Финансовая отчетность предприятия за 2023 год: как составить

RU UA
Автор
керівник експертної групи Експертус Головбух
Финансовая отчетность — это отчетность, которую обязаны представлять все юрлица, ведущие учет по национальным или международным стандартам учета и отчетности. В консультации эксперт подскажет, какие моменты учесть бухгалтеру, чтобы без проблем предоставить финотчетность за год

Финансовая отчетность (бухгалтерская отчётность) — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

Финансовая отчетность — отчетность, которую составляют и предоставляют все юрлица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Чтобы организовать процесс, советуем вооружиться Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-ХІV (далее Закон о бухучете), Порядком представления финансовой отчетности, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419 (далееПорядок № 419) и стандартами бухучета и отчетности.

Хто потрапить до «чорного» списку ДПС

Финансовая отчетность: кто составляет и кому подает

Подавать финотчетность обязаны исключительно юрлицу. На физлиц-предпринимателей требования Закона о бухучете не распространяются. Благодаря финотчетности ее пользователи получают информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия, чтобы принимать решения.

Внимание: финотчетность не является коммерческой тайной или конфиденциальной информацией. Она не относится к информации с ограниченным доступом, кроме случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 14 Закона о бухучете).

Согласно пункту 2 Порядка № 419 подайте финотчетность:

  • органам, в сферу управления которых относится предприятие;
  • трудовым коллективам - по их требованию;
  • владельцам (учредителям) в соответствии с учредительными документами;
  • другим органам и пользователям (см. шпаргалку).

ШПАРГАЛКА: ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ФИНОТЧЕТНОСТИ

Финотчетность на основе таксономии составьте в электронном формате Таксономии UA МСФО XBRL.

Обязаны ли подать финотчетность юрлицу, образовавшемуся в 2023 году? Отчетным периодом есть календарный год. Однако для новообразованных юрлиц первый отчетный период может быть менее 12 месяцев, но не больше 15 месяцев (ст. 13 Закона о бухучете). Так что если основали предприятие в период с 1 октября по 31 декабря 2023-го, годовую финотчетность можете не подавать. Отчитайтесь впервые за 2024 год и включите в отчет информацию об операциях за 2023 год.

Внимание: новообразованные юрлица-прибыли и неприбыльные организации обязаны подать отчет за 2023 год в налоговую, поскольку финотчетность является приложением к прибыльной декларации и неприбыльному отчету ( п. 46.2 Налогового кодекса Украины; НК).

Если предприятие ликвидировали в течение 2023 года, отчетным является период с начала отчетного года до даты, когда было принято решение о его ликвидации (ст. 13 Закона о бухучете).

Кому какие формы составлять

Финансовая отчетность существует в полном и сокращенном комплекте. Состав и вид форм зависят от периода отчетности — годовая или промежуточная отчетность и категории отчетного предприятия. Рассмотрим состав отчетных форм.

Состав форм годовой финотчетности и подающие

Финотчетность за 2023 год

СКАЧАТЬ

Отчеты по формам № 3, 3-н, 4, 5, 6 подавайте только по результатам года (п. 1 разд. II НП(С)БУ 1; п. 2 Порядка № 419). Кроме типовой формы № 5, при необходимости, подайте в произвольной форме примечания к годовой финотчетности, как требуют НП(С)БУ и другие учетные нормативные акты.

Раскройте в примечаниях за 2023 год «военные» особенности деятельности, в частности:

  • информацию о потерях от уменьшения полезности необоротных активов, к которым нет доступа через расположение на временно оккупированной территории, в зоне боевых (военных) действий;
  • данные об операциях с гуманитарной помощью;
  • сообщения о том, что показатели финотчетности не подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств, если нет доступа к активам и документам из-за войны и по состоянию на конец 2023 инвентаризацию не проводили;
  • изменение учетной политики через «военные» обстоятельства и изменения в госстандарты и т.д.

Кроме этого, укажите составляли финотчетность с учетом принципа непрерывности деятельности или без него. Руководство предприятия согласно НП(С)БУ 6 должно оценивать дальнейшую возможность непрерывной деятельности предприятия ежегодно при составлении годовой отчетности.

Для этого рассмотрите существующие и возможные последствия войны на предприятии. Проанализируйте возможность продолжать деятельность в следующем после отчетного финансового года. К таким последствиям можно отнести:

  • существенную неопределенность во внешнеэкономических условиях;
  • убытки из-за связей предприятия с государствами-агрессорами;
  • утрату или существенное сокращение рынков сбыта из-за войны;
  • обесценение активов компании из-за конфигурации рынков, связанных с войной;
  • существенное увеличение риска неплатежей клиентов и заемщиков, находящихся в зоне военных действий;
  • утрату или частичное повреждение (угрозу потери или повреждения) имущества предприятия из-за военных действий;
  • утрату источников финансирования, ухудшение условий кредитования, условий расчетов с поставщиками;
  • увеличение валютных рисков, оказывающих существенное влияние на деятельность предприятия;
  • отток значительной части квалифицированного персонала и необходимость затрат на поиск (подготовку) персонала;
  • остановка работы групп основных средств, цехов, подразделений и т.д.

Анализ возможности дальнейшей непрерывной деятельности предприятия и суждения руководства дополнительно раскройте в Примечаниях к финотчетности.

Форму 6 составляют предприятия, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность, либо занимают монопольное положение на рынке, либо в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен.

Крупные и средние предприятия вместе с годовой финотчетностью представляют отчет об управлении. Форму отчета разработайте по своему усмотрению. Ориентируйтесь на Методические рекомендации по составлению отчета об управлении, утвержденные приказом Минфина от 07.12.2018 № 982. Средние предприятия имеют право не давать в отчете нефинансовую информацию (ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете).

Юрлица, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях» от 18.09.2018 № 2545-VIII и предприятия — заготовители древесины, представляющие общественный интерес, дополнительно представляют отчет о платежах в пользу государства. Состав предприятий, представляющих общественный интерес, определен в статье 1 Закона о бухучете.

Пользователи отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства – трудовые коллективы, инвесторы и отдельные госрегуляторы. Налоговикам и статистикам этих отчетов не подавайте, поскольку они не являются формами финансовой, статистической или налоговой отчетности (ВИР, подкатегория 102.20.02; письмо Госстата от 08.02.2019 № 04.3-13/17-19).

Внимание: Отчет об управлении и отчете о платежах в пользу государства не является финансовой, налоговой или статистической отчетностью.

Напомним, что раз в год отчитываются только микропредприятия. Малые, как и средние и крупные предприятия, представляют промежуточную и годовую отчетность.

Нередки случаи, когда микропредприятие отчитывается по формам, предназначенным для малыша. Это нарушение норм НП(С)БУ 25! Стандарт не дает права выбирать между формами «м» и «мс». Следовательно, микросубъект не имеет права подавать формы №1-м и №2-м. Малые и микропредприятия могут отказаться представлять упрощенную отчетность и отчитываться полным пакетом финотчетности (п. 2 разд. II НП(С)БУ 1). Такой выбор закрепите в приказе об учетной политике.

Кроме того, упрощенным пакетом отчитываются:

  • непредпринимательские общества, не имеющие целью получать прибыль и распределять ее между участниками (ст. 85 Гражданского кодекса Украины). То есть неприбыльные организации;
  • представительства нерезидентов.

Это требования НП(С)БУ 25. Однако налоговики отрицают безусловное право неприбыльщиков составлять финотчетность по упрощенным формам. Вместе с неприбыльным отчетом они хотят видеть полный комплект финотчетности, за исключением случаев, когда неприбыльная организация — микро или малое предприятие в понимании статьи 2 Закона о бухучете (ВИР, подкатегория 102.20.02). То есть, они требуют, чтобы непредпринимательские общества руководствовались общими требованиями, когда выбирают пакет форм отчетов.

Кроме этого ряд предприятий составляют и представляют консолидированную финотчетность (ст. 12 Закона о бухучете, п. 2, 5 разд. и НП(С)БУ 2 «Консолидированная финансовая отчетность»). Речь о:

  • предприятия, контролирующие другие предприятия. Они составляют консолидированные финотчеты группы;
  • объединение предприятий (по предприятиям, входящим в их состав), если это предусматривают учредительные документы объединений предприятий в соответствии с законодательством.

Внимание: малые и средние группы (кроме групп, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес) освобождены от обязательного составления консолидированной финотчетности. Критерии разделения групп на малые, средние и большие содержат часть 1 статьи 12 Закона о бухучете и пункт 6 раздела I НП(С)БУ 2.

Перечень форм консолидированной финотчетности содержит приложение 2 к НП(С)БУ 1.

Финансовая отчетность: как подать и уточнить

Сроки представления годовой финотчетности определены в статье 11 Закона о бухучете и Порядке № 419. Дата представления финотчетности зависит от способа ее представления:

  • день фактической передачи — когда подают лично;
  • дата, когда отчетность получил адресат, — в случае отправки по почте. Ее отмечает на штемпеле предприятие связи, обслуживающего адресата;
  • дата получения электронного сообщения от центра сбора финотчетности или соответствующего органа — в случае представления в электронном формате (п. 4 Порядка № 419).

Подавайте финотчетность в органы статистики исключительно в электронном виде (ст. 10 Закона Украины «Об официальной статистике» от 16.08.2022 № 2524-IX).

Сроки, в которые финотчетность должны подать юрлица, отчитывающиеся по НП(С)БУ, приведем в таблице ниже.

Сроки представления финотчетности

финансовая отчетность предприятий Украины

СКАЧАТЬ

Финотчетность статистикам и налоговикам обычно представляют одновременно через «Единое окно».

Но! Предельные сроки представления финотчетности этим органам власти разнятся. Чтобы избежать недоразумений, подайте финотчетность-2023 к статистике и налоговой не позднее 28 февраля 2024 года.

Отдельно остановимся на сроках, когда финотчетность должны представить предприятия, обязательно отчитывающиеся по МСФО. Они дополнительно представляют годовую финотчетность на основе таксономии вместе с аудиторским отчетом в центр сбора финотчетности в сроки для ее обнародования. Сроки подачи будут зависеть от категории предприятия (ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете; п. 5 Порядка № 419). Статистикам и налоговикам такую финотчетность не подавайте.

Примечания к финотчетности по МСФО в произвольной форме и аудиторское заключение пришлите в ГНС через меню «Переписка с ГНС» частной части е-кабинета плательщика (ВИР, подкатегория 102.20.01). Для этого создайте файл в формате.pdf объемом до 5 МБ. Форму примечаний выберите по своему усмотрению - письменные объяснения, таблица, график и т.д. Добавьте сопроводительное письмо.

Можно ли уточнить показатели, если допустили ошибку в финотчетности? Предприятия могут предоставить уточненную финотчетность вместо ранее представленной:

  • по результатам аудиторской проверки;
  • чтобы исправить собственноручно обнаруженные ошибки;
  • по другим причинам.

Подавайте и обнародуйте уточненную финотчетность в таком же порядке, как уточняемую финотчетность (ч. 6 ст. 14 Закона о бухучете; п. 2 Порядка № 419).

Прослушайте вебинар «Финансовая отчетность – 2023: как составить без ошибок»:

финансовая отчетность предприятия

Финансовая отчетность: как обнародовать

Кто, когда и как должен обнародовать годовой финотчет, определен в части 3 статьи 14 Закона о бухучете.

Сроки и порядок обнародования годовой финотчетности

финансовая отчетность предприятия

СКАЧАТЬ

Обнародованию может подлежать и ликвидационный баланс, если этого требует закон. Ликвидационный баланс комиссия должна быть опубликована в течение 45 дней после утверждения (п. 5 ст. 14 Закона о бухучете).

Преимущественно микро и малые предприятия не подпадают под обязательный аудит и годовую финотчетность не обнародуют. Исключение — «малыши», которые по своей организационно-правовой форме или сфере деятельности обязаны проводить аудит финотчетности и обнародовать ее, как того требует Закон о бухучете.

Какая ответственность

По общим правилам, за нарушения, связанные с финотчетностью, предусмотрена административная ответственность. Админштрафы определены в Кодексе Украины об административных правонарушениях (КоАП). Их применяют к руководителю и главбуху предприятия-нарушителя (таблица ниже).

Админштрафы за нарушения в сфере финотчетности

финансовая отчетность

СКАЧАТЬ

Через военное положение действует освобождение от ответственности за нарушения в сфере финотчетности согласно Закону № 2115 и Порядку № 419. Юрлица представляют учетные, финансовые, бухгалтерские, аудиторские и другие отчеты в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения. В период действия военного положения, а также в течение трех месяцев после его завершения к юрлицам не применяют административную и/или уголовную ответственность за непредставление или несвоевременное представление такой отчетности (пп. 1, 2 п. 1 Закона № 2115; п. 2 Порядка № 419). Такие же послабления с аналогичными сроками касаются обнародования финотчетности (пп. 4-1 п. 1 Закона № 2115).

Внимание: во время военного положения не штрафуют за нарушение сроков представления и обнародования финотчетности.

Освобождение от ответственности в течение действия военного положения и три месяца после его завершения с 27.05.2022 предусмотрено и в НК. Плательщики налога на прибыль, которые в соответствии с Законом о бухучете обязаны обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским отчетом, освобождаются от предусмотренной НК ответственности за неподачу или несвоевременное представление годовой финансовой отчетности, подлежащей обнародованию вместе с аудиторским отчетом.

Не будут штрафовать также, если не предоставите уточняющий расчет в годовую прибыльную декларацию. Речь идет о прибыльной декларации, которую подают, когда показатели обнародованной вместе с аудиторским отчетом годовой финотчетности претерпели изменения по сравнению с показателями Отчета о финансовом состоянии (Баланс) и Отчета о прибылях и убытках и другой совокупный доход (Отчета о финансовых результатах), подаваемых вместе с налоговой декларацией, и такие изменения повлияли на показатели ранее поданной годовой подоходной декларации за соответствующий налоговый (отчетный) период (пп. 69-1 подраздел 10 разд. ХХ НК).


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді