Как бизнесу выйти из карантина: алгоритм действий

RU UA
Карантинные меры уже ослабевают, наступит время и бизнес, наконец, выйдет из карантина. Мы решили помочь вам и разработали специальную шпаргалку и образец приказа о прекращении простоя после карантина, воспользуйтесь ими. Какие действия следует выполнить управленцам при поддержке бухгалтеров расскажем в статье.

Когда закончится карантин

С 01.06.2020 начался третий этап ослабления карантинных мероприятий. Однако, сам карантин продолжается в ослабленном виде, как минимум до 22.06.2020. При этом следует учитывать решения местных комиссий по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций и соблюдать требования постановления Главного государственного санитарного врача Украины от 26.05.2020 № 28 "Об утверждении Временных рекомендаций по организации противоэпидемических мероприятий в некоторых заведениях физической культуры и спорта на период карантина в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19) ".

Ваш бизнес и карантин

Карантин затронул практически каждый бизнес, но по-своему. Если ваш бизнес попал под карантинные ограничения и был закрыт, то ознакомьтесь с упомянутыми этапами. К сожалению, никаких временных рамок пока что неизвестно и быть не может, так как пандемия COVID-19 продолжается. По третьему этапу послаблений с 01.06.2020, то есть правительственная инфограма, в которой приведены, какие именно карантинные ограничения ослабят.

Внимание: у каждого бизнеса своя ситуация и условия, которые повлияли на закрытие, приостановление, переформатирование. Очевидно, что универсальных решений быть не может

Если же бизнес было лишь частично прекращено, переведено в другой формат, изменены условия работы работников, то тогда все решения принимаются по мере изменения тех условий, которые на вас повлияли ранее.

Что следует сделать в первую очередь

Осознать ситуацию и потребность разработать хотя бы какой-то начальный план действий. Вопрос “когда это все закончится” вероятно возникал в последнее время у всех – от владельцев бизнеса до работников. И спланировать будущее для своего бизнеса – это одна из вещей, которую труднее всего сделать в существующих условиях.

Очевидно, что ни у кого нет хрустального шара предсказать будущее, а потому никто не знает, как ситуация будет развиваться дальше. Поэтому при планировании выхода с карантина нужно быть и готовым к нему вернуться, ведь возможна вторая волна COVID-19. Это все и следует предусмотреть на самом первом шаге – планировании.

Как бизнесу выйти из карантина: алгоритм действий

СКАЧАТЬ ШПАРГАЛКУ

Шаг 1. Выявляем проблемы и определяем план действий

Создайте план сами для себя и своей команды. При планировании ответьте себе на следующие вопросы:

  • какие ограничения будут продолжаться и как они влияют на среду вашего бизнеса? Например, на сколько бизнес зависит от работников, которым нужно добираться на работу, какие будут у них транспортные проблемы. Можете ли вы обеспечить уборку помещений, вентиляцию, сколько людей работает в одно время в помещении?
  • какие проблемы остаются во внешней среде с поставщиками и покупателями? Можно ли использовать привычные способы сбыта своего продукта, необходимо ввести предварительные (дистанционные) заказ, продажа “на вынос” и тому подобное? Каким образом ситуацию с поставщиками? Нет преград для бизнеса на входе и выходе, чтобы он мог бесперебойно работать?
  • какие неотложные платежи следует сделать? Для большего уточнения этого вопроса надо будет и провести инвентаризацию (шаг 3);
  • надо ли созвать общее собрание? Это вопрос актуален для хозяйственных обществ. Например, через карантин могла быть не утверждена и не обнародована финансовая отчетность.

Внимание: бухгалтеру на заметку: если предприятие обязано обнародовать свою финотчетность и не сделало это за карантин – штрафов нет. При условии, что оно это сделает в течение 90 кал. дней со дня следующего за днем окончания карантина, но не позднее 31.12.2020

Ответы на эти вопросы зависят от специфики именно вашего бизнеса, но учтите эти общие советы:

  • этот план гибкий и вы его постоянно можете менять и возвращаться к нему. Никто не знает, что будет в будущем;
  • если трудно проставить определенные даты и определить определенные шаги, то создайте хотя бы описание ситуации, определите существующие проблемы. Это уже полшага к действиям;
  • ознакомьте с этим планом свою команду. Они добавят идей и могут указать на некоторые пробелы и неучтенные обстоятельства;
  • никто не знает ваш бизнес так, как вы и ваша команда.

