.
Может ли предприятие эксплуатировать здание, но не обязанным покупать огнетушители
Может, если арендатор и договор аренды не предусматривает обеспечения пожарной безопасности за арендатором. Так, в случае передачи в аренду целостного имущественного комплекса или отдельных его частей, помещений, других объектов по договоренности сторон гражданско-правового договора определяются права и обязанности арендатора и арендодателя в отношении:
- обеспечение пожарной безопасности;
- ответственности за нарушение требований пожарной безопасности на объекте аренды
Выходит, что в договоре аренды можно предусмотреть, что ответственность за обеспечение требований противопожарной безопасности несет арендодатель и именно он снабжает помещение огнетушителями и другими средствами первичного пожаротушения.
Шукайте в системі «Експертус Головбух» опис робочої ситуації, яка аналогічна вашій, потрібні форму (зразок), довідник, відео. Якщо не знайдете, то можете надіслати звернення до нашої експертної підтримки через Онлайн-помічник
Есть ли за приобретенными огнетушителями налоговый кредит по НДС и налоговые расходы
Да, если огнетушитель был для такого субъекта хозяйствования обязательным. Налоговики вполне могут отменить налоговый кредит по НДС после налоговой проверки, если предприятие не может доказать обязательность огнетушителей, а следовательно, связь их приобретения с хозяйственной деятельностью. С учетом ранее рассмотренных правил пожарной безопасности, такими доказательствами являются:
- эксплуатация определенных объектов и выполнения пожароопасных работ;
- наличие требования по обеспечению пожарной безопасности в договоре аренды, если такие пожароопасные объекты арендованы;
- представлена декларация соответствия или имеющееся положительное заключение экспертизы противопожарного состояния;
- есть технические журналы, в том числе Журнал учета огнетушителей.
Кроме того, руководитель предприятия должен определить (п. 2 разд. II Правил № 1417):
- обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности;
- ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, участков, технологического и инженерного оборудования, а также за содержание и эксплуатацию средств противопожарной защиты.
Если эти требования не соблюдаются, то налоговики полностью вправе снять налоговый кредит на приобретенные огнетушители, учитывая, что в этом случае их приобретение не связано с хозяйственной деятельностью.
Внимание: приобретение огнетушителей может не иметь связи с хозяйственной деятельностью, поскольку их наличие не всегда обязательно именно для конкретного субъекта хозяйствования.
Аналогичная ситуация с расходами в налоговом учете плательщиков налога на прибыль – крупнодоходчиков: если огнетушители были не обязательны, то возникают налоговые разницы, направленные на снятие таких расходов с финансового результата до налогообложения. Речь идет о расходах на:
- амортизацию огнетушителей или их списание после использования;
- техническое обслуживание.
Для малодоходников вопрос о расходах не актуален, ведь они ведут налоговый учет полностью по правилам бухгалтерского учета.
Чем является огнетушитель в бухгалтерском учете
В большинстве случаев огнетушители – малоценные быстроизнашивающиеся предметы (МБП) или малоценные необоротные материальные активы (МНМА). Однако еще огнетушители могут быть и обычными основными средствами (ОС).
При учетной классификации огнетушителей все зависит от ответа на вопрос: ожидается ли эксплуатировать огнетушитель более 1 года. Подразумевается ожидаемый срок эксплуатации по учетной политике – именно этот срок является определяющим. Однако для огнетушителей еще есть:
- гарантийный срок – как правило, это 24 месяца для одноразовых аэрозольных;
- рекомендованный по паспорту эксплуатационный – обычно 10 лет для многозарядных.
В учетной политике можно указывать любой срок, не обязательно по паспорту. Целесообразно для огнетушителей выбирать сроки использования для:
- одноразовых – 12 месяцев (1 год), поскольку удобнее признать МБП, чтобы сразу списать после приобретения;
- многозаправочных – 4 года, поскольку такой срок действует для группы 6 «инструменты, приборы, инвентарь, мебель» (пп. 138.3.3 Налогового кодекса Украины, далее – НК) и позволяет быстрее амортизировать такие объекты, если они признаны ОС.
Если выбирать такие сроки, то одноразовые огнетушители – это МБП, а многозаправочные – МНМА или ОС.
Аби не припиняти госпдіяльність, бізнес почав встановлювати альтернативні джерела енергії. Місцева влада допомагає сміливцям — частково компенсує вартість обладнання. Як суб’єктам господарювання оподаткувати й облікувати цільові кошти — пояснює експерт
Огнетушители могут быть ОС, если предприятие приобрело стоимостные системы пожаротушения, для которых выполняются одновременно два условия:
- ожидаемая эксплуатация – более 1 года, например, 4 года;
- стоимость превышает стоимостный предел разделения МНМА/ОС, который утвержден в учетной политике. К примеру, более 20 000 грн. Если стоимость меньше – должна быть признана МНМА.
Примером огнетушителя-ОЗ может быть огнетушитель углекислотный ВВК-56 (ОУ-80) для АЗС – его стоимость по состоянию на июль 2024 года может быть больше 20 000 грн.
Несмотря на разную учетную классификацию и счета учета, и огнетушители-МНМА, и огнетушители-ОС в финансовой отчетности предприятия отражаются в одной строке – как ОС, ведь МНМА – это тоже часть ОС. Итак, основным следствием в решении вопроса МНМА-ОС является вопрос амортизации. Огнетушители-МНМА могут быть сразу амортизированы на 100% (см. таблицу выше), чего нельзя сделать с огнетушителями-ОС.
Стоимостной критерий есть только в различении огнетушителей-ОС и огнетушителей-МНМА. Для огнетушителей-МБП стоимостный критерий отсутствует. Все огнетушители, для которых ожидаемый срок эксплуатации в пределах года – это МБП.
ВЫБОР УЧЕТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОГНЕДЕРЖНИКОВ | ||
⇓ | ||
Критерий 1: каков ожидаемый срок эксплуатации огнетушителей? | ||
> 1 год | ≤ 1 год | |
⇓ | ||
Критерий 2: какова стоимость огнетушителя? | ||
≤ 20 000 грн | > 20 000 грн | |
⇓ | ⇓ | ⇓ |
1. Классификация в бухгалтерском учете: | ||
МНМА (часть ОС, внеоборотные активы) | ОС (необоротные активы) | МБП (часть запасов, оборотные активы) |
2. Счет учета: | ||
112 «Малоценные внеоборотные материальные активы» | 106 «Инструменты, приборы и инвентарь» | 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» |
3. Возможные методы амортизации**: | ||
|
| не начисляется |
4. Первичные документы для учета | ||
| ||
* данный предел определен пп. 14.1.138 НК, но она не обязательна для плательщиков налога на прибыль-малодоходников и единщиков. У крупнодоходников отклонение от данного предела повлечет за собой налоговые разницы; ** см. п. 26 и п. 27 НП(С)БУ 7 «Основные средства» |
Українські підприємства активно залучають іноземні інвестиції, виграють гранти і розвиваються. Хочете бути серед успішних? Підвищуйте кваліфікацію за Міжнародними стандартами фінансової звітності
Бухгалтерские проводки по приобретению огнетушителей
Учет приобретения огнетушителей в бухгалтерских проводках для 3-х вариантов (МБП, МНМА, ОС) приводим в таблице.
УЧЕТ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ | ||||
№ | Хозяйственная операция | Дт | Кт | Сумма |
Учет как МБП | ||||
1 | оприходовано 10 одноразовых аэрозольных огнетушителей ВВПА-14 с гарантийным сроком 2 года, но с ожидаемым сроком эксплуатации по учетной политике – 12 месяцев (определяющий); стоимость одного огнетушителя – 350 грн, в т.ч. НДС; стоимость огнетушителей без НДС – 350,00 грн × 10 шт. × 5/6 = 2916,67 грн | 22 | 631 | 2916,67 |
2 | отражены в учете расчеты по НДС (= 350,00 грн × 10 шт. × 1/6 = 500,00 грн) | 644.2 | 631 | 583,33 |
3 | признан налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной | 641.1 | 644.2 | 583,33 |
4 | уплачено за огнетушители | 631 | 311 | 3500,00 |
5 | огнетушители списаны с учета после их передачи материально-ответственным лицам (лицам, отвечающим за пожарную безопасность объекта) | 92 (91)* | 22 | 2916,67 |
6 | административные расходы отнесены на финансовый результат | 791 | 92 | 2916,67 |
7 | распределены общепроизводственные расходы | 23 | 91 | |
901 | ||||
Учет как МНМА | ||||
1 | оприходовано 10 огнетушителей ОП-2 с гарантийным сроком 12 лет, рекомендованным сроком по паспорту – 10 лет, но с ожидаемым сроком эксплуатации по учетной политике – 4 года (определяющий); стоимость одного огнетушителя – 300 грн, в т.ч. НДС; стоимость огнетушителей без НДС – 300,00 грн × 10 шт. × 5/6 = 2500,00 грн | 153 | 631 | 2500,00 |
2 | отражены в учете расчеты по НДС (= 300,00 грн × 10 шт. × 1/6 = 500,00 грн) | 644.2 | 631 | 500,00 |
3 | признан налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной | 641.1 | 644.2 | 500,00 |
4 | уплачено за огнетушители | 631 | 311 | 3000,00 |
5 | огнетушители введены в эксплуатацию как МНМА | 112 | 153 | 2500,00 |
6 | начислена амортизация огнетушителей по методу 100% | 92 (91)* | 132 | 2500,00 |
7 | административные расходы отнесены на финансовый результат | 791 | 92 | 2500,00 |
8 | распределены общепроизводственные расходы | 23 | 91 | |
901 | ||||
9 | огнетушители списаны с учета по истечении срока эксплуатации или их использования по назначению | 132 | 112 | 2500,00 |
Учет как ОС | ||||
1 | оприходован 1 огнетушитель ВВК-56 (ОУ-80) с гарантийным сроком 12 месяцев, рекомендованным по паспорту – 10 лет, но с ожидаемым сроком эксплуатации по учетной политике – 4 года (определяющий); стоимость одного огнетушителя – 22800 грн, в т.ч. НДС; стоимость огнетушителей без НДС – 22800,00 грн × 5/6 = 19000,00 грн | 152 | 631 | 19000,00 |
2 | отражены в учете расчеты по НДС (= 22800,00 грн × 1/6 = 3800,00 грн) | 644.2 | 631 | 3800,00 |
3 | признан налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной | 641.1 | 644.2 | 3800,00 |
4 | уплачено за огнетушители | 631 | 311 | 22800,00 |
5 | огнетушители введены в эксплуатацию как ОС | 106 | 152 | 19000,00 |
6 | начислена амортизация огнетушителей по прямолинейному методу за первый месяц эксплуатации (ожидаемый срок эксплуатации 4 года, ликвидационная стоимость – 0 грн, = 19000 грн ÷ (4 × 12) = 395,83 грн) | 92 (91)* | 131 | 19000,00 |
7 | административные расходы отнесены на финансовый результат | 791 | 92 | 19000,00 |
8 | распределены общепроизводственные расходы | 23 | 91 | |
901 | ||||
9 | огнетушители списаны с учета по истечении срока эксплуатации или их использования по назначению | 131 | 106 | 19000,00 |
Расходы на техническое обслуживание огнетушителей** | ||||
1 | осуществлены работы по перезаправке огнетушителей, работы выполнил ФЛП-неплательщик НДС | 92 (91)* | 631 | 5000,00 |
2 | оплачено ФЛП за выполненные работы | 631 | 311 | 5000,00 |
3 | административные расходы отнесены на финансовый результат | 791 | 92 | 5000,00 |
4 | распределены общепроизводственные расходы | 23 | 91 | |
901 | ||||
* выбор счета учета затрат зависит от ситуации – пожарную безопасность чего именно обеспечивают огнетушители. Можно рекомендовать: обеспечение пожарной безопасности всех объектов (зданий, сооружений) – 92 «Административные расходы» как общехозяйственные расходы на содержание ОС или другие расходы общехозяйственного назначения (см. п. 18 НП(С)БУ 16), обеспечение пожарной безопасности определенных работ – 91 «Общепроизводственные расходы» (см. п. 15.8 НП(С)БУ 16 «Расходы»); ** данные о принятых мерах должны быть зафиксированы в специальном Журнале учета огнетушителей (форма из Приложения 2 Правил № 25) |