ОФОРМЛЮЄМО ПРОСТІЙ НА ПІДПРИЄМСТВІ: ЗРАЗКИ НАКАЗІВ
Существующие проблемы бизнеса через карантин
Основные проблемы, возникшие перед бизнесом:
- закрытие работы бизнеса сферы услуг: салоны красоты, парикмахерские, развлекательные и торговые центры, спортзалы, заведений общественного питания, других публичных заведений. Данные объекты обеспечивали работой или подработкой многих, особенно в малых и средних городах с неразвитой промышленностью;
- прекращение или ограничение работы городского транспорта – работники не могут добраться на работу;
- запрет междугородных перевозок – существуют работники из пригорода, которые добирались на работу таким транспортом, также могут усложняться и деловые контакты-не у всех есть возможности отправлять работников в командировку на собственном автотранспорте;
- сломанные цепочки поставки и сбыта товаров, продукции, сырья и материалов. Что именно– это уже у каждого индивидуально. Например, у аграриев уже начинается посевная компания и надо саженцы, средства защиты растений, ветпрепараты;
- запрет международного сообщения, в т. ч. авиасообщение, что может усложнять ВЭД;
- необходимость уплаты постоянных платежей – аренды, некоторых налогов, коммунальных услуг, процентов по банковскому кредиту;
- еще неосознанные проблемы, которые могут проявить себя со временем. Накопление уже существующих влечет цепочечную реакцию по всей стране. И чем продолжительнее будет карантин, тем больше будет таких проблем.
Это все затрагивает как предприятия-юрлица, так и многочисленных физлиц-предпринимателей. Можно сказать, что больше всего коронавирусный карантин поразил малый и средний бизнес.
Меры, которые можно предпринять для уменьшения последствий карантина
Уменьшить влияние указанных выше проблем можно из-за принятия некоторых мер, среди которых:
- минимизировать расходы на оплату труда – внедрение неполного рабочего времени, оформление простоя, отпуск за свой счет (время карантина не включается в 15-дневный лимит);
- устранить или уменьшить транспортные проблемы работников – дистанционная работа, организация развоза работников;
- перевести работников на работу изменениями – это позволит уменьшить количество людей, которое находится в определенное время на предприятии;
- уменьшить расходы на амортизацию основных средств при длительном простое – консервация основных средств;
- добиться отмены штрафных санкций по коммерческим договорам – оформление форс-мажора через сертификат из Торгово-промышленной палаты, что позволяет не платить штрафные санкции по тем договорам, которые не могли быть выполнены из-за карантина;
- проанализировать цепочки снабжения и сбыта и найти слабые места, обсудить ситуацию с партнерами;
- использовать послабления, предоставленные карантинными законами – за март-апрель 2020 предпринимателям можно не платить ЕСВ, всем субъектам хозяйствования за март-апрель можно не платить плату за землю, налог не недвижимое имущество;
- попробовать договориться со своим деловым партнерами о переносе сроков выполнения определенных обязательств, расторжение договоров. Например, Приватбанк, Ощадбанк освободили от фиксированной комиссии за использование своих POS-терминалов те торговые точки, которые не работают сейчас из-за закрытия на карантин;
- искать другие идеи. При поддержке Минэкономразвития офисом развития малого и среднего предпринимательства создан информационный портал для бизнеса во время карантина.
Забота о работниках, которые нельзя отправить на дистанционную работу или в отпуск
Если внедрить дистанционную работу невозможно, то следует проводить санитарно-эпидемические мероприятия на рабочих местах;
- входной санитарный контроль (визуальный осмотр и меряние температуры);
- обеспечить работников средствами индивидуальной защиты (маски, респираторы, антисептик), обеспечить всех средствами гигиены – брусковым мылом, рукомойки, сушилки для рук, салфетки, бумажные полотенца, туалетная бумага;
- обеспечить соблюдение дистанции – раздвинуть рабочие столы, использовать незадействованные ранее кабинеты, оборудовать другие помещения и т. п;
- проведение дезинфекционных мероприятий;
- чаще проветривать помещение, не экономить на системах вентилирования, кондиционирования и отопления;
- ограничить массовые собрания (совещания и деловые встречи можно проводить через Viber, Skype, телефон, веб-комнаты и т. п), обязать работников общаться по рабочим вопросам через доступные Интернет-мессенджеры и электронную почту вместо “бегать по кабинетам”;
- выделить помещение для временной изоляции работников с признаками заболевания;
- проинструктировать работников, обязать их носить и менять маски, мыть руки, запретить приветствие “за руку” и объятия в коллективе на период карантина, празднование дней рождений коллег или корпоративных праздников.
Внимание: пренебрежение карантинными мерами может вообще остановить работу предприятия, если коронавирусом будет поражен персонал
Подобные меры могут потенциально уменьшить риск заболевания, а, следовательно, и сохранить необходимый для работы персонал предприятия. Пренебрегать ими не следует, так как распространение коронавирус среди работников предприятия может вообще остановить его работу, поэтому лучше понести расходы на безопасность, чем потом нести убытки из-за остановки предприятия.
Недостатки рекомендованных мер
Несмотря на потенциальную пользу вышеприведенных мероприятий, имеют они и недостатки:
- предоставление отпуска вне уже утвержденного графика отпусков возможно только с согласия работника;
- предоставление отпуска без сохранения зарплаты возможно только с письменного заявления самого работника;
- установить неполное рабочее время – в данном случае можно только по желанию и заявлениям самих работников;
- оформление простоя – все равно 2/3 оклада надо платить и ЕСВ по работникам никто не отменял;
- оформление форс-мажора – обязательства никто не отменяет, они лишь переносятся и устраняются штрафные санкции по ним. И все равно надо доказывать, что именно карантин встал на препятствие;
- развозка работников – довольно стоимостное мероприятие. Особенно, если есть работники из пригорода. Перевозчики могут поднимать цены или просто может не хватать транспорта;
- удаленная работа – труднее контролировать дисциплину, может возрасти количество ошибок. Части работников вообще психологически трудно работать в изоляции и дома. Должны быть настроены соответствующим образом электронные кабинеты и тому подобное. Работники могут требовать компенсации затрат на телефонную связь, Интернет и прочее. Некоторые могут не иметь дома компьютеров и т. п. проблемы, которые следует решать индивидуально.
Под бдительным оком Гоструда
Кроме этих чисто экономически-психологических проблем контроль со стороны Гоструда никто не отменял. Хотя они и не могут сейчас проводить контролирующие мероприятия в период карантина, но Гоструда обещает собирать жалобы, мониторить информацию из открытых источников, чтобы прийти с проверками после окончания карантинных мероприятий. Поэтому:
- не заставляйте писать работников заявления "за свой счет";
- выходить в ежегодные дополнительные, социальные отпуска вне графика и желанию работников;
- обеспечьте средствами безопасности в первую очередь хотя бы тех, кто больше всего контактирует с людьми и имеет наименьшие зарплаты (уборщиц, вахтеров и т.д.).
Внимание: проверки Гоструда все равно будут – после карантина, который когда-то закончится
Уже сейчас Гоструда получает жалобы от самих работников на подобные нарушения их трудовых прав. Действуют телефонные линии консультаций. Итак, обезопасьте себя от возможных штрафов за нарушение трудового законодательства.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"