Доверенность на получение товаров

Стаття-подарунок від журналу «Головбух» 
Автор
експерт з обліку та оподаткування, кандидат економічних наук, Чернігів
Доверенность на получение ТМЦ – давно известный и крайне распространённый в хозяйственной практике документ, который не так давно обрел некоторые новшества в обращении, но одновременно сохранились в обиходе и некоторые мифы, связанные с ним. Нужна ли сейчас доверенность на получение товарно-материальных ценностей, существует ли типовая доверенность на получение товаров, о правилах оформления доверенности – обо всем этом в сегодняшней консультации.

Прошлое доверенности на получение ТМЦ

Мифы связанные с обращением доверенности на получение товарно-материальных ценностей растут с ее недавнишнего прошлого. Нужно разделить ее историю на 2 периода: до и после 1 января 2015 года. Именно эта дата является тем Рубиконом, который разделил историю доверенности по критерию строгости правил обращения с нею.

Что было до 1 января 2015 года? Существовала Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Минфина от 16.05.1996 г. № 99. С 2015 г. она утратила силу. В связи с этим стали прошлым:

  • существовавший срок действия доверенности в 10 календарных дней;
  • типовая форма (бланк) М-2;
  • необходимость подписи главного бухгалтера на бланке доверенности на получение ТМЦ;
  • обязательная регистрация выданных доверенностей.

А еще когда-то давно до 2015 года доверенность на получение ТМЦ на бланке М-2 была бланком строгой отчетности (такие бланки могли печататься только в специализированных издательствах с пропечатанными номерами, водяными знаками и специальным порядком учета). Теперь всего этого нет и вышеперечисленные правила на сегодня не более, чем мифы, связанные с традициями и пережитками прошлого в хозяйственном обращении доверенности на ТМЦ.

Довіреність на отримання ТМЦ ЗРАЗОК

Настоящее доверенности на получение ТМЦ

Что же сейчас? Доверенность на получение ТМЦ теперь:

  • не бланк строгой отчётности, поэтому она может иметь любой номер, печататься на любой бумаге и делать это можно прямо на принтере в офисе предприятия;
  • она не имеет типовой формы. Конечно, при желании можно воспользоваться формой М-2, но можно разработать и свою и ее обязан принять продавец;
  • нет необходимости подписи главного бухгалтера на бланке. Ее теперь может подписать руководитель предприятия или другое уполномоченное лицо;
  • нету обязательной регистрации (это исключительно вопрос организации внутреннего документооборота предприятия, системы его внутреннего контроля);
  • срок действия может быть любым: 1 день, 3 дня, 10 дней, 20 дней, 30 дней, доверенность может быть вообще бессрочной;
  • не обязательно использовать печать. Хотя ее наличие на доверенности можно предусмотреть в договоре купли-продажи или поставки ТМЦ.

Доверенность на получение ТМЦ не имеет установленного срока действия (он может отличаться от 10 дней) и выписывается в свободной форме

Можно вообще вместо доверенности использовать другие документы, на что дает право п. 2.5 Положения про документальное обеспечение записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина Украины от 24.05.1995 г. № 88 (далее – Положение № 88). Рассмотрим их.

Доверенность на получение товаров
Віктор Онищенкоексперт з обліку та оподаткування, м. Чернігів
Оприбуткування товарно-матеріальних цінностей — справа буденна для бухгалтера. Але й під час цієї звичайної господарської операції можуть виникати нестандартні ситуації, що потребують відповідей на різні облікові запитання. Як розподілити транспортно-заготівельні витрати? Чи включати ту чи ту витрату до первісної вартості запасів? Чи відносити нестачу до первісної вартості ТМЦ? У статті "Оприбуткування ТМЦ на підприємстві." Ми розглянули надходження ТМЦ з усіх, навіть не надто зручних облікових ракурсів. І тоді усі ТМЦ-спірності не створюватимуть «дірок» у бухгалтерії, а вам дискомфорту.

Альтернативы доверенности на получение ТМЦ

Выходит, что доверенность вообще не обязательный документ, без которого можно обойтись и заменить другими альтернативами. Подтверждающими документами относительно полномочий лица, принимающего ТМЦ у продавца могут быть:

  • письменный договор на право получения ТМЦ;
  • доверенность на получение ТМЦ;
  • акт органа юрлица;
  • оговорки по тексту договора купли-продажи.

Но отметим, что такие альтернативы доверенности на получение товаров имеет свои недостатки:

  • при письменном договоре на получение ТМЦ доверитель все-таки обязан выдать доверенность доверенному лицу (ч. 1 ст. 1007 ГКУ);
  • оговорки по тексту договора требуют в специальном приложении перечня доверенных лиц и образцов их подписи, а потом продавцу тоже надо иметь всегда под рукой такой договор для сверки подписей. Естественно, что это неудобно;
  • что касается акта органа юрлица, например, общих сборов основателей, правления или директора, то такой документ, если он выдан не директору, по факту будет дублировать ту же доверенность. Что касается директора, то он и так имеет право получить ТМЦ без специальных доверенностей как правомочный представитель предприятия (данные по нему внесены в Единый государственный реестр). “Руководитель предприятия без поручения действует от имени предприятия…, представляя его в отношения с юридическими лицами и гражданами…” (ч. 5 ст. 65 ХКУ). Так было и до 2015 года.

Директор имеет право получать ТМЦ без доверенности

Что же выходит? Удобной альтернативы доверенности на получение ТМЦ просто нет. Есть только “изобретение того же велосипеда”. То есть, или по факту такой же документ, но с другим названием, или просто неудобно. В любом случае, используемый документ необходимо прописать в договоре купли-продажи или поставки. Там же можно указать и некоторые желаемые реквизиты, например, печать.

Доверенность на получение ТМЦ – это самый оптимальный способ для подтверждения полномочий принимающего ТМЦ лица со стороны покупателя перед продавцом

А можно ли вообще без доверенности на получение ТМЦ?

Можно. Но не рекомендуем. Конечно, нет никакого штрафа ни со стороны налоговой, ни со стороны других проверяющих органов за отпуск ТМЦ без доверенности. Нельзя при отсутствии доверенности и признать договор не действительным. Отпуск без доверенности – это просто нарушение системы внутреннего контроля предприятия. Единственный риск – отпуск ТМЦ чужому лицу, которое не имело на это права. Продавец тогда ничего не сможет доказать и после судебных споров скорее всего просто понесет финансовые потери в размере отпущенных без доверенности товарно-материальных ценностей и судебных издержек.

Отпуск ТМЦ без доверенности – только директору. И только после проверки его полномочий

Без доверенности, напомним, можно отпустить ТМЦ только директору. Он может подтвердить свои полномочия, например, с помощью приказа о его назначении и выпиской с госреестра. Отметим, что такая вольность не касается членов правления, так как у них по уставу предприятия могут быть ограничения. Проверить данные госреестра можно в Интернете, например, на сайте Минюста.

И еще один случай отпуска без доверенности – это отпуск лично физлицу-предпринимателю, с которым и был подписан договор купли-продажи. Это естественно.

По директору и по предпринимателю можно (и даже нужно) еще, конечно, запросить документы, подтверждающие личность (паспорт, загранпаспорт, водительские права, военный билет). Такие документы (обычно паспорт) необходимы и при использовании обычной доверенности.

Правила использования доверенности на получение ТМЦ

С 2015 года действительно с доверенностями все стало проще, но это далеко не означает, что вообще не существует никаких правил их обращения. Доверенность подтверждает права на получение товарно-материальных ценностей, основных средств, ценных бумаг, нематериальных активов (п. 2.5 Положения № 88). И позволяет избежать разногласий при их передаче.

Так как специальной инструкции касательно правил использования доверенностей больше нет, то действуют общие правила ГКУ. Среди них выделим следующие:

  • если договор не заверялся нотариально, то доверенность тоже нотариально не заверяется (форма доверенности соответствует форме договора);
  • доверенность имеет письменную форму;
  • доверенность – это не первичный документ, та как не содержит информации про хозяйственную операцию (она могла и не совершиться). Но все равно лучше соблюсти обязательные реквизиты согласно ч. 2 ст. 9 Закона Украины “Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине” от 16.07.1999 г. № 996;
  • без даты выдачи доверенность считается недействительной (ч. 3 ст. 247 ГКУ);
  • если срок действия доверенности не указан, то она действует бессрочно до ее прекращения доверителем (ч. 1 ст. 247 ГКУ) или прекращение юрлица, которое выдало доверенность или смерть доверенного, отказ доверенного от совершения действий. Но бессрочные доверенности – это неудобная практика для продавца, так как постоянно надо выяснять, а не было ли отзыва доверенности, поэтому рекомендуем все-таки указывать срок действия доверенности;
  • доверенности могут быть одноразовыми (получение ТМЦ от конкретного предприятия на конкретную дату) или многоразовыми (например, на получение ТМЦ по разным договорам от имени предприятия в срок с 01.06.2018 г. по 31.08.2018 г.);
  • подписывает доверенность руководитель или уполномоченное лицо;
  • продавец забирает при выдаче ТМЦ доверенность себе и сохраняет в общие сроки сохранения первичной документации вместе с другими документами на отпуск ТМЦ (например, накладными).

Доверенность без даты выдачи – недействительна

В доверенности обязательно следует указать:

  • дату выдачи и место составления;
  • полное наименование предприятия, от имени которого действует представитель;
  • фамилию, имя, отчество с указанием паспортных данных;
  • перечень действий, на которые имеет право представитель (например, “получения сырья по договору поставки с ООО “Эдельвейс” № 5 от 15 апреля 2018 г.”);
  • полное наименование предприятия, на котором нужно получить ТМЦ;
  • количество ТМЦ, которые следует получить (это не обязательно, можно указать просто перечень ценностей без указаний количества, так как договор поставки может быть составлен на неограниченное количество, а отпуск ТМЦ в количественном выражении подтверждает расходная накладная);
  • срок действия доверенности (рекомендовано).

Рекомендуем всегда указывать срок действия доверенности на получение ТМЦ

При допущении ошибки в доверенности доверенность с ошибкой лучше отозвать, а потом выписать новую.

Типовая доверенность на получение товара

Еще раз отметим, что никакого стандартного бланка типовой формы на сегодня по получению доверенности нету. Рассмотрим наиболее обобщенный пример доверенности на получение ТМЦ (см. ниже).

Пример

Общество с ограниченной ответственностью “Орхидея”

(код ЕГРПОУ 87654321, адрес: г. Чернигов, ул. Белова, 37/5, тел. (0462)605-605

Доверенность № 25

г. Чернигов Дата выдачи: 15.06.2018 г.

ООО “Орхидея” (далее общество) в лице директора Ковальского Олега Эдуардовича, который действует на основании Устава общества, этой доверенностью уполномочивает:

Корецкого Александра Васильевича

(паспорт серии НК 793505, выданный 23.05.2005 г. Деснянским ОМ УМВД г. Чернигова)

на получение следующих товарно-материальных ценностей у Общества с ограниченной ответственностью “Эдельвейс” (ЕГРПОУ 12345678) по договору поставки от 14.06.2018 г. № 154/25:

Вид ТМЦ

Единица измерения

Количество

Грунтовка Ceresit CT-17 (10 л)

бутыль

5

Клей для плитки Сeresit CM-11 (25 кг)

мешок

10

Доверенность выдана без права перепоручения.

Срок действия доверенности – до 19 июня 2018 г. включительно.

Пример подписи Корецкого А.В. Корецкий подтверждаю.

Директор ООО “Орхидея” Ковальский / О.Э. Ковальский

М.П.

ОСНОВНІ ЗАСОБИ: проблемні питання та їх розв’язок

Доверенность на получение товаров
МОРОЗОВСЬКА Галина експерт з питань обліку та оподаткування
Роз’яснення контролерів і судова практика з таких питань: • до якої групи основних засобів у бухгалтерському і податковому обліку віднести холодильник, мікрохвильову піч, пилосос; • чи включають витрати на страхування об’єкта до його первісної вартості; • витрати на ремонт придбаного основного засобу до введення його в експлуатацію збільшують первісну вартість; • чи виникають у податковому обліку різниці за амортизацією МНМА; • як встановити вартість оприбуткування; • чи можна їх амортизувати; • ліквідаційна вартість: чи обов’язково її встановлювати; • чи призупиняють амортизацію на період ремонту; • чи обов’язково дооцінювати об’єкт основних засобів, якщо його залишкова вартість — 0 грн; • чи списувати з балансу повністю замортизовані основні засоби


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"

📩 Хочете знати про зміни раніше за колег?

tg_4.png

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді