РРО 2020

RU UA
РРО для ФЛП 2020 - тема, которая на слуху у всех предпринимателей. В статье расскажем о РРО в 2020 году, работу программных РРО, как на сроки внедрения РРО повлиял карантин, а также некоторые мифы, которыми обросли эти законы.

СКАЧАТИ ПАМ’ЯТКУ: АЛГОРИТМ ДІЙ, ЩОБ ЗАСТОСУВАТИ ПРРО

Изменения РРО 2020

Детенизация и борьба с контрабандой РРО, повышение контроля за сферой расчетов – таким налоговики называют цель нововведений с кассовыми аппаратами. Предприниматели воспринимают это как давление на бизнес. Попробуем разобраться, что на самом деле изменят новые законы и к чему они приведут. Сначала опровергнем мифы, которыми успели обрасти законы.

РРО з 2021 року ⚠️

РРО для ФЛП 2020: опровергнем несколько мифов

Миф 1. Всем предпринимателям надо уже покупать кассовые аппараты

Это не совсем так. Во-первых, не всем (1 группа единого налога остается без РРО). Во-вторых, для 2-4 группы единого налога, предлагают два альтернативных варианта:

  • кассовый аппарат – в Законе про РРО это “классический РРО”, то есть обычный кассовый аппарат в виде коробки, которая печатает фискальные чеки;
  • програмний РРО (пРРО) – це программный продукт, который устанавливается на определенное устройство (смартфон, планшет, ноутбук, компьютер) или же можно его купить сразу с готовым устройством-носителем (такие производители уже есть). Этим носителем в таких производителей, как правило, является обычный смартфон. Такие РРО стали доступными к использованию с 01 августа 2020 года (до карантина планировался запуск с 1 апреля 2020 года).

Именно второй вариант рекомендует налоговая как наиболее простой вариант для ФЛП 2-4 группы. Применять программные РРО могут также и другие субъекты хозяйствования, включая физических лиц-предпринимателей общей системы налогообложения и юрлиц. Причем во всех субъектов хозяйствования, в т.ч. и единоналожников, будет выбор - обычный РРО или программный РРО.

Или же и обычный РРО, и программный РРО одновременно (см. разъяснения ГНС). Как кому удобно.

Внимание: Единоналожникам 2-3 группы налоговики советуют применять программный РРО как базовый вариант

Закон о РРО – здесь и далее Закон “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” от 06.07.1995 г. № 265.

Миф 2. Кассовый аппарат нужно даже на базаре

Нет, это не совсем так. Во-первых, от обычных физлиц, которые продают на базарах овощи или подержанные вещи, РРО и в дальнейшем не будут требовать (ни программных, ни обычных). Это же касается 1-й группы единоналожников. Этой группе прописана торговля исключительно на рынках и объем дохода с 02.04.2020 г. установлен в пределах 1 млн грн/год (до 01.04.2020 г. включительно было 300 тыс. грн/год). Правда, здесь есть один нюанс - на рынках находится немалое количество предпринимателей 2 группы. Им как раз и придется обзаводиться РРО - обычным или программным.

Внимание: Обычному физлицу (не предпринимателю), который продает на базаре овощи, кассовый аппарат будет и в дальнейшем не нужен

Миф 3. Отменят наложенный платеж при торговле через Интернет-магазины

На самом деле никто ничего не отменяет. Продажа через Интернет-магазин, как и раньше, надо фискальный чек. Однако с 01.01.2021 это требование надо выполнять еще и предпринимателям 2-3 группы. В основном они и торгуют через Интернет.

Наложенный платеж - это оплата на почте после осмотра товара, который поступил. Принятыми законами он напрямую не запрещен. Проблема здесь в другом - предприниматель, отправил товар не может сформировать фискальный чек к отправке товара, так как товар еще не оплачен. И не может самостоятельно это сделать на расстоянии без посредника или определенных технических средств. Выход из ситуации:

  • создание собственных точек выдачи – подходит для больших Интернет-магазинов;
  • отпуск только по предварительной оплате – не всегда удобно покупателю. Есть товар, который стоит осмотреть;
  • использование такого программного РРО посторонних разработчиков (не ГНС), которые позволяют отсрочить формирования электронного фискального чека к фактической передачи товара покупателю (после его осмотра и оплаты) – удобный способ для небольших Интернет-магазинов, магазинов-начинающих;
  • чек формирует почтовый оператор, например, Новая почта. Однако, предприниматель обязательно должен предварительно вложить в посылку товарный чек. Фискальный чек удостоверяющий факт осуществления расчетной операции, но не содержит описания товара. Товарный чек подтверждает факт передачи товара от покупателя и содержит информацию о товаре и используется при возврате товара;
  • использование курьерской доставки. Курьер может пользоваться портативным носителем с пРРО.

Следовательно, при накладеному платежи ищем подходящее решение.

Ранее ФЛП-единщики не обращали внимания на эту проблему, так как вообще не обязаны были формировать фискальные чеки, если объем их годового дохода был в пределах 1 млн грн. Однако с 2021 ситуация меняется и если ФЛП-единщик получит предоплату с банковской карты покупателя, то он становится обязан самостоятельно сформировать фискальный чек на своем РРО или прро, который уже должен к тому времени мать. Более подробно о РРО и Интернет-торговлю при различных способов расчета найдете в материале РРО для Интернет-магазина.

РРО: изменения 2020 и карантин

Теперь подробнее об изменениях РРО 2020, учитывая Закон от 20.09.2019 г.. № 129 и "карантинный" Закон от 17.03.2020 г.. № 533 (далее - Закон № 533). Последний сдвинул на 3 месяца сроки этапов проведения РРО-реформы, которые намечались в карантин.

1. Расширение круга РРО-обязательных операций

Внедрение новых РРО и расширение круга РРО-обязанных имеет 3 этапа:

ПОЭТАПНОЕ расширение сферы применения РРО у ФЛП 2-4 ГРУППЫ
(С учетом "карантинной" отсрочки, внесенных Законом № 533)

01.01.2020-01.08.2020

01.01.2021-01.04.2021

с 01.04.2021 г.

Доход менее 1 млн грн - РРО был не нужен. Однако, обязательное применение РРО по реализации следующих товаров:

  • технически сложных товаров (это товары, которые на гарантии)
  • лекарственных средств, медизделий.

К существующим исключений (технически сложные + лекарственные средства, медизделья) ПРИЛАГАЕТСЯ целый ряд операций. Так, РРО становится обязательным при реализации:

  • товаров (предоставление услуг) через сеть Интернет*;
  • ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, камней, органогенного образования и полудрагоценных камней;
  • деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстро обслуживание, кроме продажи в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях (другие исключения – п. 11 ст. 9 Закона о РРО);
  • услуг туристических агентств, туроператоров;
  • услуг гостиниц, хостелов и прочих мест временного размещения;
  • текстиля (кроме на рынках);
  • автодеталей и прочих принадлежностей для автомобилей (должен быть кабминовский перечень);
  • продажа подержанных товаров в магазинах, например, в комиссионных магазинах, секонд-хендах, ломбардах и тому подобное.

Также РРО становится необходимым для реализации платных услуги в сфере здравоохранения (п. 61 подразд. 10 Переходных положений НКУ и разъяснения ГНС). По классификатору ДК 009: 2010 это будет код 86 "Здравоохранение".

РРО (обычный, программный или оба) применяют все предприниматели, кроме 1 группы единого налога.

* обратите внимание, что ГНС выступает ЗА использование РРО в ситуациях приема платежей банковскими картами, а также через системы Приват24, LiqPay, Portmone, монобанк и другие (индивидуальная налоговая консультация ГНС от 31.01.2020 г. № 398/6/99-00-05-04-01-06/ИПК). Читайте также материал Оплата через LIQPAY: нужен ли РРО.

2. Услуги по здравоохранению – надо РРО

С 1 января 2021 (таблица выше) услуги по охране здоровья попадают под обязательное применение РРО, в т.ч. и предпринимателями. Уже появилось и разъяснения со стороны Тернопольской ГНС относительно того, что такое "услуга по охране здоровья». Имеется в виду раздел 86 КВЭД, услуги по которому требуют наличия медицинской лицензии.

В данном вопросе предпринимателям следует проявлять осторожность. Вопрос может возникнуть, например, по услугам массажа, которые могут быть по 96.04 КВЭД ( "Деятельность по обеспечению физического комфорта") и по 86.90 КВЭД ( "Другая деятельность в сфере охраны здоровья»). Вероятно, в первом случае РРО не нужен, а втором случае - да.

