Реорганизация предприятия может происходить:
- путём укрупнения (слияние, присоединение)
- путём измельчения (разделение, выделение)
- без изменения размеров, например, преобразование путём изменения организационно-правовой формы.
Большинство этих процессов (слияние, присоединение, разделение, преобразование) вместе с ликвидацией сопровождается прекращением юрлица (ч. 1 ст. 104 ГКУ). Не происходит прекращения никакого юрлица только при выделении, так как при нём начальное юрлицо остаётся и создаётся новое. Для того, чтобы лучше разобраться в этих процессах, рассмотрим таблицу ниже.
Вид реорганизации | Содержание реорганизации | Есть ли прекращение "основного" юрлица? | Преимущества реорганизации (Чем выгодно?) | Главный документ |
Реорганизация предприятия путем присоединения | ||||
Присоединение | Одно из предприятий остаётся как юрлицо и становится правопреемником того предприятия, которое было присоединено. К нему переходят имущество, права и обязанности присоединённого предприятия. Присоединённое предприятие прекращается как юрлицо; | Нет | Выгодно, при следующих обстоятельствах:
| Передаточный акт (содержит передаточный баланс) |
Слияние | Все предприятия-участники такой процедуры прекращаются как юрлица. Вместо них появляется новое лицо, которое является правопреемником всех бывших предприятий. Вновь созданное предприятие берёт на себя все их активы и обязательства бывших юрлиц. | Да | Выгодно, при следующих обстоятельствах:
| |
Реорганизация предприятия путем выделения | ||||
Разделение | Предприятие делится на несколько новых и прекращает своё существование. Его активы и обязательства распределяются между вновь созданными предприятиями. | Да | Выгодно при следующих обстоятельствах:
| Разделительный баланс |
Выделение | Из предприятия выделяют новое, передавая ему часть активов и обязательств. Старое предприятие при этом продолжает свою деятельность. | Нет | ||
Изменение организационно-правовой формы без изменения размеров | ||||
Преобразование | Предприятие прекращается путём учреждения нового юрлица, но в новой форме. К нему переходят всё имущество, все права и обязанности предыдущего юрлица. Пример: преобразование ПАО на ЧАО, ЧАО на ООО, ООО на ЧП, что часто происходит. | Да | Выгодно при следующих обстоятельствах:
| Передаточный акт (содержит передаточный баланс) |
На практике возможны различные схемы проведения реорганизации, в т.ч. связаные и с налоговой оптимизацией. Например, выделение предприятия, которое занимается сугубо торговлей и перевод его на общую систему налогообложения, а основного - на ЕН или наоборот (основная идея - передать ту часть бизнеса, которая имеет значительные расходы на общую систему, а там где расходы незначительны - использовать ЕН) .
Порядок госрегистрации реорганизации и ликвидации юрлица, так же как и их создание, установлен Законом "О государственной регистрации ..." от 15.05.2003 г. № 755 (далее - Закон № 755).
Налоговые последствия реорганизации
Основным преимуществом схем реорганизации бизнеса в налоговой плоскости является то, что передача активов в рамках реорганизации, в т.ч. присоединение, не приводит к начислению налоговых обязательств по налогу на прибыль или ЕН. Налоговый кодекс Украины не предусматривает также налоговых разниц по операциям присоединения, слияния, разделения и выделения, преобразования. Также передача активов от одного предприятия к другому не облагается НДС (пп. 98.1.4 НКУ). Это выгодно отличает, например, присоединение от прямой покупки одного предприятия другим.
Единственным осложнением может быть передача обязательств к предприятию-правопреемнику в ситуации наличия налогового долга или суммы переплат по налогам. В ходе реорганизации предприятия при наличии налогового долга должны сообщить ГФС и предоставить план реорганизации (п. 98.4 НКУ). ГФС после изучения плана может внести правки по распределению обязательств между предприятием-правопреемником и тем, что ликвидируется. Относительно переплат, то их сумма сначала зачисляется по долгам с других налогов, а уже потом, если есть остаток, то переходит к правопреемнику (п. 98.8 НКУ).
Что касается НДС, то возможен также переход суммы отрицательного значения НДС к правопреемнику (п. 198.7 НКУ). Для этого данную сумму нужно подтвердить налоговой проверкой и заполнить таблицу 5 в приложении 4 к декларации по НДС за последний отчётный период (предприятию, которое реорганизуется). Очевидно, что на дату подписания передаточного акта правопреемник должен быть плательщиком НДС. При этом, если реорганизация осуществляется путём разделения, выделения, то отрицательная сумма НДС подлежит переносу в состав налогового кредита правопреемника пропорционально полученной доли имущества согласно распределительному балансу;
Также следует обратить внимание, что начатая реорганизация (кроме преобразования) является основанием для назначения внеплановой налоговой проверки (пп. 78.1.7 НКУ). Однако, это право ГФС, а не обязанность и такая проверка чаще не производится.
Документальное оформление процесса реорганизации
Передача имущества от одного лица к другому при присоединении или слиянии происходит на основе передаточного акта, который имеет произвольную форму (он, в частности, содержит передаточный баланс).
Передача (распределение) имущества между юрлицами в ходе разделения или выделения происходит на основе разделительного баланса (ст. 109 ГКУ). Форма также не утверждена и является произвольной.
Каждая строка как передаточного, так и распределительного баланса должна иметь детальную расшифровку в грн с копейками относительно состава активов и обязательств, которые передаются (распределяются) между юрлицами. На дату принятия решения о такой реорганизации создаётся начальный передаточный (распределительный) баланс, а после удовлетворения требований по обязательствам предприятия - конечный.
С передаточным актом и распределительным балансом по каждой позиции оформляются накладные, накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, акты приёмки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств, акты сверки дебиторской и кредиторской задолженности, инвентаризационные описи, техническая документация, акты выполненных работ и оказанных услуг и т.п.
Первинні документи бухгалтерського обліку СКАЧАТИ
Этапы реорганизации предприятия
Шаг 1. Собрать общее собрание (если это хозяйственное общество, то есть ООО, АО) или другой орган, определённый уставом.
Шаг 2. На собрании принять решение о реорганизации и утвердить комиссию по реорганизации. Решить общие вопросы (форма реорганизации, состав комиссии по реорганизации, сроки реорганизации, что и когда делать с работниками, режим работы предприятия на период реорганизации, какой документ составить по итогам работы - передаточный акт (баланс), распределительный акт (баланс). Указывается персональный состав комиссии по реорганизации (ФИО членов, регистрационные номера ее учётных карточек налогоплательщиков), права и обязанности комиссии. Решение должно быть оформлено протоколом.
Шаг 3. Зарегистрировать решение о реорганизации у госрегистратора (центры предоставления административных услуг при местных советах, нотариусы, аккредитованные субъекты). Его надо сообщить в течение 3-х рабочих дней с даты принятия решения о реорганизации путём подачи оригинала или нотариально заверенной копии протокола решения собрания участников о реорганизации. При слиянии или присоединении должна быть подпись уполномоченных лиц предприятий-правопреемников. Также - см. шаг 3 при ликвидации.
Шаг 4. Сообщить кредиторам о реорганизации и соблюсти срок заявления их требований. Надо опубликовать решение о реорганизации предприятия в специализированном печатном средстве массовой информации, в котором указывается порядок и срок заявления кредиторами требований. Действия аналогичные шагу 4 при ликвидации.
Шаг 5. Провести инвентаризацию и оценку имущества. Шаг аналогичный шагу 5 при ликвидации.
Шаг 6. На собрании утвердить распределение активов и обязательств. Утвердить основной бухгалтерский документ - передаточный акт или разделительный баланс в зависимости от вида реорганизации. Также утверждаются доли корпоративных прав у вновь созданных и реорганизованных субъектах.
Одним из сложных вопросов при реорганизации является расчёт доли корпоративных прав в реорганизованных юрлицах и их соответствие переданным активам и обязательствам. Возможны также операции купли-продажи долей между участниками предприятий и дополнительные взносы в уставные капиталы.
Шаг 7. Внести изменения в учредительные документы основного предприятия (если оно остаётся) и утвердить учредительные документы вновь созданного предприятия (предприятий).
Шаг 8. Прекратить трудовые отношения с наёмными работниками и провести расчёты с дебиторами и кредиторами, если происходит прекращение юрлица. Аналогично шагу 6 при ликвидации.
Шаг 9. Подать отчётность в ГФС, ПФУ и госстатистику (за последний отчётный период), сдать документы в архив, закрыть банковские счета, списать печати. Эти шаги такие же, как и шаг 8 при ликвидации предприятия (см. ниже). Закрытие банковских счетов в случае прекращения юрлица может быть осуществлено также предприятием-правопреемником.
Шаг 10. Составить и утвердить на собрании окончательный передаточный акт или разделительный баланс. Это осуществляется после расчётов со всеми кредиторами.
Шаг 11. Завершить процедуру у госрегистратора. Для госрегистрации прекращения юрлица в результате его реорганизации после окончания процедуры прекращения, но не ранее истечения срока заявления требований кредиторами, предоставляются следующие документы (см. ч. 14 ст. 17 Закона № 755):
- заявление о государственной регистрации прекращения юрлица в результате его реорганизации (форма 8);
- экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения уполномоченного органа управления юрлица об изменениях, которые вносятся в ЕГР;
- экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) передаточного акта или разделительного баланса;
- справка архивного учреждения;
- документ об уплате админсбора (0,3 прожиточного минимума);
- учредительный документ юрлица в новой редакции - в случае внесения изменений, содержащихся в учредительном документе.
В случае прекращения юрлица в результате преобразования подаются документы по перечню ч. 1 ст. 17 Закона № 755 (те же, что и при регистрации нового юрлица).
После этого подаются документы на создание нового предприятия или предприятий по соответствующей процедуре.
Шаг 12. Перенести остатки в бухучёте во вновь созданные в процессе реорганизации предприятия. Перенос осуществляется на основе передаточного акта (баланса) или распределительного баланса.
Як реорганізувати ТОВ шляхом приєднання
Реорганизация считается завёршенной с момента госрегистрации соответствующих изменений в учредительных документах юрлица-правопреемника, госрегистрации созданных предприятий и госрегистрации прекращения юрлиц. Учитывая сроки заявления требований кредиторами, реорганизация предприятия не может быть проведена быстрее, чем за 2 месяца.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"