Больничный для ФЛП: как рассчитать
Чтобы удержаться на плаву, предприниматель должен постоянно работать. А если он заболел, получил непроизводственную травму, должен присмотреть за больным ребенком или собирается в отпуск по беременности и родам? Это не повод пренебрегать своим здоровьем. Предприниматель также платит налоги и сборы и имеет полное право на социальные выплаты, предусмотренные законом.
Какие выплаты может получить ФЛП от ПФУ
Предприниматели подлежат социальном страхованию (ст. 11 Закона Украины «Об общеобязательном государственное социальное страхование » от 23.09.1999 № 1105-XIV; дальше — Закон № 1105). Поэтому они как застрахованные лица имеют право на все виды материального обеспечение и социальные выплаты, что предусматривает Закон № 1105. При этом заметим, что с 01.01.2023 распорядителем страховых средств не ФСС, а ПФУ — с этой же даты Закон № 1105 изложен в новой редакции. Вместе с этим след заметить, что в случаях, когда это или другое вопрос в своих письмах разъяснил ФСС или Минсоцполитики и ПФУ не предоставил по этому поводу других разъяснений, механизм в который имеете получить средства по больничному неизменны.
В частности, предприниматель имеет право:
- на помощь по временной нетрудоспособности;
- помощь по уходу за больным ребенком;
- помощь в связи с беременностью и родами;
- помощь на погребение, кроме захоронения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве.
Однако каждую из этих социальных выплат ПФУ предоставляет ФЛП при определенных условиях и на основании определенных документов.
Когда ФЛП имеет право на больничные и декретные
В общем предприниматели являются застрахованными лицами, но не все. Чтобы иметь статус застрахованного лица, нужно платить ЕСВ. С 2016 года предприниматели независимо от того, работают они фактически или нет, должны платить ЕСВ.
Однако ФЛП, которые являются пенсионерами по возрасту или лицами с инвалидностью и получают в соответствии с законом пенсию или социальную помощь, уволенные от уплаты ЕСВ за себя (ст. 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI). Такие ФЛП могут быть плательщиками ЕСВ только добровольно. Если они решили не платить ЕСВ, то права на социальные выплаты они не имеют.
Если предприниматель платит ЕСВ, он — застрахованное лицо и имеет право на социальные выплаты, в т.ч. и на оплату больничного.
Как ПФУ оплачивает е-больничный ФЛП
ПФУ выплачивает ФЛП помощь:
- по временной нетрудоспособности;
- для ухода за больным ребенком;
- в связи с беременностью и родами на основании больничного.
Напомним, с 01.10.2021 Украина перешла на е-больничные. Однако в отдельных случаях ЗОЗ еще выдают бумажные больничные. Условия, при которых врач:
- выдает бумажный больничный, — определяют Инструкция о порядке заполнения листка нетрудоспособности, утверждена приказом Минздрава от 03.11.2004 № 532/274/136-ос/1406, Инструкция о порядке выдачи документов, что свидетельствуют временную нетрудоспособность граждан, утвержденная приказом Минздрава от 13.11.2001 № 455;
- формирует е-больничный, — приказы Минздрава. вопрос формирование медицинских выводов о временной нетрудоспособность и проведение их проверки» от 01.06.2021 № 1066, «Об утверждении Порядка выдачи (формирования) листов нетрудоспособности в Электронном реестры листьев нетрудоспособности» от 17.06.2021 № 1234.
До введения е-больничных предприниматели часто просто не получали бумажных больничных и потому не могли получить выплаты что им принадлежали. Пока больничный получать не нужно. Когда система сформирует е-больничный, он будет доступен в личном кабинете страхователя на портале ПФУ. Но чтобы ПФУ выплатил помощь, должны в течение полгода с момента окончания больничного обратиться в ПФУ, иначе не получите средств.
Внимание! Если своевременно не подадите в ПФУ документы — потеряете право на оплату больничного для ФЛП (ч. 5 ст. 24 Закона № 1105)
Как ФОПУ подтвердить уплату ЕСВ
Все виды материального обеспечения и социальных услуг предоставляют ФЛП при условии, что он уплатил ЕСВ, в т.ч. и за месяц, в котором наступил страховой случай. Факт оплаты ЕСВ подтвердит справка, что выдаст орган ГФС (разъяснение Минсоцполитики от 12.03.2016 № 72/18/99-16).
Чтобы оформить:
- помощь на погребение — в справке должны быть сведения об уплате ЕСВ за месяц, в котором наступил страховой случай, и за месяц, что предшествует ему;
- помощь по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам — за 12 календарных месяцев перед наступлением страхового случая и за месяц, в котором он наступил.
Получить такую справку можно и в электронном кабинете страхователя.
Внимание! Факт оплаты ЕСВ предприниматель может подтвердить справкой по форме ОК-5 или ОК-7, а также справкой об отсутствии задолженности.
Як ФОПу оформити заяву-розрахунок
Как ФЛП подать заявление-расчет, чтобы получить больничные
Заявление-расчет в ПФУ можно подать:
- в бумажной форме — лично;
- электронной — онлайн с применением электронной цифровой подписи через личную кабинет страхователя на веб- портале ПФУ.
Если подаете заявление-расчет онлайн, то делайте это через электронный кабинет страхователя на портале электронных услуг ПФУ.
Прислушайтесь к нашим советам и без проблем подадите заявление-расчет через электронный кабинет. Для этого достаточно сделать пять простых шагов.
Шаг 1. Зайдите на вебпортал электронных услуг ПФУ. Нажмите кнопку «Вход», идентифицируйте себя как частного предпринимателя, подтвердите вход с помощью КЭП и пароля в нем и нажмите кнопку «Войти».
Шаг 2. В личном кабинете страхователя (в меню слева) зайдите в раздел «Заявления-расчеты» и выберите кнопку «Создать новое».
На экране появится форма заявления-расчета, в которой нужно добавить информацию в указанные поля. Некоторые из них, как например, «Код по ЕГРПОУ страхователя», система заполняет автоматически.
Если пропустить строку, которая обязательна для заполнения, программа обозначит поле красным цветом.
Внимание! При заполнении заявления-расчета не следует использовать определенные символы, например кавычки. Об использовании некорректных знаков программа сообщит надписью «Поле содержит запрещены символы» и обозначить строку красной цветом.
В строках «Дата начала периода, за который включать ЛН (С)» и «Дата окончания периода, за который включать ЛН (ПО)» нужно указать тот период (с—по), за который до заявления -расчета имеют попасть больничные («Готов к оплате»).
Система сама выберет в определенном календарном промежутке (с—по) листки нетрудоспособности со статусом «Готов к оплате».
После заполнение всех необходимых строк нажмите кнопку «Продолжить».
Шаг 3. После загрузки системой готовых к оплате листов нетрудоспособности, на экране появляются два дополнительных поля: «Приложение о временном нетрудоспособности» и «Приложение о временной нетрудоспособности в результате несчастного случая или профзаболевания», в которых отражены данные больничных предпринимателя, что соответствуют страховому случаю. В Приложения попадают только те больничные, выплаты / часть выплат, по которым возмещает ПФУ.
Шаг 4. Чтобы внести необходимую информацию по конкретному больничному, необходимо нажать на «карандаш» (пиктограмма) в поле с фамилией предпринимателя. В дополнительном окне, которое открывается, некоторые строки будут заполнены автоматически, а некоторые нужно заполнить вручную. В частности, автоматически подтягивается информация о страховом стаже предпринимателя (общий) и о стаже за последние 12 месяцев.
В случае необходимости изменить данные о страховом стаже (в частности, если не учтена информация о стаже, приобретенном после отчетного квартала), то это можно сделать вручную. Необходимо внести информацию во все поля, отмеченные звездочкой: «*».
Аналогично проработайте все листы нетрудоспособности, включенные в заявление-расчет, которые будете присылать в ПФУ.
Когда обязательные поля будут заполнены, нажмите кнопку «Сохранить». После этого к заявлению-расчету еще можно вносить изменения.
Шаг 5. Если заявление-расчет оформлено в полной степени по всем избранным больничным листам, для последующей работы выберите опцию «Сформировать заявление-расчет». Документ откроется в новом окне. Его можно загрузить и распечатать.
Подпишите заявление-расчет и отправьте в ПФУ.
Наглядно весь процесс показан в консультации «Как подать заявление-расчет через е-кабинет ПФУ инструкция».
После отправки в ПФУ редактировать заявление-расчет не сможете, поэтому перед отправкой проверьте сформированный документ.