Как зарегистрировать иностранное представительство

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Иностранные представительства действуют без статуса юридического лица и имеют свою процедуру регистрации. Что такое иностранное представительство, постоянное представительство нерезидента, разница между иностранным представительством и дочерней компанией, алгоритм действий при регистрации иностранного представительства – все это найдете в данной консультации.

 

 

Что такое иностранное представительство

Иностранные субъекты хозяйствования могут открывать в Украине свои представительства, как и украинские субъекты внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на территории других государств (абз. 16 ст. 5 Закона «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. № 959, далее – Закон о ВЭД). Представительством считается учреждение (или лицо), представляющее интересы иностранного субъекта, имея надлежаще оформленные полномочия от него (ст. 1 Закона О ВЭД).

Разница между постоянным представительством и дочерней компанией

Очевидный вопрос, а какая разница между представительством и обычным предприятием, созданным иностранным субъектом? Ведь можно и создать дочернее предприятие, общество с ограниченной ответственностью и тому подобное. Разница в правовом статусе – представительство не является юрлицом. Как следствие, всю ответственность по заключенным соглашениям и долгам такого представительства несет сам иностранный субъект. Представительство осуществляет свою деятельность во всех случаях от имени и по поручению иностранного субъекта хозяйствования и только в интересах иностранного субъекта хозяйствования, который указан при регистрации (п. 12 Инструкции о порядке регистрации представительств субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденной приказом МВЭСторга от 18.01.1996 г. № 30 (далее – Инструкция № 30).

Обратите также внимание, что в ст. 1 Закон о ВЭД не разделяет филиалы и представительства, а потому по отношению к иностранным субъектам хозяйствования все они являются обособленными подразделениями и называются представительствами.  Разница между филиалом и представительством существует только на уровне украинских субъектов хозяйствования. Читайте Открываем филиал в Украине или за рубежом.

 

Проблемы регистрации иностранного представительства

Регистрация представительства иностранного субъекта дело довольно хлопотное по сравнению с регистрацией юрлица – той же дочерней компании. А проблемных отличий здесь не одна:

  • во-первых, продолжительность регистрации. Да, зарегистрировать предприятие можно за 24 часа, а представительство – 20 дней со дня подачи документов, а для представительств России как государства-агрессора аж 60 дней.  Данные сроки взяты из постановления Кабмина «некоторые вопросы регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине» от 23.10.2019 г. № 893 (далееПостановление № 893);
  • во-вторых, налоговый учет. Относительно представительства еще и нужно осуществить достаточно хлопотную отдельную постановку представительства нерезидента на учет в ГНС как налогоплательщика. По юрлицу это все можно сделать централизованно – через ЦПАУ или другого государственного регистратора;
  • в-третьих, плата за регистрацию. регистрация юрлица бесплатная, а тут еще и нужно заплатить административный сбор, который составляет 1 прожиточный минимум трудоспособного лица на 01.01 (в 2021 году – 2270 грн), а если регистрируется представительство России – 30 таких прожиточных минимумов (в 2021 году – 68100 грн);
  • в-четвертых, бюрократическая проблема. Существуют иногда «неписаные» требования от Минэкономики, которое осуществляет регистрацию иностранных представительств. Пример таких требований – по количеству иностранных представителей (было время – 3 чел.), хотя ни одним нормативным документом такая численность не ограничивается, а Минэкономики является исключительно регистратором и имеет полномочия только контролировать соблюдение существующих регистрационных требований, а не создавать новые.

Учитывая указанные выше проблемы возникает вполне логичный вопрос: зачем тогда вообще регистрировать иностранное представительство, если есть не на столько обременительные альтернативы в виде отдельной регистрации юрлица? 

Причины регистрации иностранного представительства

Среди причин регистрации иностранными субъектами хозяйствования своих представительств в Украине можно найти такие:

  • юридическая ответственность и статус. Иностранному субъекту необходимо именно заключение договоров «направления» между украинскими субъектами хозяйствования и собой. Представительство – это лишь посредник. Не имея статуса юрлица, оно не может и нести ответственность по заключенным договорам – всю ответственность несет иностранный субъект. Это повышает статус самого договора, чем он был бы заключен с дочерним предприятием иностранной компании;
  • привычка ведения бизнеса. Иностранный субъект привык проводить деятельность именно через представительства в других странах и он не учитывает тонкости украинской регистрации представительств;
  • международное право. Практически во всех международных соглашениях по избежанию двойного налогообложения отдельным разделом упоминается статус постоянных представительств (как правило, в таких соглашениях это статья 5). Причем данные правила международного соглашения имеют приоритет над национальным законодательством. Поэтому для иностранного субъекта статус представительства более защищен, чем дочерней компании, статус которой регулируется только законодательством Украины;
  • налоговая. Вытекает из предыдущей. Кроме статуса представительства международные соглашения и определяют избежание двойного налогообложения. Также, если представительство нерезидента осуществляет только вспомогательную и подготовительную деятельность, то оно не является плательщиком налога на прибыль (см. о представительстве нерезидента).

 

Относительно последнего по международному соглашению может быть такой пример. Если иностранный субъект в Украине действует через:

  • постоянное представительство – прибыль иностранной компании, которая действует через такое представительство, облагается налогом так, если бы оно было отдельным и самостоятельным предприятием в Украине, занятым такой же или аналогичной деятельностью;
  • отдельное юрлицо в Украине, например дочернее предприятие, – тогда он платит налог на прибыль по правилам своего государства.

Примером такого соглашения является ч. 2 ст. 7 Конвенции между правительством Украины и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении налоговых уклонений. Читайте также материал Международные договоры 2021.

Кто осуществляет регистрацию иностранных представительств

Регистрацию иностранных представительств (кроме банков и платежных учреждений) осуществляет Минэкономики. В этом можно убедиться, посетив специальную страницу на веб-портале Минэкономики Регистрация представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине.

Однако еще есть и другие представительства. Их регистрацию осуществляют (см. ст. 5 Закона О ВЭД):

  • филиалы и представительства банков – НБУ;
  • иностранных платежных учреждений – тоже НБУ. 

Иностранное представительство и представительство нерезидента – в чем отличие

Представительство нерезидента — это несколько более широкое понятие, чем иностранное представительство. Оно включает в себя:

  • непосредственно сами обособленные подразделения иностранных субъектов хозяйствования, то есть иностранные представительства;
  • незарегистрированную деятельность. Это любое место деятельности, через которое полностью или частично проводится хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, а также лиц нерезидента, которые осуществляют деятельность, которая соответствует требованиям пп. 14.1.193 НКУ. Такие «представительства» фактически не имеют регистрации по Инструкции № 30.

Например, под понятие постоянного представительства нерезидента попадает предоставление консультационных услуг нерезидентом через сотрудников, нанятых им для таких целей, если такая деятельность осуществляется более 183 дня в любом 12-месячном периоде (пп. «б» пп. 14.1.193 НКУ). При этом международными соглашениями могут определяться и другие критерии (!).

Внимание: постоянное представительство – это налоговое понятие, охватывающее не только иностранные представительства как зарегистрированные обособленные подразделения, но и незарегистрированная деятельность.

Для налоговых целей представительства бывают двух типов – постоянные и непостоянные (пп. 14.1.193 НКУ, п. 13 инструкции № 30). Правда, понятие непостоянного представительства четко в НКУ не определено.

ТИПЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ НЕРЕЗИДЕНТОВ

(для налоговых целей)

Отличные

признаки

Постоянное

(коммерческое)

Непостоянное

(некоммерческое)

Виды деятельности

«хозяйственная» – полностью или частично проводится хозяйственная деятельность нерезидента

«некоммерческая» - деятельность, которая имеет подготовительный или вспомогательный характер*

Примеры деятельности

торговля товарами/продукцией нерезидента

демонстрация, участие в выставках, семинарах, конференциях и их организация для нерезидента, реклама товаров/продукции нерезидента, доставка товаров нерезидента, хранения товаров для нерезидента, сбор информации, исследование рынка (маркетинг) исключительно для нерезидента. Не может быть: торговля и предоставление услуг другим субъектам, чем нерезидент

налогообложение

регистрация плательщиком налога на прибыль

только встать на учет**

* если непостоянное представительство выходит за пределы подготовительной и вспомогательной деятельности, то оно должно зарегистрироваться как постоянное представительство (индивидуальная налоговая консультация ГНС от 31.10.2017 г. № 2455/6/99-99-15-02-02-15/ИНК). Также налоговики считают постоянным представительством, если деятельность, которая имеет подготовительный или постоянный характер, совпадает с видами деятельности нерезидента;

** такое представительство может быть плательщиком других налогов и сборов, например НДФЛ, ЕСВ, земельного налога

Последовательность регистрации иностранного представительства

Обратите внимание, что регистрация иностранного представительства осуществляется по своим правилам и традиционный для регистрации украинских субъектов хозяйствования Закон «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755 в данном случае не применяется, о чем прямо указано в ч. 10 ст. 4 этого же закона. 

Регистрация иностранного представительства
Васильченко НатальяГлавный редактор системы «Експертус Головбух»
Документированию операций по экспорту и импорту товаров и услуг уделяйте особое внимание. Поскольку ВЭД-операции обладают рядом особенностей, отличающих их от обычных хозяйственных операций, осуществляемых внутри страны. Документы по внешнеэкономическим операциям в некоторых случаях составляют на иностранном языке. Часто у них не характерная для украинского законодательства форма. Заполняют ВЭД-документы как в иностранной, так и в национальной валюте, учитывая положения международного и отечественного законодательства.

Да, регистрация представительства с соблюдением правил, которые определены ст. 5 Закона о ВЭД, Инструкцией № 30 и Постановлением № 893. Обратите внимание, что последняя упрощает процедуру регистрации, которая определена Законом о ВЭД и Инструкцией № 30, в частности, устанавливает меньшие сроки регистрации и меньшую плату за регистрацию, чем упомянутые нормативные документы.

Опираясь на них можно составить такую последовательность действий, которая приведена в таблице ниже.

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ИНОСТРАННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Шаг

Объяснение

1

Собрать и подготовить документы по перечню ст. 5 Закона о ВЭД

К таким документам относятся:

  • заявление с просьбой о регистрации представительства (произвольной формы);
  • выписка из торгового (банковского) реестра страны, где иностранный СХД1 имеет официально зарегистрированную контору;
  • справка от банковского учреждения, в которой официально открыт счет подателя;
  • доверенность на осуществление представительских функций, которая оформлена по законодательству страны регистрации конторы иностранного СХД;
  • разрешение государственного учреждения страны регистрации иностранного СХД - если законодательство такой страны требует такого разрешения.

Упомянутые документы должны быть надлежащим образом подготовлены:

  • нотариально удостоверенные по месту их подачи;
  • легализованы в консульских учреждениях;
  • переведены на украинский язык, а перевод заверен печатью официального переводчика.

Документы остаются действующими в течение 6 месяцев со дня их выдачи нерезиденту (п. 3 Инструкции № 30)

2

Ждать решения Минэкономики

Уже упомянутые:

  • 20 р. дней2;
  • 60 р. дней для регистрации иностранных СХД из России.

3

Получить свидетельство о регистрации представительства

Это может сделать директор (глава) представительства. После выдачи данного Свидетельства данные о регистрации Минэкономики должно внести в Реестр представительств, который им ведется.

4

Обратиться в Госстат за получением кода ЕГРПОУ (нужное затем для ГНС)

В течение 10-дневного срока в орган Госстата следует подать полученное свидетельство о регистрации, другие документы и заполненную учетную карточку3

5

Стать на учет в ГНС за местонахождение представительства (для всех, и постоянных, и непостоянных представительств)4

 

Необходимо подать в 10-дневный срок со дня регистрации (п. 4.2 Порядка № 1588)4:

  • заявление нерезидента (для иностранной юридической компании, организации или ее обособленного подразделения), форма № 1-ОПН;
  • копию документа, подтверждающего присвоение кода по ЕГРПОУ;
  • копию свидетельства о регистрации.

Для постоянного представительства в заявлении следует заполнить поля для регистрации плательщиком налога на прибыль (п. 5.3 Положения № 1588).

Постоянное представительство включается в Реестр налогоплательщиков-нерезидентов и становится плательщиком налога на прибыль (п. 5.7 Положения № 1588)

6

Регистрация плательщиком ЕСВ

(если есть сотрудники)

В 10-дневный срок со дня регистрации следует подать (п. 4.3 порядка № 21-6):

  • заявление по форме 1-ЕСВ;
  • копию решения о создании представительства;
  • копию свидетельства о регистрации;
  • копию справки о внесении в ЕГРПОУ;
  • копию учредительных документов

7

Регистрация плательщиком НДС

Если объем деятельности в будущем превысит 1 млн грн – обязательная регистрация. Можно осуществить добровольную регистрацию сразу при создании представительства

8

Получить служебные карточки иностранным сотрудника представительства

Должны выдаваться Минэкономики (п. 16 Инструкции № 30)

9

Разработать Положение о представительствах (рекомендация)

В положении определить перечень видов деятельности, который соответствует налоговому типа представительства (как рекомендация, особенно нужное для некоммерческих (непостоянных) представительств нерезидентов – обоснование своего статуса для ГНС)

1 – СХД – субъект хозяйственной деятельности;

2 – срок сокращен Постановлением № 893. В Законе о ВЭД – 60 дней;

3 – п. 13 Положения о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, утвержденный постановлением Кабмина от 22.01.1996 г. № 118;

4 – Порядок № 1588. Это Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588;

5 – Порядок № 21-6. Это Порядок взятия на учете в Пенсионном фонде Украины плательщиков ЕСВ от 27.09.2010 г. № 21-6

Бланк формы Заявления нерезидента 1-ОПН

Бланк Заявления нерезидента 1-ОПН СКАЧАТЬ ⏩

 

 


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді