Бухгалтер будет уведомлять Госфинмониторинг об операциях клиентов
- Как финансовый мониторинг связан с бухгалтерами
- Все бухгалтеры обязаны осуществлять финансовый мониторинг
- Главные бухгалтеры и финансовый мониторинг
- Финансовый мониторинг – возможны значительные штрафы
- Что такое финансовый мониторинг для бухгалтера-предпринимателя
- Должен ли бухгалтер-предприниматель сообщать обо всех операциях клиента более 400 тыс. грн
- Какую операцию клиента следует считать подозрительной
- Как бухгалтеру-предпринимателю зарегистрироваться в Госфинмониторинге
- Работа с электронным кабинетом Госфинмониторинга
- Можно ли бухгалтеру избежать обязанностей по финансовому мониторингу
Как финансовый мониторинг связан с бухгалтерами
Действующие правила финансового мониторинга затрагивают не только такие финансовые учреждения, как банки и страховые компании, но и бухгалтеров, бухгалтеров-предпринимателей, бухгалтерские фирмы, аудиторов, аудиторские фирмы, налоговых консультантов, адвокатов и их бюро, а также нотариусов. Виной этому является ст. 6 Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 № 361 (далее – Закон № 361). По ним бухгалтеров и субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по ведению бухгалтерского учета, отнесены к специально определенным субъектам финансового мониторинга.
Таким субъектам следует встать на учет в Государственной службе финмониторинга (далее – Госфинмониторинг). Это государственный орган, имеющий статус специально уполномоченного органа. В обязанности Госфинмониторинга в частности, входит разработка рекомендаций по финансовому мониторингу (типологий), сбор информации о подозрительных операциях, вынесении конечных решений по их прекращению, контроль за субъектами, которые осуществляют первичный финансовый мониторинг, то есть мониторинг «на местах», а также привлекать к ответственности за нарушения в данной сфере
Закон № 361 является результатом выполнения Украиной своих международных обязательств – учета рекомендаций такой международной организации, как FATF. Более подробно об общей системе финансового мониторинга читайте в материале Финансовый мониторинг 2022.
Внимание: на бухгалтеров распространяются обязанности по финансовому мониторингу.
Налоговая реформа стартовала с 01.01.2022. Отдельные нормы Закона №1914 действуют с 22.12.2021, 01.03.2022 и 01.07.2022. Этот документ предусматривает индексацию и повышение ставок некоторых налогов, введение минимального налогового обязательства, изменение подходов к обложению НДС, налогом на прибыль и акцизом, а также рентной платой. Более подробный анализ Закона №1914 в разъяснении эксперта.
Все бухгалтеры обязаны осуществлять финансовый мониторинг
Нет, не все. Самостоятельно осуществлять финансовый мониторинг и сообщать по собственной инициативе Госфинмониторинг должны только:
- бухгалтеры-предприниматели, а также бухгалтеры, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
- бухгалтерские фирмы, то есть юридические лица, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету. Например, это услуги бухгалтерского аутсорсинга. В таком случае должно быть назначено лицо, отвечающее за финансовый мониторинг.
Все они по ст. 6 Закона № 361 относятся к специально определенным субъектам первичного финансового мониторинга. Аналогичное требование по финансовому мониторингу существует в отношении родственных бухгалтерской профессий-к аудиторам и налоговым консультантам. При этом нельзя сослаться на коммерческую тайну – всех этих профессий нет в перечне «хранителей тайн» в ч. 3 ст. 10 Закона № 361, в который в частности попали адвокаты и нотариусы.
Внимание: бухгалтеры-предприниматели и бухгалтерские фирмы – это специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга.
Следовательно, обязанности по финансовому мониторингу из закона № 361 НЕ касаются штатных бухгалтеров и бухгалтеров-совместителей, работающих по трудовому договору, то есть тех бухгалтеров, которые являются наемными работниками (пп. «7» ч. 2 ст. 6 Закона № 361). Однако некоторые обязанности по финансовому мониторингу все же имеют главные бухгалтеры, что и рассмотрим подробнее.
Главные бухгалтеры и финансовый мониторинг
В ограниченном виде обязанности финансового мониторинга есть у каждого наемного главного бухгалтера (или бухгалтера, если он единственный на предприятии). Ограниченность заключается в том, что главному бухгалтеру не нужно:
- становиться на учет в Госфинмониторинг;
- по собственной инициативе мониторить и сообщать Госфинмониторинг о подозрительных операциях;
- подавать на регулярной основе Госфинмониторинг какие-то отчеты.
Однако есть такая обязанность по финансовому мониторингу у главного бухгалтера, как ответить на письменный запрос, полученный от Госфинмониторинга или иного государственного органа финансового мониторинга, если такой поступит (ч. 7 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г., далее – Закон о бухучете). Запрос должен быть на официальном бланке.
Учетная политика — важнейший на предприятии документ. Эксперт разъяснит, что в ней следует фиксировать, когда вносить изменения и чего лучше в ней не прописывать, чтобы избежать претензий налоговиков. Образец приказа и положения об учетной политике помогут сформировать идеальную учетную политику.
Можно сказать, что главные бухгалтеры являются «пассивными» субъектами финансового мониторинга, которые должны ответить исключительно на тот вопрос, который им был задан в запросе и не обязаны давать какую-либо дополнительную информацию. Бухгалтеры-предприниматели же являются «активными» субъектами финансового мониторинга, так как должны без каких-либо запросов отправлять в Госфинмониторинг информацию, которая требуется.
В ответ на полученный запрос главный бухгалтер имеет (ч. 7 ст. 16 Закона № 361, ч. 2 ст. 166-9 КоАП):
- подготовить информацию, которая связана с анализом операций, о которых запрашивается;
- сделать нужные справки и копии соответствующих документов, даже если по ним есть ограниченный доступ.
Правило коммерческой тайны, к сожалению, для наемных бухгалтеров и внутренних аудиторов также не действует (см. ч. 3 ст. 10 Закона № 361). Кроме того, такой бухгалтер освобождается от любой ответственности, в т.ч. дисциплинарной, за подачу информации по вопросам финансового мониторинга, даже если она наносит ущерб предприятию, на котором он работает (ч. 8 ст. 8 Закона о бухучете).
На ответ отводится 10 рабочих дней (30 рабочих дней – по согласованию с субъектом, направившим запрос, ч. 13 ст. 18 Закона № 361).
Внимание: главный бухгалтер обязан ответить на запрос по Госфинмониторингу, если таковой поступит.
При подготовке ответа на запрос по финансовому мониторингу главному бухгалтеру следует руководствоваться Порядком представления субъектами хозяйствования, предприятиями, учреждениями и организациями, которые не являются субъектами первичного финансового мониторинга, информации на запрос Государственной службы финансового мониторинга, утвержденном приказом Кабмина от 17.06.2015 г. № 411. Обратите внимание, что данный порядок ограничивает ответ сроком 5 рабочих дней с даты получения запроса, поэтому лучше данный вопрос сразу согласовать с Госфинмониторинг, ссылаясь на норму ч. 13 ст. 18 Закона № 361.
Штрафы за нарушения у главного бухгалтера не такие, как за «активный» финансовый мониторинг. Так, если бухгалтер не пришлет информацию на запрос, то будет иметь административный штраф от 1700 до 3400 грн (ч. 2 с. 166-9 КУоАП). Штраф может быть наложен должностными лицами Госфинмониторинга или другого государственного органа финансового мониторинга, который посылал этот запрос.
- Профессиональная сертификация бухгалтеров — 2022 ПОПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО ⚡️
- НДС углубленная программа ПОПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО ⚡️
- Зарплата: расчеты, отчетность, проверки ПОПРОБОВАТЬ БЕЗПЛАТНО⚡️
- Применение РРО: изменения, ошибки, штрафы ПОПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО ⚡️
- Профессиональная сертификация главбуха медицинского КНП — 2022 ПОПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО ⚡️
Финансовый мониторинг – возможны значительные штрафы
Отсутствие регистрации в Госфинмониторинг не лишает обязанности осуществлять финансовый мониторинг. За невыполнение требований закона № 361 предусмотрена административная ответственность в виде достаточно значительных штрафов, в частности за:
- непроведение надлежащей проверки, в частности идентификации и верификации операций, выяснение обстоятельств платежа, соответствия его критериям пороговой операции, выявление подозрительных операций – штраф 204 тыс. грн;
- непредставление или несвоевременное представление информации о подозрительных операциях в Госфинмониторинг, подачи ложной информации – штраф 340 тыс. грн.
Правда, данные приведенные суммы штрафов – максимальные, а Госфинмониторинг может накладывать и меньшие. Также Госфинмониторинг вместо штрафа имеет право налагать другие виды наказаний (ч. 3, ч. 7, ч. 8 ст. 32 Закона № 361):
- письменное предостережение;
- аннулирование лицензии;
- отстранение уполномоченного работника (возможно только у юрлиц).
Что такое финансовый мониторинг для бухгалтера-предпринимателя
Финансовый мониторинг – это обязательные меры, вводимые государством и международной организацией FATF для противодействия сомнительным денежным потокам, связанным с:
- отмыванием (легализацией) денежных средств полученных преступным путем;
- финансированием терроризма;
- финансированием распространения оружия массового поражения.
Понятно, что последние два пункта вряд ли связаны как – то с теми субъектами хозяйствования, учет для которых ведет бухгалтер, но первый пункт актуален для многих – отмывание (Легализация) денежных средств. Под него могут попасть любые операции с неоприходованной наличностью, выдачей зарплаты «в конвертах».
Бухгалтер, работающий как ФЛП, в рамках мероприятий финансового мониторинга должен сообщать о:
- подозрительные операций, то есть такие, по которым есть предположения, что они относятся к сомнительным денежным потокам или сомнительным операциям с активами. Всегда и НЕЗАВИСИМО ОТ СУММЫ. Информировать следует даже о попытках проведения таких операций. Уведомление направляется в Госфинмониторинг немедленно после возникновения подозрения. Такое подозрение должно быть обосновано выводами, копиями документов и другой информацией, на основе которых сформировано подозрение, а также дополнительной информацией на запросы Госфинмониторинга (см. пп. «в» пп. «8» ч. 2 ст. 8 Закона № 361). Также бухгалтер должен задокументировать меры принятые с целью финансового мониторинга (пп. «17» ч. 2 ст. 8 Закона № 361);
- расхождения между сведениями о конечных бенефициарных владельцах клиента, которые содержатся в ЕГР и реальными владельцами – не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором были обнаружены (см. пп. «г» пп. «8» ч. 2 ст. 8 Закона № 361).
При этом бухгалтер-предприниматель не должен (см. ч. 2 ст. 10 Закона № 361):
- проверять критерии пороговых операций, которые определены абз. 2-5 ст. 20 Закона № 361, например относительно платежей в оффшорные зоны;
- осуществлять выявление, регистрацию и хранение информации о пороговых финансовых операциях (что такое пороговые операции – см. ниже).
Однако такие платежи могут стать предметом проверки других субъектов финансового мониторинга, в частности банков. Бухгалтеру-предпринимателю, возможно, придется с ними взаимодействовать, чтобы помочь клиенту решить данную проблемную ситуацию.
Внимание: для соблюдения требований по финансовому мониторингу бухгалтеру-предпринимателю нужно:
- встать на учет в Госфинмониторинге;
- сообщать о подозрительных операциях;
- сообщать о несоответствиях (расхождениях) в данных относительно конечных бенефициаров.
Аналогичные требования действуют и в отношении аудиторов и налоговых консультантов.
Должен ли бухгалтер-предприниматель сообщать обо всех операциях клиента более 400 тыс. грн
Нет, не должен. Для бухгалтера, работающего как ФЛП, размер операции решающего значения не играет. И вот почему.
Те ситуации, о которых должен сообщать специально определенный субъект первичного финансового мониторинга определены в пп. «в» и «г» п. 8 ч. 2 ст. 8 Закона № 361. Остальные положений ст. 8 Закона № 361 бухгалтеров-предпринимателей не относятся (абз. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 361). Это значит, что сообщать надо лишь о подозрительных операциях и о несоответствии конечных бенефициаров. Если клиент проводит нестандартную для себя операцию, а бухгалтер имеет уверенность и может взять на себя ответственность относительно того, что такая операция не связана с незаконной деятельностью, то она не является подозрительной. Тогда ничего сообщать Госфинмониторингу о таких операциях не нужно. И большие или меньшие такие операции за 400 тыс. грн значения не имеет.
Внимание: 400 тыс. – это один из критериев пороговой операции.
Что касается самой цифры «400 тыс. грн», то это первый критерий так называемой пороговой финансовой операции, понятие которой определено в ч. 1 ст. 20 Закона № 361. Финансовому мониторингу подлежат пороговые финансовые операции и подозрительные финансовые операции (деятельность) (пп. «67» ст. 1 Закона № 361). Однако ч. 2 ст. 10 Закона № 361, по сути, снимает со специально определенных субъектов финансового мониторинга, к которым относится и бухгалтер-предприниматель, обязанность мониторить и сообщать о пороговые финансовые операции. Остаются лишь подозрительные операции.
Внимание: подозрительные операции, в отличие от пороговых, не имеют стоимостного критерия.
Штрафы за РРО-нарушения немалые. Чтобы не попасть под санкции, изучайте вместе с нами новые правила работы с РРО/программными РРО, РК и применяйте их на практике.
Какую операцию клиента следует считать подозрительной
На основании пп. «46» ст. 1 Закона № 361 можно сделать вывод, что подозрительная финансовая операция – это операция, которая может быть связана с:
- отмыванием (легализацией) доходов, которые получены преступным путем (неуплата налогов - это тоже преступление);
- финансированием терроризма;
- финансированием оружия массового уничтожения;
- совершением уголовного нарушения;
- деяниями, за которые предусмотрены международные санкции.
Никаких четких правил относительно финансового мониторинга нет. Есть лишь определенные рекомендации (типологии) Госфинмониторинга и ФАТФ. Если бухгалтер понимает целесообразность нестандартной операции, убежден в ее законности и способен взять на себя ответственность, то он может никуда не сообщать.
Подозрение могут вызвать, например, такие ситуации:
- клиент осуществляет операцию с неоприходованной наличностью;
- у клиента есть теневые операции, которые проходят вне учета;
- клиент осуществляет платеж или другую операцию, у которых нет экономического смысла;
- определенные операции с субъектом хозяйствования, деятельность которого имеет признаки фиктивности. Например с предприятием, у которого нет или почти нет активов, мало или вообще отсутствуют хозяйственные операции, малый уставный капитал вновь созданным субъектом хозяйствования.
Вообще бухгалтер-предприниматель должен уведомить Госфинмониторинг и правоохранительные органы о любой операции, если он может подвести под свои подозрения определенную доказательную базу, выводы, копии документов (ч. 9 ст. 23 Закона № 361).
Как бухгалтеру-предпринимателю зарегистрироваться в Госфинмониторинге
В данный момент стать на учет и сообщать о подозрительных операциях можно пользуясь указаниями по Порядку представления информации для постановки на учет, утвержденном постановлением Кабмина «Некоторые вопросы организации финансового мониторинга» от 09.09.2020 г. № 850 (далее – Порядок № 850). Зарегистрироваться надо не позднее дня проведения первой финансовой операции (даты установления деловых отношений с клиентом).
Как встать на учет и сообщать о подозрительных операциях до 01 мая 2022 года – разъясняют рекомендации Госфинмониторинга. Так, бухгалтеру-предпринимателю нужно подать в Госфинмониторинг форму № 1-ФМ «Форма учета субъекта первичного финансового мониторинга», которая утверждена приказом Минфина от 29.01.2016 г. № 24. Форм содержит в частности такие данные (п. 6 порядка № 850):
- о госрегистрации бухгалтера-предпринимателя или другого субъекта хозяйствования;
- местонахождение;
- о ответственного работника и лицо, исполняющее обязанности этого работника, если он временно отсутствует (для бухгалтерских фирм);
- обособленные подразделения, являются отдельными юрлицами и которым дано разрешение самостоятельно подавать информацию, которая связана с финансовым мониторингом.
В регистрационной форме следует также отметить свой код, который можно найти на сайте Госфинмониторинга. Некоторые из них:
- бухгалтер (субъекта хозяйствования, предоставляющего услуги по бухучету) – 7340;
- аудитор – 7320;
- субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения – 7360.
Информацию о подозрительных операциях в настоящее время можно подать либо по почте (с уведомлением о вручении) или в электронном виде, пользуясь Порядком электронного взаимодействия субъектов первичного финансового мониторинга и Государственной службы финансового мониторинга Украины, который утвержден приказом Минфина от 24.11.2015 г. № 1085. Однако электронным способом подать можно далеко не всю информацию, в том числе нельзя проинформировать о расхождениях в информации о конечных бенефициарах.
Внимание: с мая 2022 года должен заработать е-кабинет Госфинмониторинга и все взаимодействие можно будет проводить электронным способом.
Работа с электронным кабинетом Госфинмониторинга
С 01 мая 2022 года должен наконец заработать е-кабинет Госфинмониторинга, который предусмотрен п. 4 Порядка № 850. Тогда постановка на учет и сообщение о подозрительной операции будут осуществляться через него, а упомянутая форма № 1-ФМ потеряет силу. Для обеспечения его работы принята следующая нормативка:
- Порядок создания личного кабинета субъекта первичного финансового мониторинга и доступа к е-кабинету системы финансового мониторинга, утвержденный приказом Минфина от 04.06.2021 г. № 322 – вступает в силу 01.05.2022 г.;
- Порядок информационного взаимодействия субъектов первичного финансового мониторинга и Государственной службы финансового мониторинга Украины, утвержденный приказом Минфина от 04.06.2021 г. № 322 – вступает в силу 01.05.2022 г.
Найти Е-кабинет можно по адресу https://cabinet.fiu.gov.ua/. Он должен в частности обеспечить:
- регистрацию и учет субъектов финансового мониторинга;
- принятие информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу.
Для работы с е-кабинетом понадобится квалифицированная электронная подпись. Для выполнения обязанностей как специально определенного субъекта финансового мониторинга бухгалтер сможет воспользоваться:
- Сообщением о субъекте первичного финансового мониторинга (U-FM), которое заменит форму 1-ФМ. Также оно подается для внесения изменений;
- Сообщением о подозрительной деятельности (N-FM);
- Сообщением о расхождении сведений о конечных бенефициарных собственниках (G-FM).
Юридические лица должны предоставить обновленную информацию о конечных бенефициарных собственниках и структуре собственности. Выясним, когда и в какой форме это нужно сделать.
Можно ли бухгалтеру избежать обязанностей по финансовому мониторингу
Нет, полностью избежать обязанностей по финансовому мониторингу нельзя. Как минимум, надо встать на учет в Госфинмониторинг. Не регистрироваться можно только, если с клиентом не заключено никаких договоров, а финансовых операций с клиентом не осуществлялись. Очевидно, что это уже речь о скрытой деятельности и такой вариант не рассматриваем.
После регистрации бухгалтер-предприниматель может состоять на учете в Госфинмониторинге, но никаких уведомлений туда не направлять, если подозрительных операций у клиента нет, а конечные бенефициары все совпадают с ЕГР.
Также избежать сообщений в Госфинмониторинг можно при определенных обстоятельствах:
- бухгалтер-предприниматель не ставит никаких подписей на документах. Он только готовит их для лица, у которого ведет учет, а все подписывает такое лицо. Как правило, таковым является учет доходов и расходов у предпринимателей. Формально бухгалтер не имеет никакой причастности к операциям;
- содержание актов выполненных работ/предоставленных услуг таково, что нельзя определить, действительно ли бухгалтер-предприниматель мог знать о подозрительных операциях, например предоставлялись лишь информационные услуги по подготовке проектов деклараций.
Если очевиден доступ бухгалтера-предпринимателя к информации о подозрительной операции, то ему все же следует сообщить Госфинмониторинг, чтобы не было потенциального штрафа.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу «Головбух»