Как платить налоги в случае банкротства предприятия
Ліквідація ТОВ за рішенням засновників: алгоритм дій
Начнем с того, что возбуждение в отношении предприятия дела о банкротстве вовсе не означает, что оно избавляется от обязанности уплачивать установленные налоговым законодательством платежи (налоги и сборы).
В пункте 1.1 Налогового кодекса Украины (НК) установлено, что он регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, что справляются в Украине.
Вместе с тем пункт 1.3 НК устанавливает, что кодекс не регулирует вопросы погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992 № 2343-XII (далее — Закон о банкротстве).
Внимание: налогообложение при санационно-ликвидационных процедур регулируется Законом о банкротстве, а не ПК.
Підприємство перебуває у стадії ліквідації. Його засновники вносили до статутного капіталу кошти в іноземній валюті. Іноземних інвестицій при цьому не реєстрували. Далі розглянемо порядок повернення внесків засновникам, особливості оподаткування та обліку в разі повернення внеску одному із засновників, а також у разі відмови засновника від своєї частки.
Санация – это одна из судебных процедур банкротства. Таким образом, понятие банкротства предприятия является шире понятия санации, поскольку включает его так же, как и процедуры распоряжения имуществом должника и ликвидации банкрота.
Банкротство предприятия – это уже конец хозяйственной жизни предприятия, когда хозяйственным судом признается неспособность должника восстановить свою платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения и погасить денежные требования кредиторов, определены в порядке, установленном этим Законом, иначе, чем через применение ликвидационной процедуры (ст. 1 Закона о банкротстве). Санация является правом должника и кредитора (ч. 1 ст. 6 Закона о банкротстве).
Внимание: банкротство признается в случаях, когда невозможна санация и мировое соглашение или должник и кредиторы не могут достичь согласия по процедуре санации.
Процедура санации
Как указано в абз. 3 ч. 1 ст. 28 Закона о банкротстве, термин «санация» означает систему мер, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации и направленных на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем реструктуризации предприятия, долгов и активов и/или изменения организационно-правовой и производственной структуры должника. То есть нахождение предприятия в процедуре санации однозначно свидетельствует о возбуждении в отношении предприятия дела о банкротстве.
В связи с этим стоит обратить внимание на последствия, наступающие для предприятия-должника в случае нарушения в отношении него процедуры банкротства, в т. ч. процедуры санации.
Нахождения предприятия в процедуре санации однозначно свидетельствует о нарушении дела о банкротстве.
Во-первых, действие в отношении должника моратория на удовлетворение требований кредиторов-приостановление выполнения должником своих обязательств, в т. ч. по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок выполнения которых наступил до дня введения моратория, и прекращения мер, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), примененных ко Дню введения моратория (ч. 1 ст. 19 Закона о банкротстве). В течение действия моратория на удовлетворение требований кредиторов (ч. 3 ст. 19 Закона о банкротстве), в частности, существуют такие послабления:
- запрещено осуществлять взыскание на основании исполнительных документов по имущественным требованиям, в т. ч. залога;
- не выполняются требования, на которые распространен мораторий;
- не начисляется неустойка (штраф, пеня) за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств;
- прекращается течение срока исковой давности;
- не осуществляется индексация денежных обязательств за время просрочки.
Исключения по мораторию в ч. 5 ст. 19 Закона о банкротстве, в частности это зарплата и обязательства текущих кредиторов, то есть таких, которые возникли после возбуждения процедуры санации.
Во-вторых, следствием введения процедуры санации является переход всех полномочий по осуществлению хозяйственной деятельности должника к арбитражному управляющему — управляющему санацией, который ее осуществляет, учитывая последствия введенного моратория.
Следовательно, Закон о банкротстве не устанавливает какого-то особого порядка уплаты налогов в процедуре санации, кроме одного нюанса — он распределяет налоговые обязательства должника на возникшие до возбуждения производства по делу о банкротстве, и возникшие после его нарушения. Учитывая правило моратория на удовлетворение требований кредиторов те налоговые обязательства, которые возникают у должника, находящегося в процедуре санации после возбуждения производства по делу о банкротстве, получают статус текущих и должны уплачиваться на общих основаниях, предусмотренных НК.
Следовательно, можно прийти к выводу, что Закон о банкротстве устанавливает особый порядок уплаты тех налоговых обязательств должника, находящегося в процедуре санации, которые возникли до дня возбуждения дела о его банкротстве и, соответственно, до дня введения моратория на удовлетворение требований кредиторов вводится одновременно с возбуждением производства по делу о банкротстве (ч. 2 ст. 19 Закона о банкротстве).
Штраф, пеня, неустойка во время санации не начисляются.
Налоговые обязательства должника, которые возникли до дня возбуждения производства по делу о банкротстве, считаются конкурсными денежными обязательствами, а налоговый орган — конкурсным кредитором (ст. 1 Закона о банкротстве). Это обязывает налоговый орган заявить такие конкурсные денежные (налоговые) требования в реестр требований кредиторов должника в течение 30 дней со дня официального обнародования объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве, что, как правило, происходит в процедуре распоряжения имуществом (ч. 1 ст. 23 Закона о банкротстве). Поэтому в случае заявления налоговым органом конкурсных денежных (налоговых) требований в реестр требований кредиторов должника в течение указанного срока такие требования в соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 45 Закона о банкротстве попадают к третьей очереди реестра, находятся в нем в том числе в период действия процедуры санации должника и, соответственно, должны быть довольны управляющим санацией.
Налоговые обязательства, возникающие после дня начала процедуры санации, уплачиваются в общем порядке.
Внимание: обязательства предприятия, в т. ч. налоговые, делятся на “до” и “после " даты нарушения процедуры банкротства. По первым – мораторий, по вторым – надо выполнять.
Если же конкурсный кредитор — налоговый орган «не успеет» или «забудет» заявить такие конкурсные денежные (налоговые) требования в реестр требований кредиторов в течение 30-дневного срока, предусмотренного ч. 1 ст. 23 Закона о банкротстве, то такие требования не являются конкурсными и будут погашаться в ликвидационной процедуре в шестую очередь (ч. 4 ст. 23 Закона о банкротстве).
Внимание: вовремя заявленные ГФС налоговые обязательства попадают в 3-ю очередь реестра требований кредиторов, а не вовремя-в 6-ю очередь.
Если штрафные санкции возникли до дня возбуждения производства по делу о банкротстве, налоговый орган должен их заявить в реестр требований кредиторов должника, и они попадут к шестой очереди удовлетворения (п. 6 ч. 1 ст. 45 Закона о банкротстве), где и будут находиться во время процедуры санации.
Внимание: штраф, пеня, неустойка – это 6-я очередь реестра требований кредиторов.
Есть одно хорошее налоговое ослабление, которым следует воспользоваться во время проведения процедуры санации. Есть льгота, которая временно освобождает от уплаты НДС при ликвидации по процедуре Закона о банкротстве! Так, согласно п. 46 подраздела 2 Переходных положений НКУ временно, до 1 января 2020 года действует освобождение от НДС на операции должника по поставке товаров для целей погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом санации, утвержденным в соответствии со статьей 6 Закона о банкротстве. Также не начисляются компенсационные налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ.
Внимание: во время процедуры санации действует льготное освобождение от уплаты НДС по операциям поставки до конца 2019 года.
ГФС в индивидуальной налоговой консультации от 27.11.2017 г. № 2720/6/99-99-15-03-02-15/ИПК подчеркивает, что упомянутая льгота по НДС действует только в случае, если полученная должником от покупателя оплата за поставленные товары будет использована исключительно для целей погашения его задолженности перед кредиторами согласно согласованного плана санации.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"