Товарно-транспортная накладная (ТТН) 2024
Товарно-транспортная накладная
Товарно-транспортная накладная (далее – ТТН) – это один из основных первичных документов, который сопровождает перевозки груза и используется как юридическими, так и физическими лицами, объединяя всех участников транспортного процесса (покупателя, продавца, перевозчика, водителя и других сторон, например экспедитора).
ТТН определена как единый документ для:
- учета ТМЦ на пути их перемещения;
- проведение расчетов за перевозку груза;
- учета выполненной работы.
Такая роль ТТН определена разделом 1.1 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, приказ Минтранспорта от 14.10.1997, в редакции приказа Мининфраструктуры от 03.06.2019 № 413 (далее – Правила № 363). Обратите при этом внимание на то, что Правила № 363 определили ТТН именно как единый документ для приведенных выше операций. Именно этим положением руководствуются органы ГНС в ходе проверок, когда выступают против отсутствия ТТН на перевозку в пределах Украины и не признают достаточности других документов: расходных накладных, актов выполненных работ, актов приема-передачи и тому подобное.
ТТН также может использоваться как один из документов для:
- списание ТМЦ;
- оприходования ТМЦ;
- складского, оперативного и бухгалтерского учета ТМЦ ( раздел 1 Правил № 363).
Як працювати з електронною товарно-транспортною накладною
Внимание: ТТН – это единственный документ, который является подтверждением осуществленной автотранспортом перевозки в пределах Украины.
Кроме Правил № 363, обязанность использования ТТН при грузовых перевозках, осуществляемых на договорных условиях, зафиксирована в ст. 48 Закона «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-III (далее – Закон об автотранспорте).
Исходя из вышеприведенных документов, ТТН обязательно должен иметь водитель юрлица или ФЛП, осуществляющий перевозку на договорных условиях. ТТН входит в перечень тех документов, которые водитель должен предъявить полиции (вместе с водительским удостоверением, техпаспортом, полисом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности).
Внимание: у водителя, который перевозит груз, ТТН – это один из документов, который следует предъявить при остановке полицией.
Реестр ТТН
Еще с 1 октября 2021 года в Законе об автотранспорте вступили в силу изменения, направленные на решение отдельных вопросов габаритно-весового контроля и внесенные Законом от 03.06.2021 №1534-IX (далее – Закон № 1534). Данными изменениями определено создание реестра ТТН – специализированной электронной базы данных.
Однако Реестр ТТН не работает, а нормативного документа от Кабмина, который определял бы порядок ведения и предоставления информации из реестра ТТН во исполнение требований Закона № 1534 не создано. Такой Реестр ТТН является необходимым условием для внедрения электронных ТТН, о которых далее.
Внимание: реестр ТТН должен вести Мининфраструктуры на основе утвержденного Кабмином порядка.
О реестре ТТН сейчас известно следующее (ст. 1 Закона об автотранспорте):
- он должен содержать информацию о зарегистрированных в нем ТТН;
- его целью является государственный контроль за перевозкой грузов на территории Украины;
- его администрированием должен заниматься центральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственную политику в сфере автотранспорта. По законодательству таким является Мининфраструктуры (п. 1 Положения о Мининфраструктуры, постановление Кабмина от 30.06.2015 № 460);
- получать данные из него может, в частности, Уктранспбезопасность (ст. 6 Закона об автотранспорте);
- порядок ведения и предоставления информации из него должен утвердить Кабмин (ст. 48 Закона об автотранспорте).
Однако следует добавить, что определенный обновленным Законом об автотранспорте реестр ТТН получится не единственным. Ведь и сейчас существует Единый реестр ТТН на перемещение алкогольных напитков, администратором которого является ГНС (п. 2 порядка ведения реестра «алкогольных» ТТН, утвержденного постановлением Кабмина от 09.10.2013 № 806). Данный реестр содержит данные о специальных ТТН, составленных производителями спирта и/или алкогольных напитков.
▶️ Як потрапити до «клубу білого бізнесу»
▶️ Коли зможете переглянути Перелік платників податків із високим рівнем добровільного дотримання податкового законодавства
▶️ Яку інформацію виноситимуть на загал і як цього уникнути
▶️ Як визначатимуть показники
▶️ Які пільги у бронюванні працівників
Бланк товарно транспортная накладная
Бланк товарно-транспортная накладная (ТТН форма 1 ТН) находится в Приложении 7 Правил № 363. Это стандартная форма, которая используется во всех перевозках, кроме особых. Для особых же перевозок разработаны специальные формы ТТН. Они предназначены для перевозки таких ТМЦ, как:
- спирт этиловый и алкогольные напитки (уже упомянутая выше «алкогольная» ТТН, для которой действует отдельный реестр от ГНС);
- высокооктановые кислородосодержащие добавки;
- нефтепродукты (нефть)
- хлебобулочные изделия;
- древесина.
По каждому из них есть своя форма ТТН (различные приказы Минтранса и профильных министерств).
Внимание: форма 1 ТН используется для всех перевозок, кроме особых, для которых существуют специальные ТТН.
Предприятие может использовать и собственную форму ТТН, разработанную под себя, но она должна быть обязательно утверждена приказом руководителя, содержать все обязательные реквизиты, определенные абз. 2 п. 11.1 Правил № 363. Однако такого нельзя делать со специальными формами ТТН, например с «алкогольной» ТТН.
В последний раз бланк ТТН претерпевал изменения еще летом 2019 года. Тогда количество обязательных экземпляров ТТН сократилось с 4-х до 3-х.
ТТН Украина: габаритно-весовой контроль
В статье 48 Закона об автотранспорте появились новые реквизиты ТТН относительно параметров транспортного средства, на котором осуществляется перевозка, а именно:
- длина (Д);
- ширина (Ш);
- высота (В);
- общий вес;
- общий вес с грузом.
Также еще обязательной стала масса брутто (это масса вместе с упаковкой), но данный реквизит и на сегодняшний день есть в стандартной форме 1ТН.
И все эти параметры должен указывать в ТТН грузоотправитель.
Кроме этих параметров отныне еще и надо указывать код налогоплательщика по ЕГР-как для грузоотправителя, так и грузополучателя. Однако данные коды не вызывают таких трудностей, как параметры транспортного средства, так как грузоотправитель может и точно не знать, каким именно транспортным средством и с какими параметрами будет оказана услуга перевозчиком. Быть определенным в технических параметрах автомобиля можно лишь тогда, когда грузоотправитель является сам себя перевозчиком.
Проблем по указанию технических параметров автомобиля здесь множество:
- разные габариты автомобилей в зависимости от года выпуска. Например, автомобиль Renault Traffic 2021 г. в. габариты Д×Ш×В = 4999×1956×1971 (мм). В то же время Renault Traffic 2011 года выпуска (г. в.) имеет габариты 5182×1904×1915 (мм). Получается, что достаточно точно следует знать не только марку автомобиля, но и год выпуска;
- общий вес самой машины. На примере того же Renault Traffic вес отличается, например 2011 г. в. 1800 кг и 2021 г. в. имеем 2950-3010 кг (по данным производителя);
- общий вес с грузом. Кроме груза грузоотправителя автомобиль может перевозить еще и другой груз, о котором заказчику ничего не известно;
- такие параметры могут быть определены только при загрузке автомобиля. В первую очередь это касается общего веса с грузом.
Якщо сплатите податок не на той рахунок, ДПС вже не штрафуватиме. Це справедливо, адже ви все одно поповнили бюджет держави. Але врегулювати напрям сплати податку маєте самотужки, подавши заяву до податкової
Внимание: грузоотправитель отмечает данные о ПАРАМЕТРАХ АВТОМОБИЛЯ и налоговых номерах (своем и перевозчика).
Для удобства приводим в таблице ниже сопоставимые реквизиты, определенные как обязательные по правилам № 363, Законом об автотранспорте, а также теми, что есть сейчас в действующей стандартной форме 1 ТН.
РЕКВИЗИТЫ ТТН 2024 | |||
Реквизит | Набор обязательных реквизитов ТТН: | Реквизиты стандартной формы 1ТН (Приложение 7 Правил № 363) | |
Правила № 363 (абз. 2 п. 11.1) | Закон об автотранспорте (ст. 48)* | ||
информация о названии документа | + | – | + |
дата и место сборки | + | + | + |
данные по грузоотправителю (и/или экспедитору): |
|
|
|
| + | + | + |
| – | + | – |
данные по автомобильному перевозчику: |
|
|
|
| + | + | + |
| – | + | – |
| – | + | + |
данные по грузополучателю: |
|
|
|
| + | + | + |
| – | + | – |
| – | + | + |
наименование и количество груза | + | – | + |
основные характеристики груза и признаки, которые дают возможность однозначно идентифицировать этот груз*** | + | – | + |
данные по транспортному средству: |
|
|
|
| + | + | + |
| + | + | + |
| – | + | – |
| – | + | + |
пункты погрузки и разгрузки с указанием полного адреса | + | – | + |
должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора | + | – | + |
вид перевозок | – | – | + |
продолжительность погрузочно-разгрузочных операций | – | – | + |
* данные реквизиты указывает грузоотправитель (ст. 48 Закона об автотранспорте) ** серия и номер паспорта допускается только для лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от налогового номера |
Ответственность за отсутствие новых реквизитов в ТТН и неточность данных
Еще с 1 октября 2021 года Закон от 29.06.2021 №1582-IX ввел административную ответственность грузоотправителя за нарушение требований по внесению сведений в товарно-транспортную накладную. Соответствующие изменения внесли в Кодекс Украины по административным правонарушениям (КоАП).
Так, грузоотправителя накажут штрафом в размере 3000 НМДГ (51 000 грн) за то, что он внес:
- недостоверные сведения о массе или габаритах груза к ТТН;
- сведения о массе или габаритах груза к ТТН, превышающих параметры, установленные законодательством, при отсутствии оформленного разрешения на проезд по автомобильным дорогам транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные (ст. 1322 КоАП).
Но грузоотправитель будет отвечать за внесение недостоверных сведений о массе груза в ТТН только при превышении транспортным средством, которым перевозят указанный груз, весовых нормативных параметров, определенных законодательством.
Применять штрафы обязана Госслужба Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасность), действующей на основании Положения, утвержденного постановлением Кабмина от 11.02.2015 № 103.
Шукайте в системі «Експертус Головбух» опис робочої ситуації, яка аналогічна вашій, потрібні форму (зразок), довідник, відео. Якщо не знайдете, то можете надіслати звернення до нашої експертної підтримки через Онлайн-помічник
Товарно-транспортная накладная образец
Оформление товарно транспортных накладных: что важно учесть? Если есть новые обязательные реквизиты к ТТН, то должна быть и новая форма ТТН. Однако с логикой нововведений не все так просто. Изменений приложения 7 Правил № 363 со стандартной формой 1 ТН нет. Это значит, что действует прежняя форма ТТН.
Однако ст. 48 Закона об автотранспорте уже действует. С НОВЫМИ РЕКВИЗИТАМИ ТТН. Субъекты хозяйствования выйти из ситуации могут утвердив свою форму ТТН. Для этого нужно:
- разработать и утвердить внутренним приказом по предприятию свою форму ТТН на основе существующей.
- по возможности добавить такую форму в условия договора поставки, заключаемого с перевозчиком. Однако, если перевозчик и без того не против использования доработанной формы ТТН, то можно обойтись и без данного шага. Нормы ст. 48 Закона об автотранспорте одинаковы для всех участников перевозочного процесса.
Такую созданную самостоятельно форму ТТН можно использовать хотя бы временно – до прояснения ситуации или появления новой формы. Аргументируем возможность собственной доработанной ТТН:
- ТТН может быть без соблюдения стандартной формы, но с сохранением обязательных реквизитов – об этом прямо сказано в абзаце 2 пункта 11.1 Порядка № 363;
- стороны могут внести в ТТН любую другую информацию, которую они считают необходимой (абз. 6 п. 11.1 Порядка № 363). Именно из – за данной нормы – «стороны могут внести» и данная выше рекомендация включить такую форму ТТН в договор перевозки.
Кроме того, если ТТН составляется в бумажной форме, то есть еще один возможный вариант – дописать нужные параметры от руки, сделать надпись «Данные дополнено» и поставить подписи сторон и дату.
Однако даже у создания самостоятельной формы ТТН есть сложности, например для изменения е-ТТН требуется вмешательство разработчиков данного программного обеспечения. Возможно, придется переделать уже оформленные ТТН.
Для наглядности можно воспользоваться предложенной ниже формой ТТН – это лишь как возможный вариант подачи реквизитов, учитывающих изменения из статьи 48 Закона об автотранспорте. Предложенная форма ТТН содержит также год выпуска и вин-код – это не обязательные параметры, но их добавили для лучшей идентификации параметров автомобиля (машины равных годов выпуска могут иметь разные габариты). Лишние реквизиты можно убрать.
Внимание: ТТН можно доработать самостоятельно и добавить в нее обязательные реквизиты статьи 48 Закона об автотранспорте.
Для чего нужна ТТН
ТТН необходима для подтверждения факта совершения хозяйственных операций, если осуществляется перевозка на основании договора перевозки, и она такое назначение, как приведено в таблице ниже.
НАЗНАЧЕНИЕ ТТН | ||
№ | Предназначение ТТН | Нормативка |
1 | обеспечивает учет ТМЦ при их перемещении (в пути) | п. 1 Правил № 363 |
2 | используется в расчете с перевозчиком / экспедитором за перевозку груза | |
3 | служит для учета выполненной перевозчиком работы | |
4 | один из возможных документов, который может использоваться для списания ТМЦ и их оприходования, в складском, оперативном и бухгалтерском учете | |
5 | подтверждения права водителя перевозить груз при проверке полицией | ст. 48 Закон про автотранспорт |
6 | осуществление габаритно-весового контроля | |
По мнению налоговиков: | ||
6 | подтверждает факт предоставления услуг по перевозке | ИНК ГФС от 17.04.2019 № 1637/6/99-99-15-03-02-15/ІПК |
7 | один из дополнительных документов, что является свидетельством реальности хозяйственной операции с ТМЦ | |
Судебная практика: | ||
8 | ТТН является доказательством факта перевозки (перемещения) товара, а сам факт передачи товара и, соответственно, приобретение права собственности на него должно подтверждаться расходной накладной. | Постановление ВСУ от 12.06.2018 № 826/11879/13-а |
9 | ТТН – это доказательство, подтверждающее факт предоставления/получения транспортных услуг | Постановление ВСУ от 12.06.2018 № 815/3310/17 |
Получается, что основная задача ТТН - это подтвердить факт предоставления услуг по перевозке.
Внимание: ТТН – это комплексный документ, который необходим всем сторонам процесса перевозки для подтверждения транспортных расходов и реальности хозяйственной операции.
Обязательная ли ТТН при перевозках
Наличие ТТН обязательно только для водителя, осуществляющего перевозки на договорных началах, так как ТТН – это единственный документ для всех участников процесса транспортировки товара, а следовательно, и для водителя как такового участника (см. определение ТТН в ст. 1 Закона об автотранспорте). Водитель, кроме ТТН, никак не может подтвердить факт получения и передачи вверенных ему ТМЦ.
Внимание: ТТН – это обязательный документ для всех сторон процесса перевозки, включая водителя.
Однако если перевозки груза осуществляется для собственных нужд и собственным транспортом (или арендованным), когда посторонний перевозчик отсутствует, то ТТН не нужна. С этим соглашается и Мининфраструктуры в письме от 28.05.2014 № 5615/25/10-14. Исключение – перевозки особых товаров на образец спирта или хлебобулочных изделий, которые упоминались выше. В таком случае наличие ТТН по специальной форме обязательное.
Таким образом, ТТН необходима, когда:
- предоставляется услуга по перевозке, и она осуществляется на основе договора (в т.ч. устного);
- существует посторонний перевозчик с водителем;
- перевозки осуществляется не для собственных нужд. Например, когда предприятие собственным транспортом осуществляет доставку продукции/товара и услуга перевозки выделена отдельно в счете;
- происходит перевозки особых товаров.
Обязательна ли ТТН для налогового кредита с НДС
Данный вопрос возникает, когда надо подтвердить право на налоговый кредит по приобретенных ТМЦ, а также по приобретенных услугах с перевозки. И ответ здесь неоднозначный, так как:
- ГНС настаивает на обязательности ТТН. Без ТТН у налоговиков есть зацепка признать хозяйственную операцию нереальной (фиктивной). Как следствие, теряется право на налоговый кредит по НДС с доначислением налога;
- существует успешная судебная практика по признанию таких требований ГНС противоправными относительно приобретения ТМЦ. Например, в постановлении ВСУ от 12.02.2020, ЕГРСР, № 87602341 указывается на то, что отсутствие ТТН не может быть достаточным основанием для осуществления вывода про бестоварный характер сделки по поставке продукции. По заключению судей правильность формирования налогового кредита – это взаимоотношения в сфере купли-продажи, а не взаимоотношения в сфере перевозки. У предприятия-истца по этому делу были все расходные накладные и банковские выписки, поэтому оно выиграло дело.
Однако обратите внимание на то, что вышеупомянутое судебное решение касалось именно вопроса налогового кредита при приобретении ТМЦ, а не по услугам перевозки. И у предприятия были все остальные первичные документы. Добавим, что факт отгрузки товарно-материальных ценностей и переход права собственности к покупателю подтверждает, в первую очередь, расходная накладная. Даже согласно пункту 1 Правил № 363 ТТН – это всего лишь один из возможных документов по списанию и оприходованию ТМЦ, но отнюдь не единственный и первоочередной. Поэтому здесь решение суда вполне понятно и логично. Также есть аналогичное по своей сути решение ВСУ от 11.12.2018 в деле № 807/143/16. Результаты этого и других судебных решений обобщены в таблице ниже.
Внимание: без ТТН налоговики отрицают реальность хозяйственной операций перевозки, а иногда и приобретение самих ТМЦ.
Однако по вопросу налогового кредита по услуге перевозки налоговики и в дальнейшем могут настаивать на обязательности ТТН. В ситуации, когда перевозчик является плательщиком НДС без ТТН не обойтись. И судебная практика здесь уже на стороне налоговиков. Да, по решению ВСУ в постановлении от 13.11.2018 в деле № 822/6312/15 ТТН является обязательным первичным документом в подтверждение реальности хозяйственных операций по услугам перевозки. И одного лишь акта приема-передачи услуг здесь будет недостаточно.
Эти иные судебные решения обобщены ранее в таблице о назначении ТТН.
Однако несмотря на все упомянутые судебные споры, лучше все же оформлять ТТН. Потребность в ней может возникнуть, например, в ситуации блокировки налоговой накладной, когда необходимо будет предоставить подтверждающие документы по операции, и здесь нелишней будет должным образом оформлена ТТН.
- Національна сертифікація бухгалтерів — 2025 ⏩
- Професійна сертифікація за МСФЗ ⏩
- Національна сертифікація головбуха медичного КНП — 2025 ⏩
- ПДВ: від азів до майстерності ⏩
- Розрахунок зарплати, звітність, перевірки ⏩
- РРО: робота, помилки та штрафи ⏩
- ФОП-єдиноподатник: практикум для бухгалтера та підприємця ⏩
- Благодійні організації: практикум з обліку та оподаткування ⏩
Когда можно без ТТН
Случаи, когда можно без ТТН и относительно этого не будет претензий нет в ГНС, ни в полиции:
- перевозки осуществляется для собственных нужд личным водителем, например между подразделениями предприятия. Здесь нет договорных отношений и услуги по перевозке (см. определение ТТН в ст. 1 Закона об автотранспорте);
- самовывоз товара. По сути, это разновидность прошлой ситуации.
- доставка товара покупателю самим продавцом при условии, что стоимость услуги по перевозке никак не выделена в счете, договорам купли-продажи и тому подобное.
Водителю в всех этих случаях достаточно иметь накладную, что подтверждает, что товар принадлежит предприятию, на котором он работает. Это может быть расходная накладная или накладная на внутреннее перемещение по форме М-11 или другая накладная в произвольной форме или акт приема-передачи товара водителю.
Однако последний из вышеприведенных случаев – доставка товара покупателю самым продавцом – несколько спорная.
Мининфраструктуры в своих письмах от 03.09.2013 № 10092/25/10-12 и от 28.05.2014 № 5615/25/10-14 выступает ЗА наличие ТТН и для данной ситуации. Государственный орган занимает позицию, что перевозки ТМЦ продавцом покупателю не можно считать перевозкой для собственных потребностей, так как в результате перевозки меняется владелец груза на конечной стадии транспортного процесса. Единственное, что в данной ситуации трудно что-то доказать, так как нет самого договора перевозки, а значит и самой услуги по перевозке, а товар до момента передачи покупателю все еще может принадлежать предприятию-продавцу. Однако, если право собственности перешло до начала перевозки, например на основе акта приема-передачи, который оформлен между представителями покупателя и продавца, а перевозку все равно осуществляет продавец, – лучше оформить ТТН.
Выписка ТТН: общие правила
При заполнении ТТН руководствуемся требованиями подпункта 11.3-11.9 Правил № 363, среди которых:
- ТТН должен оформлять заказчик услуги по перевозке (п. 11.3 Правил № 363). Чаще всего это делает грузоотправитель, так как только у него полная информация о товаре;
- бумажные ТТН заполняем вручную, печатным, или смешанным способом. Также возможно использование факсимиле, если это предусмотрено договором (письмо ГНС от 04.09.2015 № 18936/5 / 99-99-10-03-02-15)
- всегда оформляем не менее 3 экземпляра ТТН. Даже в ситуации совпадения грузоотправителя, грузополучателя и заказчика в одном лице. Это ситуация, когда для того, чтобы перевезти груз для самого себя предприятие воспользовалось услугами сторонних перевозчиков. Если есть экспедитор, то составляем 4-й экземпляр ТТН;
- печати не нужны;
- на каждую поездку - отдельная ТТН;
- на каждого грузополучателя - также отдельная ТТН. Например, если ТМЦ перевозится одним перевозчиком по нескольким точкам (местам доставки), то надо выписать по 3 экземпляра ТТН на каждую точку.
В бумажных ТТН допущены ошибки можно исправить корректурным способом: зачеркнуть, написать правильно и сделать надпись: «Исправлено» с подписями и датой (исправлять надо все экземпляры и собирать подписи всех сторон процесса перевозки).
Як діяти, коли керівник не має змоги підписати документи, наприклад, перебуває у відпустці, відрядженні, на лікарняному тощо? Із паперовими документами можна знайти рішення. З електронним документообігом та різними КЕП посадових осіб розібратися складніше — виникає багато запитань щодо правомірності поставлених підписів. У статті підкажемо, як передати повноваження підписувати документи на час відсутності керівника та уникнути ризиків
5 этапов движения ТТН при перевозке ТМЦ
Выписка и движение бумажных ТТН таков:
Этап 1. Отправитель ТМЦ (заказчик) подписывает все 3 экземпляра ТТН (обратная сторона бланке).
Этап 2. Водитель принимает груз и также подписывает все 3 обязательные экземпляры ТТН (лицевая сторона бланка). На этом этапе может появиться еще и экспедитор - тогда в оборот присоединяется дополнительный (четвертый) экземпляр ТТН.
Этап 3. 1-й экземпляр ТТН остается у отправителя. 2-й и 3-й - у водителя и они будут у него до доставки товара получателю. Их он может показать полиции, если возникнет необходимость.
Этап 4. Происходит прием товара получателем, который подписывает 2-й и 3-й экземпляры ТТН (обратная сторона бланке). Себе он оставляет 2-й экземпляр ТТН. Водителю уже здесь подписывать ТТН не требуется.
Этап 5. Водитель забирает 3-й экземпляр (уже с подписью получателя) и затем передает его перевозчику, на которого работает. Если есть необходимость, себе водитель может снять копию.
Электронная товарно-транспортная накладная
Сегодня уже есть возможность использовать электронных ТТН с использованием квалифицированного электронной подписи (КЭП).
При этом е-ТТН имеют такие особенности:
- для водителя заказчиком (отправителем) печатается бумажная копия e-ТТН, чтобы он мог предъявить ее полиции как сопроводительный документ к грузу (см. требование п. 11.5 Правил № 363). Водитель (экспедитор) при этом на копии ставит свою подпись, которая подтверждает, что он принял к перевозке груз;
- сопроводительные документы также необходимо оформить в электронной форме с использованием квалифицированной электронной подписи (КЭП).
О правилах составления и документообороте электронной ТТН, то они такие же, как и для бумажной формы. Однако вместо подписи происходит наложение КЭП. Водителю же придется кроме наложения КЭП еще и подписать бумажную копию ТТН, которая ему выдается.
Преимущества е-ТТН:
- возможность мгновенного согласования и подписания документов с контрагентами на грузоперевозки;
- становится невозможной утрата документов, как это бывает с бумажными аналогами;
- прозрачность бизнес-процессов, так как электронный документооборот легче отследить и создать базу.
Для внедрения е-ТТН следует обратиться в Провайдеры электронного документооборота, которые присоединились к системе и прошли сертификацию.
Податкова готує «чорний список» несумлінних платників, щоб управляти податковими ризиками і впливати на сплату податків. Хто і як готуватиме цей список і чим це загрожує платникам, розповімо у цьому матеріалі
Когда электронные ТТН станут обязательными
В перспективе полная замена бумажной формы ТТН на электронную. И это должно было произойти уже с 1 августа 2022 года, а для специализированных ТТН, в частности, алкогольных – с 2023 года. Однако помешала война и не подготовлена база для этого новшества. Потом была еще одна дата – с 1 августа 2023 года, но внедрение е-ТТН отложили, чтобы дать время подготовиться. В этом году использование е-ТТН остается на добровольной основе (см. разъяснение от Мининфраструктуры).
На сегодняшний день изменения на законодательном уровне для существования только е-ТТН еще не приняты, в частности:
- не внесли изменений в Закон об автотранспорте. Такие изменения были подготовлены в законопроекте № 6534, но его еще в начале сентября 2023 года сняли с рассмотрения.;
- не отменили бумажную копию ТТН у водителя. Ведь печать е-ТТН лишает всех преимуществ использования электронных документов. Для этого тоже нужно внести изменения в нормативные документы, в частности, в Правило № 363.
Возможно, внедрение е-ТТН также будет поэтапным, то есть в разное время для разных хозяйствующих субъектов, а возможно, будет определенный переходный период, когда две формы – электронная и бумажная – будут сосуществовать. Учитывая военное положение, скорее всего, будет переходный период (по аналогии с бумажными больничными).
Таким образом, на сегодня все остается как было – бумажные ТТН обязательны, а е-ТТН добровольны.
Внедрение системы е-ТТН на безальтернативной основе возможно после изменений Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 20.01.2022 № 6534. Заместитель министра по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Анатолий Комирный в конце 2023 года сообщил, что «внедрение таких изменений планируется не ранее чем через 6 месяцев после завершения военного положения в Украине».
Когда используете электронные ТТН, печатайте копию водителю.
Внимание: е-ТТН остаются только добровольными.
Ответы на часто задаваемые вопросы по ТТН
Приведем в ответы на вопросы относительно некоторых сложных ситуаций с использованием ТТН.
РАСПРОСТРАНЕНЫЕ ВОПРОСЫ О ТТН | ||
Вопрос | Ответ | Объяснение |
Можно ли использовать одну ТТН на несколько перевозок по одинаковому адресу? | нет | Можно попасть на то, что гнС подвергнет сомнению реальность сделки из-за несоответствия объема перевозимого груза и грузоподъемности использованного автомобиля. К примеру, если было сделано 3 ходки по 4 т, то перевезено 12 т груза. В случае грузоподъемности авто 4 т встанет вопрос, как за одну «документальную» ходку по ТТН перевезли 12 т? Лучше не рисковать |
Можно ли сократить количество экземпляров ТТН, если некоторые стороны процесса совпадают в одном лице? | нет | Правила № 363 никаких исключений не содержат. Кроме того, такого мнения придерживается Мининфраструктуры в письме от 28.08.2014 № 5615/25/10-14. Итак, экземпляров ТТН всегда не менее 3-х. Если надо упростить документооборот следует использовать е-ТТН |
Нужно ли оформлять ТТН, если перевозка груза осуществляется на легковом, а не грузовом автомобиле? | да | Правила № 363 касаются всего автотранспорта, а не только грузового и исключений для легкового транспорта не содержат |
Надо ли ТТН, если используется личный автотранспорт (собственный автомобиль директора или другого работника) | да | Правила доставки аналогичные обычной ситуации. Если доставка происходит в собственных целях предприятия - ТТН не надо. При наличии договорной поставки - надо. Если поставщик услугу по доставке указал отдельно в договоре или счетах - это договорная поставка. Также на такой автомобиль должен быть оформлен договор аренды, если нужно списать горюче-смазочные материалы |
Надо ли ТТН, если доставка осуществляется курьерской службой (по почте), например, «Новой почтой», «Мист Экспресс»? | нет | Правила № 363 не касаются почты. Необходимо проверить наличие курьерской службы в Реестре операторов почтовой связи (найти его можно на сайте профильной Нацкомиссии). Кроме того почтовой может считаться только отправка до 30 кг (п. 14 Правил предоставления услуг почтовой связи из постановления Кабмина от 05.03.2009 № 270). |
Дата ТТН, дата расходной накладной и дата налоговой накладной должны быть одинаковые? | да | Этот вопрос не урегулирован, но лучше, чтобы совпадали. Во-первых, тогда не будет вопросов у налоговиков: дата налоговой накладной должно совпадать с датой расходной накладной (если первое событие - отгрузка). Во-вторых, налоговая рассматривает как отгрузки (первое событие) дату начала физического товародвижения к получателю, то есть дату отгрузки. И именно эту дату надо ставить в налоговой накладной (если первое событие - отгрузка). В-третьих, если дата передачи товара от перевозчика к получателю отличается от даты отгрузки, то лучше тогда факт передачи товара получателю оформить другим документом, например актом приема-передачи товара, составленном в произвольной форме |
Українські підприємства активно залучають іноземні інвестиції, виграють гранти і розвиваються. Хочете бути серед успішних? Підвищуйте кваліфікацію за Міжнародними стандартами фінансової звітності
Заполнение реквизитов ТТН
Товарно-транспортная накладная бланк скачать, имеет множество реквизитов, заполнение которых сейчас и рассмотрим.
КАК ЗАПОЛНИТЬ ТТН | ||
№ | Реквизит ТТН | Заполнение ТТН |
Основной раздел (ТТН форма 1 ТН) | ||
1 | Автомобиль, прицеп | Ставим марку, модель, тип, госномер автомобиля. Ту же информацию приводим о причим (при отсутствии прочерчивает) |
2 | Вид перевозки | Варианты: сдельный тариф, почасовой тариф, покилометровый тариф, централизованное перевозки. Если перевозка осуществляется собственным транспортом, то указываем иначе: внутригородское, пригородное, междугородная, международная перевозка |
3 | Перевозчик, водитель | Указываем соответствующие данные с номером водительского удостоверения. ФИО водителя можно писать как полностью, так и сокращен |
4 | Заказчик | Указываем заказчика, которым может быть как покупатель, так и продавец, так и третье лицо |
5 | грузоотправитель /грузополучатель | Указываем соответствующие данные. Здесь может быть одна и та же личность |
6 | Пункт погрузки и пункт разгрузки | Юридические адреса пунктов (полностью) |
7 | Получил водитель-экспедитор | Подпись, должность и ФИО водителя / экспедитора, получивший груз. Ранее этот подпись была на обратной стороне бланка |
8 | Количество мест | Отмечаем количество условных единиц груза прописью (количество упаковок, ящиков и т.п.). В случае насыпного груза данный реквизит не заполняют (п. 10 п. 12 Правил № 363) |
9 | Всего отпущено на сумму | Указываем стоимость груза и сумму НДС |
10 | Сопроводительные документы на груз | Даем перечень сопроводительных документов (накладные, сертификаты и т.п.) |
Раздел «Сведения о грузе» (форма 1 ТН бланк) | ||
11 | Наименование груза | В случае если наименование всех товаров не вмещаются всех товаров, то создается дополнительное описание и в ТТН указывается о существовании такого приложения, без которого ТТН является недействительным |
12 | Количество мест | Указываем количество мест (упаковок, ящиков, бочек и т.п.) по каждому наименованию груза, единицу измерения, цену без НДС (за 1 упаковку, ящик, бочку и т.д.) |
13 | Документы с грузом | Отмечаем документы, водитель получает от отправителя и должен передать получателю (накладные, сертификаты, свидетельства и др.), Их названия, даты составления и тому подобное |
14 | Масса брутто | Вес груза с упаковкой |
15 | Операции: погрузка / разгрузки | Указываем время этих операций. Если они происходят в разные дни, то отмечаем также и даты |
Новые реквизиты, действующие с 01 октября 2021 года (ст. 48 Закона об автотранспорте) | ||
16 | Налоговый номер грузоотправителя | Указываем код ЕГР для юрлиц или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика – для физлиц. Если лицо является плательщиком НДС, то это те же номера, что и в налоговой накладной (там есть аналогичный реквизит) |
17 | Налоговый номер грузополучателя | |
18 | Налоговый номер перевозчика | |
19 | Параметры автомобиля: | |
- | длина, ширина, высота | Указываем технические характеристики автомобиля. Единица измерения обмера, как правило, мм |
- | общий вес | Указываем вес автомобиля без груза. Можно взять из технических характеристик. Однако дооборудование могли изменить такой вес |
- | общий вес автомобиля с грузом | Указываем общий вес загруженного автомобиля. Если взвесить машину невозможно, то можно зайти как сумму: общий вес автомобиля (по техническим характеристикам) + вес груза (брутто) |