НДС для сельскохозяйственных производителей
⚡️ Обновленный перечень рисковых товаров: проверьте, есть ли в нем ваши
Снижение ставки НДС-14%
Начнем, пожалуй, с главного НДС-события 2021 года – снижения ставки НДС с 20% до 14%. Это изменение в НКУ внес Закон от 17.12.2020 г. № 1115 (далее – Закон № 1115) который вступил в силу 25 февраля 2021 года. Применение этого Закона началось с 1 марта 2021 года. Разъяснения об этом – в письме ГНС от 01.03.2021 № 5257/7/99-00-21-03-02-07 (далее – Письмо № 5257).
Ставка НДС 14% распространилась на операции поставки с/х продукции на территории Украины и ее импорта. При этом с / х продукция должна быть таких кодов УКТ ВЭД, как в таблице ниже. На услуги ставка НДС 14% не распространяется (раздел 2 письма № 5257). Если есть трудности в определении кода УКТ ВЭД, то следует обратиться в Торгово-промышленную палату или научно-исследовательский институт судебной экспертизы (разъяснение ГНС 101.16 ВИР). Можно также воспользоваться Пояснениями к ТН ВЭД, которые утверждены приказом Государственной таможенной службы от 14.07.2020 г. № 256. Например, трудности могут быть в классификации зерноотходов, которые отдельного кода УКТ ВЭД не имеют.
Официальной целью ставки НДС 14% было предотвращение схем уклонения от обложения НДС и искусственного формирования завышенного налогового кредита для дальнейшего получения бюджетного возмещения НДС, которое получают в основном экспортеры сельскохозяйственной продукции (Подробнее – см. ниже о НДС-оптимизации у аграриев).
Внимание: ставка НДС 14% направлена против схем получения бюджетного возмещения НДС у экспортеров.
Однако 1 июля 2021 года ВР был принят Закон № 1575 о внесении изменений в НКУ (он же – законопроект № 5425-д). За ним на часть видов сельскохозяйственной продукции возвращается прежняя ставка 20%. Эти изменения с 1 августа или 1 сентября 2021 года вступят в силу в зависимости от даты опубликования закона № 1575.
С/х продукция и ставки НДС 14% и 20% | ||||
Код УКТ ВЭД | Название продукта | Ставка НДС | ||
До 01.03.2021 | Действующая с 01.03.2021 | По Закону №1575* | ||
0102 | крупный рогатый скот, живой | 20% | 14% | 20% |
0103 | свиньи живы | 20% | 14% | 20% |
0104 10 | овцы | 20% | 14% | 20% |
0401 | лишь в части цельного молока | 20% | 14% | 20% |
1001 | пшеница | 20% | 14% | 14% |
1002 | рожь | 20% | 14% | 20% |
1003 | ячмень | 20% | 14% | 14% |
1004 | овес | 20% | 14% | 20% |
1005 | кукуруза | 20% | 14% | 14% |
1201 | соевые бобы | 20% | 14% | 14% |
1204 00 | семена льна (измельченные или неизмельченные) | 20% | 14% | 20% |
1205 | семена рапса и рапса (измельченные или неизмельченные) | 20% | 14% | 14% |
1206 00 | семена подсолнечника (измельченные или неизмельченные) | 20% | 14% | 14% |
1207 | семена и плоды прочих масличных культур, дробленые или недробленые) | 20% | 14% | 20% |
1212 91 | сахарная свекла | 20% | 14% | 20% |
* вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем опубликования. Вероятно, это будет 01.08.2021 или 01.09.2021. Информация приведена на основе законопроекта № 5425-д и она может отличаться от закона, который будет опубликован. |
Исключение, когда ставка 14% не применяется, а операции освобождаются от НДС, – это операции по импорту, которые определены п. 197.18 НКУ: ввоз в Украину племенных чистопородных животных, племенных (генетических) ресурсов, которые осуществляются с/х товаропроизводителями. Это коды УКТ ВЭД:
- 0101 10 10 00 – лошади (чистопородные племенные животные);
- 0102 10 10 00 – нетели (самки крупного рогатого скота до первого отела);
- 0102 10 30 00 – коровы (чистопородные племенные животные);
- 0103 10 00 00 – свиньи, живые (чистопородные племенные животные);
- 0104 10 10 00 – овцы (чистопородные племенные животные);
- 0511 10 00 00 – сперма быков;
- 0511 99 85 10 – эмбрионы крупного рогатого скота.
Однако операции по дальнейшей поставке указанных племенных чистопородных животных или племенных (генетических) ресурсов облагаются налогом в общем порядке, то есть по ставке 20%, так как данные коды не входят в приведенную выше таблицу.
Причины возврата ставки 20%
Причиной возвращения к прежней ставке НДС 20% официально стала проигрышная ситуация для украинских переработчиков сельскохозяйственного сырья. На простом примере это выглядит так:
- приобретен овес за 114000 грн, в т. ч. НДС 14000 грн (14%). Налоговый кредит по НДС 14000 грн;
- продана продукция, полученная в результате переработки данного овса, например овсяная мука, за 180000 грн, в т. ч. НДС 30000 грн (20%). Налоговое обязательство 30000 грн;
- НДС к уплате в бюджет = 30000 – 14000 = 16000 грн. С учетом платежа поставщику овса общий отток денежных средств 16000 + 114000 = 130000 грн.
Когда же ставка НДС на овес 20%, то тогда бы приобрели за 120000 грн (в т.ч. НДС – 20000 грн), но НДС к уплате в бюджет 30000 – 20000 грн = 10000 грн. Таким образом, платеж в бюджет по налогу на меньший 6000 грн (=16000 – 10000).
У предприятия-конкурента, которое перерабатывает собственную продукцию, ситуация оказывалась лучше. Даже если себестоимость продукции та же самая (100000 грн), продали муку за 240000 грн, то общий отток денежных средств получится лишь 120000 грн.
Внимание: неравные условия для перерабатывающих предприятий-причина возврата ставки 20%.
По официальным пояснениям авторов законопроекта № 5425-д описанная выше ситуация вынуждала предприятия перерабатывающей отрасли повышать цены на собственную продукцию, чтобы покрыть разницу, которая возникала в результате различных ставок НДС, за счет собственных денег. Очевидно, речь идет о приведенных в нашем условном примере 6000 грн.
С 01.04.2021 налоговики массово проводили фактические проверки наличия лицензий на хранение горючего. Как результат - субъектов хозяйствования штрафовали на 500 тыс. грн или аннулировали их лицензии.
Внимание: избирательность сельскохозяйственной продукции, по которой возвращают ставку 20%, вызывает недоумение.
Однако такие объяснения выглядят несколько сомнительно, так как переработчики собственной продукции и так находятся в более лучшем конкурентном состоянии за счет более низкой себестоимости входящего сырья. Кроме того, после возврата ставки 20% в такой же проигрышной ситуации остаются другие переработчики – по той продукции, где ставка осталась 14%. Из-за этого больше ситуация похожа на лоббирование интересов определенных групп в аграрном бизнесе.
Переходные операции 14-20%
Закон № 1575 (законопроект № 5425-д) предусматривает, что по тем видам сельскохозяйственной продукции, по которым восстановится ставка НДС 20% , будут следующие особенности осуществления корректировки налоговых обязательств по НДС:
- первым событием была поставка до вступления в силу закона №1575 – перерасчет НДС не осуществляется;
- возврат аванса / поставленных товаров после вступления в силу закона № 1575 - на основе ставки НДС 14 %;
- поставка товаров или перечисление денег после вступления в силу закона № 1575 – на основе ставки НДС 20 %.
Если поставляются товары, которые были приобретены по ставке НДС 14%, то налоговый кредит сохраняется в том же размере, что был начислен. Ставка 20% применяется только по операциям, которые осуществляются после вступления в силу Закона № 1575. Учет переходных операций 14%-20% – это будет обновленный п. 541 подразд. 2 раздела II переходных положений НКУ.
На какую сельхозпродукцию была и остается ставка 20%
Часть сельскохозяйственной продукции была и остается под ставкой 20%, например: козы живые, куры, утки, гуси, индюки и цесарки, другие животные (в т.ч. для зоопарков), мясо, живая рыба, яйца птицы, лук, картофель, рис, сорго, гречка, просо, муку, соевые бобы, сахар, огурцы, помидоры и все остальные с/х продукты, которые не попали в вышеприведенную таблицу.
Внимание: в Украине сейчас действия 4 ставки НДС: 20% (основная), 7% (лекарственные средства и медизделия), 0%(экспорт) и 14% (некоторые виды с/х продукции).
НДС-оптимизация у аграриев
У аграриев, как и у других субъектов хозяйствования, НДС изымает средства из оборота, так как закладывается в стоимость входящего сырья, материалов. В существующих схемах оптимизации налогов некоторые аграрии, чтобы избежать НДС, занижают официальный урожай. Как следствие, вне официального учета оказывается часть урожая. Потом такая часть продается за наличные, которую в учете не показывают. Понятно, что как раз здесь государство теряет 20% НДС, так как данная операция проходит вне системы учета НДС. Затем может произойти легализация такой продукции, когда она вдруг появляется у другого субъекта, который продает ее уже официально, со всеми документами, экспортеру или еще одному посреднику в цепочке. Эта схема направлена именно на НДС, так как на 4-й группе упрощенной системы сельхозпредприятия налог уплачивают исключительно с размера своих земель, а потому оптимизировать прибыль или доход потребности нет.
Внимание: ставка 14% НДС – это попытка детенизации рынка.
Однако даже при снижении ставки НДС 14% экономия на НДС остается тоже заманчивой. Для примера, в соседней Польше ставка НДС для сельскохозяйственной продукции – 5%.
В прошлом система налогообложения для аграриев была лучшей: до 2016 года, а также в переходный период 2016 год, существовали спецсчета по НДС, когда средства с НДС сельхозпредприятия не платили в госбюджет, а оставляли на собственных счетах для развития своей деятельности. И даже снижение ставки с 20% до 14% не возвращает того, что было.
Операции аграриев, которые освобождаются от НДС
Кроме упомянутого выше п. 197.18 НКУ, который касается племенных чистопородных животных, племенных (генетических) ресурсов, также освобождаются от НДС такие операции сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- поставка в с/х местности услуг по ремонту школ, дошкольных учреждений, интернатов, учреждений здравоохранения;
- оказание материальной помощи продуктами питания (в пределах 1 нмдг на месяц – 17 грн);
- оказание услуг по обработке земли многодетным семьям, ветеранам труда и труда, реабилитированным гражданам, лицам с инвалидностью, одиноким лицам пожилого возраста, пострадавшим от ЧАЭС, а также школам, дошкольным учреждениям, интернатам, учреждениям здравоохранения.
При наличии как налогооблагаемой, так и необлагаемой продукции у сельхозпредприятия может возникать потребность:
- регистрировать в конце месяца компенсирующих налоговых накладных по п. 199.1 НКУ;
- перечислять НДС в конце года за п. 199.4 НКУ и составлять расчет корректировки к упомянутым компенсирующим налоговым накладным.
Данная ситуация возникает, когда предприятие не может точно определить, на какую деятельность пошли закупленные ТМЦ, работы, услуги – облагаемую или не облагаемую. Например, то же самое топливо и с/х техника может использоваться как для производства собственной продукции, так и для помощи школе и лицам пожилого возраста, которые проживают в местности рядом с предприятием.
Внимание: наличие облагаемой и необлагаемой деятельности усложняет учет НДС потребностью в проведении перерасчета НДС в конце года.
Нюансы НДС у аграриев 2021
Кроме приведенных выше особенностей также у сельхозпредприятий еще есть такие:
- при возмещении НДС, который касается налоговых периодов до 1 января 2017 года (“спецрежимное” прошлое), – обязательная документальная проверка ГНС в течение 60 к. дней от предельного срока подачи декларации;
- соевые бобы (УКТ ВЭД 1201), семена рапса (ТН ВЭД 1205) еще с 23.05.2020 г. при экспорте снова облагается налогом по нулевой ставке. Изменения внесены Законом от 16.01.2020 № 466, который изъял п. 63 подразд. 2 переходных положений НКУ. За этим пунктом, напоминаем, до этих с/х продуктов несколько лет на экспорт применялся режим “без НДС”, что лишало аграриев налогового кредита и права на возмещение НДС (по 22.05.2020). На 2021 год, таким образом, действует тоже ставка НДС 0%.
Также есть изменение, которое не произошла, – обсуждалось освобождение сельхозпроизводителей от НДС при появлении форс-мажорных обстоятельств, например, гибели урожая или падеже скота, его вынужденного забоя. Это пока остается лишь проектом, но не отклоненным, – см. законопроект № 4101.