Бухгалтер будет уведомлять Госфинмониторинг об операциях клиентов

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Когда у бухгалтера появляется обязанности по финансовому мониторингу операций предприятия или физлица-предпринимателя, у которого он ведет учет. Каких именно бухгалтеров это касается, как встать на учет в Госфинмониторинг, о каких операциях нужно сообщать и можно ли этого всего избежать – вопрос данного обзора.

 

 

 

Как финансовый мониторинг связан с бухгалтерами

Действующие правила финансового мониторинга затрагивают не только такие финансовые учреждения, как банки и страховые компании, но и бухгалтеров, бухгалтеров-предпринимателей, бухгалтерские фирмы, аудиторов, аудиторские фирмы, налоговых консультантов, адвокатов и их бюро, а также нотариусов. Виной этому является ст. 6 Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 № 361 (далее – Закон № 361). По ним бухгалтеров и субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по ведению бухгалтерского учета, отнесены к специально определенным субъектам финансового мониторинга.

Таким субъектам следует встать на учет в Государственной службе финмониторинга (далее – Госфинмониторинг). Это государственный орган, имеющий статус специально уполномоченного органа. В обязанности Госфинмониторинга в частности, входит разработка рекомендаций по финансовому мониторингу (типологий), сбор информации о подозрительных операциях, вынесении конечных решений по их прекращению, контроль за субъектами, которые осуществляют первичный финансовый мониторинг, то есть мониторинг «на местах», а также привлекать к ответственности за нарушения в данной сфере

Закон № 361 является результатом выполнения Украиной своих международных обязательств – учета рекомендаций такой международной организации, как FATF. Более подробно об общей системе финансового мониторинга читайте в материале Финансовый мониторинг 2022.

Внимание: на бухгалтеров распространяются обязанности по финансовому мониторингу.

 

Все бухгалтеры обязаны осуществлять финансовый мониторинг

Нет, не все. Самостоятельно осуществлять финансовый мониторинг и сообщать по собственной инициативе Госфинмониторинг должны только:

  • бухгалтеры-предприниматели, а также бухгалтеры, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
  • бухгалтерские фирмы, то есть юридические лица, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету. Например, это услуги бухгалтерского аутсорсинга. В таком случае должно быть назначено лицо, отвечающее за финансовый мониторинг.

Все они по ст. 6 Закона № 361 относятся к специально определенным субъектам первичного финансового мониторинга.  Аналогичное требование по финансовому мониторингу существует в отношении родственных бухгалтерской профессий-к аудиторам и налоговым консультантам. При этом нельзя сослаться на коммерческую тайну – всех этих профессий нет в перечне «хранителей тайн» в ч. 3 ст. 10 Закона № 361, в который в частности попали адвокаты и нотариусы.

Внимание: бухгалтеры-предприниматели и бухгалтерские фирмы – это специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга.

Следовательно, обязанности по финансовому мониторингу из закона № 361 НЕ касаются штатных бухгалтеров и бухгалтеров-совместителей, работающих по трудовому договору, то есть тех бухгалтеров, которые являются наемными работниками (пп. «7» ч. 2 ст. 6 Закона № 361). Однако некоторые обязанности по финансовому мониторингу все же имеют главные бухгалтеры, что и рассмотрим подробнее. 

Главные бухгалтеры и финансовый мониторинг

В ограниченном виде обязанности финансового мониторинга есть у каждого наемного главного бухгалтера (или бухгалтера, если он единственный на предприятии). Ограниченность заключается в том, что главному бухгалтеру не нужно:

  • становиться на учет в Госфинмониторинг;
  • по собственной инициативе мониторить и сообщать Госфинмониторинг о подозрительных операциях;
  • подавать на регулярной основе Госфинмониторинг какие-то отчеты.

Однако есть такая обязанность по финансовому мониторингу у главного бухгалтера, как ответить на письменный запрос, полученный от Госфинмониторинга или иного государственного органа финансового мониторинга, если такой поступит (ч. 7 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г., далее – Закон о бухучете). Запрос должен быть на официальном бланке.

Можно сказать, что главные бухгалтеры являются «пассивными» субъектами финансового мониторинга, которые должны ответить исключительно на тот вопрос, который им был задан в запросе и не обязаны давать какую-либо дополнительную информацию. Бухгалтеры-предприниматели же являются «активными» субъектами финансового мониторинга, так как должны без каких-либо запросов отправлять в Госфинмониторинг информацию, которая требуется.

В ответ на полученный запрос главный бухгалтер имеет (ч. 7 ст. 16 Закона № 361, ч. 2 ст. 166-9 КоАП):

  • подготовить информацию, которая связана с анализом операций, о которых запрашивается;
  • сделать нужные справки и копии соответствующих документов, даже если по ним есть ограниченный доступ.

Правило коммерческой тайны, к сожалению, для наемных бухгалтеров и внутренних аудиторов также не действует (см. ч. 3 ст. 10 Закона № 361). Кроме того, такой бухгалтер освобождается от любой ответственности, в т.ч. дисциплинарной, за подачу информации по вопросам финансового мониторинга, даже если она наносит ущерб предприятию, на котором он работает (ч. 8 ст. 8 Закона о бухучете).

На ответ отводится 10 рабочих дней (30 рабочих дней – по согласованию с субъектом, направившим запрос, ч. 13 ст. 18 Закона № 361).

Внимание: главный бухгалтер обязан ответить на запрос по Госфинмониторингу, если таковой поступит.

При подготовке ответа на запрос по финансовому мониторингу главному бухгалтеру следует руководствоваться Порядком представления субъектами хозяйствования, предприятиями, учреждениями и организациями, которые не являются субъектами первичного финансового мониторинга, информации на запрос Государственной службы финансового мониторинга, утвержденном приказом Кабмина от 17.06.2015 г. № 411. Обратите внимание, что данный порядок ограничивает ответ сроком 5 рабочих дней с даты получения запроса, поэтому лучше данный вопрос сразу согласовать с Госфинмониторинг, ссылаясь на норму ч. 13 ст. 18 Закона № 361.

Штрафы за нарушения у главного бухгалтера не такие, как за «активный» финансовый мониторинг. Так, если бухгалтер не пришлет информацию на запрос, то будет иметь административный штраф от 1700 до 3400 грн (ч. 2 с. 166-9 КУоАП). Штраф может быть наложен должностными лицами Госфинмониторинга или другого государственного органа финансового мониторинга, который посылал этот запрос.

 

Финансовый мониторинг – возможны значительные штрафы

Отсутствие регистрации в Госфинмониторинг не лишает обязанности осуществлять финансовый мониторинг. За невыполнение требований закона № 361 предусмотрена административная ответственность в виде достаточно значительных штрафов, в частности за:

  • непроведение надлежащей проверки, в частности идентификации и верификации операций, выяснение обстоятельств платежа, соответствия его критериям пороговой операции, выявление подозрительных операций – штраф 204 тыс. грн;
  • непредставление или несвоевременное представление информации о подозрительных операциях в Госфинмониторинг, подачи ложной информации – штраф 340 тыс. грн.

Правда, данные приведенные суммы штрафов – максимальные, а Госфинмониторинг может накладывать и меньшие. Также Госфинмониторинг вместо штрафа имеет право налагать другие виды наказаний (ч. 3, ч. 7, ч. 8 ст. 32 Закона № 361):

  • письменное предостережение;
  • аннулирование лицензии;
  • отстранение уполномоченного работника (возможно только у юрлиц).

Что такое финансовый мониторинг для бухгалтера-предпринимателя

Финансовый мониторинг – это обязательные меры, вводимые государством и международной организацией FATF для противодействия сомнительным денежным потокам, связанным с:

  • отмыванием (легализацией) денежных средств полученных преступным путем;
  • финансированием терроризма;
  • финансированием распространения оружия массового поражения.

Понятно, что последние два пункта вряд ли связаны как – то с теми субъектами хозяйствования, учет для которых ведет бухгалтер, но первый пункт актуален для многих – отмывание (Легализация) денежных средств. Под него могут попасть любые операции с неоприходованной наличностью, выдачей зарплаты «в конвертах».

Бухгалтер, работающий как ФЛП, в рамках мероприятий финансового мониторинга должен сообщать о:

  • подозрительные операций, то есть такие, по которым есть предположения, что они относятся к сомнительным денежным потокам или сомнительным операциям с активами. Всегда и НЕЗАВИСИМО ОТ СУММЫ. Информировать следует даже о попытках проведения таких операций. Уведомление направляется в Госфинмониторинг немедленно после возникновения подозрения. Такое подозрение должно быть обосновано выводами, копиями документов и другой информацией, на основе которых сформировано подозрение, а также дополнительной информацией на запросы Госфинмониторинга (см. пп.  «в» пп. «8» ч. 2 ст. 8 Закона № 361). Также бухгалтер должен задокументировать меры принятые с целью финансового мониторинга (пп. «17» ч. 2 ст. 8 Закона № 361);
  • расхождения между сведениями о конечных бенефициарных владельцах клиента, которые содержатся в ЕГР и реальными владельцами – не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором были обнаружены (см. пп.  «г» пп. «8» ч. 2 ст. 8 Закона № 361).