Шаг 2. Создаем безопасные условия для себя и работников

Какой бы план не составили, но необходимо создать безопасные условия для работы, так как угроза коронавирус с окончанием карантина никуда не пойдет. Очевидно, что будут требования и ограничения, установленные правительством и Минздравом, особенно в отношении работников, контактирующих с людьми. Итак, позаботьтесь о следующем:

  • обеспечение работников антисептиком, медицинскими масками. Конечно, что они могут использовать собственные, но имейте собственный запас медицинских масок для различных возможных ситуаций.
  • защитные очки или защитные экраны, защитные перчатки для тех работников, которые контактируют с людьми, клиентами. Также такие меры защищают не только ваших работников, но и клиентов, которые будут чувствовать себя в большей безопасности, а значит, и будут испытывать больше доверия к вашему бизнесу;
  • бесконтактные термометры. Да, лучше проверяйте работников. Хотя бы на случай, если есть определенное подозрение;
  • наличие контейнеров для сбора использованных медицинских масок, перчаток и тому подобное. И они должны стоять так и в таком количестве, чтобы не создавать скопления людей;
  • дистанцию между рабочими местами 1.5-2 метра. Если это возможно, создайте ее. Возможно, надо откорректировать график рабочего времени таким образом, чтобы сотрудники были на работе в разное время, если это возможно (см. шаг 5). Возможно, следует рассмотреть работу изменениями;
  • регулярное проветривание помещения. Возможно, на лето следует отказаться от кондиционеров, так как для них следует закрывать окна. Установите график проветривания назначьте ответственного;
  • поверхности, которые следует регулярно обрабатывать антисептиком. Их надо определить и назначить ответственное лицо. Например, дверные ручки, туалет, умывальники;
  • позаботьтесь, чтобы у каждого были собственные предметы гигиены и личные вещи, и не было общих полотенец, чашек в офисе и тому подобное. Если до сих пор этого не сделали.

Внимание: бухгалтеру на заметку: медицинские маски, защитные перчатки, экраны и очки – это малоценные быстроизнашивающиеся предметы (счет 22); дезинфицирующие средства – прочие материалы (счет 209); бесконтактные термометры – малоценные необоротные материальные активы (МНМА, счет 112) или инструменты, приборы и инвентарь (счет 106) – в зависимости от стоимости

Шаг 3. Проводим инвентаризацию активов и обязательств

После того, как созданы безопасные условия следует определить, в какой ситуации находится предприятие. Инвентаризация нужна, в первую очередь, для задолженности. Как дебиторской, так и кредиторской, включая налоги, сборы.

Инвентаризацию дебиторской задолженности не делайте формально, направьте запрос своим дебиторам на подтверждение долга. Выясните положение дел у них, платежеспособны ли они после кризиса.

Бухгалтер на заметку: после инвентаризации долгов, возможно, нужно и начислить резерв сомнительных долгов

Сделайте график платежей и вероятного остатка средств на эти даты — прогноз денежных потоков. Определите, нет ли у вас кассовых разрывов. Привлеките к данной работе бухгалтера.

Насчет инвентаризации активов, то если деятельность предприятия приостанавливалась, могли возникнуть и недостатка. Даже если охраняли. Также, возможно, и нужна уценка товара. Лучше инвентаризацию все же провести.

Если предприятие провело консервацию основных средств, то возможно пришло время их расконсервировать.

Шаг 4. Работаем с долгами

После прошлого шага у вас уже есть график платежей и можно дальше работать с долгами:

  • ускорить погашение дебиторки досудебными путями, если это возможно. Напишите запросы дебиторам с просьбой оплатить долг. Начислите штрафные санкции, если уже долг просрочен;
  • используйте такой инструмент, как уступка права требования – задолженность можно продать, если срок погашения длительный и деньги надо немедленно;
  • используйте перевод долга, взаимозачеты, бартер;
  • если не можете оплатить вовремя, то договоритесь с кредиторами об отсрочке платежа;
  • можно сделать попытку отменить штраф и пеню, иные санкции по договорам, признав форс-мажор. Карантин – это форс-мажорные обстоятельства. Однако, для этого надо сертификат из Торгово-промышленной палаты;
  • отменить арендную плату или добиться скидки с арендной платы на то время, когда работа через карантинные обстоятельства не осуществлялась вообще или была свернута и бизнес не мог приносить того дохода, что раньше. Такую возможность дает п. 14 заключительных положений ГКУ, по которым карантинные мероприятия признаны соответствующими ч. 4 и ч. 6 ст. 762 ГКУ и ч. 2 ст. 286 ГКУ. Например, за ч. 6 ст. 762 ГКУ арендатор освобождается от платы за все время, когда арендованное имущество не могло быть использовано в силу обстоятельств, за которые он не отвечает. Если бизнес не был под запретом, а пострадал в результате общих ограничений, то можно договориться с арендодателем о снижении арендной платы путем заключения дополнительного соглашения договора;
  • если предприятие плательщик платы за землю и налога на недвижимость, то за март 2020 года является освобождение от них. Однако, надо подать уточняющую декларацию.

Внимание: бухгалтеру на заметку: списание безнадежной дебиторской задолженности для налоговых целей требует доказательств, что предприятие принимало меры для взыскания такой задолженности

Шаг 5. Проводим кадровую работу и корректируем график работы

Даже после выхода с карантина бизнеса следует позаботиться о кадровых вопросах и организацию труда:

  • откорректировать штатное расписание. Возможно, необходимы новые работники, другие должности или провести сокращение;
  • подкорректировать график работы. Транспортные проблемы на первых этапах выхода из карантина остаются. Изменение графика поможет частично решить ситуацию. Например, рабочий день можно начинать и/или заканчивать на час позже и т. п;
  • установить график сменности. Внедрение сменности поможет обеспечить дистанцирование на рабочих местах и избежать переполнения рабочих помещений;
  • перевести часть работников на неполное рабочее время;
  • издать приказ об окончании простоя, если простой был оформлен;
  • внедрять и поддерживать в дальнейшем практику дистанционной работы, если это возможно. Хотя бы первые месяцы после выхода с карантина. Возможно, разрешать определенные дни работать дома, если это еще не было сделано. После изменений в КЗоТ удаленная работа вышла из подполья и теперь можно официально заключать трудовой договор в письменной форме о дистанционной (надомной) работы (п. 7 ч. 1 ст. 24 КЗоТ, ст. 60 КЗоТ) или ограничиться заявлением от работника и изданием соответствующего приказа;
  • возможно, уменьшить зарплаты, премии на определенное время, пока бизнес выходит из карантина.
  • при необходимости можно выдать внутренний приказ об окончании карантина и переход к обычному режиму работы. Такой приказ может быть даже, если простой или дистанционная работа не оформлялись. Этот приказ необходимо направить всем работникам, находящимся в отпусках за свой счет, если есть такие работники.

    Внимание: для бухгалтера и других офисных работников можно создать и поддерживать удаленное рабочее место после выхода с карантина

    Необходимо позаботиться о работниках с возрастом 60+ с целью ограждения их от рисков – создать для них более гибкий график работы, переговорить с ними, могут ли и желают ли они выполнять работу в такое сложное время.

    Внимание: любые изменения в существенных условиях труда, которые случаются по инициативе работодателя следует уведомлять работников не менее чем за 2 месяца (ч. 3 ст. 32 КЗоТ).

    Ниже приводим образец приказа об окончании простоя.

    Як бізнесу вийти із карантину: алгоритм дій

    СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ

    Шаг 6. Адаптируем свой бизнес до нового времени

    Ситуация после карантина не сразу станет такой, как была до пандемии. Это очевидно. Необходимо время на восстановление. Позаботьтесь о следующем:

    • работу с постоянными клиентами, чтобы их не потерять и поддержать контакт;
    • искать новые направления развития бизнеса. Новый товар, новые способы доставки, новые клиенты и т. п;
    • использование интернет-магазинов и соцсетей для сбыта товаров, сбора заказов, если до сих пор не освоили. Если уже это есть, то развитие данных каналов сбыта;
    • помогать социальному дистанцированию работников. Рассмотреть, как можно сделать работу более дистанционной без потери эффективности (см. также шаг 5);
    • внедрение электронного документооборота и электронной подписи внутри предприятия. Это будет способствовать возможности дистанционной работы;
    • уменьшить количество возможных командировок с использованием общественного транспорта;
    • сократите время и количество лишних совещаний, сделайте их дистанционными.

    Помните: в трудные времена выживают более быстрые и адаптированные. Следовательно, действовать надо уже сегодня.


    Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"


    Вебінар для бухгалтера

    Останні новини

    Усі новини

    Гарячі запитання

    Усі питання і відповіді