Крупные налогоплательщики 2024
Реестр крупных налогоплательщиков на 2024 год
Реестр крупных налогоплательщиков на 2024 год утвердили приказом ГНС от 20.10.2023 № 872 с изменениями.
Крупные налогоплательщики 2024: критерии
Критерии крупности налогоплательщика определены пп. 14.1.24 НК:
Объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала | превышает 50 млн евро* |
Общая сумма налогов, сборов, платежей, уплаченных в Государственный бюджет Украины, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, кроме таможенных платежей, за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала | превышает 1,5 млн евро* |
* средневзвешенным официальным курсом НБУ за тот же период |
Кстати, налогоплательщикам следить за соответствие показателей своей хозяйственной деятельности, приведенным выше критериям совсем не нужно. Сами себя «короновать» этим статусом нельзя даже если критерии выполняются. Все определяют только налоговики на основании их внутренней статистики и вносят в Реестр крупных плательщиков налогов (п. 64.7 НК). Кстати, теоретически они могут это сделать и посреди года, изменив список, если вдруг появляется плательщик налога, который на 100% вписывается в очерченные критерии.
- Оприлюднення річної фінзвітності разом з аудиторським висновком
- Як заповнити Баланс (Звіт про фінансовий стан) за формою № 1
- Як заповнити Звіт про фінансові результати за формою № 2
- Як скласти і заповнити Звіт про рух грошових коштів
- Як скласти Звіт про власний капітал
- Примітки до фінансової звітності: хто складає та як заповнити
- Яких помилок уникати під час складання фінзвітності
Крупные налогоплательщики в Украине
Особенности статуса крупных налогоплательщиков (далее - КПН) определены следующим:
- во-первых, п. 64.7 НК;
- во-вторых, Порядок формирования Реестра крупных плательщиков налогов, приказ Минфина от 21.10.2015 № 911 (далее – Порядок № 911).
А особенности в следующем:
- в сервисе – для крупных налогоплательщиков назначается индивидуальный налоговый координатор. Такое лицо выполняет консультирование, сопровождение и является посредником между крупными налогоплательщиками и ГНС, ее подразделениями;
- у налогоплательщика появляется 2 места учета: основное – Офис крупных налогоплательщиков и неосновное – прежнее место учета;
- в отчетности – по общему правилу отчетность подается в офис крупных налогоплательщиков, в который налогоплательщик встал на учет, а уплата налогов по тому месту, где он был ранее – неосновному месту учета. Правда здесь могут быть и исключения, о которых ниже;
- особенности в продолжительности налоговых проверок – документальные плановые проверки не должны превышать 30 рабочих дней (максимальное продление – 15 рабочих дней), документальные внеплановые – 15 рабочих дней (максимальное продление – 10 рабочих дней);
- соблюдение процедур электронного аудита – при проведении налоговых проверок нужно не позднее следующего дня с начала такой проверки предоставить налоговикам в полном объеме в электронной форме с использованием электронной подписи копии документов – первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, которые связаны с уплатой налогов и сборов (разъяснение в консультации ГНС от 21.06.2019 № 2841/6/99-99-15-02-02-15/ИНК);
- если есть контролируемые операции и трансфертное ценообразование, то появляется возможность согласовывать ценообразование по контролируемым операциям с ГНС, заключать договор с ГНС относительно предварительного согласования критериев соответствия условий контролируемых операций принципа «вытянутой руки». За п. 39.6 НК это договор можно распространить не только на отчетный период, но и на отчетные периоды, которые предшествуют вступлению его в силу (реализация принципа «roll back»). Договор дает отсутствие доначисления налоговых обязательств, штрафов, пени по контролируемым операциям, которые являются предметом договора, неизменность условий договора в случае изменений налогового законодательства. По этому вопросу есть постановление КМУ от 28.10.2021 №1114.
Внимание: сервиса и координации, скорости ответа на вопросы у крупных налогоплательщиков становится больше, но хлопот с электронной документацией и вниманием налоговиков тоже. Быть крупным налогоплательщиком выгоднее тем, кто имеет операции с нерезидентами, которые имеют статус контролируемых.
Українські підприємства активно залучають іноземні інвестиції, виграють гранти і розвиваються. Хочете бути серед успішних? Підвищуйте кваліфікацію за Міжнародними стандартами фінансової звітності
Стали крупным налогоплательщиком – что делать
Сперва подождать. Дождаться следует уведомления от налоговиков о включении в реестр по форме № 1-ВПП (см. Приложение 2 Порядка № 911). Оно должно поступить до 01 ноября в электронке или в бумажном варианте с уведомлением о вручении (п. 1 части III Порядка № 911). В этом сообщении должны быть рекомендованы варианты Управлений Офисов крупных налогоплательщиков. Их можно найти на сайте ГНС: Центральное, Восточное, Южное, Западное управление, Северное. Кроме них еще есть отделы налогового сопровождения предприятий: Винницкий, Луцкий, Тернопольский, Ивано-Франковский, Николаевский, Полтавский, Криворожский. Такие офисы расположены в местах скопления крупных предприятий, то есть потенциальных мест хозяйственной деятельности КПН.
После включения в Реестр, налогоплательщик обязан встать на учет:
- по основному месту учета в территориальном органе ГНС, осуществляющего налоговое сопровождение крупных налогоплательщиков, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр КПН,
и
- по неосновному месту учета в территориальном органе ГНС относительно имеющихся объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые ведется деятельность такого КПН.
КПН, которые не учитываются в территориальных органах ГНС, осуществляющих налоговое сопровождение КПН в соответствии с приказом ГНС, обязаны не позднее 1 декабря текущего года подать заявление по ф. № 1-ОПП (основное место учета) в территориальный орган ГНС, осуществляющий налоговое сопровождение КПН, приведенного в сообщении о включении предприятия в Реестр КПН на следующий календарный год.
Относительно КПН, которые не подали в соответствующий территориальный орган ГНС заявления по ф. № 1-ОПП, ГНС принимает решение об изменении основного места учета и переводе на учет в территориальный орган ГНС, осуществляющий налоговое сопровождение КПН или другой территориальный орган.
Налогоплательщик, который не включен в Реестр КПН на следующий календарный год и состоит на учете в территориальном органе ГНС, осуществляющего налоговое сопровождение КПН, переводится на учет в территориальный орган по своему местонахождению с начала нового налогового периода (календарного года), кроме случаев, когда:
- в отношении налогоплательщика принято решение о прекращении;
- налогоплательщик имеет перспективы достижения критериев КПН в случае роста показателей экономической деятельности предприятия (такие налогоплательщики могут учитываться в территориальном органе ГНС, осуществляющей налоговое сопровождение КПН, не более одного календарного года).
Взятие на учет/снятие с учета по основному месту учета такого плательщика осуществляют из заявления по ф. № 1-ОПП, поданной плательщиком в территориальный орган по его местонахождению (ВИР, категория 116.07).
Податкова готує «чорний список» несумлінних платників, щоб управляти податковими ризиками і впливати на сплату податків. Хто і як готуватиме цей список і чим це загрожує платникам, розповімо у цьому матеріалі
Место уплаты и отчетности КПН
В завершение добавим информацию о местах уплаты и отчетности КПН. По общему правилу – отчет в офис крупных налогоплательщиков, а уплата – по неосновному месту учета. Однако, налоговики могут все изменить, поэтому здесь лучше всего проконсультироваться у индивидуального координатора. Обычно ситуация следующая:
Налог на прибыль
Если местонахождение КПН (юридический адрес) не совпадает с местом налогового учета в органе ГНС, налог на прибыль предприятий нужно платить по местонахождению плательщика. То есть, на бюджетные счета открыты на уровне главных управлений Государственной казначейской службы Украины в областях с ведомственным признаком «99».
Если же местонахождение крупного налогоплательщика (юридический адрес) совпадает с местом налогового учета в органе ГНС, налог на прибыль уплачивают на бюджетные счета по налогу на прибыль с признаком «99» открытые на уровне территориальных органов ГНС в городах, в которых находятся межрегиональные управления ГНС по работе с КПН.
Отчетность по налогу на прибыль КПН представляет по основному месту учета соответствующее межрегиональное управление ГНС по работе с КПН (Центральное, Восточное, Западное, Южное, Северное) (ВИР, категория 102.20.02).
НДФЛ
КПН, который в течение бюджетного года включен в Реестр крупных налогоплательщиков, уплачивает НДФЛ по месту предварительного учета в контролирующих органах, а Налоговый расчет представляет по новому (основному) месту учета.
При этом в строке 032 приложения 4ДФ к Налоговому расчету указывает код по Кодификатору административно-территориальных единиц и территорий территориальных общин по местонахождению обособленного подразделения (неосновное место учета) (ВИР, категория 103.25).
Плата за землю
Если земельные участки КПН, включенного в Реестр крупных налогоплательщиков, расположены в пределах населенного пункта, являющегося местонахождением межрегиональных управлений ГНС по работе с крупными налогоплательщиками (г. Киев, г. Днепр, г. Львов, г. Одесса, г. Харьков) ) и в котором такой плательщик находится по основному месту учета, то налоговую декларацию по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (далее – декларация) подает в соответствующее межрегиональное управление (Центральное, Восточное, Западного, Южного, Северного). При этом плата за землю перечисляет в бюджет на соответствующие счета, открытые в органах Государственного казначейства Украины для межрегиональных управлений ГНС по работе с крупными налогоплательщиками.
Если же земельные участки расположены вне населенного пункта местонахождение межрегиональных управлений ГНС по работе с крупными налогоплательщиками (г. Киев, г. Днепр, г. Львов, г. Одесса, г. Харьков), в котором большой налогоплательщик состоит на учете, то декларацию подает в соответствующие Главные управления ГНС в областях, г. Киеве по их местонахождению (неосновному месту учета). При этом плату за землю платит в бюджет территориального общества, к которому относятся объекты налогообложения (земельные участки) (ВИР, категория 111.05).