 

При этом бухгалтер-предприниматель не должен (см. ч. 2 ст. 10 Закона № 361):

  • проверять критерии пороговых операций, которые определены абз. 2-5 ст. 20 Закона № 361, например относительно платежей в оффшорные зоны;
  • осуществлять выявление, регистрацию и хранение информации о пороговых финансовых операциях (что такое пороговые операции – см. ниже).

Однако такие платежи могут стать предметом проверки других субъектов финансового мониторинга, в частности банков. Бухгалтеру-предпринимателю, возможно, придется с ними взаимодействовать, чтобы помочь клиенту решить данную проблемную ситуацию.

Внимание: для соблюдения требований по финансовому мониторингу бухгалтеру-предпринимателю нужно:

  • встать на учет в Госфинмониторинге;
  • сообщать о подозрительных операциях;
  • сообщать о несоответствиях (расхождениях) в данных относительно конечных бенефициаров.

Аналогичные требования действуют и в отношении аудиторов и налоговых консультантов.

Должен ли бухгалтер-предприниматель сообщать обо всех операциях клиента более 400 тыс. грн

Нет, не должен. Для бухгалтера, работающего как ФЛП, размер операции решающего значения не играет. И вот почему.

Те ситуации, о которых должен сообщать специально определенный субъект первичного финансового мониторинга определены в пп. «в» и «г» п. 8 ч. 2 ст. 8 Закона № 361. Остальные положений ст. 8 Закона № 361 бухгалтеров-предпринимателей не относятся (абз. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 361). Это значит, что сообщать надо лишь о подозрительных операциях и о несоответствии конечных бенефициаров. Если клиент проводит нестандартную для себя операцию, а бухгалтер имеет уверенность и может взять на себя ответственность относительно того, что такая операция не связана с незаконной деятельностью, то она не является подозрительной. Тогда ничего сообщать Госфинмониторингу о таких операциях не нужно. И большие или меньшие такие операции за 400 тыс. грн значения не имеет.

Внимание: 400 тыс. – это один из критериев пороговой операции.

Что касается самой цифры «400 тыс. грн», то это первый критерий так называемой пороговой финансовой операции, понятие которой определено в ч. 1 ст. 20 Закона № 361. Финансовому мониторингу подлежат пороговые финансовые операции и подозрительные финансовые операции (деятельность) (пп. «67» ст. 1 Закона № 361). Однако ч. 2 ст. 10 Закона № 361, по сути, снимает со специально определенных субъектов финансового мониторинга, к которым относится и бухгалтер-предприниматель, обязанность мониторить и сообщать о пороговые финансовые операции. Остаются лишь подозрительные операции.

Внимание: подозрительные операции, в отличие от пороговых, не имеют стоимостного критерия.

 

Какую операцию клиента следует считать подозрительной

На основании пп. «46» ст. 1 Закона № 361 можно сделать вывод, что подозрительная финансовая операция – это операция, которая может быть связана с:

  • отмыванием (легализацией) доходов, которые получены преступным путем (неуплата налогов - это тоже преступление);
  • финансированием терроризма;
  • финансированием оружия массового уничтожения;
  • совершением уголовного нарушения;
  • деяниями, за которые предусмотрены международные санкции. 

Никаких четких правил относительно финансового мониторинга нет. Есть лишь определенные рекомендации (типологии) Госфинмониторинга и ФАТФ. Если бухгалтер понимает целесообразность нестандартной операции, убежден в ее законности и способен взять на себя ответственность, то он может никуда не сообщать.

Подозрение могут вызвать, например, такие ситуации:

  • клиент осуществляет операцию с неоприходованной наличностью;
  • у клиента есть теневые операции, которые проходят вне учета;
  • клиент осуществляет платеж или другую операцию, у которых нет экономического смысла;
  • определенные операции с субъектом хозяйствования, деятельность которого имеет признаки фиктивности. Например с предприятием, у которого нет или почти нет активов, мало или вообще отсутствуют хозяйственные операции, малый уставный капитал вновь созданным субъектом хозяйствования.

Вообще бухгалтер-предприниматель должен уведомить Госфинмониторинг и правоохранительные органы о любой операции, если он может подвести под свои подозрения определенную доказательную базу, выводы, копии документов (ч. 9 ст. 23 Закона № 361). 

Как бухгалтеру-предпринимателю зарегистрироваться в Госфинмониторинге

В данный момент стать на учет и сообщать о подозрительных операциях можно пользуясь указаниями по Порядку представления информации для постановки на учет, утвержденном постановлением Кабмина «Некоторые вопросы организации финансового мониторинга» от 09.09.2020 г. № 850 (далее – Порядок № 850). Зарегистрироваться надо не позднее дня проведения первой финансовой операции (даты установления деловых отношений с клиентом).

Как встать на учет и сообщать о подозрительных операциях до 01 мая 2022 года – разъясняют рекомендации Госфинмониторинга. Так, бухгалтеру-предпринимателю нужно подать в Госфинмониторинг форму № 1-ФМ «Форма учета субъекта первичного финансового мониторинга», которая утверждена приказом Минфина от 29.01.2016 г. № 24. Форм содержит в частности такие данные (п. 6 порядка № 850):

  • о госрегистрации бухгалтера-предпринимателя или другого субъекта хозяйствования;
  • местонахождение;
  • о ответственного работника и лицо, исполняющее обязанности этого работника, если он временно отсутствует (для бухгалтерских фирм);
  • обособленные подразделения, являются отдельными юрлицами и которым дано разрешение самостоятельно подавать информацию, которая связана с финансовым мониторингом.

 

В регистрационной форме следует также отметить свой код, который можно найти на сайте Госфинмониторинга. Некоторые из них:

  • бухгалтер (субъекта хозяйствования, предоставляющего услуги по бухучету) – 7340;
  • аудитор – 7320;
  • субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения – 7360.

Информацию о подозрительных операциях в настоящее время можно подать либо по почте (с уведомлением о вручении) или в электронном виде, пользуясь Порядком электронного взаимодействия субъектов первичного финансового мониторинга и Государственной службы финансового мониторинга Украины, который утвержден приказом Минфина от 24.11.2015 г. № 1085. Однако электронным способом подать можно далеко не всю информацию, в том числе нельзя проинформировать о расхождениях в информации о конечных бенефициарах.

Внимание: с мая 2022 года должен заработать е-кабинет Госфинмониторинга и все взаимодействие можно будет проводить электронным способом.

Бухгалтеры и Госфинмониторинг: регистрация и уведомления об операциях клиентов

СКАЧАТЬ ▶️

Работа с электронным кабинетом Госфинмониторинга

С 01 мая 2022 года должен наконец заработать е-кабинет Госфинмониторинга, который предусмотрен п. 4 Порядка № 850. Тогда постановка на учет и сообщение о подозрительной операции будут осуществляться через него, а упомянутая форма № 1-ФМ потеряет силу. Для обеспечения его работы принята следующая нормативка:

Найти Е-кабинет можно по адресу https://cabinet.fiu.gov.ua/. Он должен в частности обеспечить:

  • регистрацию и учет субъектов финансового мониторинга;
  • принятие информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу.

Для работы с е-кабинетом понадобится квалифицированная электронная подпись. Для выполнения обязанностей как специально определенного субъекта финансового мониторинга бухгалтер сможет воспользоваться:

  • Сообщением о субъекте первичного финансового мониторинга (U-FM), которое заменит форму 1-ФМ. Также оно подается для внесения изменений;
  • Сообщением о подозрительной деятельности (N-FM);
  • Сообщением о расхождении сведений о конечных бенефициарных собственниках (G-FM).

 

Можно ли бухгалтеру избежать обязанностей по финансовому мониторингу

Нет, полностью избежать обязанностей по финансовому мониторингу нельзя. Как минимум, надо встать на учет в Госфинмониторинг. Не регистрироваться можно только, если с клиентом не заключено никаких договоров, а финансовых операций с клиентом не осуществлялись. Очевидно, что это уже речь о скрытой деятельности и такой вариант не рассматриваем.

После регистрации бухгалтер-предприниматель может состоять на учете в Госфинмониторинге, но никаких уведомлений туда не направлять, если подозрительных операций у клиента нет, а конечные бенефициары все совпадают с ЕГР.

Также избежать сообщений в Госфинмониторинг можно при определенных обстоятельствах:

  • бухгалтер-предприниматель не ставит никаких подписей на документах. Он только готовит их для лица, у которого ведет учет, а все подписывает такое лицо. Как правило, таковым является учет доходов и расходов у предпринимателей. Формально бухгалтер не имеет никакой причастности к операциям;
  • содержание актов выполненных работ/предоставленных услуг таково, что нельзя определить, действительно ли бухгалтер-предприниматель мог знать о подозрительных операциях, например предоставлялись лишь информационные услуги по подготовке проектов деклараций.

Если очевиден доступ бухгалтера-предпринимателя к информации о подозрительной операции, то ему все же следует сообщить Госфинмониторинг, чтобы не было потенциального штрафа.

 

 


Стаття підготовлена за матеріалами журналу «Головбух»


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді