Целевое назначение земельного участка: виды, изменения, бухгалтерский учет
Право собственности на землю
До 2013 года назначение целевого участка можно было найти в государственных актах на право собственности на земельный участок. С тех пор такие акты уже не выдают, а право собственности на землю удостоверяется через запись в Государственном реестре прав на недвижимое имущество (во время военного положения доступ к нему закрыт). Из него в случае необходимости можно получить информационную справку (извлечение) с кадастровым номером земельного участка. Такая справка содержит данные и о целевом назначении участка. Для того чтобы сделать все через Интернет оформите себе электронную подпись.
Однако все упомянутые государственные акты, которые были до 2013 года, остаются в силе (п. 10 Переходных положений Закона «О Государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 № 3613-VI). Что касается предприятий государственной и коммунальной собственности, то они еще могут пользоваться землей на основе государственного акта на право постоянного пользования, который уже не выдают (ст. 92 ЗК).
Формы упомянутых государственных актов имеются в Постановлении КМУ от 02.04.2002 № 449, утратившей силу 2013 года, когда был введен Порядок информационного взаимодействия между кадастрами и информационными системами, утвержден постановлением КМУ от 03.06.2013 № 483.
Коли сторони договору оренди визначають розмір орендної плати за приватну землю, то досить часто «прив’язують» її до нормативної грошової оцінки земельної ділянки. З’ясуємо, чи найкращий це варіант для сторін договору, а також чи має цей спосіб визначення орендної плати підводне каміння
Что такое целевое назначение земельного участка
Целевое назначение земельного участка – это ее использование по назначению, определенное документацией по землеустройству в установленном законом порядке (ст. 1 Закона «О землеустройстве» от 22.05.2003 № 858-IV, а также пп. 14.1.261 Налогового кодекса Украины, далее — НК). Понятия «целевое назначение» и «целевое использование» в законодательстве используются в качестве синонимов.
Вид целевого назначения земельного участка определяются в пределах соответствующего вида функционального назначения территории, предусмотренного утверждаемым (ч. 3 ст. 20 ЗК):
- комплексным планом пространственного развития территории территориального общества;
- или генеральным планом населённого пункта.
Категории целевого назначения земельных участков определены в статье 19 ЗК. Также еще существует Классификатор видов целевого назначения земельных участков – это Приложение 59, которое добавлено постановлением КМУ от 28.07.2021 № 821 к Порядку ведения Государственного земельного кадастра (далее – Классификатор № 821). По этому классификатору целевое назначение охватывает категорию земельного участка и в пределах нее – вид целевого назначения земельного участка (далее есть таблица).
Почему важно целевое использование земельного участка
Использовать землю по целевому назначению нужно, так как существуют:
- экологические обстоятельства. К примеру, генеральный план застройки города. Нарушение условий целевого использования может привести к экологическому ущербу, в частности порче и невозможности дальнейшего использования сельскохозяйственных земель, снижению плодородия почвы, уничтожению условий существования определенных животных, птиц, рыб, возможностей отдыха для людей, загрязнению вредными отходами, шумовому (акустическому) загрязнению и т.д. И такие последствия могут относиться также к близлежащим территориям (!);
- градостроительные (планировочные) обстоятельства. К примеру, генеральный план застройки города, комплексный план развития территориальной общины. Как следствие, возникает нарушение функционального назначения (зонирования), что может приводить к тем же экологическим проблемам, а также неправомерной застройке, неудобствам, а той опасности для жизни жителей общества и их здоровья;
- административный штраф за нецелевое использование, уголовную ответственность и финансовую ответственность в виде возмещения причиненного вреда (см. далее);
- налоговые обстоятельства. Возможна потеря увольнения или льготы с налога на землю. Например, это касается таких физлиц-льготников, как пенсионеры, лица с инвалидностью групп 1 и 2, «чернобыльцы» (см. п. 281.1 НК).
Относительно налоговых обстоятельств – условия целевого использования земель для освобождения физлиц по налогу на землю определены в пункте 281.2 НК, в частности, для ведения личного крестьянского хозяйства условием является размер такой земли не более 2 га (пп. 281.2.1 НК). Отсюда если доказать, что лицо использует по нецелевому назначению еще и другие земли как сельскохозяйственные, то может возникнуть превышение данного налогового ограничения 2 га.
Среди других условий освобождения от платы за землю физлиц есть следующие ограничения в использовании видов земель для:
- строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок): в селах ≤ 0,25 га, в поселках ≤ 0,15 га, в городах ≤ 0,10 га;
- индивидуального дачного строительства ≤ 0,10 га;
- строительство индивидуальных гаражей ≤ 0,01 га.
У статті зосередимося на питанні звільнення від нарахування МПЗ пов’язані з запровадженням в Україні воєнного стану
Целевое назначение земельного участка и виды его использования
В пределах одной категории земельные участки могут находиться с разными видами целевого назначения. Сочетание категорий и видов целевого назначения земельных участков осуществлено в Классификаторе № 821. Данная классификация используется и в налоговой декларации по плате за землю, классификатор используется для заполнения колонки 2 «Категория земельных участков» в Таблице I «Расчет суммы земельного налога». Там проставляется номер арабскими цифрами (формат XX.XX) согласно упомянутому классификатору, например «01.01» – для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
В таблице ниже приведен данный классификатор в укрупненном виде без кодов целевого назначения – то есть только категории и секции классификатора.
ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТОК ПО КАТЕГОРИЯМ | ||
Код категории* | Категория целевого назначения | Целевое назначение земельного участка: виды |
100 | земли сельскохозяйственного назначения | земли сельскохозяйственного назначения |
200 | земли жилой и общественной застройки | земли жилой застройки |
земли общественной застройки | ||
300 | земли природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения | земли природно-заповедного фонда |
земли другого природоохранного назначения | ||
400 | земли оздоровительного назначения | земли оздоровительного назначения |
500 | земли рекреационного назначения | земли рекреационного назначения |
600 | земли историко-культурного назначения | земли историко-культурного назначения |
700 | земли лесохозяйственного назначения | земли лесохозяйственного назначения |
800 | земли водного фонда | земли водного фонда |
900 | земли промышленности, транспорта, электронных коммуникаций, энергетики, обороны и другого назначения | земли промышленности |
земли транспорта | ||
земли связи | ||
земли энергетики | ||
земли обороны | ||
* по Приложению 3 Порядка ведения Государственного кадастра, приказ Кабмина от 17.10.2012 № 1051 |
Каждая из этих категорий имеет специфический правовой режим. Кроме того, возможны ситуации, когда один и тот же участок принадлежит к нескольким категориям, например оздоровительному и рекреационному и водному фонду одновременно. В таком случае следует соблюдать правовое регулирование по каждой из категорий.
В пределах одной категории (секции) и вида целевого назначения существуют разные подвиды. Например, среди сельскохозяйственных земель можно выделить земли для огородничества, садоводства, товарного сельского производства, сенокошение и выпас скота, другого сельскохозяйственного назначения.
Внимание: существует 10 категорий и 19 видов целевого назначения, разбитых по этим категориям.
Когда есть изменение целевого назначения земельного участка
Целевое назначение по Классификатору № 821 охватывает и категорию и вид использования земельного участка. Возникает вполне логичный вопрос: считается ли изменение вида использования земельного участка изменением его целевого назначения? И здесь не все так просто.
Изменение вида использования земельного участка происходит в пределах одной категории земельного участка (ст. 19 ЗК), это не считается изменением его целевого назначения (решение ВСУ в составе коллегии судей КАС в Постановлении от 31.07.2019 по делу № 806/5308/15). К примеру, предприятие по проекту планировало строить спортивный зал, однако потом решили строить развлекательный комплекс. Другой пример – земля была предназначена для строительства и обслуживания жилого дома, а затем решили строить магазин непродовольственных товаров, как в упомянутом решении ВСУ. В этих случаях категория остается одна и та же – земли жилой и общественной застройки. Как следствие, не нужно проходить процедуры, которые проводятся при изменении целевого назначения, например, разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков, его утверждению и т.д.
Внимание: если меняется вид использования сельскохозяйственной земли в пределах одной категории – это не считается изменением целевого назначения, а потому не требует проекта землеустройства.
Однако обратите внимание, что все сложнее в отношении сельскохозяйственных земель. Дело в том, что вид использования земельного участка находится в пределах определенной категории и определяется собственником или пользователем самостоятельно в пределах тех требований, которые установлены земельным законодательством по данной категории с учетом существующей документации (ч. 5 ст. 20 ЗК). Однако здесь же ЗК устанавливает исключение – земли сельскохозяйственного назначения. Для них по каждому виду использования установлены отдельные требования:
- земли фермерского хозяйства (ст. 31 ЗК);
- земельные участки личных крестьянских хозяйств (ст. 33 ЗК);
- земли для сенокоса и выпаса скота (ст. 34 ЗК);
- земли для садоводства (ст. 35 ЗК);
- земли для огородничества (ст. 36 ЗК). Размер такого земельного участка, предоставляемого в аренду гражданину не более 0,6 га;
- земли для ведения подсобного хозяйства несельскохозяйственными предприятиями (ст. 37 ЗК).
Таким образом, собственник не может самостоятельно изменить вид использования земли сельскохозяйственного назначения согласно статье 31, 33-37 ЗК. Это можно рассматривать как изменение ее целевого назначения, хотя все в пределах одной категории земель – сельскохозяйственных. Это изменение установленного законом использования земли.
Внимание: изменение вида использования с/х земли – это изменение целевого назначения и требует соответствующей процедуры оформления.
Тримайте огляд роз’яснень податківців щодо ліцензування зберігання пального. Що робити, якщо під час воєнного стану працювали з простроченою ліцензією? В які строки маєте сплатити чергові платежі? Відповіді на ці та інші запитання знайдете в добірці
Изменение целевого назначения земельного участка
Каждый владелец должен использовать землю исключительно по целевому назначению. И это касается земель не только частной, но и государственной и коммунальной собственности. Однако всегда может возникнуть необходимость изменить назначение земли. Потребность может быть как бытовая (захотели строиться на земле), так и производственная (были сельскохозяйственные угодья, а решили использовать под многолетние насаждения).
Смена целевого назначения инициируется собственниками земельных участков. Для разработки проекта землеустройства при изменении целевого назначения земельного участка на сегодняшний день не требуется разрешение органов исполнительной власти или местного самоуправления.
Еще с 1 июля 2021 г. стало возможным изменять целевое назначение земельных участков сельскохозяйственного назначения. Запрет касался только таких земель:
- для ведения товарного сельскохозяйственного производства (код «01.01» Классификации № 548);
- для ведения личного крестьянского хозяйства (код «01.03»), если они были выделены в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев).
Процедура изменения целевого назначения земельного участка
Изменение целевого назначения земельных участков, не принадлежащих к государственной или коммунальной собственности, осуществляется сегодня только сельским, поселковым, городским советом (ч. 3 ст. 20 ЗК). При этом при изменении целевого назначения земельного участка частной формы собственности разрешение на проект землеустройства (отвода) местных органов власти не требуется.
Если земельный участок в пределах населенного пункта, то последовательность действий имеет несколько этапов, а именно:
- Проверить сначала саму возможность изменения целевого назначения земельного участка. Такое изменение должно соответствовать плану зонирования территории, определяемому градостроительными документами. Для этого можно сначала обратиться за консультацией к специалистам по земельным вопросам исполкома городского совета;
- Обратиться к землеустроительной организации, где заключить договор и заказать проект землеустройства (отвода) по изменению целевого назначения, включающего картографические материалы, чертежи. Исполнителем проекта может быть только лицо, имеющее сертификат инженера-составителя. Следует предварительно подготовить нотариально заверенную копию заявления на изменение целевого назначения земельного участка, подписанного владельцем, и договориться о стоимости работ и заключить договор;
- Проконтролировать разработку проекта землеустройства (отвода) и согласовать с разработчиком. Землеустроительная организация после этого осуществляет геодезические работы. Проект готовится в двух формах: бумажной и электронной. Разработка проекта может занять в среднем от 1 до 2 месяцев, но не более 6 месяцев. Обратите внимание, что землеустроительная организация должна учитывать генеральный план зонирования или детальный план территории, поэтому возможно придется обратиться в местный совет за получением выписки из таких документов. Несмотря на формальное отсутствие процедуры согласования, если эти плановые документы не учесть, местный совет может не принять сам проект землеустройства;
- Обратиться к местному совету для утверждения проекта. Необходимо получить решение об утверждении проекта землеустройства (отвода) и изменении целевого назначения. Местный совет осуществляет это в срок. Фактически это происходит на очередной сессии. Отказ в утверждении проекта землеустройства можно оспорить через суд;
- Обратиться в территориальное управление Госгеокадастра (кадастрового регистратора), куда следует подать заявление о внесении изменений в реестр относительно земельного участка, а также уже утвержденный местным советом проект землеустройства. Вдобавок к проекту еще и нужно предоставить обменный файл в формате XML с данными по перечню, который можно выяснить у регистратора. Это упрощает регистратору Госгеокадастра внесение сведений о земельном участке в реестр;
- Государственный регистратор осуществляет изменение целевого назначения в реестре – Государственном земельном кадастре. Это бесплатно и происходит в 14-дневный срок. Можно потом еще и заказать информационную справку (извлечение) из данного реестра.
Также в отдельных случаях может быть еще и согласование изменения целевого назначения земельного участка (см. ч. 7 ст. 20 ЗК). Вносить изменения, подавать данные в Государственный реестр прав на недвижимое имущество сегодня уже не нужно. Все сведения о целевом назначении земельного участка содержит только Государственный земельный кадастр.
Вышеприведенная процедура фактически существует на данном этапе. Однако она в вопросе разработки проекта землеустройства и утверждения его решением местного совета противоречит действующему ЗК. И вот почему.
З наступного року має запрацювати новий фінансовий інструмент для кредитування сільгоспвиробників — аграрні ноти. Пояснимо, у чому відмінність між аграрними нотами та аграрними розписками, а також хто з аграріїв і в яких випадках може їх застосовувати
Нужно ли сейчас проект землеустройства и решение местного совета
Временно еще нужно. Однако согласно части 6 статьи 20 ЗК изменение целевого назначения земельного участка вообще-то не требует:
- разработка документации по землеустройству (исключение – формирование земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности, не сформированных в земельные участки);
- принятие решений местного совета (исключение – решение об установлении и изменении целевого назначения земельных участков, распоряжение которыми осуществляют такие органы).
Однако, несмотря на эти нормы без разработки проекта землеустройства (см. выше этап 2) и решения совета (см. выше этап 4) изменить целевое назначение земельного участка пока нельзя. Временно действует процедура, рассмотренная выше. Связано это с тем, что для такого упрощенного порядка необходимо внесение в Государственный земельный кадастр сведений о функциональном назначении территорий. Пока такое внесение продолжается, а потому нужна и документация (проект) землеустройства и утверждение его местным советом.
Возмещение потерь при изменении целевого назначения земель
Возмещению подлежат сейчас только потери лесохозяйственного производства, а не сельского хозяйства. Так, потери лесохозяйственного производства включают потери (ч. 1 ст. 207 ЗК):
- лесных земель и кустарников, а также потери,
- нанесены ограничением в землепользовании и ухудшением качества земель.
Возмещению подлежат потери лесных земель и кустарников как основного средства производства в лесном хозяйстве (ч. 2 ст. 207 ЗК):
- изъятия (выкупа) их для нужд, не связанных с лесохозяйственным производством;
- использование для строительства, размещения и эксплуатации объектов нефтедобычи, обустройства месторождения и недропользования для геологического изучения, в т.ч. опытно-промышленной разработки, полезных ископаемых с последующей добычей полезных ископаемых (промышленной разработки месторождений) общегосударственного и местного значения и (или) добычи полезных ископаемых общегосударственного и местного значения и для строительства и размещения сооружений/объектов, связанных с указанным видом деятельности .
Однако ранее еще было возмещение потерь сельского хозяйства при изменении целевого назначения сельскохозяйственного земельного участка на несельскохозяйственный (см. бывшую редакцию главы 36 и ч. 2 ст. 207 ЗК). С 19 ноября 2022 года возмещение потерь сельскому хозяйству отменено Законом от 19.10.2022 № 2698-IX путем обновления главы 36 ЗК.
Внимание: при отводе земель лесохозяйственного производства производится обязательный платеж в местный бюджет в 2-месячный срок со дня утверждения проекта землеустройства.
Сумма такой компенсации считается по специальному порядку с постановления Кабмина от 17.11.1997 № 1279 (далее – Порядок № 1279). Расчет осуществляется местным советом после утверждения проекта землеустройства (см. этап 4 в ранее приведенной процедуре изменения целевого назначения). Уплатить возмещение следует в течение 2-х месяцев с даты утверждения на счет, определенный местным советом, обычно сельским советом (ч. 1 п. 4 Порядка № 1279). Исключения – это, в частности, строительство школ, дошкольных учреждений, государственных учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, жилых домов, аэропортов и т.д. (ст. 208 ЗК).
Расчет данной суммы компенсации осуществляет землеустроительная организация, то есть тот субъект хозяйствования, который разрабатывал проект. Расчет данной компенсации является составной частью проекта землеустройства (ч. 3 п. 4 Порядка № 1279).
В случае неуплаты сумма компенсации взимается через суд. Контроль за оплатой осуществляет Госгеокадастр и его территориальные органы (ч. 2 п. 4 Порядка № 1279).
Під час війни перелік перевірок скоротився, але їх не припинили остаточно. Законотворці поступово скасовують заборони. Експерт підкаже, які перевірки можуть очікувати на аграріїв
Внесение изменений в декларацию о плате за землю после изменения целевого назначения
Еще один шаг, который может понадобиться кроме описанной выше процедуры – представить уточняющую декларацию по плате за землю. Он нужен в том случае, если ставка земельного налога для соответствующей категории земли иная, чем приходившаяся к изменению целевого назначения. Обычно у местных советов разные ставки для сельскохозяйственных земель и несельскохозяйственных земель. Для того чтобы не было проблем с платой за землю необходимо:
- до 30-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было изменение целевого назначения земельного участка (это крайняя дата уплаты платы за землю) подать уточняющую декларацию, чтобы сумма налогового обязательства за месяц изменения соответствовала реальной сумме налога;
- в уточняющей декларации плату за землю до и после смены показать в отдельных строках.
Внимание: при изменении целевого назначения земельного участка может измениться сумма земельного налога.
Ответственность за нецелевое использование земли
Проверками соблюдения земельного законодательства занимаются инспекторы Госгеокадастра. Они имеют право осуществлять беспрепятственное обследование земельных участков, которыми владеют или пользуются юрлица и физлица, проверять документы на использование и охрану таких земель.
Инспектор должен иметь приказ Госгеокадастра и удостоверение. Если он выявляет нарушения, то составляет протокол по административной ответственности. Штрафы следующие:
- нецелевое использование земельного участка – 85-425 грн для физлиц, 255-510 грн для должностных лиц предприятий (ст. 53 КоАП). Исключение, когда данные админштрафы не применяются, – в случае зарастания кустарниками и мелколесьям деградированных и малопродуктивных земель, требующих консервации и предназначенных для облесения (примечание к ст. 53 КоАП);
- занятие земельного участка без разрешения (самовольная) – 170-850 грн для физлиц, 340-1700 грн для должностных лиц (ст. 531 КоАП).
Кроме того, за строительство без разрешения или занятия участка, загрязнение, порчу земель, их бесхозяйственное использование возможна уголовная ответственность, предусмотренная статьями 197-1, 239, 254 Уголовного кодекса Украины.
Кроме штрафов еще есть и возможно возмещение причиненного ущерба. Так, с 28 декабря 2022 года исполнительные органы (исполкомы) местных советов вправе определять размер ущерба, причиненного вследствие соответствующих правонарушений в сфере использования и охраны земель в пределах полномочий, определенных законом (п. 7 Методики определения размера ущерба, причиненного вследствие самовольного занятия земельным участков, использование земельных участков не по целевому назначению, порча земель, нарушение режима, нормативов и правил их использования, утвержденная постановлением КМУ от 25.07.2007 № 963).
Также право определять размер ущерба и требовать его возмещения по-прежнему остается в:
- Госинспекции и его территориальных органов;
- Госгеокадастра и их территориальных органов.
Сільгосппідприємства, які виконують мобілізаційні завдання або визначені критично важливими для функціонування економіки, можуть забронювати своїх військовозобов’язаних працівників. Пояснимо, які критерії для цього необхідно дотримати, які документи подати, а також скільки чекати на відповідне рішення
Война и изменение целевого назначения земельного участка для нужд внутренне перемещенных лиц
Есть изменения в направлении упрощения земельных процедур. Да, Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об особенностях регулирования земельных отношений в условиях военного положения» от 12.05.2022 № 2247-IX (далее – Закон № 2247, вступил в силу 9 июня 2022). Такие изменения направлены на решение проблем внутри перемещенных лиц, в частности:
- размещение временных сооружений для их временного проживания, в т.ч. связанных с ними инженерных сетей. Их размещение разрешено на земельных участках всех категорий без необходимости изменения их целевого назначения (исключение – земли природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, а также историко-культурного и лесохозяйственного назначения). Однако такие земли передаются в постоянное пользование только исполнительным органам (исполкомам) сельских, поселковых, городских советов, а не физлицам или юрлицам;
- урегулировано решение проблемы несоответствия целевого назначения земельного участка и функционального назначения территории. В таком случае разрешено изменить целевое назначение на основании мотивированного заключения уполномоченного органа градостроительства и зодчества соответствующего совета. Это же касается отсутствия утвержденной градостроительной документации.
Все подробнее об описанных выше изменениях можно найти в подпункте «1» п. 27 Переходных положений ЗК, внесшего Закон № 2247.
Война и ограничение на изменение целевого назначения земельного участка арендатором
Районные военные администрации во время военного положения имеют право передавать в аренду для ведения товарного сельхозпроизводства, регистрируя договор аренды земли (пп. «е» пп. «2» п. 27 Переходных положений ЗК). Однако арендатор не имеет права изменять целевое назначение такого земельного участка (пп. «б» пп. «2» п. 27 Переходных положений ЗК).
Бухгалтерский учет изменения целевого использования земельного участка
Бухгалтерские проводки, сопровождающие изменение целевого использования земли, будут такие, как приведены в таблице ниже.
БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ УСЛУГ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА | ||||
№ | Хозяйственная операция | Дт | Кт | Сумма |
1 | перечислена предоплата услуг разработки проекта землеустройства землеустроительной организации (неплательщик НДС) | 371 (377) | 311 | 12000 |
2 | расходы по созданию проекта отнесены на административные расходы, так как их можно считать оплатой профессиональных услуг (п. 18 НП(С)БУ 16 «Расходы»). Основание – акт приемки-передачи услуг | 92 | 685 | 12000 |
3 | взаимзачет задолженностей по землеустроительной организации | 685 | 371 (377) | 12000 |
4 | начислен платеж за возмещение потери (для земель лесного производства) | 92 | 642 | 85000 |
5 | уплачено сельскому совету возмещение потери земель лесного производства | 642 | 311 | 85000 |
6 | административные расходы отнесены на финансовый результат (=12000 + 85000) | 791 | 92 | 97000 |
Возмещение потери земель лесного производства вследствие изменения их целевого назначения показано по счету 92 «Административные расходы» так как на этом счете отражаются, в частности, расходы на содержание основных средств, расходы по уплате обязательных платежей (возмещение в местный бюджет является обязательным платежом, который близок по содержанию к земельному налогу, хотя не таков).
Сам же земельный участок после смены его целевого назначения продолжает учитываться в составе основных средств. Амортизация на земельные участки, напоминаем, не начисляется (см. п. 22 НП(С)БУ 7 «Основные средства»).