Камеральные проверки: сроки, штрафы и отрицание результатов

RU UA
Автор
провідний експерт з податкового обліку Експертус Головбух, канд. екон. наук, Київ
Автор
експерт, адвокатка зі спорів з органами контролю
Камеральные проверки никто не может избежать. Если с вашей отчетностью будут проблемы, получите акт от налоговой, а за ним и налоговое уведомление-решение. Консультация поможет разобраться, как штрафуют и можно ли оспорить акт проверки

Камеральные проверки регламентируют в статьях 75 и 76 Налогового кодекса Украины (далееНК). Особенностью камеральных проверок есть упрощенный порядок их проведения. Их проводят должностные лица территориального органа ГНС без какого-либо специального решения его руководителя (заместителя или уполномоченного лица) или направления на его проведение.

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком. Согласие налогоплательщика на камеральную проверку и наличие в ходе ее проведения не обязательны.

Камеральные проверки: какие сроки

Камеральную проверку налоговой декларации или уточняющего расчета могут произвести только в течение 30 календарных дней (к. дн.) после последнего дня предельного срока их представления. Если такие документы плательщик предоставил позже — по дню их фактической подачи.

Камеральную проверку по другим вопросам проводят с учетом сроков давности, определенных в статье 102 НК (ВИР, категория 130.04). Кроме проверок, в процессе международного автоматического обмена информацией и представления отчетности о подотчетных счетах. Такие проверки производятся с учетом требований статьи 393 НК.

Обратите внимание, что Верховный Суд в постановлении от 16.04.2024 г. по делу № 320/9749/22 (административное производство № К/990/7423/24) указал, что камеральной проверкой налоговой отчетности на предмет правильности составления расчетов по налоговым платежам налогов НДС может быть охвачен период в 1095 дней, наступивших за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации (уточняющей налоговой декларации) с учетом факта, когда предельный срок проведения проверки приходится на субботу, воскресенье, официальный праздник или день, считающийся официальным праздником.

Камеральные проверки: проверяющие

Камеральную проверку налоговики проводят в помещении ГНС исключительно на основании данных:

  • указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика;
  • системы электронного администрирования НДС (центрального органа исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в котором открывают счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость), Единого реестра налоговых накладных (ЕРНН) и таможенных деклараций);
  • Единого реестра акцизных накладных (ЕРАН) и системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, СОД РРО

Предметом камеральной проверки также могут быть:

  • своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);
  • своевременность регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки в налоговые накладные в ЕРНН, акцизные накладные и/или расчеты корректировки в акцизные накладные в ЕРАН, исправление ошибок в налоговых накладных;
  • своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства исключительно на основании хранящихся (обрабатываемых) данных в соответствующих информационных базах;
  • полнота начисления и своевременность уплаты НДФЛ и ЕСВ при несоответствии резидента Дія Сіті требованиям, определенным пунктами 2, 3 части первой и пунктом 10 части второй статьи 5 Закона «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине»;
  • своевременность подачи заявления о взятии на учет финансовых агентов в соответствии с требованиями статьи 393 НК;
  • своевременность представления финансовыми агентами отчетов о подотчетных счетах, исправленных отчетов о подотчетных счетах;
  • своевременность предоставления финансовыми агентами ответа на запросы (уведомления) контролирующего органа, направляемые в случаях, определенных в статье 393 НК;
  • своевременность представления сообщения о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах в соответствии с требованиями пункта 441.2 НК;
  • своевременность представления лицом, осуществляющим управление или администрирование траста, уведомление о заключении договора об управлении или администрировании траста или о прекращении такого договора, финансовой отчетности, копий первичных документов и другой информации о трасте по запросу органа контроля в случаях, предусмотренных в статье 442 НК;
  • своевременность предоставления информации по запросу налоговиков в соответствии с пунктом 441.3, подпунктов 6-8 подпункта 73.3.1 НК;
  • своевременность и полнота уплаты согласованной суммы денежного обязательства в виде авансового взноса по налогу на прибыль предприятий, определенного в соответствии с пунктом 141.13 НК, на основании данных Реестра пунктов обмена иностранной валюты.

Можно ли подать возражение к акту проверки

Так можно. Это предусматривает пункт 76.2 НК, согласно которому порядок оформления результатов камеральной проверки осуществляется в соответствии с требованиями статьи 86 настоящего Кодекса.

А пункт 86.7 НК указывает, что в случае несогласия налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки (кроме документальной внеплановой проверки, проведенной в порядке, установленном в подпункте 78.1.5 НК), они имеют право подать свои возражения и дополнительные документы и объяснения, в частности, но не исключительно, документы, подтверждающие отсутствие вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, в тот орган ГНС, который проводил проверку налогоплательщика, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки).

Фактически возможность подать возражение акту камеральной проверки подтвердил и Верховный Суд в постановлениях:

  • от 02.04.2024 по делу № 520/18349/23 (административное производство № К/990/205/24);
  • от 19.04.2024 по делу № 580/5283/23 (административное производство № К/990/9569/24). В этом же постановлении Суд указал, что по содержанию норм НК, представление возражений на акт проверки является правом, а не обязанностью налогоплательщика, а потому орган ГНС непосредственно уже в акте проверки должен указать все обстоятельства, которые в дальнейшем будут предметом рассмотрения под время принятия налогового уведомления-решения.

Обратите внимание, что для подачи возражений предоставляется 10 рабочих дней (фактически – 2 календарные недели) со дня, следующего за днем получения акта.

Если акт датирован 30 мая, а вы получили его только 10 июня, так как учет срока начинается с 11 июня.

Возражение подается в тот орган ГНС, который осуществлял проверку. Обычно это ГНС в области или в г. Киеве.

По предписаниям пункта 86.2 НК, по результатам камеральной проверки, в случае установления нарушений, составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами органа ГНС, проводившими проверку, и после регистрации в органе ГНС вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику в порядке, определенном статьей 42 настоящего Кодекса. То есть, акт отражается в электронном кабинете, либо направляется по почте налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении либо лично вручается налогоплательщику (его представителю).

Впрочем, в силу разных обстоятельств военного положения его могут прислать (например, через блекауты ) позже.

Камеральная проверка: как штрафуют

Поскольку предметами камеральной проверки есть разные вопросы, то и штрафуют по разным размерам штрафов. Чтобы вам было легче сориентироваться, мы обобщили следующие штрафы в таблице:

Виды штрафов по камеральной проверке

Обнаружено проверкой

Примерный размер штрафа

Чем предусмотрено

Несвоевременность подачи налоговых деклараций (расчетов)

Штраф 340 грн за каждое нарушение.

Если совершен повторно плательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, то уже – 1020 грн за каждое нарушение

п. 120.1 НК

Несвоевременность регистрации НН/РК в ЕРНН

В зависимости от срока несвоевременной регистрации и других обстоятельств: от 10% суммы НДС до 50% от суммы НДС в НН/РК.

Игнорирование требований НУР может увеличить штраф до 100% ( в случае необходимости исправления ошибок в НН)

ст. 1201 НК

Несвоевременность регистрации акцизных накладных и/или РК к ним в ЕРАН

В размере определенных процентов суммы акцизного налога по соответствующим объемам горючего или спирта этилового: от 2% до 40% и до 50% в случае игнорирования требований НУР

с т. 1202 НК

Несвоевременность уплаты согласованной суммы налогового обязательства

При задержке до 30 кд включительно – 5% погашенной суммы налогового долга. Для акцизного налога, предусмотренного абзацем вторым подпункта 222.1.2 НК – 1 0%

При задержке более 30 кд – 10 % погашенной суммы налогового долга.

Если умышленно – 25% суммы обязательства

За умышленные действия, совершенные повторно в течение 1095 кд или приведшие к просрочке уплаты налога на срок более 90 кд – 50% от суммы обязательства

ст . 124 НК

Не полно начисленные и несвоевременно уплаченные НДФЛ и ЕСВ в случае несоответствия резидента Дія Сіті

Штраф в размере 10% неудержанной суммы НДФЛ.

Те же действия, совершенные умышленно:

  • 25% от неудержанной суммы НДФЛ;
  • совершенные повторно в течение 1095 кд – 50% суммы НДФЛ;
  • совершенные в течение 1095 кд  третий и более – 75% суммы НДФЛ.

За неуплату/несвоевременную уплату ЕСВ штраф составляет 20% своевременно не уплаченных сумм.

За доначисление не начисленного ЕСВ штраф составляет 10% указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более 50% суммы доначисленного ЕСВ

ст.1251 НК

 

 

 

 

 ст. 25 Закона № 2464

 

 

Несвоевременность подачи заявления о взятии на учет финансовых агентов в соответствии с требованиями ст. 393 НК

Штраф в 20 размеров минимальной зарплаты

В 2024 году – 142 000 грн.

 

п. 117.6 НК

Несвоевременное представление финансовым агентом отчета о подотчетных счетах

Штрафа в 0,5 размера минимальной зарплаты (3550 грн) за каждый кд несвоевременного представления отчета о подотчетных счетах, но не более 100 размеров минимальной зарплаты (710 000 грн)

п. 1181.3 НК

Несвоевременность представления уведомления о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах в соответствии с требованиями пункта 441.2 НК

35 500 грн

В случае назначения налогоплательщиком уполномоченного банка, на которого возлагается обязанность предоставления информации по запросу органа ГНС, штраф применяется к уполномоченному банку

п. 121.3 НК

Несвоевременность представления лицом, осуществляющим управление или администрирование траста, уведомления о заключении, прекращении договора, финансовой отчетности и другой информации о трасте по запросу органа ГНС

35 500 грн (пп. 121.4 НК)

 

71 000 грн (пп. 121.5 НК)

 

п .121.4 НК

 

п.121.5 НК

Не своевременность предоставления информации по запросу налоговиков в соответствии с пунктом 441.3, подпунктов 6-8 подпункта 73.3.1 НК

35 500 грн

п. 121.2 НК

Судебная практика

Дело № 1

Верховный Суд в постановлении от 16.01.2024 г. по делу № 440/2547/22 (административное производство № К/990/14594/23) обобщил свои выводы по вопросу правового значения и сущности камеральной проверки. Он отметил, что они заключаются в том, что камеральная проверка проводится исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных СЕА НДС, ЕРАН и данных электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, данных системы учета данных регистратора расчетных операций .

То есть если во время камеральной проверки орган ГНС на основании именно информационных баз данных обнаружит, что налогоплательщик занизил налоговые обязательства по соответствующему налогу, это может быть основанием для принятия налогового уведомления-решения с определением суммы заниженных обязательств. Однако, в случае, если для заключения о занижении налоговых обязательств необходимо исследование непосредственно первичных документов, подтверждающих показатели налоговой отчетности, вопрос достоверности, полноты начисления и уплаты налога подлежит проверке путем проведения документальной проверки.

По такому делу орган ГНС во время камеральной проверки установил разногласия между данными налоговой декларации и данными ЕРНН, что и стало основанием для увеличения плательщику денежных обязательств по НДС. Верховный Суд пришел к выводу о противоправности таких действий налогового органа, поскольку непосредственно пункт 201.10 статьи 201 НК содержит прямую норму о том, что выявление разногласий данных налоговой декларации и данных ЕРНН является основанием для проведения органами ГНС документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях покупателя товаров /услуг.

Дело № 2

В уже приведенном Постановлении от 19.04.2024 г. Верховный Суд указал, что в случае установления налоговым органом на основании совокупности соответствующих данных налоговых деклараций и электронных систем и реестров обстоятельств, свидетельствующих, что налогоплательщик притворно, целенаправленно создал условия, которые не могут иметь другой цели , кроме как неисполнение или ненадлежащее исполнение требований налогового законодательства, он (орган ГНС) не лишен возможности констатировать в действиях налогоплательщика виновного деяния в умышленной форме.

Вместе с тем, такие обстоятельства с соответствующим обоснованием выводов об умышленности деяния в обязательном порядке должны быть указаны в акте камеральной проверки, который по устоявшейся позиции Верховного Суда является носителем доказательной информации относительно выявленного нарушения, а его выводы могут быть опровергнуты путем представления в контролирующий орган возражений в акт проверки (постановление Верховного суда от 19.06.2020 в деле № 140/388/19).


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді