Оферта: что это и как оформить

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Оферта как предложение заключить соглашение, как использовать оферту в ВЭД, как оферты, структура оферты, контроферта и принятие соглашения – акцепт оферты. Публичная оферта как необходимость в деятельности Интернет-магазина. Эти и другие вопросы – в данном обзоре

Что такое оферта

Оферта (от лат. offero – предлагаю; есть также англ. – offer, proposal) – это предложение заключить договор другой стороне. В таком предложении должно быть два элемента (см. ч. 1 ст. 641 ГКУ):

  • существенные условия предлагаемого договора (соглашения);
  • намерение лица, сделавшего предложение, быть обязанным, если другая сторона принимает такое предложение.

Оферта может быть устной и письменной. Принятие оферты, после которой сделка считается заключенной, называют акцептом. Соглашение считается заключенным тогда, когда акцепт оферты вступает в силу. Как правило, таким образом заключаются договоры купли-продажи товаров и услуг.

Еще оферту называют:

  • предложением о соглашении (англ. – contract proposal);
  • или предложением заключить договор (англ. – proposal for concluding a contract).

В отношениях оферты есть две стороны:

  • оферент – сторона, предлагающая заключить сделку, направляя оферту (продавец);
  • адресат – сторона, получающая оферту, и вправе заключить договор путем акцепта оферты (потенциальный покупатель).

Однако в ситуации контроферты стороны меняются местами и покупатель становится оферентом, а продавец адресатом (см. далее).

Оферта может быть:

  • индивидуальная – адресована одному покупателю. Если такая оферта посылается нескольким покупателям, ее следует рассматривать как несколько индивидуальных оферт;
  • публичная – адресована всем и каждому.

Использование индивидуальных оферт является распространенной практикой во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Однако индивидуальное предложение заключить договор (оферта) может использоваться и во внутренней деятельности (см.ст. 641 Гражданского кодекса Украины, далееГКУ).

Оферта в ВЭД

В ВЭД оферта может использоваться в случае экспорта услуг (кроме транспортных). Такое место оферте отведено в ч. 2 ст. 6 Закона «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. № 959. Разновидностью оферты можно считать и выставление счета (инвойса), в т.ч. и в электронном виде, за предоставленные сервисы. Оплата инвойса в этом случае означает акцепт предложения услуги по инвойсу.

Подробно заключение договора в ВЭД путем оферты регулируется в части II «Заключение договора» Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года (далееКонвенция ООН).

Существует ли свободная оферта

Иногда можно встретить, что существуют два типа оферты, отличающиеся следующими условиями:

  • твердая оферта – это предложение заключить договор только одному возможному покупателю. Если он акцептует контракт, то контракт считается заключенным;
  • свободная оферта – это предложение заключить договор, который посылается нескольким возможным покупателям. Существенно то, что по такому предложению у продавца нет обязанности заключить договор. В таком случае соглашающийся покупатель делает на самом деле не акцепт, а направляет свое предложение (по сути, «твердую оферту») заключить договор с определенными им самими условиями. Продавец потом выбирает «своего» покупателя среди других, которые тоже прислали свои предложения. Акцепт продавцом одной или нескольких таких встречных оферт будет означать заключение сделки.

Внимание: твердая оферта – это и есть настоящая оферта в общепринятом ее понимании, соответствующей Конвенции ООН.

Однако Конвенция ООН такой классификации оферты не предусматривает. Вместо этого упоминается оферта (предложение) адресованная неопределенному кругу лиц, которая рассматривается только как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано лицом, сделавшим такое предложение (ч. 2 ст. 14 Конвенции ООН). По содержанию такое предложение отвечает свободной оферте, но офертой такие предложения неопределенного количества лиц в Конвенции ООН не называются. Более того, четко определено, что «предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, является офертой, если оно… выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта» (ч. 1 ст. 14 Конвенции ООН). Свободная оферта не имеет условия связанности с продавцом. То есть Конвенция ООН называет офертой только те предложения, которые называют твердой офертой ст. 641 ГКУ.

Следовательно, понятие «свободная оферта» следует рассматривать следующим образом:

  • это не оферта в понимании Конвенции ООН и ч. 1 ст. 641 ГКУ.
  • это только предложение покупателям присылать свои оферты;
  • настоящей офертой является встречное предложение покупателя с его собственными условиями к продавцу заключить инициированное продавцом сделку.

Внимание: свободная оферта – это не оферта в общепринятом понимании, так как нет акцепта покупателя и обязанности заключить договор у продавца. Это только предложение другим присылать свои собственные оферты.

Структура оферты в ВЭД

У оферты нет определенной структуры. Однако оферта должна иметь (см. ч. 1 ст. 14 Конвенции ООН):

  • высказанное намерение (взятое обязательство) оферентом быть связанным в случае акцепта;
  • достаточно выразительное предложение, то есть таким, в котором указан непосредственно товар или опосредованно его количество и стоимость. Или предусмотрены порядок их определения.

Также в оферте могут дополнительно быть определенный срок акцепта или иное указание, что оно неотзывно (пп. «а» ч. 2 ст. 16 Конвенции ООН).

Например, офертой можно считать:

  • сопроводительное письмо и проект полноценного договора отдельно, которые посылаются продавцом. В письме есть предложение заключить присланный договор и время на ответ покупателя;
  • договор-оферта, когда оферта вписана непосредственно в проект договора. В таком случае там есть описание всего того, что клиент получит подписав договор, но в отличие от обычного договора, такой договор-оферта отличается наличием в конце специального раздела «Принятие условий (акцепт, в котором может быть, например, такой текст: «Принятие условий. Подписывая ниже, Клиент полностью принимает данное предложение заключить договор» (англ. – Acceptance. By signing below, Client accepts this proposed contract in its entirety»);
  • инвойс (счет-фактура), который выставлен потенциальному покупателю Инвойс имеет количество и цены товаров (услуг), а его оплата считается акцептом с последующей обязанностью продавца поставить товар/оказать услуги (см. далее об акцепте). Инвойс следует рассматривать как разновидность оферты, поскольку он соответствует определению оферты в ч. 1 ст. 14 Конвенции ООН.

Офертой может быть также:

  • письмо с изложенными в нем существенными условиями соглашения. Подходит для обычных ситуаций. Информация в таком письме больше, чем в инвойсе, но меньше, чем в договоре-оферте;
  • буклет-оферта с информацией о продавце, описанием возможных условий контракта, ценах, правах и обязанностях сторон, сроках исполнения. По сути это разновидность договора-оферты, но с цветным оформлением, определенными элементами презентации, фотоматериалами, визуализацией и т.д.

Что такое контроферта

Понятие контроферты в Конвенции ООН не используется. Однако контрофертой иногда называют ответ на оферту, которую нельзя считать акцептом, так как она содержит определенные дополнения, ограничения или другие изменения в условиях оферты продавца. Как следствие, такой ответ становится встречной офертой – контрофертой. Адресом оферты теперь становится сам продавец. Акцепт оферты продавцом будет означать заключение сделки. Такая ситуация рассматривается в ч. 1 ст. 19 Конвенции ООН.

Однако ответ на оферту со встречными условиями считается акцептом, а не контрофертой, если (ч. 2 ст. 19 Конвенции ООН):

  • в ответе есть согласие заключить сделку;
  • в ответе нет дополнительных или отличных условий покупателя, существенно изменяющих условия оферты;
  • оферент (продавец) не возражал против этих расхождений (устно или в сообщении) без неоправданной задержки.

Внимание: контроферта – это встречный ответ на оферту, которая содержит существенные изменения в начальной оферте и по своей сути считается новой офертой. Оферент и адресат в этом случае меняются местами.

Акцепт оферты

Правила воплощения акцепта оферты в ВЭД описывает ст. 18 Конвенции ООН. За ней:

  • акцепт – это заявление или иное поведение адресата, выражающее согласие с офертой;
  • акцепт вступает в силу в момент получения ответа оферентом;
  • согласие может быть совершено и путем совершения определенного действия, например отправка товара или оплата товара. Тогда акцепт вступает в силу в момент совершения такого действия. Да, в частности, происходит в ситуации, когда в ответ на полученный инвойс (= оферта) покупатель оплачивает товар (= акцепт).

В оферте может быть установлен срок ответа адресата. В течение этого срока оферта неотзывна (ч. 2 ст. 16 Конвенции ООН). Однако может быть принят и запоздалый акцепт при согласии оферента (ч. 1 ст. 21 Конвенции ООН). Время начала и считать течение срока акцепта определяет ст. 20 Конвенции ООН.

Образец оферты для ВЭД

Для поиска англоязычных образцов оферты для целей ВЭД можно использовать поисковую сеть и, например, следующие ключевые слова: «contract proposal example». В зависимости от выбранного формата можно найти разные варианты оформления оферты с готовыми шаблонами для использования. Однако шаблоны обычно находятся в платном доступе.

Что такое публичная оферта

Как уже отмечалось, оферта может быть не только индивидуальной, но и публичной. Это оферта, которая обращена ко всем и каждому. Такая оферта используется не только в ВЭД, но и при внутреннем потреблении товаров и услуг, где есть их публичное предложение.

Распространенные сферы для публичной оферты: продажи товаров и услуг, ремонтные работы, транспортные перевозки, информационные услуги и Интернет-торговля. Каждый покупающий товар в обычном магазине, по сути, своим действием (покупкой, оплатой) принимает публичную оферту.

Заключение публичной оферты: законодательство

Публичную оферту называют еще иногда публичным договором и регулируется она ст. 633 ГКУ и ст. 641 ГКУ. Для публичных договоров (оферт) действуют следующие принципы:

  • условия договора одинаковы для всех (ч. 2 ст. 633 ГКУ);
  • нет преимущества какому-либо отдельному потребителю (ч. 3 ст. 633 ГКУ). То есть товар может купить каждый с одинаковыми правами (наличие скидок и клубных карт нарушением данного принципа не считается, так как их может «заработать» каждый потребитель);
  • нет права отказа любому из потребителей, если есть техническая возможность предоставить товар, работу, услугу (ч. 4 ст. 633 ГКУ). То есть отказ продать товар, который есть в доступе, отказывая по определенным языковым, расовым, половым или другим причинам является нарушением публичной оферты.

Какие особенности публичной оферты при предоставлении услуг

Публичная оферта при предоставлении услуг отличается следующим образом:

  • необходимостью определить момент завершения предоставления услуг и его документального оформления. К примеру, им может быть акт оказанных услуг;
  • урегулирование претензий сторон относительно качества предоставляемых услуг и ситуаций, когда такие претензии могут выдвигаться;
  • определение этапа, на котором производится оплата услуг. Если оплата разбита на две части, то как определяется завершенность предоставления услуги на таком этапе.

Договор публичной оферты о предоставлении информационных услуг, например, можно найти на веб-сайтах информационных систем или Интернет-магазинов, на сайте торговых посредников (маркет-плейсов) и т.д.

Договор публичной оферты для Интернет-магазина

Необходимость договора публичной оферты для Интернет-магазинов обусловлена ​​тем, что часто такие веб-сайты следует рассматривать как посредников в торговле. Как правило, в договорах публичной оферты Интернет-магазинов в виде площадок, где участвуют разные продавцы, есть пункт о том, что «администрация магазина не несет ответственности за риски, связанные с приобретением товаров и услуг в данном Интернет-магазине».

Таким образом договор публичной оферты необходим, в первую очередь, продавцу, чтобы защитить себя от рисков, связанных с деятельностью сайта и за которые он не может нести ответственность, например за проданный некачественный товар. Ведь предприниматель, владеющий сайтом, организует только услугу посредничества и не является настоящим продавцом товара. Кроме того, присоединение к публичному договору должно регулировать использование магазином определенных персональных данных клиента (имя и фамилия, номер телефона и т.п.).

Структура договора публичной оферты и порядок его выполнения

Структура договора публичной оферты произвольная. Например, она может быть такой:

  • общие условия; предмет договора;
  • порядок принятия условий общественного контракта;
  • права и ответственность сторон, в частности, следует упомянуть об условиях использования персональных данных, если существует регистрация в Интернет-магазине и т.п.;
  • оплата услуг;
  • срок действия договора;
  • заключительные положения.


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді