Как заполнить номенклатуру товаров в налоговой накладной
Правила визнання податкового кредиту з ПДВ
Соблюдайте основные правила, устанавливающие НК и Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 № 1307 (далее — Порядок № 1307).
ПРАВИЛО 1
Графу 2 (как и другие реквизиты НН) заполняйте на государственном языке (п. 4 Порядка № 1307). Только в случае поставки импортных товаров допускается указывать название торговой марки и номенклатуру товара без перевода его на украинский язык (ОИР, категория 101.16).
ПРАВИЛО 2
В графе 2 наведите полный перечень товаров или услуг, которые поставляете. Даже в случае получения предоплаты. Запись вроде «аванс» или «предварительная оплата» делать нельзя.
ПРАВИЛО 3
В одной налоговой накладной можете вместить 99999 товарных позиций. Если товарных позиций будет больше, на остальные составляете вторую НН и присваиваете ей другой номер (п. 16 Порядка № 1307).
ПРАВИЛО 4
Перечень товаров в НН должен соответствовать формулировке в первичных документах, сопровождающих поставку таких товаров. Это отмечают налоговики в своих разъяснениях (в частности, письмо ГНС від 16.03.2020 № 1092/6/99-00-07-03-02-06/ІПК, в письмах ГФС от 25.10.2018 № 4553/6/99-99-15-03-02-15/ИНК, от 01.06.2018 № 2411/6/99-99-15-03-02-15/ИНК). Этого требует и пункт 44.1 НК, запрещающий налогоплательщикам формировать показатели налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных первичными документами.
Итак, определяющими как в бухгалтерском, так и в налоговом учете налогоплательщиков являются первичные документы (накладные, акты приема-передачи, акты об оказании услуг (выполнении работ) и т.д.). Несмотря на то, что по форме НН выглядит как первичный документ, по сути она только подтверждает включение НДС в цену товара и уплаты или обязанность его оплатить покупателем продавцу. Главная ее функция — подтверждение права покупателя на налоговый кредит (п. 201.10 НК).
Поради з організації роботи коворкінгу: документальне оформлення, вибір КВЕДу, РРО, ліцензування, подання 20-ОПП. Облік приміщення, офісної техніки і меблів. Обчислення собівартості послуги та бухпроведення з обліку послуг коворкінгу. Податкові наслідки для коворк-центрів
Кроме того, по мнению ГНС (ВИР, категория 101.06), формулировка номенклатуры в НН на приобретение товара и на его дальнейшую реализацию должны совпадать. Скорее всего, этот вывод основывается на требованиях пункта 16 Порядка № 1307, который описывает заполнение налоговых накладных на всех этапах поставки:
- в графе 3.1 — код УКТ ВЕД;
- в графе 3.3 — код услуги согласно ГКПУ.
То есть, поскольку определенному коду УКТ ВЭД соответствует определенное наименование товара, соответственно, номенклатура товара на «входе» и «выходе» должна быть одинаковая.
Внимание: номенклатура товаров должна совпадать на всех этапах поставки конечному потребителю.
Заметим, что указанный порядок заполнения налоговых накладных можно применить не во всех сферах деятельности. Например, в производстве продукции на «входе» будет какое-то сырье с соответствующим кодом УКТ ВЭД, а на «выходе» — готовая продукция с другим названием и другим кодом УКТ ВЭД. Номенклатура товаров на «входе» и «выходе» в таком случае не будет совпадать и этому есть объяснение. А вот записи в графе 2 раздела Б НН на поставку сырья обязательно должны совпадать с теми, что содержит накладная или акт на передачу этого сырья. Соответственно, название готовой продукции в НН будет дублировать название в соответствующем первичном документе на отпуск этой продукции.