Средняя зарплата для бронирования: как вычислить
Размер начисленной средней зарплаты работников — обязательный критерий, по которому предприятие признают критически важным для экономики и жизнедеятельности населения (пп. 6 п. 2 Порядка и критериев определения предприятий, учреждений и организаций, которые критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, а также критически важными для обеспечения нужд Вооруженных Сил, других военных формирований в особый период, утвержденных постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76). Критический статус позволяет бронировать работников.
Средняя зарплата работников за последний календарный квартал должна быть не менее 2,5 размера минимальной зарплаты (МЗП) (в 2024—2025 годах — 20 000 грн).
Требование к средней зарплате на уровне 2,5 МЗП не выдвигают:
- к государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям;
- хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) принадлежат
- государству или находятся в коммунальной собственности;
- хозяйственным обществам, в которых доля государства или коммунальной собственности составляет 100%.
Для таких предприятий средняя зарплата работников за последний календарный квартал не должна быть меньше средней зарплаты в регионе за IV квартал 2021 года (по данным Госстата).
В обоих случаях размер средней зарплаты подтвердите справкой в любой форме.
Розрахунок зарплати, звітність, перевірки
Ключевая проблема – как вычислить среднюю зарплату. Утвержденного алгоритма ее расчета нет ни в Постановлении КМУ «Некоторые вопросы бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время» от 22.11.2024 № 1332 (далее – Постановление № 1332), ни в Порядке бронирования военнообязанных во время военного положения утвержден постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76 (далее – Порядок № 76).
В 2023 году Минэкономики упоминало о расчете средней зарплаты на одного работника в эквиваленте полной занятости. Большинство предприятий пользовалось именно им.
С 1 декабря 2024 правила бронирования изменили Постановлением № 1332. На первый план выходит сумма зарплаты, с которой платите ЕСВ, НДФЛ и военный сбор. Поэтому Минэкономики рекомендует (письмо от 11.12.2024 № 2704-25/89101-01) считать среднюю зарплату по данным Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса, утвержденного приказом Минфина 13.01.2015 № 4 (далее — Налоговый расчет).
Внимание: упомянутое разъяснение министерство адресовало госорганам, рассматривающим документы, предоставленные для получения критического статуса. Оно является следствием аудита решений о критическом статусе, проведенном в октябре — ноябре 2024-го.
Успокоим тех, кто вычислил среднюю зарплату на одного работника в эквиваленте полной занятости и зафиксировал эту сумму в справке: это не ошибка и нарушение. Порядок № 76 не содержит правил расчета средней зарплаты и не отсылает ни к каким другим нормативным актам. Письмо Минэкономики носит рекомендательный характер.
Средняя зарплата на одного работника в эквиваленте полной занятости
труда работников (штатных и внештатных) поделите на их среднее количество в эквиваленте полной занятости (п. 4.1.2 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госстата от 13.01.2004 № 5, далее — Инструкция № 5).
Показатель среднего количества работников в эквиваленте полной занятости вычисляйте по Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госстата от 28.09.2005 № 286. Для этого пользуйтесь данными первичного учета движения кадров и рабочего времени.
Этот расчет средней зарплаты имеет недостатки:
- данные о количестве работников в эквиваленте полной занятости не отражают в Налоговом расчете и статотчетности по труду;
- в фонд оплаты труда, определившихся по Инструкции № 5, не попадают, в частности, больничные;
- нужно собирать данные о количестве человеко-часов рабочего времени.
Чтобы определить показатель средней зарплаты на одного работника в эквиваленте полной занятости, бухгалтер должен проделать немалую работу. Госорганы не могут самостоятельно его проверить. Чтобы убедиться, что размер средней зарплаты в эквиваленте полной занятости был вычислен правильно, госорган должен получить кадровые и бухгалтерские документы критического предприятия. Из-за этих сложностей госорганы проверяли факт наличия справки о средней зарплате, сумма которой соответствовала критерию критичности.
Но вычисление средней зарплаты на одного работника в эквиваленте полной занятости имело и плюсы. Количество работников получается ниже количества застрахованных лиц по данным Налогового расчета. К примеру, главных работников и внешних совместителей с неполным рабочим временем, а также работников, принятых и уволенных посреди месяца, не добавляют, как целые единицы к среднему количеству работников. Когда делите фонд оплаты труда на меньшее количество работников, получаете более высокую среднюю зарплату.
Внимание: после 01.12.2024 часть предприятий будет отказываться вычислять среднюю зарплату на одного работника в эквиваленте полной занятости. по представленным Налоговым расчетам.
Средняя зарплата по данным Налогового расчета
Справка о средней зарплате
Справку о средней зарплате сформируйте в произвольной форме. Обязательно укажите в ней:
- цель, для которой ее составляете (подтвердить критерий, чтобы получить критический статус);
- размер средней зарплаты работников – застрахованных лиц за последний отчетный квартал. Чтобы получить критический статус, вычислите —
- в декабре 2024-го — среднюю зарплату за III квартал 2024-го;
- январе – феврале 2025-го — за IV квартал 2024-го.
Можете также отметить, по каким правилам вычислили и какую среднюю зарплату.
Подчеркните, что средняя зарплата работников застрахованных лиц за отчетный квартал превышает показатель критерия.
Если определяли среднюю зарплату по показателям Налогового расчета, в январе 2025 года сможете сформировать справку только после того, как заполните и представите его за IV квартал 2024-го.
Приводим пример справки.
Справка о средней зарплате на предприятии
Проверка уровня зарплаты
ПФУ будет предоставлять Минобороны информацию из реестра застрахованных лиц. Она будет касаться данных работников от 17 до 60 лет:
- об их должностях;
- соответствие начисленной ежемесячной зарплаты уровню 2,5 МЗП (в декабре 2024-го и январе - декабре 2025-го — 20 000 грн) (п. 4 Постановления № 1332).
Если месячная зарплата забронированного работника не соответствует установленному уровню, бронь аннулируют (пп. 12 п. 31 Порядка № 76).
Внимание: не сдержите зарплатного критерия — потеряете критический статус предприятия.
Госорган, предоставивший критический статус, будет проверять, соблюдают ли критические предприятия:
- уровня зарплаты забронированных работников — ежемесячно;
- критериев критичности, в частности средней зарплаты на предприятии за квартал — при необходимости.
Такой мониторинг будет проводиться на протяжении всего срока, на который предприятие получило критический статус.
Если вы не выполняете требований к уровню зарплаты забронированных работников или средней зарплаты по предприятию, критический статус отменят.
В декабре ПФУ может передать госорганам информацию о зарплате, начисленной работникам критических предприятий за III квартал 2024-го.
Данные по Налоговому расчету за IV квартал-го ПФУ будет обрабатываться после 10.02.2025. После 21.02.2025 ПФУ сможет оперировать сведениями о зарплате работников критических предприятий за январь 2025 года.
Поэтому новые бронирования, проведенные в декабре 2024 – январе 2025, будут мониториться по уровню зарплат забронированных работников в конце февраля – начале марта 2025 года.
Месячная зарплата забронированного работника