Организация бухгалтерского учета на предприятии

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Вести бухгалтерский учет должны все компании. Какие правила организации бухгалтерского учета сейчас существуют, кто его может вести и о каких других организационных моментах следует позаботиться при организации бухгалтерского учета — в консультации

Кто отвечает за организацию бухгалтерского учёта

Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии — это сфера ответственности собственника предприятия (ч. 2 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996, далее Закон о бухучете). Именно владелец должен позаботиться о том, кто будет вести учет. Если он не хочет никого нанимать, может вести бухгалтерский учет самостоятельно. Исключением являются только акционерные общества, государственные предприятия и бюджетные учреждения, для которых создание бухгалтерской службы обязательно. Также отсутствие на предприятии бухгалтера не лишает собственника обязанности вести учет, например в ситуации, когда единственный бухгалтер уволился. А теперь поподробнее.

Національна сертифікація бухгалтерів — 2025

Ведение бухгалтерского учета на предприятии

Кто может вести бухгалтерский учет на предприятии, приводит часть 4 статьи 8 Закона о бухучете. Список различных вариантов включает:

  1. традиционный вариант для юрлиц – наем бухгалтера как работника, то есть на основе трудовых отношений. Можно нанять как одного бухгалтера, так и создать бухгалтерию из нескольких работников во главе с главным бухгалтером;
  2. очень распространенный вариант — использование услуг бухгалтера, зарегистрированного как физлицо—предприниматель (ФЛП). Это уже отношения с бухгалтером на основе гражданско-правого договора, а не трудовые. В таких обстоятельствах на предприятии вообще может не быть бухгалтера. Можно использовать также смешанный вариант, когда один бухгалтер или несколько на первичных документах, но работу и задачи главного бухгалтера фактически выполняет ФЛП, например составление финансовой и налоговой отчетности, все коммуникации по ГНС;
  3. ведение учета другим предприятием. Это могут быть аудиторская фирма, юридическая фирма, бухгалтерская фирма и т.д. Услуги предоставляются, как и в случае с ФЛП, согласно гражданско-правовому договору. Такая фирма имеет наемных работников, которые и ведут учет для клиентов фирмы. Недостаток – несколько «размытая» ответственность, клиент на практике имеет отношения в основном с руководителем такой фирмы, а не непосредственными исполнителями учетной работы;
  4. ведение учета самостоятельно. Вести бухгалтерский учет может собственник или руководитель (директор) предприятия, не прибегая к услугам бухгалтера. На этапе создания предприятия это вполне обычная ситуация, когда в первые дни отсутствуют нанятые работники и есть только один директор, которому ничего не остается, как вести учет хозяйственных операций;
  5. создание централизованной бухгалтерии, которая ведет учет сразу нескольких юрлиц. Это традиционная ситуация для средних учебных заведений, финансируемых из бюджета. К примеру, учет для всех или большинства средних учебных заведений города может вести единая централизованная бухгалтерия городского отдела образования. Однако могут быть и школы, которые выделяются на отдельный баланс и ведут учет самостоятельно. Как правило, это школы-интернаты, специализированные заведения, например, музыкальные школы;
  6. ведение учета самозанятым лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность. В этом случае такое лицо предоставляет бухгалтерские услуги.

Что касается последнего варианта, то он существует только на бумаге. И вот почему. Независимая профессиональная деятельность — это не трудовой договор, и не ФЛП. Несмотря на то, что бухгалтер по пп. 14.1.226 Налогового кодекса Украины (далее НК) может заниматься независимой профессиональной деятельностью, но на практике можно зарегистрировать независимую профессиональную деятельность только для частных исполнителей, архитекторов, инженеров— проектировщиков, нотариусов, судебных экспертов, адвокатов и арбитражных управляющих, которые распоряжаются имуществом и управляют санационно-ликвидационными процедурами). Следовательно, возможными вариантами ведения бухгалтерского учета предприятия только первые 5 вариантов.

Однако количество вариантов ведения учета сужается для предприятий, представляющих общественный интерес, — только бухгалтер, при чем не менее 2-х (абз. 6 ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете). К таким предприятиям относятся публичные акционерные общества, эмитенты ценных бумаг, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также крупные предприятия в размене статьи 1 Закона о бухучете. Кроме того, предприятия еще и обязаны составлять свою финансовую отчетность по МСФО (ч. 2 ст. 12 1 Закона о бухучете).

Характеристика организации бухгалтерского учета на предприятии должна быть утверждена приказом. Соответствующий пункт следует вписать в приказ об организации бухгалтерского учета (или комбинированного — об организации бухгалтерского учета и учетной политики).

Для справки: Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета (НП(С)БУ) — это нормативные документы Минфина, содержащие общие правила учета по определенным вопросам. Применяется большинство предприятий Украины. Есть также компании, которые должны употреблять интернациональные стандарты денежной отчетности (МСФО, ст. 12-1 Закона о бухучете).

Уведомление налоговой о лице, ведущем бухгалтерский учет

Сведения о лице, ведущем бухгалтерский учет (главного бухгалтера) подают в налоговую по форме 1-ОПП. Однако при регистрации постоянного представительства нерезидента для иностранной юридической компании, организации или ее обособленного подразделения подается форма 1-ОПН. Информация в таких формах подается в течение 10 дней со дня взятия на учет/возникновение изменений.

Физические лица предприниматели и Закон о бухгалтерском учете

Закон о бухучете не распространяется на физлиц. ФЛП не ведут бухгалтерский оборот в понимании Закона о бухучете. Учет, который ведется ФЛП, называется в НК «учет доходов», «учет доходов и расходов». Он в основном сводится к учету движения денежных средств, поскольку для ФЛП поступление и расходование денежных средств для налоговых целей считается доходами и расходами (так называемый «кассовый метод»), что отличает ФЛП от предприятий, для которых доходы и расходы признаются по принципу начисления. ФЛП ведут учет в целях расчета налогов. Однако «для себя» ФЛП может вести любой учет, в т.ч. имущества и долгов.

В результате отсутствия бухгалтерского учета ФЛП не используют вообще двойную запись, то есть не составляют бухгалтерские проводки, а также не имеют финансовой отчетности (Баланса, Отчета о финансовых результатах и других форм).

Учет доходов и расходов ФЛП-единщики ведут в Книге учета доходов (или Книге учета доходов и расходов) произвольной формы. ФЛП на общей системе ведут Книгу учета доходов и расходов типовой формы. Такие книги можно даже не печатать и вести только в электронном виде.

Однако ФЛП представляют свою налоговую отчетность, отчитываются по зарплате наемных работников. Также они представляют и статистическую отчетность по направлениям, которые попадают в Табель статистических наблюдений, утверждаемый на соответствующий год Госстатом.

Если учет ведет бухгалтер

Владельцу следует обратить внимание на правильность оформления трудовых отношений. Обязательно должен быть приказ о принятии на работу и записи в трудовой. Кроме этого, следует позаботиться о наличии должностных инструкций. Полномочия и обязанности главного бухгалтера определены в Законе о бухучете и эти нормы следует учитывать (ч. 7, ч. 8 ст. 8 Закона о бухучете).

Ведение бухгалтерского учета ФЛП

Если учет ведет предприниматель, особое внимание обратите на оформление гражданско-правового договора (ГПД). В этом случае — договор о предоставлении бухгалтерских услуг. Бухгалтер по Закону о бухучете должен быть зарегистрирован как предприниматель (обычно это группа 3 единого налога или общая система налогообложения; если предприятие находится на упрощенной системе налогообложения, то такой бухгалтер-предприниматель может быть и на 2-й группе единого налога). Тогда это снижает риски при проверках со стороны Гоструда. Не рекомендуется заключать договоры на ведение учета с лицами, не имеющими регистрации, так как такие действия могут квалифицировать как отсутствие оформления трудовых отношений.

В договорах должны быть прописаны результаты, которые требуются от такого бухгалтера-предпринимателя, то есть не сам процесс «ведения бухгалтерского учета», а «подготовка и представление финансовой и налоговой отчетности», «обработка первичных документов» и т.д. Это отличает отношения по ГПД от трудовых.

Ведение бухгалтерского учета директором

Если учет ведет сам руководитель, то в таком случае есть следующие нюансы:

  • среди работников предприятия в штате бухгалтера тогда вообще не должно быть (письмо Минфина от 28.03.2013 № 31-08410-07/23-1343/1310);
  • налоговую и финансовую отчетность должен подписывать только руководитель (разъяснение ГНС ОИР 129.02);
  • данные о руководителе предприятия должны быть указаны в форме 1-ОПП «Сведения о лице, ответственном за ведение бухгалтерского и/или налогового учета» (разъяснение ГНС ОИР 129.03).

Решение организационных вопросов ведения бухгалтерского учета

На предприятии желательно быть:

  • приказ об учетной политике. Стандарты бухгалтерского учета (НП(С)БУ/МСФО) предусматривают различные методы учета отдельных активов, обязательств. Например, разные методы начисления износа, состав статей калькулирования себестоимости, метод признания резерва сомнительных долгов. Предприятие с помощью внутреннего приказа об учетной политике определяется таким выбором;
  • приказ об организации бухгалтерского учета (или совместить его с приказом об учетной политике). Кто ведет учет, состав инвентаризационных комиссий, имеющий право подписи, с помощью которой компьютерной программы ведется учет, перечень счетов ведущихся (так называемый рабочий план счетов), перечень лиц, которые могут подписывать первичные и другие документы, получать ТМЦ на предприятии. Кроме того, в приказе может быть определен перечень регистров (журналов), в которых осуществляется учет, а также график документооборота. Множество мелких вопросов, которые можно включить в общий внутренний документ.

«Желательно обеспечить» – это значит, что никакого наказания/штрафа непосредственно за отсутствие приказа нет. Есть такие предприятия, у которых нет. Однако тогда есть риск, связанный с многовариантностью стандартов бухгалтерского учета (НП(С)БУ/МСФО). Когда у предприятия нет утвержденного варианта, то могут возникать «свои» трактовки со стороны проверяющих органов, тех же налоговиков. К примеру, по созданию резерва сомнительных долгов у плательщика налога на прибыль. Ведь начисление такого резерва уменьшает прибыль и налог, поэтому правила и методы создания такого резерва, его размеры и учет вызывают интерес в ходе проверки.

Кроме того, такие внутренние документы дают еще дополнительные возможности:

  • утверждать формы внутренних первичных документов (с учетом требований по обязательным реквизитам из статьи 9 Закона о бухучете). Например, так называемый «самоакт» – это акт, который предприятие составляет, когда отсутствует внешний документ по операции. Форма самоакта общегосударственными документами не утверждена, а отсутствие утвержденной формы может поставить под сомнение операцию;
  • предприятие может вводить дополнительные, «свои» счета для ведения учета. Их тоже нужно утверждать.

При решении организационных вопросов также следует проанализировать, какую именно финансовую, налоговую и статистическую отчетность должно представлять предприятие. Если предприятие отвечает критериям малого предприятия или микропредприятия, которые даются в Законе о бухучете, то оно может применять НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» и представлять упрощенную финансовую отчетность.

Другие внутренние документы по отдельным вопросам ведения учета

При наличии сделок с наличными придется еще разработать порядок оприходования наличных денег в кассе и порядок расчета лимита кассы. Это требования «1» пункта 12 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 № 148. Как вариант, можно все объединить в комплексном Положении о кассовой дисциплине.

Кроме этих, предприятия еще могут иметь отдельные:

  • Положение о командировках;
  • Положение о премировании и т.д.


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді