Расчеты с поставщиками и подрядчиками: бухгалтерский учет
✅ ВСІ ОНЛАЙН КАЛЬКУЛЯТОРИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА ✅
Бухгалтерские счета для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками обычно ведется с использованием четырех бухгалтерских счетов, которые предлагает Инструкция к Плану счета в бухгалтерском учете, утвержденная приказом Минфина от 30.11.1999 № 296 (далее – Инструкция № 291). Они приведены в таблице ниже.
СЧЕТА ДЛЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ | ||
Счет | Название | Назначение в бухгалтерском учете |
Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками | ||
Счет 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | ||
631 | Расчеты с отечественными поставщиками | Ведется основная масса расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет ведется не только по расчетам по приобретению товарно-материальных ценностей (ТМЦ), но и приобретению работ, услуг, основных средств, других внеоборотных активов. Обычно они соединены с основной деятельностью компании. Здесь же ведется учет расчетов с подрядчиками |
632 | Расчеты с иностранными поставщиками | Аналогичен субсчету 631, но используется для учета расчетов с иностранными поставщиками и подрядчиками, то есть нерезидентами. Остаток по нему на дату баланса меняется не только по причине расчетов, но и по причине курсовых разниц – вся сумма задолженности, которая должна погашаться в иностранной валюте, перечисляется по курсу НБУ по правилам НП(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов» |
68 «Расчеты по другим операциям» | ||
685 | Расчеты с другими кредиторами | Данный счет обычно используется предприятиями для:
В целом данный счет является альтернативой субсчету 631 и они во многих случаях являются взаимозаменяемыми |
686 | Расчеты по операциям по переводу* | субсчет предназначен для учета расчетов по операциям предоставления платежных услуг поставщиками финансовых платежных услуг |
Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков | ||
371 | Расчеты по выданным авансам | Ведется учет задолженности поставщика (подрядчика) по полученной предыдущей оплате. Как правило, по субсчету 371 ведется учет расчетов авансов по товарам, работам и услугам, входящим в основную деятельность предприятия и время поставки, ожидается более одного дня |
377 | Расчеты с другими дебиторами | на данном субсчете ведется учет расчетов по другим операциям, учет которых не отражается на других субсчетах счета 37 «Расчеты с разными дебиторами», например:
|
* это новый субсчет, который был введен в План счетов с февраля 2024 года (приказ Минфина от 10.01.2024 № 10) |
Кроме приведенных счетов может использоваться субсчет 682 «Внутренние расчеты». Это ситуация, когда поставщиком или подрядчиком является дочернее (ассоциированное) предприятие (не путаем с филиалами).
Относительно разделения в учете поставщиков и подрядчиков – в этом нет никакой необходимости, так как подрядчик – это тот же поставщик. В большинстве своем так называют исполнителей строительных контрактов.
Шукайте в системі «Експертус Головбух» опис робочої ситуації, яка аналогічна вашій, потрібні форму (зразок), довідник, відео. Якщо не знайдете, то можете надіслати звернення до нашої експертної підтримки через Онлайн-помічник
Субсчет 631 или 685: в чем разница
Обращаем внимание, что использование субсчетов 631 и 685 нигде подробно не определено, поэтому на практике зависит учетной политики и традиции, которые сложились на определенном предприятии. Возможные варианты приведены в таблице ниже.
РАЗЛИЧИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ В УЧЕТЕ СУБСЧЕТОВ | |||
Субсчета учета расчетов | Вариант 1 | Варианты «как удобно»* | |
Вариант 2 | Вариант 3** | ||
631 «Расчеты с отечественными поставщиками» | учет расчетов со всеми отечественными поставщиками, подрядчиками, как по ТМЦ, так и по всем работам, услугам |
| учет только расчетов по ТМЦ |
685 «Расчеты с другими кредиторами» | расчеты только по некоммерческим операциям |
| учет расчетов по работам и услугам |
*желательно их прописать в приказе об учетной политике; ** такой подход связан с тем Планом счетов, который существовал в Украине еще в 90-х годах, когда расчеты по услугам были на отдельном счете. Оттуда такова логика разделения счетов для учета расчетов с поставщиками частью предприятий была перенесена уже на План счетов по Инструкции № 291 |
Есть и еще один вариант: некоторые предприятия на субсчете 685 ведут учет расчетов по всем работам, услугам, а на субсчете 631 – только расчеты по ТМЦ.
Таких вариантов использования, как 2 и 3 из таблицы выше, Инструкция № 291 не имеет. Кроме того, субсчет 685 входит в группу «Расчеты по другим операциям», то есть иным, чем расчеты с поставщиками и подрядчиками. Если же смотреть на название субсчета 631, то предполагается, что он может использоваться по расчетам со всеми поставщиками, в т.ч. и работ и услуг. Следовательно, если следовать Инструкции № 291, то расчеты за коммунальные услуги и другие следует вести все же на субсчете 631 (вариант 1).
Внимание: Субсчет 631 достаточно универсален и может использоваться для расчетов со всеми поставщиками, в т.ч. и работ, услуг.
Однако та же самая Инструкция № 291 упоминает для субсчета 685 учет «Прочих операций». Которые как раз не уточняет. Поэтому отнесение коммунальных или иных услуг на субсчет 685 нельзя рассматривать как какое-либо нарушение, бухгалтер предприятия может видеть их как те же «другие операции». Пользуйтесь тем способом разделения счетов, который удобен для конкретного предприятия. Для надежности такой вариант учета лучше закрепить на уровне приказа об учетной политике.
В какой форме разрешены расчеты
Если предприятие находится на общей системе налогообложения (налог на прибыль), то над данным вопросом задумываться не следует – форма расчетов может быть любая (наличная, безналичная, бартер).
Однако, если предприятие – единщик (3 группа), то расчеты в неденежной форме запрещены (п. 291.6 Налогового кодекса Украины, далее – НК). Тогда забыть следует о бартере, расчетах векселями. Только расчеты наличными или безналичные, в том числе с использованием электронных денег (платежная карта – это тоже безналичная форма расчета). Нарушение чревато уплатой налога по ставке 15% с проведенной операции, а также утратой права нахождения на упрощенной системе. Упрощенцы могут рассчитываться только наличными или в безналичной форме (в том числе с использованием электронных денег). Однако исключением является группа 4 единого налога (сельскохозяйственная) – им разрешены все формы расчетов.
Внимание: требования пунктов 291.5 – 291.6 НК не распространяются на плательщиков единого налога третьей группы – электронных резидентов (е-резидентов).
Также, если в расчетах нужно использовать РРО (кассовый аппарат), то помним, что платеж по банковской карте считается расчетной операцией, которая может нуждаться в РРО на уровне с наличными. К примеру, это продажа технически сложных продуктов, требующих гарантийного обслуживания (независимо от системы налогообложения поставщика).
Внимание: проведение расчетов может потребовать РРО (кассовый аппарат).
У законах пишуть одне, у роз’ясненнях — інше, а в Telegram-каналах посадовців узагалі складно розібратися. Тож у повсякденному житті бухгалтер мусить не лише застосовувати знання з обліку, а й розв’язувати задачі подекуди з вищої бухгалтерії. Розберімо свіженькі з РРО-галузі
Расчеты с поставщиками и НДС, включенный в цену
При расчетах с поставщиками при условии, что обе стороны являются плательщиками НДС у покупателя возникает право на налоговый кредит, то есть сумма НДС в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг уменьшает обязательства по налогу перед бюджетом. При этом действуют такие правила, которые взаимодополняют друг друга:
- налоговый кредит можно признать только при регистрации налоговой накладной поставщиком в ЕРНН (п. 198.6 НК);
- право на налоговый кредит возникает по правилу первого события: на дату совершенного аванса (предварительной оплаты) или на дату получения товаров, результатов работ, услуг (п. 198. 2 НК).
Выходит, что если был перечислен аванс, то при прохождении регистрации налоговой накладной покупатель получает право на налоговый кредит.
Внимание: Перечисленный поставщику аванс дает только право на налоговый кредит. Однако его можно признать только когда поставщик зарегистрирует налоговую накладную.
При импорте товаров производится уплата «импортного» НДС. Относительно импорта услуг действуют правила пп. 186.2 и 186.3 НК. При этом после уплаты импортного НДС у плательщика НДС возникает право на налоговый кредит.
Бухгалтерский учет НДС при расчетах с поставщиками и подрядчиками
Уже давно (с августа 2019 года) упразднена Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом Минфина от 01.07.1997 № 141 (далее – Инструкция по учету НДС). Однако никаких разъяснений или новых инструкций не выдала налоговая. Кроме того, бухгалтерские проводки в данной инструкции в целом соответствуют нынешним правилам бухгалтерского учета в НП(С)БУ, действующему Плану счетов и Инструкции № 291. Поэтому отмена Инструкции по учету НДС никак на этот учет не повлияла, в т.ч. и по расчетам с поставщиками.
При необходимости решения проблемных вопросов в учете можно ориентироваться на упомянутую Инструкцию по учету НДС как справочный документ. Так как ссылаться на эту инструкцию как на нормативный документ из-за утраты силы нельзя, то все спорные вопросы, связанные с отражением на бухгалтерских счетах учета НДС по расчетам с поставщиками и подрядчиками, другими операциями, можно урегулировать в приказе об учетной политике предприятия.
Из НП(С)БУ и Инструкции № 291 можно выделить следующие общие правила учета НДС:
- у плательщиков НДС данный налог не включается в первоначальную стоимость приобретенных товаров, работ и услуг, а признается в составе налогового кредита по НДС, отражаемому по Дт субсчета 641 «Расчеты по налогам» (как косвенный налог, см. в частности п. 9 НП(С)БУ 9 «Запасы»);
- признать налоговый кредит по НДС по Дт субсчета 641 «Расчеты по налогам» плательщик НДС может только при регистрации налоговой накладной поставщиком или подрядчиком. До признания налогового кредита сумма НДС учитывается с использованием открытых аналитических счетов в транзитный субсчет 644 «Налоговый кредит»;
- у неплательщиков НДС сумма налога, уплаченного в цене приобретенных товаров, работ, услуг включается в первоначальную стоимость таких товаров, работ, услуг как косвенный налог, не возмещаемый покупателю (например, тот же п. 9 НП(С)БУ 9 «Запасы»);
- у плательщиков НДС, если товары, работы, услуги приобретаются для использования в деятельности, не являющейся объектом налогообложения или освобожденной от НДС, то при приобретении сначала признается налоговый кредит, а затем – компенсирующее налоговое обязательство по НДС. Сумма такого компенсирующего налогового обязательства относится к составу расходов налогоплательщика (в ранее упомянутой Инструкции по НДС для этого предлагался субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности», что в целом не противоречит требованиям НП(С)БУ 16 «Расходы» и Инструкции № 291.
Бухгалтерские проводки по учету НДС рассмотрим далее в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Якщо сплатите податок не на той рахунок, ДПС вже не штрафуватиме. Це справедливо, адже ви все одно поповнили бюджет держави. Але врегулювати напрям сплати податку маєте самотужки, подавши заяву до податкової
Проводки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Бухгалтерские проводки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками будут такими, как в таблице ниже.
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДНИКАМИ | ||||
№ | Хозяйственная операция | Дт | Кт | Сумма |
Первое событие – получение товара | ||||
1 | получен товар от поставщика | 281 | 631 | 8000,00 |
2 | отражено право на налоговый кредит до регистрации налоговой накладной поставщиком | 6442* | 631 | 1600,00 |
3 | начислен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной поставщиком в ЕРНН | 6411 | 6442 | 1600,00 |
4 | уплата товара поставщику | 631 | 311 | 9600,00 |
Первое событие – уплата аванса поставщику | ||||
1 | перечисление предварительной оплаты за товар поставщику | 371 | 311 | 9600,00 |
2 | отражено право на налоговый кредит до регистрации налоговой накладной поставщиком | 6442 | 6441** | 1600,00 |
3 | начислен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной поставщиком в ЕРНН | 6411 | 6442 | 1600,00 |
4 | получен товар от поставщика | 281 | 631 | 8000,00 |
5 | отражены расчеты с поставщиком в части НДС | 6441 | 631 | 1600,00 |
6 | отражен взаимозачет задолженностей с поставщиком | 631 | 371 | 9600,00 |
Оплата услуг аренды в месяц | ||||
1 | уплаченный аванс за аренду поставщику данной услуги | 371 | 311 | 12000,00 |
2 | отражено право на налоговый кредит до регистрации налоговой накладной арендодателем | 6442 | 6441 | 2000,00 |
3 | начислен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной арендодателем | 6411 | 6442 | 2000,00 |
4 | отражена стоимость услуги аренды после подписания акта приемки-передачи услуги | 92 | 685 | 10000,00 |
5 | отражены расчеты с арендодателем в части НДС | 6441 | 685 | 10000,00 |
6 | отражен взаимозачет задолженностей с арендодателем | 685 | 371 | 12000,00 |
7 | административные расходы отнесены на финансовый результат операционной деятельности | 791 | 92 | 10000,00 |
Учет расчетов с подрядчиком | ||||
1 | подрядчик осуществил ремонтные работы, подписан акт выполненных работ | 23 | 631 | 8000,00 |
2 | отражено право на налоговый кредит до регистрации налоговой накладной подрядчиком | 6442* | 631 | 1600,00 |
3 | начислен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной подрядчиком в ЕРНН | 6411 | 6442 | 1600,00 |
4 | оплата выполненных работ подрядчику | 631 | 311 | 9600,00 |
Учет расчетов «на месте» или отдельных операций по предварительной оплате | ||||
1 | предварительная уплата послу таможенного брокера и перевод ему средств на уплату НДС и пошлины | 377 | 311 | 21500,00 |
2 | сумма НДС отнесена к налоговому кредиту | 641.1 | 377 | 20000,00 |
3 | сумма пошлины включена в первоначальную стоимость товаров | 281 | 377 | 500,00 |
4 | стоимость услуг брокера отнесена к первоначальной стоимости товаров | 281 | 377 | 1000,00 |
* 6442 – такой субсчет часто используют для учета налогового кредита, когда право на него возникло, а налоговой накладной еще нет; |