Как платить налоги в случае банкротства предприятия

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Против предприятия возбуждено дело о банкротстве. Ликвидация не единственный вариант решения проблемы, так как можно восстановить платежеспособность за проведение процедуры санации. К тому же государство через некоторые послабления в налоговой сфере также способствует финансовому оздоровлению предприятия. Каковы особенности уплаты налогов в этот непростой санационно-ликвидационный период – в сегодняшнем обзоре
Содержание статьи:

Ліквідація ТОВ за рішенням засновників: алгоритм дій

Начнем с того, что возбуждение в отношении предприятия дела о банкротстве вовсе не означает, что оно избавляется от обязанности уплачивать установленные налоговым законодательством платежи (налоги и сборы).

В пункте 1.1 Налогового кодекса Украины (НК) установлено, что он регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, что справляются в Украине.

Вместе с тем пункт 1.3 НК устанавливает, что кодекс не регулирует вопросы погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992 № 2343-XII (далее — Закон о банкротстве).

Внимание: налогообложение при санационно-ликвидационных процедур регулируется Законом о банкротстве, а не ПК.

Санация – это одна из судебных процедур банкротства. Таким образом, понятие банкротства предприятия является шире понятия санации, поскольку включает его так же, как и процедуры распоряжения имуществом должника и ликвидации банкрота.

Банкротство предприятия – это уже конец хозяйственной жизни предприятия, когда хозяйственным судом признается неспособность должника восстановить свою платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения и погасить денежные требования кредиторов, определены в порядке, установленном этим Законом, иначе, чем через применение ликвидационной процедуры (ст. 1 Закона о банкротстве). Санация является правом должника и кредитора (ч. 1 ст. 6 Закона о банкротстве).

Внимание: банкротство признается в случаях, когда невозможна санация и мировое соглашение или должник и кредиторы не могут достичь согласия по процедуре санации.

Процедура санации

Как указано в абз. 3 ч. 1 ст. 28 Закона о банкротстве, термин «санация» означает систему мер, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации и направленных на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем реструктуризации предприятия, долгов и активов и/или изменения организационно-правовой и производственной структуры должника. То есть нахождение предприятия в процедуре санации однозначно свидетельствует о возбуждении в отношении предприятия дела о банкротстве.

В связи с этим стоит обратить внимание на последствия, наступающие для предприятия-должника в случае нарушения в отношении него процедуры банкротства, в т. ч. процедуры санации.

Нахождения предприятия в процедуре санации однозначно свидетельствует о нарушении дела о банкротстве.

Во-первых, действие в отношении должника моратория на удовлетворение требований кредиторов-приостановление выполнения должником своих обязательств, в т. ч. по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок выполнения которых наступил до дня введения моратория, и прекращения мер, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), примененных ко Дню введения моратория (ч. 1 ст. 19 Закона о банкротстве). В течение действия моратория на удовлетворение требований кредиторов (ч. 3 ст. 19 Закона о банкротстве), в частности, существуют такие послабления:

  • запрещено осуществлять взыскание на основании исполнительных документов по имущественным требованиям, в т. ч. залога;
  • не выполняются требования, на которые распространен мораторий;
  • не начисляется неустойка (штраф, пеня) за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств;
  • прекращается течение срока исковой давности;
  • не осуществляется индексация денежных обязательств за время просрочки.

Исключения по мораторию в ч. 5 ст. 19 Закона о банкротстве, в частности это зарплата и обязательства текущих кредиторов, то есть таких, которые возникли после возбуждения процедуры санации.

Во-вторых, следствием введения процедуры санации является переход всех полномочий по осуществлению хозяйственной деятельности должника к арбитражному управляющему — управляющему санацией, который ее осуществляет, учитывая последствия введенного моратория.

Следовательно, Закон о банкротстве не устанавливает какого-то особого порядка уплаты налогов в процедуре санации, кроме одного нюанса — он распределяет налоговые обязательства должника на возникшие до возбуждения производства по делу о банкротстве, и возникшие после его нарушения. Учитывая правило моратория на удовлетворение требований кредиторов те налоговые обязательства, которые возникают у должника, находящегося в процедуре санации после возбуждения производства по делу о банкротстве, получают статус текущих и должны уплачиваться на общих основаниях, предусмотренных НК.

Следовательно, можно прийти к выводу, что Закон о банкротстве устанавливает особый порядок уплаты тех налоговых обязательств должника, находящегося в процедуре санации, которые возникли до дня возбуждения дела о его банкротстве и, соответственно, до дня введения моратория на удовлетворение требований кредиторов вводится одновременно с возбуждением производства по делу о банкротстве (ч. 2 ст. 19 Закона о банкротстве).

Штраф, пеня, неустойка во время санации не начисляются.

Налоговые обязательства должника, которые возникли до дня возбуждения производства по делу о банкротстве, считаются конкурсными денежными обязательствами, а налоговый орган — конкурсным кредитором (ст. 1 Закона о банкротстве). Это обязывает налоговый орган заявить такие конкурсные денежные (налоговые) требования в реестр требований кредиторов должника в течение 30 дней со дня официального обнародования объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве, что, как правило, происходит в процедуре распоряжения имуществом (ч. 1 ст. 23 Закона о банкротстве). Поэтому в случае заявления налоговым органом конкурсных денежных (налоговых) требований в реестр требований кредиторов должника в течение указанного срока такие требования в соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 45 Закона о банкротстве попадают к третьей очереди реестра, находятся в нем в том числе в период действия процедуры санации должника и, соответственно, должны быть довольны управляющим санацией.

Налоговые обязательства, возникающие после дня начала процедуры санации, уплачиваются в общем порядке.

Внимание: обязательства предприятия, в т. ч. налоговые, делятся на “до” и “после " даты нарушения процедуры банкротства. По первым – мораторий, по вторым – надо выполнять.

Если же конкурсный кредитор — налоговый орган «не успеет» или «забудет» заявить такие конкурсные денежные (налоговые) требования в реестр требований кредиторов в течение 30-дневного срока, предусмотренного ч. 1 ст. 23 Закона о банкротстве, то такие требования не являются конкурсными и будут погашаться в ликвидационной процедуре в шестую очередь (ч. 4 ст. 23 Закона о банкротстве).

Внимание: вовремя заявленные ГФС налоговые обязательства попадают в 3-ю очередь реестра требований кредиторов, а не вовремя-в 6-ю очередь.

Если штрафные санкции возникли до дня возбуждения производства по делу о банкротстве, налоговый орган должен их заявить в реестр требований кредиторов должника, и они попадут к шестой очереди удовлетворения (п. 6 ч. 1 ст. 45 Закона о банкротстве), где и будут находиться во время процедуры санации.

Внимание: штраф, пеня, неустойка – это 6-я очередь реестра требований кредиторов.

Есть одно хорошее налоговое ослабление, которым следует воспользоваться во время проведения процедуры санации. Есть льгота, которая временно освобождает от уплаты НДС при ликвидации по процедуре Закона о банкротстве! Так, согласно п. 46 подраздела 2 Переходных положений НКУ временно, до 1 января 2020 года действует освобождение от НДС на операции должника по поставке товаров для целей погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом санации, утвержденным в соответствии со статьей 6 Закона о банкротстве. Также не начисляются компенсационные налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ.

Внимание: во время процедуры санации действует льготное освобождение от уплаты НДС по операциям поставки до конца 2019 года.

ГФС в индивидуальной налоговой консультации от 27.11.2017 г. № 2720/6/99-99-15-03-02-15/ИПК подчеркивает, что упомянутая льгота по НДС действует только в случае, если полученная должником от покупателя оплата за поставленные товары будет использована исключительно для целей погашения его задолженности перед кредиторами согласно согласованного плана санации.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді