Крупные налогоплательщики 2025: реестр и критерии от налоговой
Реестр крупных налогоплательщиков на 2025 год
Реестр крупных налогоплательщиков на 2025 год утвердили приказом ГНС от 22.10.2024 № 753 с изменениями.
🔥 Як заповнити рядок 04 Додатка 4ДФ
Крупные налогоплательщики 2025: критерии
Критерии принадлежности плательщика налога к крупным определены пп. 14.1.24 Налогового кодекса Украины (далее — НК) и приведены в таблице ниже.
КРИТЕРИИ БОЛЬШИХ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ 2025 | |
Критерий | Значение |
объем дохода от всех видов деятельности за последние 4 последовательных налоговых (отчетных) квартала | > 50 млн евро* |
общая сумма налогов, сборов, платежей, уплаченных в Госбюджет Украины, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, кроме таможенных платежей, за последние 4 последовательных налоговых (отчетных) квартала | >1,5 млн евро* |
* по средневзвешенному официальному курсу НБУ за тот же период |
Плательщикам налога следить за соответствие показателей своей хозяйственной деятельности приведенным выше критериям совсем не требуется. Самих себя «короновать» этим статусом нельзя даже если выполняются критерии. Все определяют только налоговики на основании их внутренней статистики и вносятся в Реестр крупных налогоплательщиков (п. 64.7 НК). Кстати, теоретически налоговики могут это сделать и в середине года, изменив список, если вдруг появляется налогоплательщик, который на 100% вписывается в определенные критерии.
Крупные налогоплательщики в Украине
Особенности статуса крупных плательщиков налогов (КПН) определяются п. 64.7 НК и Порядком формирования Реестра крупных налогоплательщиков, утвержденным приказом Минфина от 21.10.2015 № 911 (далее — Порядок № 911).
Особенности заключаются в следующем:
- сервис — для КПН назначается индивидуальный налоговый координатор. Такое лицо выполняет консультирование, сопровождение и является посредником между КПН и ГНС, его подразделениями;
- налогоплательщик получает 2 места учета, среди которых основное — Офис КПН, а неосновное — прежнее место учета;
- отчетность — по общему правилу отчетность подается в Офис КПН, в который налогоплательщик стал на учет, а уплата налогов производится по тому месту, где он был раньше, — неосновным местом учета. Правда, здесь могут быть и исключения (какие именно — см. далее);
- продолжительность налоговых проверок — документальные плановые проверки не должны превышать 30 рабочих дней (максимальное продление — 15 рабочих дней); документальные внеплановые — 15 рабочих дней (максимальное продление — 10 рабочих дней);
- соблюдение процедур электронного аудита — при проведении налоговых проверок следует не позднее следующего дня с начала такой проверки предоставить налоговикам в полном объеме в электронной форме с использованием электронной подписи копии документов — первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с уплатой налогов и сборов 21.06.2019 № 2841/6/99-99-15-02-02-15/ІПК);
- если есть контролируемые операции и трансфертное ценообразование, то появляется возможность согласовывать ценообразование по контролируемым операциям по ГНС, заключать договор с ГНС по предварительному согласованию критериев соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки». Настоящий договор можно распространить не только на отчетный период, но и на отчетные периоды, предшествующие его вступлению в силу (реализация принципа «roll back») (п. 39.6 НК). Договор дает отсутствие доначисления налоговых обязательств, штрафов, пени по контролируемым операциям, которые являются предметом договора, неизменность условий договора в случае изменений налогового законодательства (постановление КМУ от 28.10.2021 № 1114).
Внимание: сервиса и координации, скорости ответа на вопросы в КПН становится больше, но хлопот с электронной документацией и вниманием налоговиков тоже. Быть КПН выгоднее тем, кто имеет операции с нерезидентами, имеющими статус контролируемых.
📌 Нові можливості в роботі бухгалтера — гайд
Стали крупным налогоплательщиком — что делать
Сперва подождать. Дождаться следует уведомления от налоговиков о включении в реестр по форме № 1-ВПП (см. Приложение 2 Порядка № 911). Оно должно поступить до 01 ноября в электронке или в бумажном варианте с уведомлением о вручении (п. 1 части III Порядка № 911). В этом сообщении должны быть рекомендованы варианты Управлений Офисов крупных налогоплательщиков. Их можно найти на сайте ГНС: Центральное, Восточное, Южное, Западное управление, Северное. Кроме них еще есть отделы налогового сопровождения предприятий: Винницкий, Луцкий, Тернопольский, Ивано-Франковский, Николаевский, Полтавский, Криворожский. Такие офисы расположены в местах скопления крупных предприятий, то есть потенциальных мест хозяйственной деятельности КПН.
После включения в Реестр, налогоплательщик обязан встать на учет:
- по основному месту учета в территориальном органе ГНС, осуществляющего налоговое сопровождение КПН, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр КПН,
и
- по неосновному месту учета в территориальном органе ГНС относительно имеющихся объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые ведется деятельность такого КПН.
Місячну форму Податкового розрахунку з ЄСВ, ПДФО та військового збору Мінфін затвердив. Як змінилася форма звітності та приклади заповнення додатків до неї — в коментарі експерта
КПН, которые не учитываются в территориальных органах ГНС, осуществляющих налоговое сопровождение КПН в соответствии с приказом ГНС, обязаны не позднее 01 декабря текущего года подать заявление по форме № 1-ОПП (основное место учета) в территориальный орган ГНС, осуществляющий налоговое сопровождение КПН, приведенного в сообщении о включении предприятия в Реестр КПН на следующий календарный год.
Относительно КПН, которые не подали в соответствующий территориальный орган ГНС заявления по форме № 1-ОПП, ГНС принимает решение об изменении основного места учета и переводе на учет в территориальный орган ГНС, осуществляющий налоговое сопровождение КПН или другой территориальный орган.
Налогоплательщик, который не включен в Реестр КПН на следующий календарный год и состоит на учете в территориальном органе ГНС, осуществляющего налоговое сопровождение КПН, переводится на учет в территориальный орган по своему местонахождению с начала нового налогового периода (календарного года), кроме случаев, когда:
- в отношении налогоплательщика принято решение о прекращении;
- налогоплательщик имеет перспективы достижения критериев КПН в случае роста показателей экономической деятельности предприятия (такие налогоплательщики могут учитываться в территориальном органе ГНС, осуществляющей налоговое сопровождение КПН, не более одного календарного года).
Взятие на учет/снятие с учета по основному месту учета такого плательщика осуществляют из заявления по форме № 1-ОПП, поданной плательщиком в территориальный орган по его местонахождению (разъяснение ГНС ОИР 116.07).
Место уплаты и отчетности КПН
В завершение добавим информацию о местах уплаты и отчетности КПН. По общему правилу — отчет в офис крупных налогоплательщиков, а уплата — по неосновному месту учета. Однако, налоговики могут все изменить, поэтому здесь лучше всего проконсультироваться у индивидуального координатора. Однако обычно ситуация такова, как описана по видам налогов ниже.
Бухгалтер без знань — як калькулятор без батарейки. Вища школа Головбуха підзаряджає: освіта онлайн у зручний час і будь-де ⚡
Налог на прибыль
Если местонахождение КПН (юридический адрес) не совпадает с местом налогового учета в органе ГНС, налог на прибыль предприятий нужно платить по местонахождению плательщика. То есть, на бюджетные счета открыты на уровне главных управлений Государственной казначейской службы Украины в областях с ведомственным признаком «99».
Если же местонахождение КПН (юридический адрес) совпадает с местом налогового учета в органе ГНС, налог на прибыль уплачивают на бюджетные счета по налогу на прибыль с признаком «99» открытые на уровне территориальных органов ГНС в городах, в которых находятся межрегиональные управления ГНС по работе с КПН.
Отчетность по налогу на прибыль КПН представляет по основному месту учета соответствующее межрегиональное управление ГНС по работе с КПН (Центральное, Восточное, Западное, Южное, Северное) (разъяснение ГНС ОИР 102.20.02).
НДФЛ
КПН, который в течение бюджетного года включен в Реестр КПН, уплачивает НДФЛ по месту предварительного учета в ГНС, а Налоговый расчет представляет по новому (основному) месту учета.
При этом КПН в строке 032 Приложения 4ДФ Налогового расчета указывает код по КАТОТТГ по местонахождению обособленного подразделения (неосновное место учета) (разъяснение ГНС ОИР 103.25).
У статті — добірка з 10 відповідей на запитання, що бухгалтери ставлять найчастіше під час або перед візитом ДПС. Прочитайте, щоб бути готовими, а не здивованими!
Плата за землю
Если земельные участки КПН, включенного в Реестр КПН, расположены в пределах населенного пункта, который является местонахождением межрегионального управления ГНС по работе с КПН (г. Киев, г. Днепр, г. Львов, г. Одесса, г. Харьков) и в котором такой плательщик находится по основному месту учета, то налоговую декларацию по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (далее — декларация) он должен подавать в соответствующее межрегиональное управление (Центральное, Восточное, Западное, Южное, Северное). При этом плата за землю перечисляется в бюджет на соответствующие счета, открытые в органах Государственного казначейства Украины для межрегиональных управлений ГНС по работе с КПН.
Если же земельные участки расположены вне населенного пункта местонахождение межрегиональных управлений ГНС по работе с КПН (г. Киев, г. Днепр, г. Львов, г. Одесса, г. Харьков), в котором КПН состоит на учете, то декларацию следует подавать в соответствующие ГУ ГНС в областях, г. Киеве по их местонахождению (неосновным местонахождением). При этом плата за землю уплачивается в бюджет территориального общества, к которому относятся объекты налогообложения (земельные участки) (разъяснение ГНС 111.05 ОИР).