Лицензия на алкоголь: как оплатить

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Торговля алкоголем всегда была объектом пристального внимания со стороны налоговой. Акцизы, минимальные розничные цены, НДС, штрафы за все это – чего здесь только нет. Однако есть еще один элемент торговли алкоголем, без которого вы не сможете начать по этому делу или продлить – лицензия на торговлю алкоголем. Оптовая, розничная, на каких счетах учитывать лицензию – в консультации

Лицензия на торговлю алкоголем – это разрешение на осуществление деятельности, необходимость которого диктуют нормы сразу трех нормативных

документов:

  • пп. «7» ст. 7 Закона «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 № 222-VIII;
  • Законом «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков и табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах и горючего» от 19.12.1995 № 481/96-ВР (далее Закон № 481).

На сегодня это все. Органом лицензирования торговли алкогольных товаров является ГНС, а точнее этим занимаются территориальные органы ГНС. Как и других подакцизных товаров.

Лицензия на алкоголь: когда не требуется

Без лицензии может продаваться такой алкоголь:

  • безалкогольное пиво;
  • столовые вина;
  • кофе с содержанием алкоголя;
  • шоколад с алкоголем.

Что касается первого продукта, все понятно – такое пиво не подпадает под определение алкоголя и относится к совсем другой группе УКТ ВЭД. Что касается столового вина, то оно выпадает через ст. 15 Закона № 481, в которой сказано: «розничная торговля алкогольными напитками (кроме столовых вин, а для малых производителей винодельческой продукции алкогольных напитков без добавления спирта: вин виноградных, вин плодово-ягодных, напитков медовых)». Обратите внимание, что такие увольнения относятся только к розничной торговле. Что касается оптовой торговли вином, то необходима лицензия, так как ч. 1 ст. 15 Закона № 481 исключений для вина при осуществлении оптовой торговли не содержит.

Налоговики не раз подтверждали упомянутые увольнения, например в консультации ГНС в Днепропетровской области. Единственное условие, чтобы продаваемый продукт действительно был столовым вином по ДСТУ 4806:2007 (содержание сахара в пределах 0,5-5 г/см³ вина; это сухое, полусухое, сладкое вино, в т.ч шампанское). В том-то и на технические нюансы можно не обращать внимание, так как какое вино столовое определяется по информации на этикетке (разъяснение ГНС 113.04 ВИР).

Добавим, что «без лицензии» это не означает отсутствие ограничений на торговлю в розницу столовым вином. Например, им нельзя торговать:

  • в учебных заведениях см. ст. 152 Закона № 481);
  • на рынках (рынок не соответствует определению места торговли по ст. 1 Закона № 481);
  • единоналожникам 1 группы (у них в разрешенной деятельности продажа товаров может быть только на рынке).

И это еще не весь список запретов – смотрим список в ст. 15 3 Закона № 481, например запрет на продажу лицам младше 18 лет (также см. ниже За что могут лишить лицензии).

Внимание: розничная торговля столовым вином невозможна без алкогольной лицензии.

Что касается еще двух продуктов – кофе с содержанием алкоголя и шоколад с алкоголем – история такая же, что и с безалкогольным пивом – оба продукта имеют неалкогольный код УКТ ВЭД. Кроме того, в разъяснении ГУ ГНС в Полтавской области и ВИР согласен с тем, что кофе с добавлением алкоголя не входит в лицензированные товары. С шоколадом тоже самое. Следовательно, «алкогольные» конфеты можно продавать без алкогольной лицензии. Как и пить кофе в кафе с коньяком. Однако относительно последнего заведения, как правило, перестраховываются – если заведение не продает алкогольные напитки, то там нет и кофе с коньяком.

Лицензия и бесплатная раздача алкоголя

Алкоголь может раздаваться бесплатно на семинарах, презентациях, переговорах. Налоговики считают такую ситуацию приравненной к продаже (разъяснение Центрального межрегионального управления ГНС по работе с КПН). Дело в том, что продажа (реализация) товаров по пп. 14.1.202 Налогового кодекса Украины предусматривает передачу прав собственности на такие товары за плату или даже безвозмездно Так как при безвозмездной раздаче права собственности меняется, то это продажа и нужна розничная лицензия на алкоголь такому распространителю напитков.

Лицензия и рассрочка платежа на алкоголь

Если есть лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками, такую торговлю можно осуществлять и с отсрочкой платежа. Об этом прямо указано в разъяснении ГУ ГНС в Тернопольской области. Условие – на расчетном документе должен быть «кредит/послеоплата/отсрочка платежа».

Порядок получения розничной лицензии

Для того чтобы получить разрешение на торговлю обратиться нужно в Главное управление ГНС в области или г. Киеве по месту осуществления хозяйственной деятельности, созданных Центров обслуживания налогоплательщиков по месту торговли. Порядок выдачи лицензий регулируется в специальных Рекомендациях по организации работы главных управлений ГФС Украины по приему документов и выдаче лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, которые утверждены приказом ГФС от 24.10.2014 № 213 (далее Рекомендации № 213).

Для получения лицензии на розничную торговлю алкоголем сначала нужно (ст. 15 Закона № 481):

  • уплатить ¼ часть годовой платы за лицензию (в ст. 15 Закона № 481 сказано, что «плата за лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками … справляется ежеквартально равными долями и засчитывается в местные бюджеты »);
  • написать Заявление (произвольная форма), в котором указывается: адрес места торговли, вид хозяйственной деятельности, место торговли, перечень РРО и КОРО в месте торговли, информация о РРО (модель, модификация, заводской номер, дата изготовления, изготовитель), перечень регистрационных номеров свидетельств РРО и КОРО в месте торговли, даты начала их учета в органах ГНС (п. 2.2 Рекомендаций № 213);
  • добавить в Заявление документы о платеже за лицензию, то есть приложить копию платежной инструкции с отметкой банка об уплате административного сбора за выдачу лицензии (п. 3.5 Рекомендаций № 213).

Других документов нет. Например, не нужно справку о регистрации РРО, так как такая информация в ГНС по областям есть. Заявление можно посылать заказным письмом в управление ГНС (п. 2.4 Рекомендаций № 213).

Выдача лицензии или отказ от выдачи производится в течение 10 к. дней со дня подачи упомянутого выше Заявления (п. 3.4 Рекомендаций № 213). При отказе в решении должна быть указана причина.

Также о порядке получения такой лицензии – информация на портале «Дія», где есть указания о лицензии на:

Обратите внимание, что лицензии сегодня не бумажные, а электронные. Выходит никаких бланков лицензий единого образца не существует. Лицензия – просто запись в базе ЕГР.

Порядок получения оптовой лицензии 2024

Порядок получения оптовой лицензии в целом аналогичен – тоже по соответствующему заявлению. Однако плата за лицензии взимается ежегодно. Подробнее о порядке получения такой лицензии – информация на портале «Дія», где есть указания о лицензии:

Лицензия на торговлю алкоголем 2024: сколько нужно лицензий

Столько сколько есть мест торговли. Так как они все вносятся в единую базу и лицензию, то нельзя торговать с места, которое не внесено. Таким образом, приобрести лицензию на магазин и торговать алкоголем в другом месте, даже если оно временное (разъяснение ГНС в Тернопольской области).

Если места торговли находятся в одном торговом помещении по одному адресу, то достаточно одной лицензии. К примеру, они размещены в одном магазине, кафе, которые считаются одной структурной единицей. Однако плата снимается за каждый кассовый аппарат (РРО/пРРО), расположенные в таком здании (разъяснение ГНС 113.03 ВИР).

Лицензия на продажу алкоголя 2024 цена

В таблице ниже приводим данные из ст. 14-16 Закона № 481 о стоимости и сроках действия лицензий, которые несколько лет не изменялись.

СТОИМОСТЬ И СРОК ДЕЙСТВИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ

Виды лицензий

Срок действия лицензии

Стоимость лицензии, грн

за квартал

за год

(см. ст. 15 Закона № 481)

всего

(за срок действия лицензии)

лицензии на оптовую торговлю:

на алкогольные напитки, кроме сидра и перри1

5 лет1

500000

2500000

на торговлю сидром и перри2

780

3900

на алкогольные напитки без добавления спирта (винами виноградными, плодово-ягодными, напитками медовыми) произведенными из виноматериалов собственного производства, полученных путем переработки приобретенных плодов, ягод, винограда, меда украинского происхождения (только для малых производств винодельческой продукции3)

30000

150000

лицензии на производство, импорт, экспорт

всех алкогольных напитков

  • 5 лет (выданы до 01.01.2022);
  • бессрочно – выданы после 01.01. 20224

780

3900

лицензия на розничную торговлю:

всеми алкогольными напитками, кроме сидра и перри2

1 год

2000 за один РРО

8000 за один РРО

8000 за один РРО

125 за один РРО5

500 за один РРО5

500 за один РРО5

на торговлю сидром и перри2

195

780

780

1 – лицензии на оптовую торговлю имеют срок 5 лет (ст. 15 Закона № 481, а также разъяснение ГУ ГНС в Кировоградской области);

2 – сидр и перри – такие, что без добавления спирта;

3 – малые производства винодельческой продукции – у таких субъектов хозяйствования объем производства не превышает 10 тыс. декалитров за календарный год (см. определении сроков в ст. 1 Закона № 481);

4 – см. разъяснение ГУ ГНС в Кировоградской области, а также абз. 2 ст. 4 Закона № 481. Дата 01.01.2022 – это дата вступления в силу Закона от 30.11.2021 № 1914-ІХ, внесшего изменения в абз. 2 ст. 4 Закона № 481;

5 – на территории сел и поселков. По цифрам за квартал стоимость лицензии получена путем деления годовой суммы со ст. 15 Закона № 481 на «4», а именно: 125 = 500/4, 2000 = 8000/4

Когда платить за алкогольную лицензию

Как оплатить лицензию на алкоголь? Платежи по лицензиям оплачиваются:

  • по оптовым (5-летним) – ежегодно до начала нового года;
  • по розничным (однолетним) – ежеквартально равными частями (оплачивается до истечения срока, указанного на обратной стороне лицензии, там есть специальные отметки).

И еще один нюанс – оплатить весь срок действия сразу почему-то не позволяют. Платить можно только по частям. Первый платеж вносится в получение лицензии (копия платежного документа прилагается к заявлению). То есть нельзя уплатить сразу годовую или 5-летнюю стоимость лицензии.

Если предприятие просрочивает внесение платы за лицензию (заплатил уже после начала квартала), то действие лицензии приостанавливается на срок до уплаты задолженности на основании письменного распоряжения ГНС (ст. 15 Закона № 481). Понятно, что торговля алкоголем в такой период приравнивается к торговле без лицензии с соответствующими штрафными последствиями (200% от стоимости полученного товара, но не менее 17 тыс. грн).

Не заплатив за лицензию предприятие не может осуществлять торговлю подакцизным товаром . Также нельзя торговать, если оно оплачено, заявление подано, но лицензия еще не выдана. Поэтому об оформлении новых лицензий следует заботиться заранее.

Также нет такого понятия как временное прекращение оплаты лицензии, например, в связи с приостановкой хозяйственной деятельности. Лицензия и дальше должна уплачиваться. Если нужно, то можно сделать аннулировать лицензию, а затем получить новую после возобновления хозяйственной деятельности.

Уведомление ГНС об оплате за лицензию

Получатель лицензии обязан предоставить органу ГНС копию платежной инструкции на перечисление платы очередного платежа за лицензию с отметкой банка или небанковского поставщика платежных услуг о дате ее выполнения (ст. 16 Закона № 481, а также разъяснение ГУ ГНС в Тернопольской области). Копию платежной инструкции об оплате можно предоставить сопроводительным письмом, почтой или в электронном виде, в частности через Электронный кабинет налогоплательщика.

При этом делать отметки об уплате в подлиннике самой лицензии не обязательно, так как Закон № 481 такого не требует (то же разъяснение ГУ ГНС в Тернопольской области). Однако при желании можно обратиться в налоговую с заявлением в произвольной форме о проставлении отметки о внесении очередной платы за лицензию. Для этого нужно добавить оригинал лицензии и копию платежной инструкции.

Лицензия на продажу алкоголя и военное положение 2024

В 2024 году военное положение никак не влияет на оплату алкогольных и других лицензий. Их все равно следует платить. Однако считаются действующими лицензии, по которым до прекращения или отмены военного или при наличии форс-мажорных обстоятельств не уплачен очередной платеж за лицензию и/или истек срок действия лицензии на право, в частности производства и оборот этилового спирта, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков (ст. 18 Закона № 481). Лицензии на торговлю алкогольными напитками в данном увольнении не упоминаются.

За что могут лишить лицензии на продажу алкогольных напитков

Лицензии могут быть лишены нарушения правил торговли алкогольными напитками. Так, место торговли (см. определение термина в ст. 1 Закона № 481) должно отвечать следующим требованиям:

  • площадь не менее 20 кв. метров;
  • оснастка РРО или программными РРО (независимо от их количества) или есть КОРО (независимо от количества).

Обратите внимание на площадь помещения. Торговля алкогольными напитками в помещение с несоответствующей площадью является нарушением. К примеру, в качестве нарушения будет отнесена торговля в киосках, определенных малых строительных формах, переносных фургончиках, палатках, павильонах, помещения контейнерного типа (разъяснение ГНС). Исключение – торговля пивом.

Торговля пивом производится без ограничения площади.

Если магазин и кафе находятся в одном помещении, то лицензия, как уже отмечалось, берется одна, так как они числятся одной структурной единицей и находятся по одному адресу (разъяснение ГНС в 113.03 ВИР). В определении места торговли ст. 1 Закона № 481 также речь идет об одном торговом помещении (здании).

Также запрещено и за это могут лишить лицензии:

  • продавать алкогольные напитки путем доставки в адрес покупателя, так как это нарушает требования к месту продажи алкоголя по ст. 1 Закона № 481 (индивидуальная налоговая консультация ГФС от 16.05.2019 № 2207/Д/99-99-14-05-01-14/ІПК);
  • продавать алкогольные напитки через Интернет. Это следует из предыдущего. Лицензия привязана к месту торговли, а товары должны храниться в местах, внесенных в Единый реестр и отгружаться непосредственно из них. Так как при Интернет-торговле и адресном доставке это правило не соблюдается – торговать алкоголем запрещено (разъяснение ГНС в Тернопольской области).

Переоформление розничной лицензии

В случае изменения информации, указанной при выдаче лицензии, ее нужно переоформить (п. 3.8 Рекомендаций № 213). Например, необходимо переоформлять лицензию, если меняется адрес места торговли (разъяснение ГНС в Тернопольской области).

Для переоформления следует подать заявление в произвольной форме.

Лицензия при переоформлении выдается на новом бланке с учетом внесенных изменений. Это должно быть в течение 3 дней (п. 3.8 Рекомендаций № 213).

Регистрация мест хранения алкоголя

Кроме лицензирования самой деятельности, необходимо еще и провести регистрацию места хранения алкогольных напитков в Едином государственном реестре мест хранения, если такое место не совпадает с местом торговли (ст. 1 Закона № 481). Для этого в ГНС тоже нужно подать заявление.

Налоговики в течение 7 дней должны внести сведения в реестр и выдать специальную справку.

Аннулирование лицензии на продажу алкогольных напитков

Лицензия может быть аннулирована ГНС на основании ст. 15 Закона № 481. Среди основных причин:

  • заявление самого субъекта хозяйствования;
  • решение ГНС из-за неуплаты лицензии;
  • решение суда по торговле алкоголем без акцизных марок;
  • решение суда о нарушениях в связи с несоответствующим помещением;
  • решение суда через продажу алкогольных изделий, не прошедших таможенный контроль;
  • нарушение правил продажи алкогольных напитков – например, продажа лицам младше 18 лет;
  • недостоверные данные в документах.

Бухгалтерский учет алкогольной лицензии

Учет расходов на алкогольные лицензии для оптовой и розничной торговли можно вести при двух вариантах как:

  • расходов будущих периодов, т.е. по счету 39 «Расходы будущих периодов». В таком случае ежемесячно осуществляется равномерное списание 1/3 ежеквартального платежа – для годовых розничных лицензий или 1/12 годового платежа – для 5-летних оптовых лицензий;
  • нематериального актива, то есть по субсчету 127 «Прочие нематериальные активы». В этом случае используется срок амортизации 5 лет для оптовых алкогольных лицензий. Однако для однолетних розничных лицензий этот способ не подходит однозначно.

Лучше всего выбрать учет расходов будущих периодов – как для годовых, так и для 5-летних лицензий. Однако для 5-летних лицензий такие расходы будущих периодов лучше раскрывать в составе внеоборотных активов, чего не предусмотрено НП(С)БУ 1 (возможно по МСФО).

Что касается бессрочных лицензий на производство алкогольных напитков, то здесь лучше признать расходы периода по счету 92 «Административные расходы» (как другие расходы общехозяйственного назначения, см. НП(С)БУ 16 «Расходы» ). Рассмотрим почему так, но для начала в таблице ниже обобщенно существующие подходы к учету алкогольных лицензий.

Внимание: алкогольные лицензии не отвечают критериям признания нематериальных активов, поэтому платежи по ним лучше учитывать как расходы будущих периодов.

САМЫЕ ЦЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К УЧЕТУ АЛКОГОЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИЙ

Расходы будущих периодов

(счет 39 «Расходы будущих периодов»*, счет 03 «Контрактные обязательства»**)

Расходы периода

(92 «Административные расходы»)

  • все годовые лицензии;
  • 5-летние лицензии

бессрочные лицензии

* расходы будущих периодов признаются в сумме произведенного платежа за лицензию и списываются в течение квартала (для годовалых лицензий) или в течение года (для 5-летних);

** полную стоимость годового или 5-летнего платежа по лицензиям можно показать по забалансовому счету 03 «Контрактные обязательства». По Инструкции к Плану счетов на данном счете учитываются обязательства по «другим контрактам …». Обязанность оплатить лицензию возникает в будущем перед началом квартала и это можно считать своего рода контрактом, по которому сторона, которая приобрела лицензию, имеет возможность уплатить ее по фиксированной цене или отказаться от уплаты путем аннулирования лицензии и с последующим прекращением лицензируемой деятельности

Относительно учета лицензий как нематериальных активов – сторонники этого подхода приводят письмо Минфина от 13.07.2009 № 31-34000-20-10/18896 и п. 5 НП(С)БУ 8 «Нематериальные активы». В упомянутом стандарте лицензия скрыта среди других нематериальных активов как права на осуществление деятельности. Что касается минфиновского письма, то в нем идет речь просто о лицензиях вообще, а не конкретно об алкогольных лицензиях. Данные документы прямого ответа на алкогольные лицензии не дают.

Однако учет однолетних лицензий как нематериальных активов осуществлять не следует, так как:

  • розничные лицензии имеют срок – всего 1 год;
  • нематериальный актив не может быть сроком использования всего 1 год. Дело в том, что НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» трактует оборотные активы как потребляемые в течение 12 месяцев с даты баланса. Следовательно, розничные лицензии относятся к оборотным, а не внеоборотным активам, которыми являются нематериальные активы.

Что касается 5-летних лицензий, то, с одной стороны, расходы будущих периодов вполне могут быть многолетними. Однако тогда их нужно относить в балансе к внеоборотным активам, например в составе других внеоборотных активов в балансе по НП(С)БУ 1. А с другой стороны, предприятие имеет определенный контроль над таким активом только в течение одного года, что существенно. Выходит следующее:

  • плата за лицензию вносится не сразу через 5 лет, а ежегодно;
  • к началу года заплатили и появляется право на осуществление деятельности. Если не заплатили – право на осуществление деятельности в следующем году теряется, то есть такой «актив» без оплаты не может существовать больше года;
  • можно утверждать о существовании у предприятия права отказаться от дальнейшей уплаты лицензии и аннулировать ее (приостановки нет). Тогда обязательство вообще исчезает. Выходит, что 5-летний платеж по лицензии является все же условным обязательством, а не безусловным (отсюда и возможен внебалансовый счет 03 «Контрактные обязательства»). Таким образом, приобретая 5-летнюю лицензию предприятие приобретает, по сути, право платить за возможность заниматься оптовой торговлей алкоголем в течение 5 лет по фиксированной цене (500 тыс. грн ежегодно).

Последнее утверждение касается и квартальных платежей по годовым лицензиям, поэтому счет 03 «Контрактные обязательства» можно также использовать и для учета неуплаченной годовой суммы платежей по ним.

Выходит, что нематериальный актив здесь не так уж бесспорен. Кроме того:

  • такой актив нельзя назвать идентифицированным (см. определение нематериального актива в п. 4 НП(С)БУ 8), так как его нельзя отделить и продать какому-либо другому предприятию. Алкогольные лицензии выдаются ГНС одному субъекту и не перепродаются;
  • возникает вопрос о стоимости такого нематериального актива. Если его признать в сумме годовой уплаты за лицензию – 500 тыс. грн, то это всего лишь годовая плата, то есть такая оценка больше подходит для оборотного актива, чем необоротного, которым являются нематериальные активы. Если же признать в сумме 2,5 млн грн (сумма 5 годовых платежей), то тогда и следует признавать долгосрочную кредиторскую задолженность со всеми вытекающими последствиями, в частности необходимостью дисконтировать такую задолженность .

Внимание: однолетних нематериальных активов быть не может, а признание 5-летних лицензий нематериальными активами вызывает необходимость признавать долгосрочные обязательства по ним.

Следовательно, учет 5-летних лицензий как нематериальных активов не подходит, так как здесь сомнительны идентификация такого актива, существование 5-летнего контроля над таким активом и его оценка. Учет прав на осуществление деятельности как нематериальных активов по субсчету 127 больше подходит для учета определенной франшизы, которую можно перепродать другому субъекту ведения хозяйства.

Учитывая сомнительность признания нематериального актива, по лицензии бухгалтеру лучше все же применить первый подход, то есть признать расходы будущих периодов в составе необоротных активов на сумму 5-летней стоимости лицензии, то есть 2,5 млн грн.

Следует добавить, что оба подхода – учет как нематериальных активов и как затрат будущих периодов – равноценны. Дело за бухгалтером. С точки зрения влияния на финансовый результат оба варианта одинаковы:

Нематериальные активы, возможно, будут в данном случае для кого более привычными. Однако расходы будущих периодов – это проще.

Что касается бессрочных лицензий на производство алкогольных напитков, то здесь:

  • право получается и уплачивается сразу, какого-либо долга по лицензии на будущее не возникает (ни условного, ни безусловного);
  • срока пользования лицензией нет, поэтому какой-либо достоверный срок полезного использования такой лицензии или списание расходов будущих периодов установить невозможно;
  • расходы, которые нельзя связать с доходами определенного периода, отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (абз. 2 п. 7 НП(С)БУ 16 «Расходы» ).

Учитывая приведенные аргументы, лучше бессрочные лицензии сразу признать издержками. Кроме того, и сам размер платы за лицензию несущественен.

И еще одна рекомендация по учету лицензий – выбранный подход (использование расходов будущих периодов и забалансового счета) желательно прописать в приказе об учетной политике. Особенно это касается 5-летних лицензий.

Примеры учета приобретения лицензий на торговлю и производство алкогольными изделиями приведены в таблице ниже. К учету годовых и 5-летних лицензий на торговлю использован практически одинаковый подход – с использованием счетов 39 «Расходы будущих периодов» и 03 «Контрактные обязательства».

Внимание: оптовые алкогольные лицензии можно учитывать как расход будущих периодов или нематериальные активы, выбор по бухгалтеру.

УЧЕТ ПОКУПКИ «АЛКОГОЛЬНЫХ» ЛИЦЕНЗИЙ

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сумма

Учет лицензий на розничную продажу алкоголя (расходы будущих периодов)

1

уплачена лицензия на розничную продажу алкоголя на 1-й квартал (конец декабря), один РРО

377

311

2000,00

2

признаны расходы будущих периодов на 1-й уплаченный квартал пользования лицензией

39

377

2000,00

3

признаны контрактные обязательства в сумме платежей по административному сбору за лицензию на следующие 3 квартала с 4-х лет действия лицензии (= 20000 × 4)

03

 

6000,00

4

списана часть суммы расходов будущих периодов на расходы января (= 2000/3)

93

39

666,67

5

списана часть суммы расходов будущих периодов на расходы февраля (= 2000/3)

93

39

666,67

6

списана часть суммы расходов будущих периодов на расходы марта (= 2000/3)

93

39

666,67

7

расходы на сбыт отнесены на финансовый результат операционной деятельности (= 6666,67× 3)

791

93

2000,00

8

уплачена лицензия на 2-й квартал (конец марта)

377

311

2000,00

9

списана часть контрактных обязательств, уплаченных

 

03

2000,00

10

признаны расходы будущих периодов на 2-й уплаченный квартал пользования лицензией (конец марта)

39

377

2000,00

и так далее

Учет лицензий на оптовую продажу алкоголя (расходы будущих периодов)

1

уплачена лицензия на оптовую продажу алкоголя на 1-й год (конец декабря), один РРО

377

311

500000,00

2

признаны расходы будущих периодов на 1-й год уплаченный год пользования лицензией

39

377

500000,00

3

признали контрактные обязательства в сумме платежей за лицензию на следующие 4 года с 5 лет действия лицензии (= 500000×4 )

03

 

2000000,00

4

списана часть суммы расходов будущих периодов на расходы января (= 500000/12)

93

39

41 666,67

5

списана часть суммы расходов будущих периодов на расходы февраля (= 500000/12)

93

39

41 666,67

6

списана часть суммы расходов будущих периодов на расходы марта (= 500000/12)

93

39

41 666,67

7

расходы на сбыт отнесены на финансовый результат операционной деятельности (= 41666,67× 3)

791

93

125000,00

и так далее

 

 

 

уплачена лицензия на 2-й год (конец декабря)

377

311

500000,00

списана часть контрактных обязательств, уплаченных

 

03

500000,00

признаны расходы будущих периодов на 2-й уплаченный год пользования лицензией (конец декабря)

39

377

500000,00

и так далее

Учет бессрочных лицензий на производство алкогольных напитков

1

уплачена лицензия на производство алкогольных напитков

377

311

780,00

2

стоимость лицензии на производство алкогольных напитков отнесена на административные расходы

92

377

780,00

3

административные расходы отнесены на финансовый результат операционной деятельности

791

92

780,00

Минимальные цены на алкоголь 2024

Кроме вопроса лицензирования и уплаты лицензии, еще следует позаботиться о соблюдении минимальных цен. Это постановление Кабмина от 30.10.2008 № 957. Еще 26 января 2021 года произошло повышение минимальных розничных цен на игристые вина, сброженные напитки, вина (напитки) ароматизированные игристые (газированные) с крепостью от 1,2% до 15% и пробками типа «гриб», а также вермутам и другим виноградным винам натуральным с добавлением растительных или ароматизированных экстрактов в стеклянных емкостях емкостью 0 ,7 л, в другой таре – емкостью 1 л. С тех пор минимальные цены на алкоголь не изменялись (на декабрь 2023 года).

Ответственность за отсутствие лицензии

За торговлю алкоголем без лицензии – штраф 200% стоимости полученной партии товара, однако не менее 17 тыс. грн. Еще есть штраф за торговлю алкоголем через РРО/ПРРО, который забыли указать в лицензии – 200% стоимости, но не менее 10 тыс. грн. Все штрафы есть в ч. 2 ст. 17 Закона № 481.

Обратите внимание, что есть штраф за нарушение минимальных оптово-отпускных или розничных цен на алкоголь – 100% стоимости полученной партии товара (по этим минимальным ценам), но не менее 10 тыс. грн.



зміст


Бухгалтерський вебінар

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді