Как составить публичный договор
Что такое публичный договор
Вопрос публичного договора регулирует ст. 633 Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ). За ней публичный договор – это когда одна сторона (предприниматель) берет на себя обязанность продавать определенные товары, выполнять работы или оказывать услуги всем и каждому, кто к нему обращается (ч. 1. ст. 633 ГКУ).
Иногда публичный договор называют публичной офертой (ст. 641 ГКУ). В большинстве случаев это правильно, так как публичный договор по своей сути является предложением предпринимателя (офертой), а потребитель может его принять или и не принять. Не принять – значит, не пользоваться услугами и не покупать товары данного продавца вообще. Однако бывает и такое, что просто другого продавца нет – это ситуация монопольного положения. Например, такое явление распространено в сфере коммунальных услуг. В таком случае публичный договор превращается больше в декларацию прав потребителя и обязанностей продавца.
Внимание: розничная продажа товаров, массовые работы, услуги, транспортные перевозки, коммунальные услуги, информационные услуги и Интернет-торговля – все это сферы действия публичных договоров (оферт).
Реклама продукции – это тоже предложение заключить договор (оферта) (ч. 2 ст. 641 ГКУ).
Новації в законодавстві та санкції від податківців за помилки у застосуванні РРО/ПРРО вимагають від бухгалтера глибоких знань про те, як правильно використовувати РРО/ПРРО
Сферы применения публичного договора
Наиболее распространенными сферами, в которых должен заключаться публичный договор являются:
- розничная торговля;
- электронная коммерция, например, торговля через интернет-магазины;
- информационные услуги, например доступ к определенным информационным системам. Чаще всего это законодательство, аналитические статьи, консультации, новости, расчеты, базы данных, курсы, семинары (вебинары), разного рода учебные материалы и т. п;
- транспортные перевозки (в первую очередь, пассажирские);
- услуги связи (мобильный, телефонный, почта);
- медицинское обслуживание;
- гостиничное обслуживание, другие услуги по поселению и предоставлению потребления;
- услуги банковского обслуживания, другие финансово-посреднические услуги, например, страховые;
- коммунальные услуги, например услуги водоканала.
Также публичный договор может обязательно требоваться законодательством в условиях монопольного положения продавца на рынке.
Условия публичного договора
Таким образом, публичные договоры связаны с предоставлением массовых услуг, когда действуют 3 ключевых их принципа:
- условия одинаковы для всех (ч. 2 ст. 633 ГКУ);
- нет преимущества отдельному потребителю (ч. 3 ст. 633 ГКУ);
- нет отказа любому покупателю, если есть возможность предоставить товар, работу, услугу (ч. 4 ст. 633 ГКУ).
Получается, что публичные договоры в одной сфере с розничной торговлей и Законом «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 № 1023-XII (далее – Закон № 1023). В этом законе направления понятие публичного договора не упоминается, но устанавливается общие права потребителей. Что касается электронной коммерции то установлена даже отдельная ответственность за отсутствие информации, которая достоверна, своевременна и необходима потребителю в отношении продукции и самого продавца (пп. «7» ст. 23 Закона № 1023). Такую информацию как раз и может содержать публичный договор.
Українські суб’єкти господарювання розширюють ринки збуту й активно продають свої товари на закордонних маркетплейсах. Експерти пояснили як правильно задокументувати, облікувати й оподаткувати продаж товарів
Задачи публичного договора
Задача публичного договора:
- защитить права потребителя и задекларировать обязанности продавца. Также публичный договор – это инструмент донесения информации до потребителя о том, кем является продавец, его товар, условия доставки и оплаты;
- установить границы ответственности самого предпринимателя, предоставляющего услуги, продающего товар. Если этого не сделать, то будут действовать общие нормы законодательства, например общие правила торговли, которые определены в том числе и Законом № 1023. Это означает, что продавец товаров, работ, услуг несет максимальную ответственность, что добавляет судебных рисков. Например, потребитель может подать иск в суд за размещение устаревшей информации, которой он воспользовался и понес убытки, невозможность доступа к сайту из-за технического сбоя и тому подобное.
Публичные договоры: форма
Законодательство не устанавливает специальных требований относительно формы публичного договора. Он может быть письменным, устным и даже электронным (раздел ІІІ Закона «Об электронной коммерции» от 03.09.2015 № 675-VIII, далее – Закон № 675).
Из названия договора очевидным является то, что он должен быть размещен так, чтобы потребитель мог с ним ознакомиться. Например, это может быть:
- реклама через средства массовой информации, интернет;
- правила торговли данным магазином, которые размещены на видном месте;
- через коммерческое сообщение, предложение (оферту) в сети Интернет по электронной коммерции;
- на самом веб-сайте интернет-магазина, информационной системы и т. д;
- в виде всплывающего сообщения, когда пользователю может предлагаться поставить отметку, что он ознакомлен с условиями приобретения товара/оказания услуги перед ее приобретением . Сам же текст публичной оферты размещен на сайте.
Условиями самого публичного договора может быть предусмотрено, что если покупатель оплатил товар/услугу, то он автоматически ознакомлен с публичным договором. Однако необходимым условием тогда является его доступность в свободном доступе, например на том же сайте.
Внимание: название «публичный договор»/«публичная оферта» не обязательное. Любая информация, которая является по своей сути предложением продавца в отношении товаров, работ, услуг и условий их получения и является публичным договором. Может быть название «Пользовательское соглашение», «Условия пользования сервисом» и т. д.
В практике Интернет-магазинов используются, как правило, два варианта:
- размещение такого документа на интернет-странице магазина (публичный договор);
- отдельное размещение информации, касающейся договора, например, данных о лице, которое продает (название магазина, расположения, юридический адрес), стоимость товара, описание товара, условия доставки, условия возврата (как отдельные разделы веб-сайта магазина). В таком случае слова «публичный договор» не употребляются, но по своей сути размещенная информация и является публичным договором. По данному варианту самого документа с названием «публичный договор» может и не существовать.
Если продажа товаров, работ, услуг происходит на рынке, то очевидно, что публичный договор является устным. Какой вариант публичного договора лучше выбрать? Все зависит от видения самого предпринимателя или даже его осторожности.
Считаем, что создание отдельного документа – это способ прописать ответственность и определить все правила торговли, использование данного сервиса. Это более надежный, менее рисковый вариант.
- Національна сертифікація бухгалтерів — 2025 ⏩
- Професійна сертифікація за МСФЗ ⏩
- Національна сертифікація головбуха медичного КНП — 2025 ⏩
- ПДВ: від азів до майстерності ⏩
- Розрахунок зарплати, звітність, перевірки ⏩
- РРО: робота, помилки та штрафи ⏩
- ФОП-єдиноподатник: практикум для бухгалтера та підприємця ⏩
- Благодійні організації: практикум з обліку та оподаткування ⏩
На что следует обратить внимание, составляя публичный договор
При составлении публичной оферты обратите внимание на:
- пределы собственной ответственности как продавца. Лучше перечислить те ситуации, которые могут представлять определенный риск, и которые не являются под влиянием продавца. Например, тот же технический сбой веб-сайта, программного обеспечения, определенная устарелость/недостоверность размещенной информации (ошибка) и т. д;
- предусмотреть положение, что при утрате в силу одного из пунктов оферты другие пункты остаются в силе, то есть Договор действует без учета такого пункта, что утратил силу;
- предмет регулирования договора, условия предоставления услуг/продажи товаров;
- ответственность сторон;
- положение о том, что администрация сайта/магазина не обязана уведомлять пользователя об изменениях положений публичного договора, а момент сообщения совпадает с моментом публикации такого обновленного публичного договора на сайте.
Публичный договор: присоединение
Присоединение к условиям договора потребителем осуществляется через согласие покупателя приобрести товар, работу, услугу. Факт оплаты покупателем (или заказа) товара, работы, Услуги и удостоверяет его согласие и присоединение к условиям публичного договора. Оплачивая проезд в общественном транспорте, покупатель присоединяется к публичному договору перевозчика, нажимая кнопку «Приобрести» или подобную в Интернет-магазине покупатель присоединяется к публичному договору интернет-магазина (ч. 6 и ч. 8 ст. 11 Закона № 675) и т.д.
В сфере коммунальных услуг, предоставляемых монополистами, считается, что договор между потребителем и исполнителем услуг, например городским водоканалом, фактически действует по умолчанию, если потребитель официально не отказался от таких услуг. Потребитель при этом может и не иметь бумажного экземпляра договора – его, как правило, размещают на сайте или в помещении для приема потребителей таким коммунальным предприятием.
Публичный договор может и определить более формализованный способ присоединения к его условиям – заключение Договора присоединения.
Отказ от публичного договора
Отказаться от публичного договора можно. Для этого просто следует не пользоваться предлагаемыми услугами, не приобретать товары и работы, которые предлагаю продавец. Какой-то особой формы отказа законодательство не содержит.
У поставщиков монополистов, например коммунальных услуг, для отказа требуется от потребителя написать официальное заявление в письменной форме.