Бухучет приобретения огнетушителей

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Наличие исправных средств пожаротушения обязательно для всех предприятий. Как их учитывать, есть ли налоговый кредит по НДС по приобретенным огнетушителям – ответы в консультации

Что такое огнетушитель и их виды

Огнетушитель определяется как техническое средство, которое предназначено для прекращения горения путем подачи содержащегося в его корпусе огнетушащего вещества под действием избыточного давления, по массе и конструктивному выполнению пригодное для транспортировки и применения человеком (п. 5 Правил эксплуатации и типовых норм принадлежности огнетушителей , утвержденные приказом МВД от 15.01.2018 № 25, далее Правила № 25).

Огнетушители бывают таких видов (п. 6 Правил № 25):

  • водяные (ВВ);
  • водопенные (ВВП), в т.ч. аэрозольные (иногда обозначают ВВПА);
  • газовые (ВГ), в т.ч. числе углекислотные (ВВК);
  • порошковые (ОП).

Національна сертифікація бухгалтерів — 2025

Обязательны ли огнетушители для субъектов хозяйствования

Обязательны, но не для всех. Так, огнетушитель обязателен, если:

  • именно на субъекта хозяйствования возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности определенных объектов или работ;
  • правила пожарной безопасности предусматривают для таких объектов или работ наличие именно огнетушителей как средства пожаротушения. Огнетушитель – это только один в перечне первичных средств пожаротушения.

Такие выводы можно сделать из пункта 1 раздела I Правил пожарной безопасности в Украине , утвержденных приказом МВД от 30.12.2014 № 1417 (далее Правила № 1417).

Внимание: в вопросе обязательности приобретения огнетушителей нужно выяснить, кто заботится о пожарной безопасности конкретного объекта или выполнения конкретных работ.

Правила пожарной безопасности – не только для субъектов ведения хозяйства

Кроме субъектов хозяйствования, правила пожарной безопасности обязательны также для (п. 2 разд. и Правил № 1417):

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • граждан Украины;
  • иностранцев и лиц без гражданства.

Выходит, что «автоматической» связи между статусом субъекта хозяйствования и обязательным наличием огнетушителей как средств пожаротушения нет. Однако обязательность средств пожаротушения важна в аргументации их связи с хозяйственной деятельностью. Поэтому разберем вопрос о месте огнетушителей в правилах пожарной безопасности более подробно.

Когда существуют требования по соблюдению пожарной безопасности

Требования по пожарной безопасности действуют во время (п. 1 разд. и Правил № 1417):

  • эксплуатации определенных объектов – здания, сооружения разного назначения и прилегающие к ним территории, другое недвижимое имущество, оборудование, оборудование, строительные площадки;
  • проведении определенных работ – по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, техническому перевооружению зданий и сооружений.

Так, к работам, нуждающимся в первичных средствах пожаротушения (огнетушителя, ящика с песком и лопатой) относятся сварочные и другие огневые работы (п. 1.1 разд. VII Правил № 1417).

Когда обязательны именно огнетушители

Огнетушители среди первичных средств пожаротушения упоминаются в отношении (п. 3.6 Правил № 1417):

  • территорий предприятий, зданий, сооружений, помещений, технологических установок;
  • зданий, сооружений и помещений, оборудованных любыми типами пожаротушения, пожарной сигнализации или внутренними пожарными кран-комплектами.

До начала эксплуатации таких объектов огнетушители уже должны быть – с соблюдением Правил № 25.

С учетом этих правил следует, что субъекту хозяйствования не нужно иметь огнетушители, если он:

  • не эксплуатирует здания, сооружения, помещения, технологические установки;
  • не выполняет пожароопасные работы.

Другие средства, обязательные вместе с огнетушителями

Кроме огнетушителей еще как первичные средства пожаротушения должны быть (то же п. 3.6 Правил № 1417):

  • ящики с песком;
  • бочки с водой;
  • покрывала из негорючего теплоизоляционного материала;
  • пожарные ведра;
  • совковые лопаты;
  • пожарные инструменты, используемые для локализации и ликвидации пожаров на их начальной стадии развития.

Следовательно, все выводы нашей консультации актуальны не только по поводу огнетушителей, но и всех этих средств.

Документы, свидетельствующие о соблюдении правил пожарной безопасности субъектом хозяйствования

Начало работы вновь образованных предприятий, начало использования субъектом хозяйствования объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений или их частей) осуществляется субъектом хозяйствования на основании (п. 2 ст. 57 Кодекса гражданской защиты Украины):

  • поданной декларации соответствия материально-технической базы предприятия требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности. Такими требованиями можно считать и Правила № 1417;
  • положительного заключения по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения – для хозяйствующих субъектов с высокой степенью риска.

Кроме того, Правила № 1417 предусматривают существование специальных технических журналов по учету:

  • технического обслуживания средств первичного пожаротушения. Существует и Журнал учета огнетушителей (форма присутствует в Приложении 2 Правил № 25);
  • проверку технического состояния разных пожароопасных устройств, оборудования.

Журнал учета огнетушителей содержит данные о:

  • тип огнетушителя;
  • место расположения;
  • дату проведения осмотра,
  • выводы по результатам обзора;
  • перечень принятых мер по устранению выявленных недостатков;
  • дату направления огнетушителя на техническое обслуживание;
  • дату возвращения огнетушителя по техническому обслуживанию;
  • наименование организации, осуществившей техническое обслуживание.

Может ли предприятие эксплуатировать здание, но не обязанным покупать огнетушители

Может, если арендатор и договор аренды не предусматривает обеспечения пожарной безопасности за арендатором. Так, в случае передачи в аренду целостного имущественного комплекса или отдельных его частей, помещений, других объектов по договоренности сторон гражданско-правового договора определяются права и обязанности арендатора и арендодателя в отношении:

  • обеспечение пожарной безопасности;
  • ответственности за нарушение требований пожарной безопасности на объекте аренды

Выходит, что в договоре аренды можно предусмотреть, что ответственность за обеспечение требований противопожарной безопасности несет арендодатель и именно он снабжает помещение огнетушителями и другими средствами первичного пожаротушения.

Есть ли за приобретенными огнетушителями налоговый кредит по НДС и налоговые расходы

Да, если огнетушитель был для такого субъекта хозяйствования обязательным. Налоговики вполне могут отменить налоговый кредит по НДС после налоговой проверки, если предприятие не может доказать обязательность огнетушителей, а следовательно, связь их приобретения с хозяйственной деятельностью. С учетом ранее рассмотренных правил пожарной безопасности, такими доказательствами являются:

  • эксплуатация определенных объектов и выполнения пожароопасных работ;
  • наличие требования по обеспечению пожарной безопасности в договоре аренды, если такие пожароопасные объекты арендованы;
  • представлена декларация соответствия или имеющееся положительное заключение экспертизы противопожарного состояния;
  • есть технические журналы, в том числе Журнал учета огнетушителей.

Кроме того, руководитель предприятия должен определить (п. 2 разд. II Правил № 1417):

  • обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности;
  • ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, участков, технологического и инженерного оборудования, а также за содержание и эксплуатацию средств противопожарной защиты.

Если эти требования не соблюдаются, то налоговики полностью вправе снять налоговый кредит на приобретенные огнетушители, учитывая, что в этом случае их приобретение не связано с хозяйственной деятельностью.

Внимание: приобретение огнетушителей может не иметь связи с хозяйственной деятельностью, поскольку их наличие не всегда обязательно именно для конкретного субъекта хозяйствования.

Аналогичная ситуация с расходами в налоговом учете плательщиков налога на прибыль – крупнодоходчиков: если огнетушители были не обязательны, то возникают налоговые разницы, направленные на снятие таких расходов с финансового результата до налогообложения. Речь идет о расходах на:

  • амортизацию огнетушителей или их списание после использования;
  • техническое обслуживание.

Для малодоходников вопрос о расходах не актуален, ведь они ведут налоговый учет полностью по правилам бухгалтерского учета.

Чем является огнетушитель в бухгалтерском учете

В большинстве случаев огнетушители – малоценные быстроизнашивающиеся предметы (МБП) или малоценные необоротные материальные активы (МНМА). Однако еще огнетушители могут быть и обычными основными средствами (ОС).

При учетной классификации огнетушителей все зависит от ответа на вопрос: ожидается ли эксплуатировать огнетушитель более 1 года. Подразумевается ожидаемый срок эксплуатации по учетной политике – именно этот срок является определяющим. Однако для огнетушителей еще есть:

  • гарантийный срок – как правило, это 24 месяца для одноразовых аэрозольных;
  • рекомендованный по паспорту эксплуатационный – обычно 10 лет для многозарядных.

В учетной политике можно указывать любой срок, не обязательно по паспорту. Целесообразно для огнетушителей выбирать сроки использования для:

  • одноразовых – 12 месяцев (1 год), поскольку удобнее признать МБП, чтобы сразу списать после приобретения;
  • многозаправочных – 4 года, поскольку такой срок действует для группы 6 «инструменты, приборы, инвентарь, мебель» (пп. 138.3.3 Налогового кодекса Украины, далее НК) и позволяет быстрее амортизировать такие объекты, если они признаны ОС.

Если выбирать такие сроки, то одноразовые огнетушители – это МБП, а многозаправочные – МНМА или ОС.

Огнетушители могут быть ОС, если предприятие приобрело стоимостные системы пожаротушения, для которых выполняются одновременно два условия:

  • ожидаемая эксплуатация – более 1 года, например, 4 года;
  • стоимость превышает стоимостный предел разделения МНМА/ОС, который утвержден в учетной политике. К примеру, более 20 000 грн. Если стоимость меньше – должна быть признана МНМА.

Примером огнетушителя-ОЗ может быть огнетушитель углекислотный ВВК-56 (ОУ-80) для АЗС – его стоимость по состоянию на июль 2024 года может быть больше 20 000 грн.

Несмотря на разную учетную классификацию и счета учета, и огнетушители-МНМА, и огнетушители-ОС в финансовой отчетности предприятия отражаются в одной строке – как ОС, ведь МНМА – это тоже часть ОС. Итак, основным следствием в решении вопроса МНМА-ОС является вопрос амортизации. Огнетушители-МНМА могут быть сразу амортизированы на 100% (см. таблицу выше), чего нельзя сделать с огнетушителями-ОС.

Стоимостной критерий есть только в различении огнетушителей-ОС и огнетушителей-МНМА. Для огнетушителей-МБП стоимостный критерий отсутствует. Все огнетушители, для которых ожидаемый срок эксплуатации в пределах года – это МБП.

ВЫБОР УЧЕТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОГНЕДЕРЖНИКОВ

Критерий 1: каков ожидаемый срок эксплуатации огнетушителей?

> 1 год

≤ 1 год

Критерий 2: какова стоимость огнетушителя?

≤ 20 000 грн
(или другой границы разделения МНМА/ОС*)

> 20 000 грн
(или другой границы разделения МНМА/ОС*)

1. Классификация в бухгалтерском учете:

МНМА (часть ОС, внеоборотные активы)

ОС (необоротные активы)

МБП (часть запасов, оборотные активы)

2. Счет учета:

112 «Малоценные внеоборотные материальные активы»

106 «Инструменты, приборы и инвентарь»

22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

3. Возможные методы амортизации**:

  • 50/50 (базовый);
  • 100% (базовый);
  • прямолинейный (допустимый);
  • производственный (допустимый)
  • прямолинейный (наиболее распространенный);
  • уменьшение остаточной стоимости;
  • ускоренного уменьшения остаточной стоимости;
  • кумулятивный;
  • производственный

не начисляется

4. Первичные документы для учета

  •  
  •  

 

* данный предел определен пп. 14.1.138 НК, но она не обязательна для плательщиков налога на прибыль-малодоходников и единщиков. У крупнодоходников отклонение от данного предела повлечет за собой налоговые разницы;

** см. п. 26 и п. 27 НП(С)БУ 7 «Основные средства»

Бухгалтерские проводки по приобретению огнетушителей

Учет приобретения огнетушителей в бухгалтерских проводках для 3-х вариантов (МБП, МНМА, ОС) приводим в таблице.

УЧЕТ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сумма

Учет как МБП

1

оприходовано 10 одноразовых аэрозольных огнетушителей ВВПА-14 с гарантийным сроком 2 года, но с ожидаемым сроком эксплуатации по учетной политике – 12 месяцев (определяющий); стоимость одного огнетушителя – 350 грн, в т.ч. НДС; стоимость огнетушителей без НДС – 350,00 грн × 10 шт. × 5/6 = 2916,67 грн

22

631

2916,67

2

отражены в учете расчеты по НДС (= 350,00 грн × 10 шт. × 1/6 = 500,00 грн)

644.2

631

583,33

3

признан налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной

641.1

644.2

583,33

4

уплачено за огнетушители

631

311

3500,00

5

огнетушители списаны с учета после их передачи материально-ответственным лицам (лицам, отвечающим за пожарную безопасность объекта)

92

(91)*

22

2916,67

6

административные расходы отнесены на финансовый результат

791

92

2916,67

7

распределены общепроизводственные расходы

23

91

901

Учет как МНМА

1

оприходовано 10 огнетушителей ОП-2 с гарантийным сроком 12 лет, рекомендованным сроком по паспорту – 10 лет, но с ожидаемым сроком эксплуатации по учетной политике – 4 года (определяющий); стоимость одного огнетушителя – 300 грн, в т.ч. НДС; стоимость огнетушителей без НДС – 300,00 грн × 10 шт. × 5/6 = 2500,00 грн

153

631

2500,00

2

отражены в учете расчеты по НДС (= 300,00 грн × 10 шт. × 1/6 = 500,00 грн)

644.2

631

500,00

3

признан налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной

641.1

644.2

500,00

4

уплачено за огнетушители

631

311

3000,00

5

огнетушители введены в эксплуатацию как МНМА

112

153

2500,00

6

начислена амортизация огнетушителей по методу 100%

92

(91)*

132

2500,00

7

административные расходы отнесены на финансовый результат

791

92

2500,00

8

распределены общепроизводственные расходы

23

91

901

9

огнетушители списаны с учета по истечении срока эксплуатации или их использования по назначению

132

112

2500,00

Учет как ОС

1

оприходован 1 огнетушитель ВВК-56 (ОУ-80) с гарантийным сроком 12 месяцев, рекомендованным по паспорту – 10 лет, но с ожидаемым сроком эксплуатации по учетной политике – 4 года (определяющий); стоимость одного огнетушителя – 22800 грн, в т.ч. НДС; стоимость огнетушителей без НДС – 22800,00 грн × 5/6 = 19000,00 грн

152

631

19000,00

2

отражены в учете расчеты по НДС (= 22800,00 грн × 1/6 = 3800,00 грн)

644.2

631

3800,00

3

признан налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной

641.1

644.2

3800,00

4

уплачено за огнетушители

631

311

22800,00

5

огнетушители введены в эксплуатацию как ОС

106

152

19000,00

6

начислена амортизация огнетушителей по прямолинейному методу за первый месяц эксплуатации (ожидаемый срок эксплуатации 4 года, ликвидационная стоимость – 0 грн, = 19000 грн ÷ (4 × 12) = 395,83 грн)

92

(91)*

131

19000,00

7

административные расходы отнесены на финансовый результат

791

92

19000,00

8

распределены общепроизводственные расходы

23

91

901

9

огнетушители списаны с учета по истечении срока эксплуатации или их использования по назначению

131

106

19000,00

Расходы на техническое обслуживание огнетушителей**
(независимо от их учетной классификации)

1

осуществлены работы по перезаправке огнетушителей, работы выполнил ФЛП-неплательщик НДС

92

(91)*

631

5000,00

2

оплачено ФЛП за выполненные работы

631

311

5000,00

3

административные расходы отнесены на финансовый результат

791

92

5000,00

4

распределены общепроизводственные расходы

23

91

901

* выбор счета учета затрат зависит от ситуации – пожарную безопасность чего именно обеспечивают огнетушители. Можно рекомендовать: обеспечение пожарной безопасности всех объектов (зданий, сооружений) – 92 «Административные расходы» как общехозяйственные расходы на содержание ОС или другие расходы общехозяйственного назначения (см. п. 18 НП(С)БУ 16), обеспечение пожарной безопасности определенных работ – 91 «Общепроизводственные расходы» (см. п. 15.8 НП(С)БУ 16 «Расходы»);

** данные о принятых мерах должны быть зафиксированы в специальном Журнале учета огнетушителей (форма из Приложения 2 Правил № 25)


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді