Бухгалтерский учет торговой марки 2024

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Торговые марки, бренды в компаниях мирового рынка могут иметь значительную стоимость в бухгалтерском балансе. По каким правилам учитывать торговую марку, всегда это нематериальный актив, когда возникает роялти торговой марки и правила налогообложения торговых марок - все это в консультации

Торговая марка – это сочетание элементов

Торговая марка (или торговая марка, ТМ, знак для товаров и услуг) — это определенная комбинация букв, слов, цифр, которые предназначены для олицетворения определенного товара, услуг, которые производятся или предоставляются определенным субъектом, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо. (ст. 492 ГК). Помимо буквенно-цифровых и словесных сочетаний, торговая марка может включать сочетание цвета изображений.

Торговые марки являются разновидностью объектов права промышленной собственности (ОПС), к которым Парижской конвенцией по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года принадлежат: патенты, полезные модели, товарные знаки, промышленные образцы.

Кроме упомянутых «сухих» терминов в быту и маркетинге употребляются еще:

  • «фирменный знак» – это определенное графическое изображение;
  • «логотип» – буквы могут иметь специфический чертеж, сочетание цвета, определенные графические узоры и т.п.;
  • «слоган» – это определенная фраза;
  • «бренд» – это узнаваемая торговая марка, уже имеющая рекламу и раскрученность, свою историю, популярность.

Вышеупомянутые понятия фактически являются неформальными заменителями понятия торговой марки, ее разновидности. Однако если есть вопросы относительно определенных юридических тонкостей данных специфических понятий и их документального оформления, то можно обратиться за специализированной консультацией к Управление патентно-информационных услуг ГП «Украинский институт интеллектуальной собственности».

Професійна сертифікація за МСФЗ

Франшиза и торговая марка

Франшиза тесновато связана с торговыми марками, брендами. Однако продажа франшизы, как правило, включает в себя передачу прав на использование не одним, а несколькими объектами интеллектуальной собственности, например бренда, фирменного стиля, дизайна, интерьера помещений.

Регистрация торговой марки 2024

Регистрация торговой марки призвана уберечь автора от конкурентов, желающих воспользоваться ведомостью бренда или зарегистрировать точно такую ​​же торговую марку. Итак, элементами данной регистрационной системы торговых марок в Украине:

  • УИИС (полное название – Государственное предприятие «Украинский институт интеллектуальной собственности»). Предоставляет ряд услуг по торговым маркам. Например, в отношении торговых марок УИИС предоставляет услуги по составлению заявки на регистрацию торговой марки в Украине, составление заявочных материалов на международную регистрацию знака для товаров и услуг по Мадридской системе международной регистрации знаков, подготовка заявления о внесении изменений в заявку на торговую марку по инициативе заявителя;
  • Укрпатент, УКРНОІВІ (Украинский национальный офис интеллектуальной собственности и инноваций) – занимается услугами, связанными с объектами промышленной собственности, авторского права консультациями и повышением компетентности и т.п., в частности выдача копий заявок и других документов;
  • СИС (Специальная информационная система УКРНОІВІ) – позволяет осуществлять расширенный поиск существующих заявок и охранных документов для торговых марок по таким элементам как дата подачи, порядковый номер регистрации и т.п.;
  • свидетельства на знаки товаров и услуг, выдаваемые владельцам торговых марок при их регистрации. Этот документ дает право употреблять и распоряжаться торговой маркой.

Основные этапы и платежи при регистрации торговой марки указаны в таблице ниже.

ЭТАПЫ И ПЛАТЕЖИ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ТОРГОВОЙ МАРКИ

Этап регистрации ТМ

Обязательные платежи

Нормативный акт

подача заявки

Сбор за подачу заявки одним заявителем в знак 4000 грн

+ дополнительно 4000 грн за каждый класс в Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ)

+ дополнительно 1000 грн (если в заявке представлено цветное изображение торговой марки);

+ дополнительно 5000 грн за каждый класс, номер которого приведен в сообщении заведения, свыше количества классов, номера которых указаны в заявке;

+ дополнительно 24000 грн (если используется обозначение с названием государства «Украина»)

Размеры сборов по Постановлению Кабмина от 23.12.2004 № 1716 (код сбора 40100)

прохождение экспертизы и уплата сборов

В случае положительного решения в течение 3 месяцев нужно заплатить:

  • государственная пошлина 85 грн (5 НМДГ) – выдача свидетельства на торговую марку для физлиц (юрлиц), постоянно проживающих (находящихся) в Украине;
  • государственная пошлина 200 долларов США – выдача свидетельства на торговую марку для физлиц (юрлиц), постоянно проживающих (находящихся) за пределами Украины;
  • сбор за публикацию о выдаче свидетельства – 600 грн по каждому классу МКТУ (+200 грн за публикацию цветного изображения)

пп. «в» п. 6 ст. 3 Декрета Кабмина от 21.01.1993 № 7-93;

Постановление Кабмина от 23.12.2004 № 1716 (код сбора 41700)

получение свидетельства

ч. 3 ст. 5 Закон № 3689*

* Закон № 3689Закон «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993 № 3689-XII. Получение права на торговую марку удостоверяется свидетельством, срок действия которого составляет 10 лет с даты подачи заявки и каждый раз может продолжаться на 10 лет при уплате сбора

Бухгалтерский учет торговой марки

Бухгалтерский учет торговой марки в целом прост и зависит от ответа на вопрос, каким образом получает торговую марку предприятие:

  • разрабатывает и регистрирует самостоятельно;
  • покупает уже готовую.

В зависимости от ответа на эти вопросы нематериальный актив может признаватся или нет – см. таблицу ниже.

ВАРИАНТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОРГОВЫХ МАРОК

Как торговая марка была получена предприятием?

ТМ разработана и зарегистрирована самостоятельно*

ТМ приобретена в готовом виде

  • затраты на создание такой ТМ списываются на расходы периода, счет 93 «Расходы на сбыт» (п. 9 НП(С)БУ 8 «Нематериальные активы», письмо Минфина от 11.09.2016 № 31-34000-10-10/18842);
  • нематериальных активов в учете не возникает
  • ТМ признается нематериальным активом, субсчет 123 «Права на коммерческие обозначения» (п. 5 НП(С)БУ 8);
  • расходы, связанные с приобретением ТМ, собираются на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов»;
  • в дальнейшем начисляется амортизация нематериального актива (целесообразный для избрания срок эксплуатации – 10 лет)

* самостоятельно = своими силами или с привлечением посторонних маркетологов, дизайнеров по договорам подряда, предоставления услуг и т.п.

Учитывая такие правила учета торговых марок возникает вполне резонный вопрос: почему при создании торговой марки собственными силами нематериальный актив не возникает, но при других, казалось бы подобных ситуациях, например, разработке собственного веб-сайта/компьютерной программы, он признается?

Причина непризнания собственных марок нематериальными активами – невозможность достоверной оценки таких расходов. Ведь кроме регистрационных платежей, оплаты услуг дизайнеров, маркетологов частью стоимости торговой марки есть такие необъятные объекты как:

  • деловая репутация; успех продвижения продукта на рынок;
  • разного рода сопутствующие расходы, например расходы на рекламу, когда рекламируется сам товар (услуга), но одновременно это реклама торговой марки.

Выходит, что при собственном создании торговой марки ее стоимость просчитать и отделить от самого предприятия практически невозможно. Другое дело, если оно продается другому субъекту. В этот момент фактически происходит оценка ее стоимости исходя из тех денежных потоков, которые она способна принести новому владельцу. На стоимость оказывает влияние заработанная ранее деловая репутация, то есть стоимость созданного бренда, являющегося следствием и понесенных ранее рекламных издержек.

Внимание: нематериальный актив признается только при условии его приобретения.

Подобный подход закреплен в МСФО: согласно п. 63 МСБУ 38 «Нематериальные активы» расходы на внутренне генерируемые бренды не признаются нематериальными активами. В п. 64 МСФО (IAS) 38 дается и объяснение: расходы внутригенерируемых брендов нельзя отделить от затрат на развитие бизнеса в целом.

Использование торговой марки и роялти

Плата за пользование торговой маркой, когда имущественные права на нее не передаются, а остаются у собственника – это роялти. В сущности, это своего рода временная аренда нематериального актива. Однако термин «аренда» в отношении нематериальных активов не употребляют. Так как продаж не было, то в учете пользователя такой торговой марки тоже никаких активов не признают. Учитываются только расходы, которые можно показать по следующим счетам:

  • 93 «Расходы на сбыт» – если такая торговая марка связана со сферой маркетинга и сбыта продукции, товаров, работ, услуг, определенных отдельных видов, а возможно, и конкретного продукта;
  • 949 «Прочие расходы операционной деятельности» – если приобретенная торговая марка носит достаточно общехозяйственный характер и связана в целом со всем бизнесом, а не с конкретным продуктом. Пример – приобретение франшизы для осуществления бизнеса под определенным брендом, по определенным правилам.

Что касается субсчета 949, то здесь может подойти и счет 92 «Административные расходы», но у получателя роялти-платежей используется субсчет 719 «Прочие доходы от операционной деятельности» (см. абз. 4 п. 7 НП(С)БУ 15 «Доход», Инструкция к Плану счетов). Зеркальным к нему как раз является субсчет 949.

Также у пользователя торговой маркой может использоваться внебалансовый 01 «Арендованные внеоборотные активы», на котором Инструкцией к Плану счетов отражаются полученные в пользование авторские и смежные с ними права, за пользование которыми оплачивается роялти.

Расчеты, связанные с роялти-платежами отражаем на счетах:

  • 373 «Расчеты по начисленным доходам» – у владельца торговой марки (получателя) роялти;
  • 684 «Расчеты по начисленным процентам» – у пользователя торговой маркой (плательщика роялти). Данный счет по Инструкции, в частности, предназначен для учета расчетов за пользование имуществом и т.п.;

Обратите внимание, что с франшизой также могут предоставляться сопутствующие услуги, например консультации, не входящие в роялти. Это важно, так как они попадают под налогообложение НДС (см. далее).

Внимание: Роялти – это плата за пользование брендом (торговой маркой, фирменным знаком) без перехода права на продажу или отчуждение другим способом.

Торговая марка: амортизация

Если торговая марка была приобретена и создан нематериальный актив, то амортизация осуществляется, как правило, прямолинейным методом. Вопрос остается только в избрании срока полезного использования – количества лет начисления амортизации.

Амортизация нематериальных активов не начисляется только для тех, для которых срок использования неопределен (абз. 2 п. 25 НП(С)БУ 8). Торговая марка такова не является. Свидетельство о регистрации торгового знака действует 10 лет (потом его можно продлевать). Поэтому и срок полезного использования тоже лучше взять 10-летний. При необходимости срок амортизации можно просмотреть в конце года (п. 31 НП(С)БУ 38).

В пользу 10-летнего срока также свидетельствует, что для начисления амортизации нематериальных активов предприятие может устанавливать сроки, рекомендованные налоговым законодательством (абз. 7 п. 26 НП(С)БУ 8). Согласно п. 138.5 Налогового кодекса Украины (далееНК) как срок амортизации нематериального актива рекомендуется взять срок согласно правоустанавливающего документа, то есть свидетельства, но не более 10 лет.

За избрание 10-летнего срока налоговых разниц у плательщиков налога на прибыль – большедоходчиков не возникнет. По малодоходникам и единщикам можно взять и больший срок, ведь для них это уже не имеет значения, так как учет амортизации ведется сугубо по данным бухгалтерского учета.

Внимание: 10 лет – рекомендованный срок полезного использования ТМ для начисления амортизации.

Ликвидационную стоимость лучше признать нулевой, так как ее для торговой марки достоверно оценить невозможно. 

Торговая марка: налогообложение

Налог на прибыль. Какого-либо специфического налогообложения нет, так как:

  • создание торговой марки собственными силами – это все расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, которые «растворяются» в финансовом результате. К примеру, затраты на маркетинговые услуги, услуги на продвижение продукта. Никаких налоговых разниц нет;
  • продажа торговой марки, платежи по роялти – доходы увеличивают финансовый результат, налоговых разниц тоже нет.

НДС. При создании торговой марки сами по себе – учет расходов ведется в обычном порядке, то есть с признанием налогового кредита по НДС, так как расходы связаны с хозяйственной деятельностью. Все, как и для обычных расходов, специфического налогообложения нет.

При продаже торговой марки признается налоговое обязательство по базовой ставке НДС 20%, как и при продаже любого товара (п. 188.1 НК). Аналогично покупателю возникает право на налоговый кредит.

При приобретении торговой марки у нерезидента в случае признания местом снабжения таможенной территории Украины покупателем начисляется:

  • налоговое обязательство по НДС – на дату списания средств со счета в оплату услуги или дату оформления документов, удостоверяющих факт поставки таких услуг – в зависимости от первого из событий. Составляется и регистрируется налоговая накладная;
  • налоговый кредит по НДС – показывается покупателем на основании зарегистрированной налоговой накладной в периоде возникновения налоговых обязательств по НДС (отражение их в декларации) покупатель имеет право отнести такую ​​сумму НДС в состав налогового кредита (п. 198.2 НК). Выходит, что если все произошло в одном налоговом периоде, то результат по НДС для покупателя будет нулевым. Ситуация подобна импорту товара.

Нюансы по НДС возникают только при платежах на основе роялти. Роялти не является объектом обложения НДС (пп. 196.1.6 НК), так как в ситуации роялти не происходит продажи торговой марки, она остается у собственника.

Внимание: если платеж за торговую марку соответствует понятию «роялти», то он не является объектом налогообложения НДС.

Однако обратите внимание на условия, которые ставят налоговики в условия лицензионного договора, а именно:

  • должно предоставляться только право на использование торговой марки;
  • не должно быть возможности продажи торговой марки или осуществления отчуждения другим способом.

Такие условия приводятся в ИПК ГНС от 07.04.2020 № 1427/6/99-00-07-02-06/ІПК и от 02.02.2021 № 353/ІПК/99-00-21-03-02-06. Только при соблюдении упомянутых двух условий получение платежа от покупателя в качестве вознаграждения за предоставление такого права на использование для целей налогообложения НДС рассматривается как роялти.

Если же вышеупомянутые условия не соблюдаются, то есть передается право на продажу или право на отчуждение другим способом, то такие платежи уже не считаются роялти. Тогда такая операция рассматривается как продажа объекта интеллектуальной собственности и облагается НДС по ставке 20%.

Бухгалтерские проводки по учету торговых марок

В таблице ниже приведены вероятные бухгалтерские проводки по учету торговых марок.

БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ ТОРГОВЫХ МАРОК

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сумма

Самостоятельная разработка ТМ

1

предприятие платит частному предпринимателю (неплательщик НДС) за разработку изображения торговой марки (логотипа)

371

311

8000,00

2

логотип разработан и оформлен акт выполненных работ

93

631

8000,00

3

взаимный зачет задолженностей

631

371

8000,00

4

подана заявка и уплаченный сбор (=4000+1000, так как цветной логотип)

377

311

5000,00

5

сумма уплаченного сбора отнесена на расходы по сбыту

93

377

5000,00

6

уплачена государственная пошлина

642

311

85,00

7

уплаченная государственная пошлина отнесена на расходы на сбыт

93

642

85,00

8

уплата сбора за публикацию о выдаче свидетельства

377

311

800,00

9

отнесен сбор за публикацию на расходы на сбыт

93

377

800,00

10

списаны расходы на финансовый результат (=8000+5000+85+800)

791

93

13885,00

Приобретение ТМ

1

уплачено за приобретение торговой марки на основе договора о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности

377

311

600000,00

2

отражена сумма налогового кредита по НДС

644.1

644.2

100000,00

3

отражен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной

641.1

644.1

100000,00

4

расходы на приобретение нематериального актива

154

631

500000,00

 

5

уплачен государственный сбор за перерегистрацию и включен его в расходы на приобретение нематериального актива

642

311

85,00

154

642

85,00

6

уплачен сбор за публикацию и выдачу нового свидетельства и включен его в расходы на приобретение нематериального актива

377

311

800,00

154

377

800,00

7

оприходованный нематериальный актив – торговая марка и начато ее использование (=500000+85+800). Бухгалтерские документы для прав интеллектуальной собственности: акт ввода в эксплуатацию НА-1, инвентарная карточка НА-2* (или собственные разработанные документы произвольной формы)

123

154

500885,00

Продажа ТМ

1

продана внутренне генерируемая торговая марка на основе договора о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности

311

719

600000,00

2

начислено налоговое обязательство по НДС и зарегистрирована налоговая накладная

719

643.2

100000,00

643.2

643.1

100000,00

643.2

641.1

100000,00

3

отнесены доходы на финансовый результат

719

791

500000,00

Оплата за использование ТМ (роялти)

1

отражены полученные права на использование торговой марки

01

500000,00

2

начислены расходы за пользование торговой маркой, связанной с отдельным продуктом

93

684

20000,00

3

уплачено за пользование торговой маркой

684

311

20000,00

4

отражены полученные права на пользование франшизой

01

1000000,00

5

начислены расходы за пользование франшизой

949

684

40000,00

6

уплачено за пользование франшизой

684

311

40000,00

7

предоставлены услуги по консультированию по ведению бизнеса, связанные с использованием франшизы

949

631
(685)

30000,00

8

отраженный налоговый кредит по НДС по зарегистрированной налоговой накладной

644.2

631
(685)

6000,00

644.1

644.2

6000,00

641.1

644.1

6000,00

9

оплачено за услуги по консультированию

631
(685)

311

36000,00

10

отнесены расходы на финансовый результат

791

93

20000,00

791

949

70000,00

Получение платы за использование ТМ (роялти)

1

начислена плата за пользование торговой маркой/франшизой

373

719

60000,00

2

полученный роялти-платеж за использование торговой марки/франшизы

311

373

6000,00

3

начислена плата за пользование франшизой при условии, что предоставление франшиз это основная деятельность предприятия

361

703

40000,00

4

полученный роялти-платеж за использование франшизой

311

361

40000,00

5

начислен доход от предоставления услуг, связанных с ведением бизнеса по условиям франшизы

361

703

36000,00

6

начислено налоговое обязательство по НДС и зарегистрирована налоговая накладная

703

643.1

6000,00

643.1

641.1

6000,00

7

получена плата за услуги по консультированию

311

361

36000,00

8

отнесены доходы на финансовый результат

719

791

60000,00

703

791

70000,00

* см. Порядок применения типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержден приказом Минфина от 22.11.2004 № 732


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді