Обзор налоговых изменений закона №1914-Х
- Налоговая реформа 2022 г.: сроки введения в действие изменений
- Какова цель законопроекта № 5600
- Налоговые «лазейки», которые должен ликвидировать законопроект № 5600
- Что меняется с законопроектом № 5600 у предприятий и ФЛП
- Чем больше всего напугал бизнес законопроект № 5600
- Чем грозит законопроект № 5600 обычным гражданам
- Возможные негативные последствия законопроекта № 5600
Налоговая реформа 2022 г.: сроки введения в действие изменений
Закон № 1914 действует с 1 января 2022 года, за исключением некоторых изменений, вступающих в силу со дня, следующего за днем его опубликования, с 21.11.2021 и 01.07.2022.
Приведем хронологию вступления в силу изменений по наиболее важным нормам Закона № 1914.
Какова цель законопроекта № 5600
Задекларирована официально цель изменений в НКУ:
- обеспечить сбалансированность поступлений в государственный бюджет Украины;
- ликвидировать необоснованные налоговые льготы, преференции определенным бизнесам, которые по своей сути, являются узаконенными схемами уклонения от уплаты налогов;
- выровнять конкурентные условия.
Проще говоря, законопроект направлен на увеличение налоговых поступлений, но не только за счет повышения налогов, но и за предотвращение разных потерь из-за существования определенных налоговых «пробелов». О том, как в цифрах должны вырасти поступления госбюджета является презентация законопроекта № 5600 от Минфина.
В целом законопроект № 5600 является частью «пакета» законов, направленных на так называемую «деолигархизацию».
Внимание: ликвидировать налоговые «дыры», которые дают преференции определенным бизнесам конкретных лиц – декларируемая цель Законопроекта № 5600.
Шукайте в системі «Експертус Головбух» опис робочої ситуації, яка аналогічна вашій, потрібні форму (зразок), довідник, відео. Якщо не знайдете, то можете надіслати звернення до нашої експертної підтримки через Онлайн-помічник
Налоговые «лазейки», которые должен ликвидировать законопроект № 5600
Как пример таких налоговых «лазеек», которые можно услышать от разработчиков законопроекта № 5600, назовем такие:
- занижение ренты на добычу руды, что создает преференции металлургическому бизнесу одному из известных украинских олигархов. Закон привязывает ренту к биржевым показателям, чем устраняется возможность манипулировать размером рентной платы в зависимости от того «бедной» или «богатой» руда;
- в сельскохозяйственной 4-й группе единого налога «спрятались» и производители-птицеводы. Это субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с разведением домашней птицы (ОКВЭД 01.47), перепелов и страусов (ОКВЭД 01.49), а также производством мяса домашней птицы (ОКВЭД 10.12). Имея сельскохозяйственные земли, на которых якобы выращивается зерно для питания птицы, они уплачивают фиксированную сумму единого налога, который зависит от общей площади земельных участков, а не от объемов реализации мяса птицы. Если бы они платили единый налог 3 группы или налог на прибыль, то поступления в бюджет были бы большими. В первую очередь, речь идет о курятину.
Однако на самом деле круг налоговых вопросов, которые затрагивает данный законопроект значительно шире.
Внимание: металлургический бизнес, птицеводство (в первую очередь, производство курятины) и» зеленая " электроэнергетика – это бизнесы, которые в первую очередь затрагивает законопроект № 5600.
Что меняется с законопроектом № 5600 у предприятий и ФЛП
По ключевым направлениям законопроекта № 5600 приводим в таблице ниже сравнение того, что сейчас есть, и что предлагается для субъектов хозяйствования по ключевым направлениям.
ЧТО МЕНЯЕТ ЗАКОНПРОЕКТ № 5600 (для предприятий и физлиц-предпринимателей) | |
СЕЙЧАС ЕСТЬ | ПРЕДЛАГАЕТСЯ |
Определение видов товарной продукции не урегулировано | виды товарной продукции горного предприятия определяется на основе так называемых кондиций на минеральное сырье объекта (участка) недр (обновленный пп. 14.1.128 НКУ). Кондиции – новый термин, который, в частности, означает и совокупность определенных технико-технологических требований (новый пп. 14.1.881 НКУ). Это определенная классификация добытого минерального сырья по отраслевым требованиям по единому стандарту, что должно устранить субъективность определения стоимости полезного ископаемого. |
фактическая цена реализации руд железа определяется горным предприятие самостоятельно на основе данных официально мирового информационного агентства Platts по железной руде по индексу IODEX 58 % FE CFR China | Фактическая цена реализации для руд железа рассчитывается федеральным органом исполнительной власти (это должно быть Минэкономики). При этом изменения в пп. 252.8 НКУ):
|
две ставки для железной руды в зависимости от рыночной цены: 12% (больше 70$) и 11% (менее 70$) (п. 252.20 НКУ) | дифференциация ставок железной руды меняется-их становится 3, но они меньше: 3,5% (меньше 100$), 5% (100-200$), 10% (более 200$). Они тоже зависит от рыночной цены (обновленный п. 252.20 НКУ) * |
рентная плата за пользование радиочастотным ресурсом | |
диапазон 800-900 МГц – 23085,25 грн за 1 МГц полосы радиочастот в месяц, гривен | в целом рента увеличивается на 5% (обновлен пп. 254.4 НКУ), в частности диапазон 800-900 МГц – 24239,51 грн за 1 МГц полосы радиочастот в месяц, гривен |
исключений в отношении птицеводов, в частности тех, кто разводит кур, нет | исключить птицеводов, то есть тех, у кого основным видом деятельности является разведение домашней птицы, страусов и перепелов (обновленный пп. 291.51.1 НКУ) |
никаких минимальных налоговых обязательств нет | плательщики определяют минимальное налоговое обязательство и разницу между фактически уплаченными налогами и таким обязательством (п. 2971 НКУ). На разницу придется увеличить единый налог (п. 2971.3 НКУ) |
всем налогоплательщикам можно переносить убытки на следующие периоды без ограничений | крупным налогоплательщикам ограничение 50% на перенос убытков прошлых периодов (обновленный пп. 140.4.4 НКУ). На 2-е чтение внесена поправка, что ущерб можно переносить по 50% ежегодно (возможно, разрешат и полностью, если сумма убытков не больше 10% финрезультата) |
увольнений для птицеводов не было | Освобождены от налогообложения производители домашней птицы (исключение-выращивание кур) |
1095 календарных дней с даты составления налоговых накладных (ст. 198 НКУ) | ограничить возможности на включение в налоговый кредит НДС по налоговым накладным, составленные более чем 180 календарных дней с момента регистрации (на 2-е чтение изменили на 365 дней) (обновленная ст. 198 НКУ) |
акцизный налог с розничной продажи табачных изделий | |
уплачивают субъекты розничной торговли (пп. 233.1.9 НКУ) | будут платить производители и импортеры (новый пп. 233.1.14 НКУ) |
акцизный налог на поставку электроэнергии | |
есть льгота на поставку электроэнергии когенерационной** и электроэнергии из возобновляемых источников (так называемая «зеленая» энергетика) | льготу сначала хотели отменить, но потом оставили |
акцизный налог за пиво | |
1 л пива - 2,78 грн (пп. 215.3.1 НКУ) |
|
|
|
* помимо такого снижение ставок Минфин обещает рост ренты, грн/т: сейчас – 19,2 грн/т («бедная» руда), 204 грн/т «богатая» руда), а после изменений – 507,80 грн/т; ** это добыча тепловой и электроэнергии одновременно |
Чем больше всего напугал бизнес законопроект № 5600
Однако кроме в объявленной выше положительной цели в проекте изменений спряталось немало весьма сомнительных нововведений, которые способны ухудшить жизнь не только предприятиям, физлицам-предпринимателям, но и обычным гражданам. Среди них больше всего связанных с администрированием налогов:
- взыскание налоговиками налогового долга за счет наличности или средств на счетах в банке без обращения в суд. Одно здесь есть условие: такой налоговый долг возник по самостоятельно определенному налоговому обязательству, например на по декларации или уточняющему расчету. Однако на 2-е чтение увеличили срок наступления таких действий на ГНС погашения налогового долга с 30 до 240 дней;
- введение налогового залога в случае административного или судебного обжалования налогоплательщиком доначисленного по результатам проверки суммы денежного обязательства, по которому выставлено налоговое-сообщение решения (НУР). Декларируемая цель – борьба с отчуждением имущества в ходе обжалования. Однако налогового залога можно избежать, если сначала уплатить штраф, а потом его обжаловать. Кроме того, на 2-е чтение это нововведение исключили;
- ограничение в праве выезда за границу руководителя юрлица-должника. Основание – решение суда о полном погашении налогового долга. Однако на 2-е чтение законопроекта появилась необходимость представления в суд, а также условия неприменения такой нормы: смена руководителя должника или же начала судебного дела о банкротстве должника.
Не удивительно, что такие идеи вызвали сопротивление бизнес-среды. В таких действиях усматривается усиление полномочий и коррупционных возможностей ГНС (подробнее – в заявлении Украинского совета бизнеса). Однако законотворцы по информации, что в открытых источниках уже доработали законопроект и часть резонансных шагов либо убрали, либо смягчили.
- Національна сертифікація бухгалтерів — 2025 ⏩
- Професійна сертифікація за МСФЗ ⏩
- Національна сертифікація головбуха медичного КНП — 2025 ⏩
- ПДВ: від азів до майстерності ⏩
- Розрахунок зарплати, звітність, перевірки ⏩
- РРО: робота, помилки та штрафи ⏩
- ФОП-єдиноподатник: практикум для бухгалтера та підприємця ⏩
- Благодійні організації: практикум з обліку та оподаткування ⏩
Чем грозит законопроект № 5600 обычным гражданам
Кроме бизнеса проект изменений в НКУ затрагивает и обычных граждан, как не регистрировавшихся предпринимателями. Законопроект 5600 посягнул на продажу недвижимости на вторичном рынке, доходы от продажи сельхозпродукции. Эти нововведения для них-в таблице ниже.
Внимание: НДС 20% с продажи недвижимости на вторичном рынке не будет (!).
ЧТО МЕНЯЕТ ЗАКОНПРОЕКТ № 5600 (для обычных граждан) | |
СЕЙЧАС ЕСТЬ | ПРЕДЛАГАЕТСЯ |
НДФЛ по продаже недвижимости | |
|
Исключение – продажа имущества, полученного по наследству. Оно в дальнейшем тоже не облагается |
НДФЛ с доходов крестьянских хозяйств | |
сейчас в налогооблагаемый доход не включается доход с личного крестьянского хозяйства, совокупный размер которых не превышает 2 га (пп. 165.1.24 НКУ) | размер земельного участка уменьшится до 0,5 га (на 2-е чтение заменили на доход в размере 12 минимальных зарплат, который не облагается налогом, это около 78000 грн в 2022 году) |
НДФЛ и налоговая скидка | |
право налоговую скидку на обучение и лечение имеют родственники первой степени родства | право на налоговую скидку в чистоте расходов на обучение и лечение, предоставляемое опекунам, попечителям, приемным родителям, родителям-воспитателям |
НДС | |
продажа на вторичном рынке освобождена от НДС | сначала планировался НДС при продаже недвижимости на вторичном рынке, но затем это отменили |
Минимальное налоговое обязательство | |
понятие минимального налогового обязательства в НКУ вообще отсутствует | появление минимального налогового обязательства собственников, арендаторов, пользователей земельных участков, отнесенных к сельскохозяйственным угодьям (новый п. 170.14 НКУ). Исключение, когда оно не применяется – размер земельного участка не превышает 0,5 га. Такой шаг увеличит налог не землю. ДПС доначислит таким плательщика налог на землю на основе ППР |
Возможные негативные последствия законопроекта № 5600
Как следствие описанных выше нововведений можно получить следующее:
- возможно подорожание недвижимости на вторичном рынке или же часть сделок будет теневой. Налогообложение разницы между ценой покупки и ценой продажи приведет к тому, что при оформлении продаж квартир цену продажи будут в договоре ставить на уровне цены покупки, чтобы данная разница была «нулевая». Остальная часть стоимости сделки будет в тени. В том, как и сейчас, то есть бюджет вряд ли получит рост дохода от данной смены;
- увеличение поступлений от ренты от добычи полезных ископаемых может не произойти или возрастет незначительно. Если сравнивать дифференцированные ставки ренты на железную руду, то они наоборот в целом уменьшаются. Кроме того, ожидается падение мировых цен на железную руду, а значит, и привязанная к ним рентная плата снизится. Законопроект № 5600 на самом деле приводит порядок только в возможностях плательщика ренты манипулировать базой начисления ренты, а не увеличивает ставки ренты;
- НДФЛ может сделать менее привлекательными крестьянские хозяйства. Например, хозяйство, имеющее 120000 грн в год – это всего 10000 грн в месяц дохода (не прибыли). Однако есть еще расходы на удобрения, энергоносители, стоимость которых растет. А здесь еще и прилагается налог, который при таком доходе становится (120000 – 78000)×0,18 = 7560 грн в год или 630 грн в месяц;
- рост стоимости Интернета. В первую очередь речь об Интернете от мобильных операторов. Увеличение ренты, которую они платят за радиочастотный ресурс, – это увеличение расходов, следовательно, повод поднять цену;
- увеличение административного давления со стороны ГНС давления на бизнес. Не только бизнес олигархов, но и средний бизнес;
- снижение инвестиционной привлекательности Украины. К примеру, те же операторы мобильной связи при развертывании своих сетей 3G и 4G, в которые они инвестировали, ожидали определенной стабильности, в т.ч. и в налоговой сфере (с правительством был подписан меморандум). Однако взамен изменение правил со стороны государства – повышение ренты за радиочастотный ресурс. Для любого зарубежного инвестора – это очередное доказательство того, что в данном государстве играют не по правилам;
- появление новых схем. Невыездных руководителей будут просто заменять новыми, возможно, только «формальными».