⚡️Электронные трудовые книжки: учтите это прямо сейчас
С 10.06.2021 заработали новые правила учета трудовой деятельности работников (Закон Украины от 05.02.2021 № 1217-IX, Закон № 1217).
Что надо учитывать работодателю?
Новая редакция статьи 24 КЗоТ предусматривает, что трудовую книжку подавать работодателю только при ее наличии у работника. Работник имеет выбор, что предоставлять: трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.
Если же лицо впервые принимают на работу, то она имеет право подать требование об оформлении трудовой книжки. В таком случае работодатель оформляет трудовую книжку в обязательном порядке не позднее пяти дней после приема на работу (ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 48 КЗоТ).
Отныне работодатель освобожден от обязанности хранить трудовые книжки. По новой редакции статьи 48 КЗоТ работодатель по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, что сохраняется у работника, записи о приеме на работу, переводе и увольнении, поощрениях и награждениях за успехи в работе. После чего трудовую книжку возвращать работнику.
Что делать работодателю с трудовыми книжками, которые хранятся у него на сегодняшний день?
Согласно части 3 статьи 48 КЗоТ трудовые книжки хранятся у работника. Однако это не означает, что после 10.06.2021 все трудовые книжки нужно выдать работникам.
Законодатель установил «переходный период» в пять лет, в течение которого ПФУ будет включать в Реестр застрахованных лиц отсутствуют сведения о трудовой деятельности работников на основании сведений, представленных страхователем или застрахованного лицом. После завершения этих работ имеющиеся у работодателей бумажные трудовые книжки выдавать работникам на руки лично под подпись. Также работодатель будет обязан выдать надлежащим образом оформленную трудовую книжку работнику, с которым заключен трудовой договор до 10.06.2021 и который освобождается до завершения процедуры включения данных с ней в Реестр застрахованных лиц, в день увольнения. В течение переходного периода можно будет использовать как бумажную трудовую книжку, так и электронную форму уже имеющихся или внесенных сведений о трудовой деятельности.
Какие обязанности работодателя по предоставлению информации из трудовых книжек в ПФУ?
Такую информацию могут подавать в ПФУ как сами работники, так и их работодатели, если на момент подачи бумажная трудовая книжка хранится у него.
Если работник делегирует полномочия по оцифровке документов о трудовой деятельности работодателю, то такой работник должен предоставить согласие на обработку персональных данных, которую укладывают в произвольной форме. Сканированная копия этого согласия является неотъемлемой составляющей сведений, которые подает работодатель в ПФУ.
Подавать такую информацию нужно через вебпортал электронных услуг ПФУ в виде сканированных или оцифрованных копий трудовой книжки, справок и т.