Организация бухгалтерского учета на предприятии
Кто отвечает за организацию бухгалтерского учёта
Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии — это сфера ответственности собственника предприятия (ч. 2 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996, далее — Закон о бухучете). Именно владелец должен позаботиться о том, кто будет вести учет. Если он не хочет никого нанимать, может вести бухгалтерский учет самостоятельно. Исключением являются только акционерные общества, государственные предприятия и бюджетные учреждения, для которых создание бухгалтерской службы обязательно. Также отсутствие на предприятии бухгалтера не лишает собственника обязанности вести учет, например в ситуации, когда единственный бухгалтер уволился. А теперь поподробнее.
Національна сертифікація бухгалтерів — 2025
Ведение бухгалтерского учета на предприятии
Кто может вести бухгалтерский учет на предприятии, приводит часть 4 статьи 8 Закона о бухучете. Список различных вариантов включает:
- традиционный вариант для юрлиц – наем бухгалтера как работника, то есть на основе трудовых отношений. Можно нанять как одного бухгалтера, так и создать бухгалтерию из нескольких работников во главе с главным бухгалтером;
- очень распространенный вариант — использование услуг бухгалтера, зарегистрированного как физлицо—предприниматель (ФЛП). Это уже отношения с бухгалтером на основе гражданско-правого договора, а не трудовые. В таких обстоятельствах на предприятии вообще может не быть бухгалтера. Можно использовать также смешанный вариант, когда один бухгалтер или несколько на первичных документах, но работу и задачи главного бухгалтера фактически выполняет ФЛП, например составление финансовой и налоговой отчетности, все коммуникации по ГНС;
- ведение учета другим предприятием. Это могут быть аудиторская фирма, юридическая фирма, бухгалтерская фирма и т.д. Услуги предоставляются, как и в случае с ФЛП, согласно гражданско-правовому договору. Такая фирма имеет наемных работников, которые и ведут учет для клиентов фирмы. Недостаток – несколько «размытая» ответственность, клиент на практике имеет отношения в основном с руководителем такой фирмы, а не непосредственными исполнителями учетной работы;
- ведение учета самостоятельно. Вести бухгалтерский учет может собственник или руководитель (директор) предприятия, не прибегая к услугам бухгалтера. На этапе создания предприятия это вполне обычная ситуация, когда в первые дни отсутствуют нанятые работники и есть только один директор, которому ничего не остается, как вести учет хозяйственных операций;
- создание централизованной бухгалтерии, которая ведет учет сразу нескольких юрлиц. Это традиционная ситуация для средних учебных заведений, финансируемых из бюджета. К примеру, учет для всех или большинства средних учебных заведений города может вести единая централизованная бухгалтерия городского отдела образования. Однако могут быть и школы, которые выделяются на отдельный баланс и ведут учет самостоятельно. Как правило, это школы-интернаты, специализированные заведения, например, музыкальные школы;
- ведение учета самозанятым лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность. В этом случае такое лицо предоставляет бухгалтерские услуги.
Українські підприємства активно залучають іноземні інвестиції, виграють гранти і розвиваються. Хочете бути серед успішних? Підвищуйте кваліфікацію за Міжнародними стандартами фінансової звітності
Что касается последнего варианта, то он существует только на бумаге. И вот почему. Независимая профессиональная деятельность — это не трудовой договор, и не ФЛП. Несмотря на то, что бухгалтер по пп. 14.1.226 Налогового кодекса Украины (далее — НК) может заниматься независимой профессиональной деятельностью, но на практике можно зарегистрировать независимую профессиональную деятельность только для частных исполнителей, архитекторов, инженеров— проектировщиков, нотариусов, судебных экспертов, адвокатов и арбитражных управляющих, которые распоряжаются имуществом и управляют санационно-ликвидационными процедурами). Следовательно, возможными вариантами ведения бухгалтерского учета предприятия только первые 5 вариантов.
Однако количество вариантов ведения учета сужается для предприятий, представляющих общественный интерес, — только бухгалтер, при чем не менее 2-х (абз. 6 ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете). К таким предприятиям относятся публичные акционерные общества, эмитенты ценных бумаг, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также крупные предприятия в размене статьи 1 Закона о бухучете. Кроме того, предприятия еще и обязаны составлять свою финансовую отчетность по МСФО (ч. 2 ст. 12 1 Закона о бухучете).
Характеристика организации бухгалтерского учета на предприятии должна быть утверждена приказом. Соответствующий пункт следует вписать в приказ об организации бухгалтерского учета (или комбинированного — об организации бухгалтерского учета и учетной политики).
Для справки: Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета (НП(С)БУ) — это нормативные документы Минфина, содержащие общие правила учета по определенным вопросам. Применяется большинство предприятий Украины. Есть также компании, которые должны употреблять интернациональные стандарты денежной отчетности (МСФО, ст. 12-1 Закона о бухучете).
Уведомление налоговой о лице, ведущем бухгалтерский учет
Сведения о лице, ведущем бухгалтерский учет (главного бухгалтера) подают в налоговую по форме 1-ОПП. Однако при регистрации постоянного представительства нерезидента для иностранной юридической компании, организации или ее обособленного подразделения подается форма 1-ОПН. Информация в таких формах подается в течение 10 дней со дня взятия на учет/возникновение изменений.
Физические лица предприниматели и Закон о бухгалтерском учете
Закон о бухучете не распространяется на физлиц. ФЛП не ведут бухгалтерский оборот в понимании Закона о бухучете. Учет, который ведется ФЛП, называется в НК «учет доходов», «учет доходов и расходов». Он в основном сводится к учету движения денежных средств, поскольку для ФЛП поступление и расходование денежных средств для налоговых целей считается доходами и расходами (так называемый «кассовый метод»), что отличает ФЛП от предприятий, для которых доходы и расходы признаются по принципу начисления. ФЛП ведут учет в целях расчета налогов. Однако «для себя» ФЛП может вести любой учет, в т.ч. имущества и долгов.
В результате отсутствия бухгалтерского учета ФЛП не используют вообще двойную запись, то есть не составляют бухгалтерские проводки, а также не имеют финансовой отчетности (Баланса, Отчета о финансовых результатах и других форм).
Учет доходов и расходов ФЛП-единщики ведут в Книге учета доходов (или Книге учета доходов и расходов) произвольной формы. ФЛП на общей системе ведут Книгу учета доходов и расходов типовой формы. Такие книги можно даже не печатать и вести только в электронном виде.
Однако ФЛП представляют свою налоговую отчетность, отчитываются по зарплате наемных работников. Также они представляют и статистическую отчетность по направлениям, которые попадают в Табель статистических наблюдений, утверждаемый на соответствующий год Госстатом.
Роботодавці, інформація про яких в ЄДР не актуальна, мають оновити свої дані. Закон № 4412 змінив встановлений порядок обміну інформацією між працівником і роботодавцем і зобов’язав усіх учасників трудових процесів оновити свої контактні дані. Експерт підкаже, що саме і в які строки має зробити роботодавець, аби не порушити оновлених правил
Если учет ведет бухгалтер
Владельцу следует обратить внимание на правильность оформления трудовых отношений. Обязательно должен быть приказ о принятии на работу и записи в трудовой. Кроме этого, следует позаботиться о наличии должностных инструкций. Полномочия и обязанности главного бухгалтера определены в Законе о бухучете и эти нормы следует учитывать (ч. 7, ч. 8 ст. 8 Закона о бухучете).
Ведение бухгалтерского учета ФЛП
Если учет ведет предприниматель, особое внимание обратите на оформление гражданско-правового договора (ГПД). В этом случае — договор о предоставлении бухгалтерских услуг. Бухгалтер по Закону о бухучете должен быть зарегистрирован как предприниматель (обычно это группа 3 единого налога или общая система налогообложения; если предприятие находится на упрощенной системе налогообложения, то такой бухгалтер-предприниматель может быть и на 2-й группе единого налога). Тогда это снижает риски при проверках со стороны Гоструда. Не рекомендуется заключать договоры на ведение учета с лицами, не имеющими регистрации, так как такие действия могут квалифицировать как отсутствие оформления трудовых отношений.
В договорах должны быть прописаны результаты, которые требуются от такого бухгалтера-предпринимателя, то есть не сам процесс «ведения бухгалтерского учета», а «подготовка и представление финансовой и налоговой отчетности», «обработка первичных документов» и т.д. Это отличает отношения по ГПД от трудовых.
Ведение бухгалтерского учета директором
Если учет ведет сам руководитель, то в таком случае есть следующие нюансы:
- среди работников предприятия в штате бухгалтера тогда вообще не должно быть (письмо Минфина от 28.03.2013 № 31-08410-07/23-1343/1310);
- налоговую и финансовую отчетность должен подписывать только руководитель (разъяснение ГНС ОИР 129.02);
- данные о руководителе предприятия должны быть указаны в форме 1-ОПП «Сведения о лице, ответственном за ведение бухгалтерского и/или налогового учета» (разъяснение ГНС ОИР 129.03).
Решение организационных вопросов ведения бухгалтерского учета
На предприятии желательно быть:
- приказ об учетной политике. Стандарты бухгалтерского учета (НП(С)БУ/МСФО) предусматривают различные методы учета отдельных активов, обязательств. Например, разные методы начисления износа, состав статей калькулирования себестоимости, метод признания резерва сомнительных долгов. Предприятие с помощью внутреннего приказа об учетной политике определяется таким выбором;
- приказ об организации бухгалтерского учета (или совместить его с приказом об учетной политике). Кто ведет учет, состав инвентаризационных комиссий, имеющий право подписи, с помощью которой компьютерной программы ведется учет, перечень счетов ведущихся (так называемый рабочий план счетов), перечень лиц, которые могут подписывать первичные и другие документы, получать ТМЦ на предприятии. Кроме того, в приказе может быть определен перечень регистров (журналов), в которых осуществляется учет, а также график документооборота. Множество мелких вопросов, которые можно включить в общий внутренний документ.
«Желательно обеспечить» – это значит, что никакого наказания/штрафа непосредственно за отсутствие приказа нет. Есть такие предприятия, у которых нет. Однако тогда есть риск, связанный с многовариантностью стандартов бухгалтерского учета (НП(С)БУ/МСФО). Когда у предприятия нет утвержденного варианта, то могут возникать «свои» трактовки со стороны проверяющих органов, тех же налоговиков. К примеру, по созданию резерва сомнительных долгов у плательщика налога на прибыль. Ведь начисление такого резерва уменьшает прибыль и налог, поэтому правила и методы создания такого резерва, его размеры и учет вызывают интерес в ходе проверки.
У статті — добірка з 10 відповідей на запитання, що бухгалтери ставлять найчастіше під час або перед візитом ДПС. Прочитайте, щоб бути готовими, а не здивованими!
Кроме того, такие внутренние документы дают еще дополнительные возможности:
- утверждать формы внутренних первичных документов (с учетом требований по обязательным реквизитам из статьи 9 Закона о бухучете). Например, так называемый «самоакт» – это акт, который предприятие составляет, когда отсутствует внешний документ по операции. Форма самоакта общегосударственными документами не утверждена, а отсутствие утвержденной формы может поставить под сомнение операцию;
- предприятие может вводить дополнительные, «свои» счета для ведения учета. Их тоже нужно утверждать.
При решении организационных вопросов также следует проанализировать, какую именно финансовую, налоговую и статистическую отчетность должно представлять предприятие. Если предприятие отвечает критериям малого предприятия или микропредприятия, которые даются в Законе о бухучете, то оно может применять НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» и представлять упрощенную финансовую отчетность.
Другие внутренние документы по отдельным вопросам ведения учета
При наличии сделок с наличными придется еще разработать порядок оприходования наличных денег в кассе и порядок расчета лимита кассы. Это требования «1» пункта 12 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 № 148. Как вариант, можно все объединить в комплексном Положении о кассовой дисциплине.
Кроме этих, предприятия еще могут иметь отдельные:
- Положение о командировках;
- Положение о премировании и т.д.