Если предоставляете услуги, которые можно рассматривать как услуги по охране здоровья и есть сомнения, то стоит обратиться за индивидуальной налоговой консультацией в ГНС. Также проконтролируйте, чтобы в ЕГР по вам был указан именно тот код, который нужен, например, для массажа 96.04 КВЭД.

3. Запуск программных РРО

Налоговики запустили программные РРО с 01 августа 2020.

Субъекты хозяйствования уже могут использовать на свой выбор-либо обычный РРО, либо программный РРО, или оба.

4. РРО 2020 штрафы

Штрафы по РРО 2020 увеличиваются тоже в 3 этапа:

Штрафы за РРОскачать таблицу

ШТРАФЫ НА ОТСУТСТВИЕ РРО*

До 18.04.2020 г. включительно

С 19.04.2020 г. по 30.09.2020 г.

С 01.01.2021 г.

1 грн – первое нарушение;

100% стоимости проданных товаров – каждое последующее

10% стоимости проданных товаров – первое нарушение;

50% стоимости проданных товаров – каждое следующее.

100% стоимости проданных товаров – первое нарушение;

150% стоимости проданных товаров – каждое последующее

С этого времени начинает действовать так называемый “кешбек” в размере 100% стоимости товара для покупателя со уплаченного субъектом штрафа за невыдачу фискального чека.

* проведение через кассовый аппарат неполной стоимости проданных товаров (услуг), операции без включения фискального режима, распечатка (невыдача) фискального чека покупателю, несоответствие суммы наличности в месте расчетов дневному отчету более 10%.

5. Карантин, проверки, штрафы и РРО

Обратите внимание на то, что в течение карантина и по 31 мая 2020 ДПС не должно было начислять и проводить документальные проверки по применению РРО. Однако, здесь есть свои нюансы:

  • мораторий не распространялся на сферу производства и оборота спирта этилового, алкоголя, табака и горючего;
  • мораторий действовал лишь в отношении документальных проверок и штрафов за нарушение налогового законодательства (пп. 521 подразд. 10 Переходных положений НКУ). Закон о РРО - это не налоговое законодательство. Поэтому были фактические проверки ГНС. Если налоговики застукают "на горячем" в нарушении по РРО, то штраф будет даже во время карантина;
  • все операции за время действия моратория после его окончания, то есть с 1 июня 2020 уже могут стать объектом документальной проверки ГНС. Налоговики могут проверить все документы, которые были составлены при карантин, и наложить штрафы, о чем они прямо указывают в индивидуальной налоговой консультации от 26.03.2020 г.. № 1249/6 / 99-00-05-04-01-06 / ИПК.

6. Запуск “кешбека” для бдительных покупателей

С 01.10.2020 покупатель сможет получить на счет возмещение 100% стоимости купленного товара (работы, услуги), если он обнаружит, что ему не дали фискальный чек или он выписан с нарушением (вообще фиктивный). При этом сумма покупки, которая дает право покупателю подавать жалобу – 850 грн и больше. По мнению налоговиков, такое ограничение лишит ГНС от рассмотрения ошибок по мелким магазинным продажам, например, в продуктовых магазинах.

Для получения кэшбэка надо будет:

  • написать жалобу через электронный кабинет ГНС и прикрепить к сообщению подтверждающие документы (если они есть);
  • взнос дождаться проверки налоговой продавца;
  • если нарушение установлено, то дождаться уплаты продавцом штрафа.

Таким образом, получить компенсацию лишь на основе жалобы невозможно. ГНС обязательно будет проверять достоверность документов.

Внимание: Покупай на сумму более 850 грн, проявляй обман, подай жалобу в налоговую – получи деньги за оплаченный товар

Проверить чеки можно в базе ГНС уже сейчас.

7. Изменение формы электронного фискального чека

Приказом Минфина от 18.06.2020 г. № 306 внесены изменения в Положение о форме и содержании расчетных документов, которое в свое время было утверждено приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13 (далее – Положение № 13). Изменения связаны обязательным требованием по наведению кодов УКТ ВЭД по подакцизным товарам и с внедрением программных РРО, которые могут формировать фискальный чек в электронной форме.

Обновление фискального чека происходят в 2 этапа:

  • с 1 августа 2020 года – о перечне реквизитов, приведенных в перечне ниже. Также с этого времени все субъекты хозяйствования, которые продают подакцизные товары, имеющие в каждом чеке РРО или про указывать перед названием товара код товарной подсубпозиции по УКТ ВЭД, то есть все 10 цифр (см. Закон “О таможенном тарифе” от 04.06.2020 г. № 674). Как и в налоговой накладной;
  • с 1 августа 2021 года – по другим реквизитам версии внутреннего обеспечения РРО могут быть доработаны производителями (поставщиками).

По кодам УКТ ВЭД – внимание! Произошли изменения в этом классификаторе – с 3 июля 2020 года надо использовать УКТ ВЭД образца 2017 года. Об этом в материале Код УКТ ВЭД в налоговой накладной 2020.

С полным перечнем реквизитов обновленного электронного фискального чека можно ознакомиться в Приложении 1 к Положению № 13. Некоторые из этих реквизитов, например QR-код указывается только в случае наличия (см. ссылки внизу данной формы фискального чека):

РРО 2020

Форма фискального чека на товары (услуги) с 01.08.2020

Обязательные к использованию реквизиты фискального чека, что начали действовать с 1 августа 2020 года:

  • идентификатор эквайра и торговца или другие реквизиты, позволяющие их идентифицировать;
  • идентификатор платежного устройства;
  • сумма комиссионного вознаграждения (при наличии);
  • вид операции;
  • реквизиты электронного платежного средства (платежной карты), допустимые правилами безопасности платежной системы, перед которыми печатаются большие буквы “ЭПС”;
  • отметка о режима работы (офлайн/онлайн), в котором создан кассовый чек ПРРО.

8. Возможен мораторий на проверки ФЛП

На заседание правительства 9 сентября 2020 года встал вопрос о введении 2-летнего моратория на проверки ФЛП по применению ними РРО (исключение – те, которые осуществляют высокорентабельные виды деятельности с существенными рисками уклонение от налогообложения). Также имеют смягчить ответственность, возможно уменьшить штрафы.

Как работает программный РРО

ПРРО работают следующим образом:

  • предприниматель скачивает с сайта ГНС или покупает у сторонних разработчиков необходимое программное обеспечение и устанавливает его на свой смартфон или планшет, ноутбук, компьютер (на Windows, Android или IOS). Нужен Интернет-связь. Также есть производители, которые продают уже готовы устройства с установленным пРРО. Это комбинированное устройство: пРРО + смартфон + портативный принтер + POS-терминал для считывания банковских карт;
  • следует предварительно получить сертификаты электронных подписей, если таких еще нет. Во-первых, они нужны для регистрационного заявления. Во-вторых, этой подписью будет осуществляться подписания сформированных электронных фискальных чеков. Подписи, которые используются для пРРО должны быть переданы ГНС (Порядок из приказа Минфина от 06.06.2017 г. № 557);
  • зарегистрировать место применения данного устройства, если раньше это не было сделано. Должно быть подана форма 20-ОПП в течение 10 рабочих дней после возникновения такого места – перед регистрацией пРРО;
  • предприниматель регистрирует (онлайн) устройство в ГНС с помощью программного обеспечения и подачи заявления по форме 1-ПРРО (подается в электронной форме через электронный кабинет налогоплательщика, форма J/F 1316602). По регистрации должно быть получена квитанция. При этом посещать ДПС и писать какие-то заявления, как это происходит по обычным кассовых аппаратов, - не нужно. Регистрировать книгу учета расчетных квитанций (КУРО) также не надо, так как программный РРО не предусматривает возможности использования расчетных квитанций вообще;
  • необходимо провести предварительное программирование устройства и внести в его базы номенклатуру товаров, работ, услуг, реализуемых. Если используются подакцизные товары, то при введении кодов УКТ ВЭД следует использовать образца 2017 года.;
  • когда происходит операция устройство формирует электронный фискальный чек, который можно продемонстрировать покупателю на дисплее в виде QR-кода, отправить ему в виде SMS-сообщения на телефон (смартфон), на электронную почту, передать на смартфон с помощью технологии NFC (данная технология используется при расчетах смартфоном со считыванием банковской картой в магазинах). Покупатель может воспользоваться своим смартфоном для считывания QR-кода и скачать на свое устройство чек в электронном формате и проверить его в базе.
  • информацию об операции пРРО отправляет на сервер ДПС. Понятно, что если нет информации на сервере, то и операцию считают проведенной без РРО. Обмен данными должно быть в автоматическом режиме и ГНС исключает возможность вмешательства в данный процесс и изъятие электронных чеков с базы;
  • Z-отчет (обязательный сводный отчет работы РРО за сутки) создается в автоматическом режиме и отправляется в ГНС, что делает невозможным штрафные санкции, как с обычным кассовым аппаратом. Печатать Z-отчет не обязательно (см. разъяснения ГНС в Тернопольской области, ВИР 109.24).

Если вдруг Интернет-связь оборвется, то программный РРО позволит проводить операции 36 часов без связи с сервером ГНС (так называемый “автономный режим” работы), но не более 168 часов в календарный месяц. Также для такой работы пРРО загрузить предварительно резерв фискальных номеров (изначально загружается 2000). Если они исчерпываются, то дальше работать в “офлайн-режиме” нельзя. В таком случае надо отказаться от проведения расчетных операций и ждать, пока восстановится связь.

Добавим, что фискальный чек с пРРО можно и напечатать, если есть принтер, но такой требования ГНС не ставит – иначе теряется любой смысл пРРО (см., например, разъяснения Большого офиса налогоплательщиков). Также такой требования нет и в действующем Порядке регистрации, ведения реестра и применения программных регистраторов расчетных операций нет.

Также о работе программных РРО читайте в материалах Как пРРОсто работает программный РРО: о E-receipt, Е-чек и аналогичные решения и Программный РРО 2020.

РРО 2020: ФЛП

РРО для частных предпринимателей. Несмотря на всю современность идеи с цифровыми РРО она вызывает сопротивление у предпринимателей. Кроме вышеперечисленных мифов есть и довольно существенные причины:

  • дополнительные расходы для бизнеса. Классический (аппаратный) РРО (приобретение, начальное обслуживание, программирование) ≈ 17-20 тыс. грн. Программный РРО – только бесплатные базовые программы от ГНС и доступ к серверу. Однако его использование тоже обойдется недешево (примерно от 7 тыс. грн);
  • опасения умышленного вмешательства в сервер фискализации чеков со стороны ГНС (исчезли чеки – плати штраф);
  • при массовом обслуживании клиентов, например, при продаже кофе “на вынос”, когда есть очередь и выдача чеков, пусть и электронных – это дополнительное время. Представьте очереди, которые могут возникать из-за того, что устройство “завис”, нет связи с Интернет, разрядились батарея и прочее.

Почему программный РРО на самом деле не бесплатный? Поясним:

  • для удобного пользования системой, скорее всего, придется закупить программное обеспечение сторонних разработчиков;
  • нужно устройство-носитель, а то и несколько. Тот же смартфон/планшет. И скорее всего для предпринимательской деятельности предприниматель захочет применять отдельный, а не собственный. Торговых точек может быть несколько. Нанятые продавцы тоже вряд ли согласятся использовать личные гаджеты;
  • каждое устройство надо обеспечить связью с Интернет. Если сети Wi-Fi нет, то это еще дополнительные расходы;
  • все устройства надо обеспечить питанием, ведь заряда батареи будет не хватать. Это особенно проблематично на рынках, где часто торгуют также и единоналожники 2 группы. Да и в помещениях не всегда есть доступ к розетке. За это придется еще и иметь на всякий случай внешние батареи для смартфонов/планшетов;
  • возможно, понадобится консультация программистов. Тоже платные;
  • могут появиться покупатели, которые потребуют печатных чеков или со старыми телефонами, которые не могут считать QR-код. Покупать принтер – тоже расходы. На рынке его подсоединить может быть невозможным. Конечно, им можно отказать, но все же есть разные покупатели;
  • есть и готовые решения – технические устройства с экраном (возможно, и мини-принтером), установленной операционной системой и системой пРРО, но очевидно, что по стоимости сопоставимы с некоторыми моделями обычных РРО. Стоимость таких устройств около 13000 грн (с встроенным POS-терминалом). В то время, как существуют на рынке мини-РРО (классические) по цене 4500-8000 грн.

При таких обстоятельствах, предприниматель вообще может решить, что лучше иметь дело с обычным кассовым аппаратом. Единственное несомненное преимущество пРРО – автоматичность выполнения определенных действий, например формирование Z-отчета, вход и выход из режима офлайн.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді