- Изменения РРО 2020
- РРО 2020 для ФЛП: опровергнем несколько мифов
- РРО: изменения 2020 и карантин
- 1. Расширение круга РРО-обязательных операций
- 2. Услуги по здравоохранению – надо РРО.
- 3. Запуск программных РРО
- 4. РРО 2020 штрафы
- 5. Карантин, проверки, штрафы и РРО
- 6. 6. Запуск “кешбека” для бдительных покупателей
- 7. Изменение формы электронного фискального чека
- 8. Возможен мораторий на проверки ФЛП
- Как работает программный РРО
- РРО 2020: ФЛП
Изменения РРО 2020
Детенизация и борьба с контрабандой РРО, повышение контроля за сферой расчетов – таким налоговики называют цель нововведений с кассовыми аппаратами. Предприниматели воспринимают это как давление на бизнес. Попробуем разобраться, что на самом деле изменят новые законы и к чему они приведут. Сначала опровергнем мифы, которыми успели обрасти законы.
РРО для ФЛП 2020: опровергнем несколько мифов
Миф 1. Всем предпринимателям надо уже покупать кассовые аппараты
Это не совсем так. Во-первых, не всем (1 группа единого налога остается без РРО). Во-вторых, для 2-4 группы единого налога, предлагают два альтернативных варианта:
- кассовый аппарат – в Законе про РРО это “классический РРО”, то есть обычный кассовый аппарат в виде коробки, которая печатает фискальные чеки;
- програмний РРО (пРРО) – це программный продукт, который устанавливается на определенное устройство (смартфон, планшет, ноутбук, компьютер) или же можно его купить сразу с готовым устройством-носителем (такие производители уже есть). Этим носителем в таких производителей, как правило, является обычный смартфон. Такие РРО стали доступными к использованию с 01 августа 2020 года (до карантина планировался запуск с 1 апреля 2020 года).
Именно второй вариант рекомендует налоговая как наиболее простой вариант для ФЛП 2-4 группы. Применять программные РРО могут также и другие субъекты хозяйствования, включая физических лиц-предпринимателей общей системы налогообложения и юрлиц. Причем во всех субъектов хозяйствования, в т.ч. и единоналожников, будет выбор - обычный РРО или программный РРО.
Или же и обычный РРО, и программный РРО одновременно (см. разъяснения ГНС). Как кому удобно.
Внимание: Единоналожникам 2-3 группы налоговики советуют применять программный РРО как базовый вариант
Закон о РРО – здесь и далее Закон “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” от 06.07.1995 г. № 265.
Миф 2. Кассовый аппарат нужно даже на базаре
Нет, это не совсем так. Во-первых, от обычных физлиц, которые продают на базарах овощи или подержанные вещи, РРО и в дальнейшем не будут требовать (ни программных, ни обычных). Это же касается 1-й группы единоналожников. Этой группе прописана торговля исключительно на рынках и объем дохода с 02.04.2020 г. установлен в пределах 1 млн грн/год (до 01.04.2020 г. включительно было 300 тыс. грн/год). Правда, здесь есть один нюанс - на рынках находится немалое количество предпринимателей 2 группы. Им как раз и придется обзаводиться РРО - обычным или программным.
Внимание: Обычному физлицу (не предпринимателю), который продает на базаре овощи, кассовый аппарат будет и в дальнейшем не нужен
Миф 3. Отменят наложенный платеж при торговле через Интернет-магазины
На самом деле никто ничего не отменяет. Продажа через Интернет-магазин, как и раньше, надо фискальный чек. Однако с 01.01.2021 это требование надо выполнять еще и предпринимателям 2-3 группы. В основном они и торгуют через Интернет.
Наложенный платеж - это оплата на почте после осмотра товара, который поступил. Принятыми законами он напрямую не запрещен. Проблема здесь в другом - предприниматель, отправил товар не может сформировать фискальный чек к отправке товара, так как товар еще не оплачен. И не может самостоятельно это сделать на расстоянии без посредника или определенных технических средств. Выход из ситуации:
- создание собственных точек выдачи – подходит для больших Интернет-магазинов;
- отпуск только по предварительной оплате – не всегда удобно покупателю. Есть товар, который стоит осмотреть;
- использование такого программного РРО посторонних разработчиков (не ГНС), которые позволяют отсрочить формирования электронного фискального чека к фактической передачи товара покупателю (после его осмотра и оплаты) – удобный способ для небольших Интернет-магазинов, магазинов-начинающих;
- чек формирует почтовый оператор, например, Новая почта. Однако, предприниматель обязательно должен предварительно вложить в посылку товарный чек. Фискальный чек удостоверяющий факт осуществления расчетной операции, но не содержит описания товара. Товарный чек подтверждает факт передачи товара от покупателя и содержит информацию о товаре и используется при возврате товара;
- использование курьерской доставки. Курьер может пользоваться портативным носителем с пРРО.
Следовательно, при накладеному платежи ищем подходящее решение.
РРО: изменения 2020 и карантин
Теперь подробнее об изменениях РРО 2020, учитывая Закон от 20.09.2019 г.. № 129 и "карантинный" Закон от 17.03.2020 г.. № 533 (далее - Закон № 533). Последний сдвинул на 3 месяца сроки этапов проведения РРО-реформы, которые намечались в карантин.
1. Расширение круга РРО-обязательных операций
Внедрение новых РРО и расширение круга РРО-обязанных имеет 3 этапа:
ПОЭТАПНОЕ расширение сферы применения РРО у ФЛП 2-4 ГРУППЫ (С учетом "карантинной" отсрочки, внесенных Законом № 533) | ||||
01.01.2020-01.08.2020 | 01.01.2021-01.04.2021 | с 01.04.2021 г. | ||
Доход менее 1 млн грн - РРО был не нужен. Однако, обязательное применение РРО по реализации следующих товаров:
| К существующим исключений (технически сложные + лекарственные средства, медизделья) ПРИЛАГАЕТСЯ целый ряд операций. Так, РРО становится обязательным при реализации:
Также РРО становится необходимым для реализации платных услуги в сфере здравоохранения (п. 61 подразд. 10 Переходных положений НКУ и разъяснения ГНС). По классификатору ДК 009: 2010 это будет код 86 "Здравоохранение". | РРО (обычный, программный или оба) применяют все предприниматели, кроме 1 группы единого налога. | ||
* обратите внимание, что ГНС выступает ЗА использование РРО в ситуациях приема платежей банковскими картами, а также через системы Приват24, LiqPay, Portmone, монобанк и другие (индивидуальная налоговая консультация ГНС от 31.01.2020 г. № 398/6/99-00-05-04-01-06/ИПК). Читайте также материал Оплата через LIQPAY: нужен ли РРО. |
2. Услуги по здравоохранению – надо РРО
С 1 января 2021 (таблица выше) услуги по охране здоровья попадают под обязательное применение РРО, в т.ч. и предпринимателями. Уже появилось и разъяснения со стороны Тернопольской ГНС относительно того, что такое "услуга по охране здоровья». Имеется в виду раздел 86 КВЭД, услуги по которому требуют наличия медицинской лицензии.
В данном вопросе предпринимателям следует проявлять осторожность. Вопрос может возникнуть, например, по услугам массажа, которые могут быть по 96.04 КВЭД ( "Деятельность по обеспечению физического комфорта") и по 86.90 КВЭД ( "Другая деятельность в сфере охраны здоровья»). Вероятно, в первом случае РРО не нужен, а втором случае - да.
Если предоставляете услуги, которые можно рассматривать как услуги по охране здоровья и есть сомнения, то стоит обратиться за индивидуальной налоговой консультацией в ГНС. Также проконтролируйте, чтобы в ЕГР по вам был указан именно тот код, который нужен, например, для массажа 96.04 КВЭД.
3. Запуск программных РРО
Налоговики запустили программные РРО с 01 августа 2020.
Субъекты хозяйствования уже могут использовать на свой выбор-либо обычный РРО, либо программный РРО, или оба.
4. РРО 2020 штрафы
Штрафы по РРО 2020 увеличиваются тоже в 3 этапа:
ШТРАФЫ НА ОТСУТСТВИЕ РРО* | ||
До 18.04.2020 г. включительно | С 19.04.2020 г. по 30.09.2020 г. | С 01.01.2021 г. |
1 грн – первое нарушение; 100% стоимости проданных товаров – каждое последующее | 10% стоимости проданных товаров – первое нарушение; 50% стоимости проданных товаров – каждое следующее. | 100% стоимости проданных товаров – первое нарушение; 150% стоимости проданных товаров – каждое последующее С этого времени начинает действовать так называемый “кешбек” в размере 100% стоимости товара для покупателя со уплаченного субъектом штрафа за невыдачу фискального чека. |
* проведение через кассовый аппарат неполной стоимости проданных товаров (услуг), операции без включения фискального режима, распечатка (невыдача) фискального чека покупателю, несоответствие суммы наличности в месте расчетов дневному отчету более 10%. |
5. Карантин, проверки, штрафы и РРО
Обратите внимание на то, что в течение карантина и по 31 мая 2020 ДПС не должно было начислять и проводить документальные проверки по применению РРО. Однако, здесь есть свои нюансы:
- мораторий не распространялся на сферу производства и оборота спирта этилового, алкоголя, табака и горючего;
- мораторий действовал лишь в отношении документальных проверок и штрафов за нарушение налогового законодательства (пп. 521 подразд. 10 Переходных положений НКУ). Закон о РРО - это не налоговое законодательство. Поэтому были фактические проверки ГНС. Если налоговики застукают "на горячем" в нарушении по РРО, то штраф будет даже во время карантина;
- все операции за время действия моратория после его окончания, то есть с 1 июня 2020 уже могут стать объектом документальной проверки ГНС. Налоговики могут проверить все документы, которые были составлены при карантин, и наложить штрафы, о чем они прямо указывают в индивидуальной налоговой консультации от 26.03.2020 г.. № 1249/6 / 99-00-05-04-01-06 / ИПК.
6. Запуск “кешбека” для бдительных покупателей
С 01.10.2020 покупатель сможет получить на счет возмещение 100% стоимости купленного товара (работы, услуги), если он обнаружит, что ему не дали фискальный чек или он выписан с нарушением (вообще фиктивный). При этом сумма покупки, которая дает право покупателю подавать жалобу – 850 грн и больше. По мнению налоговиков, такое ограничение лишит ГНС от рассмотрения ошибок по мелким магазинным продажам, например, в продуктовых магазинах.
Для получения кэшбэка надо будет:
- написать жалобу через электронный кабинет ГНС и прикрепить к сообщению подтверждающие документы (если они есть);
- взнос дождаться проверки налоговой продавца;
- если нарушение установлено, то дождаться уплаты продавцом штрафа.
Таким образом, получить компенсацию лишь на основе жалобы невозможно. ГНС обязательно будет проверять достоверность документов.
Внимание: Покупай на сумму более 850 грн, проявляй обман, подай жалобу в налоговую – получи деньги за оплаченный товар
Проверить чеки можно в базе ГНС уже сейчас.
7. Изменение формы электронного фискального чека
Приказом Минфина от 18.06.2020 г. № 306 внесены изменения в Положение о форме и содержании расчетных документов, которое в свое время было утверждено приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13 (далее – Положение № 13). Изменения связаны обязательным требованием по наведению кодов УКТ ВЭД по подакцизным товарам и с внедрением программных РРО, которые могут формировать фискальный чек в электронной форме.
Обновление фискального чека происходят в 2 этапа:
- с 1 августа 2020 года – о перечне реквизитов, приведенных в перечне ниже. Также с этого времени все субъекты хозяйствования, которые продают подакцизные товары, имеющие в каждом чеке РРО или про указывать перед названием товара код товарной подсубпозиции по УКТ ВЭД, то есть все 10 цифр (см. Закон “О таможенном тарифе” от 04.06.2020 г. № 674). Как и в налоговой накладной;
- с 1 августа 2021 года – по другим реквизитам версии внутреннего обеспечения РРО могут быть доработаны производителями (поставщиками).
По кодам УКТ ВЭД – внимание! Произошли изменения в этом классификаторе – с 3 июля 2020 года надо использовать УКТ ВЭД образца 2017 года. Об этом в материале Код УКТ ВЭД в налоговой накладной 2020.
С полным перечнем реквизитов обновленного электронного фискального чека можно ознакомиться в Приложении 1 к Положению № 13. Некоторые из этих реквизитов, например QR-код указывается только в случае наличия (см. ссылки внизу данной формы фискального чека):
Форма фискального чека на товары (услуги) с 01.08.2020
Обязательные к использованию реквизиты фискального чека, что начали действовать с 1 августа 2020 года:
- идентификатор эквайра и торговца или другие реквизиты, позволяющие их идентифицировать;
- идентификатор платежного устройства;
- сумма комиссионного вознаграждения (при наличии);
- вид операции;
- реквизиты электронного платежного средства (платежной карты), допустимые правилами безопасности платежной системы, перед которыми печатаются большие буквы “ЭПС”;
- отметка о режима работы (офлайн/онлайн), в котором создан кассовый чек ПРРО.
8. Возможен мораторий на проверки ФЛП
На заседание правительства 9 сентября 2020 года встал вопрос о введении 2-летнего моратория на проверки ФЛП по применению ними РРО (исключение – те, которые осуществляют высокорентабельные виды деятельности с существенными рисками уклонение от налогообложения). Также имеют смягчить ответственность, возможно уменьшить штрафы.
Как работает программный РРО
ПРРО работают следующим образом:
- предприниматель скачивает с сайта ГНС или покупает у сторонних разработчиков необходимое программное обеспечение и устанавливает его на свой смартфон или планшет, ноутбук, компьютер (на Windows, Android или IOS). Нужен Интернет-связь. Также есть производители, которые продают уже готовы устройства с установленным пРРО. Это комбинированное устройство: пРРО + смартфон + портативный принтер + POS-терминал для считывания банковских карт;
- следует предварительно получить сертификаты электронных подписей, если таких еще нет. Во-первых, они нужны для регистрационного заявления. Во-вторых, этой подписью будет осуществляться подписания сформированных электронных фискальных чеков. Подписи, которые используются для пРРО должны быть переданы ГНС (Порядок из приказа Минфина от 06.06.2017 г. № 557);
- зарегистрировать место применения данного устройства, если раньше это не было сделано. Должно быть подана форма 20-ОПП в течение 10 рабочих дней после возникновения такого места – перед регистрацией пРРО;
- предприниматель регистрирует (онлайн) устройство в ГНС с помощью программного обеспечения и подачи заявления по форме 1-ПРРО (подается в электронной форме через электронный кабинет налогоплательщика, форма J/F 1316602). По регистрации должно быть получена квитанция. При этом посещать ДПС и писать какие-то заявления, как это происходит по обычным кассовых аппаратов, - не нужно. Регистрировать книгу учета расчетных квитанций (КУРО) также не надо, так как программный РРО не предусматривает возможности использования расчетных квитанций вообще;
- необходимо провести предварительное программирование устройства и внести в его базы номенклатуру товаров, работ, услуг, реализуемых. Если используются подакцизные товары, то при введении кодов УКТ ВЭД следует использовать образца 2017 года.;
- когда происходит операция устройство формирует электронный фискальный чек, который можно продемонстрировать покупателю на дисплее в виде QR-кода, отправить ему в виде SMS-сообщения на телефон (смартфон), на электронную почту, передать на смартфон с помощью технологии NFC (данная технология используется при расчетах смартфоном со считыванием банковской картой в магазинах). Покупатель может воспользоваться своим смартфоном для считывания QR-кода и скачать на свое устройство чек в электронном формате и проверить его в базе.
- информацию об операции пРРО отправляет на сервер ДПС. Понятно, что если нет информации на сервере, то и операцию считают проведенной без РРО. Обмен данными должно быть в автоматическом режиме и ГНС исключает возможность вмешательства в данный процесс и изъятие электронных чеков с базы;
- Z-отчет (обязательный сводный отчет работы РРО за сутки) создается в автоматическом режиме и отправляется в ГНС, что делает невозможным штрафные санкции, как с обычным кассовым аппаратом. Печатать Z-отчет не обязательно (см. разъяснения ГНС в Тернопольской области, ВИР 109.24).
Если вдруг Интернет-связь оборвется, то программный РРО позволит проводить операции 36 часов без связи с сервером ГНС (так называемый “автономный режим” работы), но не более 168 часов в календарный месяц. Также для такой работы пРРО загрузить предварительно резерв фискальных номеров (изначально загружается 2000). Если они исчерпываются, то дальше работать в “офлайн-режиме” нельзя. В таком случае надо отказаться от проведения расчетных операций и ждать, пока восстановится связь.
Добавим, что фискальный чек с пРРО можно и напечатать, если есть принтер, но такой требования ГНС не ставит – иначе теряется любой смысл пРРО (см., например, разъяснения Большого офиса налогоплательщиков). Также такой требования нет и в действующем Порядке регистрации, ведения реестра и применения программных регистраторов расчетных операций нет.
Также о работе программных РРО читайте в материалах Как пРРОсто работает программный РРО: о E-receipt, Е-чек и аналогичные решения и Программный РРО 2020.
РРО 2020: ФЛП
РРО для частных предпринимателей. Несмотря на всю современность идеи с цифровыми РРО она вызывает сопротивление у предпринимателей. Кроме вышеперечисленных мифов есть и довольно существенные причины:
- дополнительные расходы для бизнеса. Классический (аппаратный) РРО (приобретение, начальное обслуживание, программирование) ≈ 17-20 тыс. грн. Программный РРО – только бесплатные базовые программы от ГНС и доступ к серверу. Однако его использование тоже обойдется недешево (примерно от 7 тыс. грн);
- опасения умышленного вмешательства в сервер фискализации чеков со стороны ГНС (исчезли чеки – плати штраф);
- при массовом обслуживании клиентов, например, при продаже кофе “на вынос”, когда есть очередь и выдача чеков, пусть и электронных – это дополнительное время. Представьте очереди, которые могут возникать из-за того, что устройство “завис”, нет связи с Интернет, разрядились батарея и прочее.
Почему программный РРО на самом деле не бесплатный? Поясним:
- для удобного пользования системой, скорее всего, придется закупить программное обеспечение сторонних разработчиков;
- нужно устройство-носитель, а то и несколько. Тот же смартфон/планшет. И скорее всего для предпринимательской деятельности предприниматель захочет применять отдельный, а не собственный. Торговых точек может быть несколько. Нанятые продавцы тоже вряд ли согласятся использовать личные гаджеты;
- каждое устройство надо обеспечить связью с Интернет. Если сети Wi-Fi нет, то это еще дополнительные расходы;
- все устройства надо обеспечить питанием, ведь заряда батареи будет не хватать. Это особенно проблематично на рынках, где часто торгуют также и единоналожники 2 группы. Да и в помещениях не всегда есть доступ к розетке. За это придется еще и иметь на всякий случай внешние батареи для смартфонов/планшетов;
- возможно, понадобится консультация программистов. Тоже платные;
- могут появиться покупатели, которые потребуют печатных чеков или со старыми телефонами, которые не могут считать QR-код. Покупать принтер – тоже расходы. На рынке его подсоединить может быть невозможным. Конечно, им можно отказать, но все же есть разные покупатели;
- есть и готовые решения – технические устройства с экраном (возможно, и мини-принтером), установленной операционной системой и системой пРРО, но очевидно, что по стоимости сопоставимы с некоторыми моделями обычных РРО. Стоимость таких устройств около 13000 грн (с встроенным POS-терминалом). В то время, как существуют на рынке мини-РРО (классические) по цене 4500-8000 грн.
При таких обстоятельствах, предприниматель вообще может решить, что лучше иметь дело с обычным кассовым аппаратом. Единственное несомненное преимущество пРРО – автоматичность выполнения определенных действий, например формирование Z-отчета, вход и выход из режима офлайн.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"