Консалтинговые услуги: документальное оформление, учет, налогообложение
Что такое консалтинговые услуги
Первый вопрос, который решаем — чем является консалтинг в существующей нормативке. Ведь это понадобится и при оформлении первичных документов. И здесь первая преграда — определения консалтинга, консалтинговых услуг нет. А что есть?
Например, есть определение маркетинговых услуг (пп. 14.1.108 Налогового кодекса Украины, далее — НК). Однако их круг достаточно широк и выходит далеко за рамки консультирования. К чистому консалтингу можно отнести разве что исследования и анализ спроса, рынка, разработку маркетинговой стратегии и тому подобное.
Получается, что бухгалтеру следует руководствоваться лишь общими представлениями об услугах, поскольку консалтинговые услуги учитываются, как и остальные услуг без определенной выраженной специфики. Консалтингом можно считать предоставление услуг по консультированию, информационной поддержки в различных сферах хозяйственной деятельности. Фактически консалтинговая услуга — это предоставление определенной комплексной информации, Совета. За большего масштаба, это могут быть и определенные исследования, которые могут включать сбор и обработку данных. При этом ключевым должно быть наличие собственной позиции, интерпретаций, выводов от поставщика консалтинговой услуги.
Добавим, что консалтинг бывает не только в юридической, финансовой или управленческой сферах, но и в технической и медицинской.
🔥 Зміна ціни договору: як оформити
Консалтинговые услуги: какой КВЭД выбрать
По КВЭД-2010, то в нем можно найти целые группы видов деятельности, которые можно считать консалтингом, к примеру:
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (70.22);
- консультирование по вопросам информатизации (62.02);
- деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии, предоставление услуг технического консультирования в этих областях (71.12);
- деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам налогообложения (69.20);
- консультирование по вопросам ведения лесного хозяйства (входит в 02.40);
- консультирование в сфере архитектуры по вопросам проектирования зданий, в частности составление рабочих чертежей планировки городов, например, ландшафтной архитектуры (входит в 71.11);
- консультирование в сферах: проектирование машиностроения, промышленного строительства, машиностроения, организации производства, системотехники, техники безопасности (входит в 71.12);
- маркетинговые консультации (входит в 73.11);
- медицинское консультирование и лечение в сфере общей медицины, предоставляемые врачами общего профиля (входит в 86.21);
- консультирование в сфере окружающей среды (входит в 74.90);
- деятельность консультантов, кроме деятельности консультантов в сфере архитектуры, инжиниринга и управления (входит в 74.90).
Консалтинг как услуга в ГКПУ
Коды ГКПУ используются для заполнения налоговых накладных. Они в первых четырех цифрах совпадают с кодами КВЭД. Можете убедиться сами на примере бухгалтерских услуг (секция М):
- услуги по бухгалтерскому учету, ведению бухгалтерских книг и аудиту; услуги по налоговому консультированию (общий код 69.20);
- услуги по налоговому консультированию и подготовка налоговой декларации для предпринимателей (код 69.20.31).
Налогообложение консалтинговых услуг
К налоговому учету консалтинга следует подходить таким же образом, как и к другим услугам, в частности, маркетинговым. Упоминание этой группы услуг находится в подпункте «в» пункта 186.3 НК. За ним местом поставки бухгалтерских, консультационных, юридических, услуг по информатизации, инжинирингу есть место регистрации субъекта хозяйствования (для ФЛП — место постоянного проживания).
Налог на прибыль
Здесь все в порядке, как у высокодоходников, так и малодоходников, ведь консалтинговые услуги не вызывают налоговых разниц.
Единый налог
Оказание консультационных услуг и единый налог не всегда возможны, через ограничения для упрощенцев. Например, ФЛП группы 2 может предоставлять услуги только плательщикам единого налога и для оказания услуг всем субъектам независимо от системы налогообложения придется переходить на группу 3. Однако и здесь, если консультационные услуги сочетаются с аудитом финансовой отчетности, то придется создавать юридическое лицо или переходить на общую систему (п. 291.5 НК).
НДС
Консалтинговые услуги являются объектом обложения НДС на общих основаниях. По ним получатель может иметь налоговый кредит по НДС. Однако придирчивость налоговиков к консалтинговым услугам велика. Такая же, как и до маркетинговых. При проверках налоговики пытаются зацепиться за документальное оформление таких операций и довести их нереальность. Нереальность-это значит, что их на самом деле не было и налогоплательщик просто хочет увеличить налоговый кредит. Следовательно, необходимо надлежащим образом документально увязать полученные консультационные услуги с хозяйственной деятельностью, чтобы был налоговый кредит.
Початок нового року — час переглянути облікову політику підприємства. Адже кожен рік насичений на оновлення. Окремі облікові зміни продиктовані воєнним станом. Пояснимо, на які облікові моменти слід зважити і як внести зміни до облікової політики
Консалтинговые услуги и документальное оформление
К налоговому учету консалтинга следует подходить таким же образом, как и к другим услугам, в т. ч. маркетинговых. Во-первых, должен быть оформлен оформлен акт приема-передачи оказанных услуг. Кроме обязательных реквизитов статьи 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996 позаботьтесь о том, чтобы услуги были конкретизированы: акт должен содержать не общую фразу «предоставлены консалтинговые услуги» или «предоставлены информационно-консультационные услуги», а как можно подробнее конкретизировать, что именно было сделано. Например, «предоставлены услуги по подготовке налоговой отчетности предприятия за II квартал 2025 года», «дана консультация по регистрации юридического лица и ведения бизнеса на упрощенной системе налогообложения» и подобное.
Внимание: в акте подробно должна быть описана суть предоставленной услуги, а также приложите дополнительные документы, свидетельствующие о связи услуги с хозяйственной деятельностью.
Во-вторых, налоговики могут удовлетвориться одним только актом не всегда. В качестве дополнительных документов могут потребоваться:
- договор о предоставлении услуг — он содержит, что именно должно быть сделано и условия оказания услуг, требования к качеству таких услуг. Предмет договора должен быть максимально конкретизирован;
- приказ по предприятию, который обосновывает необходимость получения данныхэтих услуг и указывает на направление дальнейшего использования их результата. Зачем приказ? Для обоснования связи с хозяйственной деятельностью. Будет полезным в спорных ситуациях. Особенно для маркетинговых или услуг по информатизации и маркетинга — почему бы и нет? Например, использовать результаты для повышения продаж. Цель заказа услуг должна быть конкретизирована, указанный порядок представления отчетов, актов выполненных работ, определены ответственные работники, которые контролируют качество полученных услуг и используют их результаты;
- отчет о предоставленных услугах. Отчет более детально определяет, что именно было сделано и какие результаты получены, например, финансово-экономический эффект от разработанных мероприятий, прогнозные объемы продаж, если это маркетинговые услуги.
Целесообразность приведенных документов должна решаться в каждой ситуации индивидуально. Как правило, подобное дополнительное документальное оформление не требуется при получении услуг по ведению бухгалтерского учета, так как их связь с хозяйственной деятельностью сомнений не вызывает и результат проявляется в представленных отчетах, оформленных первичных документов. Однако и здесь желаемый приказ об учетной политике, в котором прописано, что бухгалтерский учет полностью (или частично) ведет физическое лицо-предприниматель или аудиторская фирма.
Консалтинговые услуги и РРО
В целом подход тот же, как и для других услуг – при безналичном расчете регистратор расчетных операций (РРО) или программный РРО (пРРО) не требуется. Если расчет осуществляется с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств, применять РРО также не требуется (пп. «14» ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 265). Таким образом, консалтинговые услуги можно субъектам хозяйствования заказывать и оплачивать через Интернет без применения РРО. Подробно — в консультации Оплата через LIQPAY.
Знову зміни у законах? А щоб їх! І як тепер працювати? Як добре, що онлайн-помічник у системі «Експертус Головбух» і з робочими ситуаціями допоможе розібратися, і заспокоїть. Хутчіш тисніть на посилання і заручіться надійною підтримкою експертів 👇
Бухгалтерский учет консалтинговых услуг
В бухгалтерском учете консалтинговые услуги отражаются в зависимости от их назначения:
- 92 «Административные расходы» — юридические, бухгалтерские, управленческое консультирование;
- 93 «Расходы на сбыт» — маркетинговые услуги;
- 91 «Общепроизводственные расходы» — инжиниринговые услуги, экологический аудит и тому подобное.
Услуги по информатизации могут быть на любом из счетов, поскольку могут быть разного направления. Например, консультации по установке управленческой информационной системы на предприятии относятся к счету 92, а если они касаются процесса производства, то и на счету 91.
УЧЕТ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ | ||||
№ | Хозяйственная операция | Дт | Кт | Сумма |
у заказчика услуги | ||||
1 | перечислена предоплата за услуги по юридическому консультированию | 371 | 311 | 9600 |
2 | отражено право на налоговый кредит по НДС (до регистрации налоговой накладной) | 644.2 | 644.1 | 1600 |
3 | отражен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной | 641.1 | 644.2 | 1600 |
4 | услуги по юридическому консультированию отнесены на административные расходы (на основе акта оказанных услуг) | 92 | 631 | 8000 |
5 | показано расчеты по НДС (на основе акта приема-передачи оказанных услуг) | 644.1 | 631 | 1600 |
6 | взаимозачет задолженностей (бухгалтерская справка) | 631 | 371 | 9600 |
7 | отнесены административные расходы на финансовый результат от операционной деятельности | 791 | 92 | 8000 |
у поставщика услуги | ||||
1 | полученная предоплата за услуги по юридическому консультированию | 311 | 681 | 9600 |
2 | признанное налоговое обязательство по НДС (до регистрации налоговой накладной) | 643.1 | 643.2 | 1600 |
3 | подтверждено налоговое обязательство по НДС после регистрации налоговой накладной | 643.2 | 641.1 | 1600 |
4 | начисленный доход от предоставленной услуги (на основе акта приема-передачи оказанных услуг) | 361 | 703 | 9600 |
5 | отражено уменьшение дохода на сумму НДС (на основе акта оказанных услуг) | 703 | 643.1 | 1600 |
6 | взаимозачет задолженностей | 681 | 361 | 9600 |
7 | отражены расходы, которые входят в себестоимость предоставляемых услуг (в этом случае – зарплата, ЕСВ) | 23 | 661, 651 | 2500 |
8 | отражена себестоимость реализованных услуг | 903 | 23 | 2500 |
9 | доход от предоставления услуг отнесен на финансовый результат операционной деятельности | 703 | 791 | 8000 |
10 | себестоимость предоставленных услуг отнесена на финансовый результат операционной деятельности | 791 | 903 | 2500 |
Примечание. Для учета НДС использованы субсчета 644.2 «налоговый кредит Неподтвержденный», 643.1 «Налоговые обязательства по авансам», 643.2 «Отложенное налоговое обязательство», 641.1 «Расчеты по НДС» |