Консалтинговые услуги: документальное оформление, учет, налогообложение

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Совет по ведению бизнеса может идти на вес золота. Совещаться приходится по разным вопросам: юридическим, налоговым, бухгалтерским, маркетинговым, управленческим и не только. Как открыть бизнес, как оптимизировать налоги, как обеспечить сбыт товара, документально все оформить. Без эффективного решения этих вопросов бизнес может быстро сойти на нет. О консалтинговых услугах в Украине расскажем в статье

Что такое консалтинговые услуги

Первый вопрос, который решаем – чем является консалтинг в существующей нормативке. Ведь это понадобится и при оформлении первичных документов. И здесь первая преграда – определения консалтинга, консалтинговых услуг нет. А что есть?

Например, есть определение маркетинговых услуг (пп. 14.1.108 Налогового кодекса Украины; далееНК). Однако их круг достаточно широк и выходит далеко за рамки консультирования. К чистому консалтингу можно отнести разве что исследования и анализ спроса, рынка, разработку маркетинговой стратегии и тому подобное.

Получается, что бухгалтеру следует руководствоваться лишь общими представлениями об услугах, так как консалтинговые услуги учитываются, как и остальные услуг без определенной выраженной специфики. Консалтингом можно считать предоставление услуг по консультированию, информационной поддержки в различных сферах хозяйственной деятельности. По-сути, консалтинговая услуга-это предоставление определенной комплексной информации, Совета. За большего масштаба, это могут быть и определенные исследования, которые могут включать сбор и обработку данных. При этом ключевым должно быть наличие собственной позиции, интерпретаций, выводов от поставщика консалтинговой услуги.

Добавим, что консалтинг бывает не только в юридической, финансовой или управленческой сферах, но и в технической и медицинской.

Як повернути від’ємну суму ПДВ на свій рахунок

Консалтинг как вид деятельности КВЭД

По КВЭД-2010, то в нем можно найти целые группы видов деятельности, которые можно считать консалтингом, к примеру:

  • консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (70.22);
  • консультирование по вопросам информатизации (62.02);
  • деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии, предоставление услуг технического консультирования в этих областях (71.12);
  • деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам налогообложения (69.20);
  • консультирование по вопросам ведения лесного хозяйства (входит в 02.40);
  • консультирование в сфере архитектуры по вопросам проектирования зданий, в т.ч. составление рабочих чертежей планировки городов, в т.ч. ландшафтной архитектуры (входит в 71.11);
  • консультирование в сферах: проектирование машиностроения, промышленного строительства, машиностроения, организации производства, системотехники, техники безопасности (входит в 71.12);
  • маркетинговые консультации (входит в 73.11);
  • медицинское консультирование и лечение в сфере общей медицины, предоставляемые врачами общего профиля (входит в 86.21);
  • консультирование в сфере окружающей среды (входит в 74.90);
  • деятельность консультантов, кроме деятельности консультантов в сфере архитектуры, инжиниринга и управления (входит в 74.90).

Консалтинг как услуга в ГКПУ

Коды ГКПУ используются для заполнения налоговых накладных. Они в первых четырех цифрах совпадают с кодами КВЭД. Можете убедиться сами на примере бухгалтерских услуг (секция М):

  • услуги по бухгалтерскому учету, ведению бухгалтерских книг и аудиту; услуги по налоговому консультированию (общий код 69.20);
  • услуги по налоговому консультированию и подготовка налоговой декларации для предпринимателей (код 69.20.31).

Налогообложение консалтинговых услуг

К налоговому учету консалтинга следует подходить таким же образом, как и к другим услугам, в т. ч. маркетинговых. Упоминание о данной группе услуг есть у пп. «в» п. 186.3 НК. За ним местом поставки бухгалтерских, консультационных, юридических, услуг по информатизации, инжиниринга является место регистрации субъекта хозяйствования (для ФЛП – место постоянного проживания).

Налог на прибыль

Здесь все в порядке, как у высокодоходников, так и малодоходников, так как консалтинговые услуги не вызывают налоговых разниц.

Единый налог

Оказание консультационных услуг и единый налог не всегда возможны, через ограничения для упрощенцев. Например, ФЛП 2 группы может предоставлять услуги только плательщикам единого налога и для оказания услуг всем субъектам независимо от системы налогообложения придется переходить на 3 группу. Однако и здесь, если консультационные услуги сочетаются с аудитом финансовой отчетности, то придется создавать юридическое лицо или переходить на общую систему (п. 291.5 НК).

НДС

Консалтинговые услуги являются объектом обложения НДС на общих основаниях. По ним получатель может иметь налоговый кредит по НДС. Однако придирчивость налоговиков к консалтинговым услугам велика. Такая же, как и до маркетинговых. При проверках налоговики пытаются зацепиться за документальное оформление таких операций и довести их нереальность. Нереальность-это значит, что их на самом деле не было и налогоплательщик просто хочет увеличить налоговый кредит. Следовательно, необходимо надлежащим образом документально увязать полученные консультационные услуги с хозяйственной деятельностью, чтобы был налоговый кредит.

Консалтинговые услуги и документальное оформление

К налоговому учету консалтинга следует подходить таким же образом, как и к другим услугам, в т. ч. маркетинговых. Во-первых, должен быть надлежащим образом оформлен акт приема-передачи предоставленных услуг. Кроме обязательных реквизитов ст. 9 Закона о бухучете позаботьтесь о том, чтобы услуги были конкретизированы: акт должен содержать не общую фразу «предоставлены консалтинговые услуги» или «предоставлены информационно-консультационные услуги», а как можно подробнее конкретизировать, что именно было сделано. Например, «предоставлены услуги по подготовке налоговой отчетности предприятия за II квартал 2023 года», «дана консультация по регистрации юридического лица и ведения бизнеса на упрощенной системе налогообложения» и подобное.

Внимание: в акте подробно должна быть описана суть предоставленной услуги, а также приложите дополнительные документы, свидетельствующие о связи услуги с хозяйственной деятельностью.

Во-вторых, налоговики могут не всегда удовлетвориться одним только актом. В качестве дополнительных документов могут потребоваться:

  • договор о предоставлении услуг он содержит, что именно должно быть сделано и условия оказания услуг, требования к качеству таких услуг. Предмет договора должен быть максимально конкретизирован;
  • приказ по предприятию, который обосновывает необходимость получения данных услуг и указывает на направление дальнейшего использования их результата. Зачем приказ? Для обоснования связи с хозяйственной деятельностью. Будет полезным в спорных ситуациях. Особенно для маркетинговых или услуг по информатизации и маркетинга – почему бы и нет? Например, использовать результаты для повышения продаж. Цель заказа услуг должна быть конкретизирована, указанный порядок представления отчетов, актов выполненных работ, определены ответственные работники, которые контролируют качество полученных услуг и используют их результаты;
  • отчет о предоставленных услугах. Отчет более детально определяет, что именно было сделано и какие результаты получены, например, финансово-экономический эффект от разработанных мероприятий, прогнозные объемы продаж, если это маркетинговые услуги.

Целесообразность приведенных документов должна решаться в каждой ситуации индивидуально. Как правило, подобное дополнительное документальное оформление не требуется при получении услуг по ведению бухгалтерского учета, так как их связь с хозяйственной деятельностью сомнений не вызывает и результат проявляется в представленных отчетах, оформленных первичных документов. Однако и здесь желаемый приказ об учетной политике, в котором прописано, что бухгалтерский учет полностью (или частично) ведет физическое лицо-предприниматель или аудиторская фирма.

Консалтинговые услуги и РРО

В целом подход тот же самый, как и для иных услуг – при безналичном расчете регистратор расчетных операций (РРО, он же – кассовый аппарат) не нужен. Если расчет осуществляется с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств применять РРО также не нужно (пп. «14» ст. 9 Закона о РРО). Таким образом, консалтинговые услуги можно субъектам хозяйствования заказывать и оплачивать через Интернет без применения РРО. Подробно — в консультации Оплата через LIQPAY.

Бухгалтерский учет консалтинговых услуг

В бухгалтерском учете консалтинговые услуги отражаются в зависимости от их назначения:

  • 92 «Административные расходы» – юридические, бухгалтерские, управленческое консультирование;
  • 93 «Расходы на сбыт» – маркетинговые услуги;
  • 91 «Общепроизводственные расходы» – инжиниринговые услуги, экологический аудит и тому подобное.

Услуги по информатизации могут быть на любом из данных счетов, так как могут быть различной направленности. Например, консультации по установке управленческой информационной системы на предприятии относятся к счету 92, а если они касаются процесса производства, то и на счету 91.

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сумма

У заказчика услуги

1

Перечислена предоплата за услуги по юридическому консультированию

371

311

9600

2

Отражено право на налоговый кредит по НДС (до регистрации налоговой накладной)

6442

6441

1600

3

Отражен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной

6411

6442

1600

4

Услуги по юридическому консультированию отнесены на административные расходы (на основе акта оказанных услуг)

92

631

8000

5

Показано расчеты по НДС (на основе акта приема-передачи оказанных услуг)

6441

631

1600

6

Взаимозачет задолженностей (бухгалтерская справка).

631

371

9600

7

Отнесены административные расходы на финансовый результат от операционной деятельности

791

92

8000

У поставщика услуги

1

Полученная предоплата за услуги по юридическому консультированию

311

681

9600

2

Признанное налоговое обязательство по НДС (до регистрации налоговой накладной)

6431

6432

1600

3

Подтверждено налоговое обязательство по НДС после регистрации налоговой накладной

6432

6411

1600

4

Начисленный доход от предоставленной услуги (на основе акта приема-передачи оказанных услуг)

361

703

9600

5

Отражено уменьшение дохода на сумму НДС (на основе акта оказанных услуг)

703

6431

1600

6

Взаимозачет задолженностей

681

361

9600

7

Отражены расходы, которые входят в себестоимость предоставляемых услуг (в данном случае - зарплата, ЕСВ)

23

661, 651

2500

8

Отражена себестоимость реализованных услуг

903

23

2500

9

Доход от предоставления услуг отнесен на финансовый результат операционной деятельности

703

791

8000

10

Себестоимость предоставленных услуг отнесена на финансовый результат операционной деятельности

791

903

2500

Примечание. Для учета НДС использованы субсчета 6442 «налоговый кредит Неподтвержденный», 6431 «Налоговые обязательства по авансам», 6432 «Отложенное налоговое обязательство», 6411 «Расчеты по НДС».

 



зміст


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді