Расчеты с поставщиками и подрядчиками: бухгалтерский учет

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Самая повседневная операция в бухгалтерском учете? Пожалуй, это учет расчетов, ведь приобретение товаров, работ, услуг происходит почти каждый день. Какие счета используются, учет налогового кредита по НДС, как влияет система налогообложения на расчеты и в какой форме их можно проводить, расчеты в иностранной валюте – это вопрос данного обзора

✅ ВСІ ОНЛАЙН КАЛЬКУЛЯТОРИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА ✅

Бухгалтерские счета для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками обычно ведется с использованием четырех бухгалтерских счетов, которые предлагает Инструкция к Плану счета в бухгалтерском учете, утвержденная приказом Минфина от 30.11.1999 № 296 (далее Инструкция № 291). Они приведены в таблице ниже.

СЧЕТА ДЛЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

Счет

Название

Назначение в бухгалтерском учете

Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Счет 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

631

Расчеты с отечественными поставщиками

Ведется основная масса расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет ведется не только по расчетам по приобретению товарно-материальных ценностей (ТМЦ), но и приобретению работ, услуг, основных средств, других внеоборотных активов. Обычно они соединены с основной деятельностью компании.

Здесь же ведется учет расчетов с подрядчиками

632

Расчеты с иностранными поставщиками

Аналогичен субсчету 631, но используется для учета расчетов с иностранными поставщиками и подрядчиками, то есть нерезидентами. Остаток по нему на дату баланса меняется не только по причине расчетов, но и по причине курсовых разниц – вся сумма задолженности, которая должна погашаться в иностранной валюте, перечисляется по курсу НБУ по правилам НП(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов»

68 «Расчеты по другим операциям»

685

Расчеты с другими кредиторами

Данный счет обычно используется предприятиями для:

  • учета приобретения ТМЦ, работ, услуг некоммерческого характера (например, закупка определенных подарков в рамках благотворительной деятельности, услуг и ТМЦ для базы отдыха, которую содержит предприятие и т.д.). Этот некоммерческий вариант использования субсчета предусмотрен и Инструкцией № 291;
  • учета расчетов по аренде (приобретение услуг аренды);
  • расчетов по оплате коммунальных услуг, услуг связи;
  • расчетов с поставщиками, которых существует необходимость отделить от основных поставок, ведущихся по субсчету 631.

В целом данный счет является альтернативой субсчету 631 и они во многих случаях являются взаимозаменяемыми

686

Расчеты по операциям по переводу*

субсчет предназначен для учета расчетов по операциям предоставления платежных услуг поставщиками финансовых платежных услуг

Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков

371

Расчеты по выданным авансам

Ведется учет задолженности поставщика (подрядчика) по полученной предыдущей оплате. Как правило, по субсчету 371 ведется учет расчетов авансов по товарам, работам и услугам, входящим в основную деятельность предприятия и время поставки, ожидается более одного дня

377

Расчеты с другими дебиторами

на данном субсчете ведется учет расчетов по другим операциям, учет которых не отражается на других субсчетах счета 37 «Расчеты с разными дебиторами», например:

  • расчеты по операциям, связанным с осуществлением совместной деятельности (без создания юридического лица);
  • все виды расчетов с работниками (кроме расчетов по выплатам работникам и с подотчетными лицами). Через подотчетных лиц, в частности, могут происходить и расчеты с поставщиками и подрядчиками;
  • прочие расчеты. К примеру, это может быть та же ситуация, что и при использовании субсчета 685 – необходимость части расчетов от основных поставок. Другой вариант – учет аванса, по которому снабжение происходит «на месте» или отдельных операций в пределах одного дня, например расчеты с таможенными брокерами, оплата услуг нотариуса

* это новый субсчет, который был введен в План счетов с февраля 2024 года (приказ Минфина от 10.01.2024 № 10)

Кроме приведенных счетов может использоваться субсчет 682 «Внутренние расчеты». Это ситуация, когда поставщиком или подрядчиком является дочернее (ассоциированное) предприятие (не путаем с филиалами).

Относительно разделения в учете поставщиков и подрядчиков – в этом нет никакой необходимости, так как подрядчик – это тот же поставщик. В большинстве своем так называют исполнителей строительных контрактов.

Субсчет 631 или 685: в чем разница

Обращаем внимание, что использование субсчетов 631 и 685 нигде подробно не определено, поэтому на практике зависит учетной политики и традиции, которые сложились на определенном предприятии. Возможные варианты приведены в таблице ниже.

РАЗЛИЧИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ В УЧЕТЕ СУБСЧЕТОВ
631 «РАСЧЕТЫ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПОСТАВЩИКАМИ»
И 685 «РАСЧЕТЫ С ДРУГИМИ КРЕДИТОРАМИ»

Субсчета учета расчетов

Вариант 1
(как в Инструкции № 291)

Варианты «как удобно»*

Вариант 2

Вариант 3**

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

учет расчетов со всеми отечественными поставщиками, подрядчиками, как по ТМЦ, так и по всем работам, услугам

  • учет расчетов по поставкам ТМЦ для производственных нужд;
  • расчеты с подрядчиками по строительным контрактам;
  • приобретение основных средств и других внеоборотных активов

учет только расчетов по ТМЦ

685 «Расчеты с другими кредиторами»

расчеты только по некоммерческим операциям

  • для учета коммунальных услуг, услуг связи, Интернет;
  • для учета аренды;
  • учет поставок для целей офиса

учет расчетов по работам и услугам

*желательно их прописать в приказе об учетной политике;

** такой подход связан с тем Планом счетов, который существовал в Украине еще в 90-х годах, когда расчеты по услугам были на отдельном счете. Оттуда такова логика разделения счетов для учета расчетов с поставщиками частью предприятий была перенесена уже на План счетов по Инструкции № 291

Есть и еще один вариант: некоторые предприятия на субсчете 685 ведут учет расчетов по всем работам, услугам, а на субсчете 631 – только расчеты по ТМЦ.

Таких вариантов использования, как 2 и 3 из таблицы выше, Инструкция № 291 не имеет. Кроме того, субсчет 685 входит в группу «Расчеты по другим операциям», то есть иным, чем расчеты с поставщиками и подрядчиками. Если же смотреть на название субсчета 631, то предполагается, что он может использоваться по расчетам со всеми поставщиками, в т.ч. и работ и услуг. Следовательно, если следовать Инструкции № 291, то расчеты за коммунальные услуги и другие следует вести все же на субсчете 631 (вариант 1).

Внимание: Субсчет 631 достаточно универсален и может использоваться для расчетов со всеми поставщиками, в т.ч. и работ, услуг.

Однако та же самая Инструкция № 291 упоминает для субсчета 685 учет «Прочих операций». Которые как раз не уточняет. Поэтому отнесение коммунальных или иных услуг на субсчет 685 нельзя рассматривать как какое-либо нарушение, бухгалтер предприятия может видеть их как те же «другие операции». Пользуйтесь тем способом разделения счетов, который удобен для конкретного предприятия. Для надежности такой вариант учета лучше закрепить на уровне приказа об учетной политике.

В какой форме разрешены расчеты

Если предприятие находится на общей системе налогообложения (налог на прибыль), то над данным вопросом задумываться не следует – форма расчетов может быть любая (наличная, безналичная, бартер).

Однако, если предприятие – единщик (3 группа), то расчеты в неденежной форме запрещены (п. 291.6 Налогового кодекса Украины, далее НК). Тогда забыть следует о бартере, расчетах векселями. Только расчеты наличными или безналичные, в том числе с использованием электронных денег (платежная карта это тоже безналичная форма расчета). Нарушение чревато уплатой налога по ставке 15% с проведенной операции, а также утратой права нахождения на упрощенной системе. Упрощенцы могут рассчитываться только наличными или в безналичной форме (в том числе с использованием электронных денег). Однако исключением является группа 4 единого налога (сельскохозяйственная) – им разрешены все формы расчетов.

Внимание: требования пунктов 291.5 – 291.6 НК не распространяются на плательщиков единого налога третьей группы – электронных резидентов (е-резидентов).

Также, если в расчетах нужно использовать РРО (кассовый аппарат), то помним, что платеж по банковской карте считается расчетной операцией, которая может нуждаться в РРО на уровне с наличными. К примеру, это продажа технически сложных продуктов, требующих гарантийного обслуживания (независимо от системы налогообложения поставщика).

Внимание: проведение расчетов может потребовать РРО (кассовый аппарат).

Расчеты с поставщиками и НДС, включенный в цену

При расчетах с поставщиками при условии, что обе стороны являются плательщиками НДС у покупателя возникает право на налоговый кредит, то есть сумма НДС в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг уменьшает обязательства по налогу перед бюджетом. При этом действуют такие правила, которые взаимодополняют друг друга:

  • налоговый кредит можно признать только при регистрации налоговой накладной поставщиком в ЕРНН (п. 198.6 НК);
  • право на налоговый кредит возникает по правилу первого события: на дату совершенного аванса (предварительной оплаты) или на дату получения товаров, результатов работ, услуг (п. 198. 2 НК).

Выходит, что если был перечислен аванс, то при прохождении регистрации налоговой накладной покупатель получает право на налоговый кредит.

Внимание: Перечисленный поставщику аванс дает только право на налоговый кредит. Однако его можно признать только когда поставщик зарегистрирует налоговую накладную.

При импорте товаров производится уплата «импортного» НДС. Относительно импорта услуг действуют правила пп. 186.2 и 186.3 НК. При этом после уплаты импортного НДС у плательщика НДС возникает право на налоговый кредит.

Бухгалтерский учет НДС при расчетах с поставщиками и подрядчиками

Уже давно (с августа 2019 года) упразднена Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом Минфина от 01.07.1997 № 141 (далее Инструкция по учету НДС). Однако никаких разъяснений или новых инструкций не выдала налоговая. Кроме того, бухгалтерские проводки в данной инструкции в целом соответствуют нынешним правилам бухгалтерского учета в НП(С)БУ, действующему Плану счетов и Инструкции № 291. Поэтому отмена Инструкции по учету НДС никак на этот учет не повлияла, в т.ч. и по расчетам с поставщиками.

При необходимости решения проблемных вопросов в учете можно ориентироваться на упомянутую Инструкцию по учету НДС как справочный документ. Так как ссылаться на эту инструкцию как на нормативный документ из-за утраты силы нельзя, то все спорные вопросы, связанные с отражением на бухгалтерских счетах учета НДС по расчетам с поставщиками и подрядчиками, другими операциями, можно урегулировать в приказе об учетной политике предприятия.

Из НП(С)БУ и Инструкции № 291 можно выделить следующие общие правила учета НДС:

  • у плательщиков НДС данный налог не включается в первоначальную стоимость приобретенных товаров, работ и услуг, а признается в составе налогового кредита по НДС, отражаемому по Дт субсчета 641 «Расчеты по налогам» (как косвенный налог, см. в частности п. 9 НП(С)БУ 9 «Запасы»);
  • признать налоговый кредит по НДС по Дт субсчета 641 «Расчеты по налогам» плательщик НДС может только при регистрации налоговой накладной поставщиком или подрядчиком. До признания налогового кредита сумма НДС учитывается с использованием открытых аналитических счетов в транзитный субсчет 644 «Налоговый кредит»;
  • у неплательщиков НДС сумма налога, уплаченного в цене приобретенных товаров, работ, услуг включается в первоначальную стоимость таких товаров, работ, услуг как косвенный налог, не возмещаемый покупателю (например, тот же п. 9 НП(С)БУ 9 «Запасы»);
  • у плательщиков НДС, если товары, работы, услуги приобретаются для использования в деятельности, не являющейся объектом налогообложения или освобожденной от НДС, то при приобретении сначала признается налоговый кредит, а затем – компенсирующее налоговое обязательство по НДС. Сумма такого компенсирующего налогового обязательства относится к составу расходов налогоплательщика (в ранее упомянутой Инструкции по НДС для этого предлагался субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности», что в целом не противоречит требованиям НП(С)БУ 16 «Расходы» и Инструкции № 291.

Бухгалтерские проводки по учету НДС рассмотрим далее в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Проводки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками

Бухгалтерские проводки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками будут такими, как в таблице ниже.

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДНИКАМИ

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сумма

Первое событие – получение товара

1

получен товар от поставщика

281

631

8000,00

2

отражено право на налоговый кредит до регистрации налоговой накладной поставщиком

6442*

631

1600,00

3

начислен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной поставщиком в ЕРНН

6411

6442

1600,00

4

уплата товара поставщику

631

311

9600,00

Первое событие – уплата аванса поставщику

1

перечисление предварительной оплаты за товар поставщику

371

311

9600,00

2

отражено право на налоговый кредит до регистрации налоговой накладной поставщиком

6442

6441**

1600,00

3

начислен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной поставщиком в ЕРНН

6411

6442

1600,00

4

получен товар от поставщика

281

631

8000,00

5

отражены расчеты с поставщиком в части НДС

6441

631

1600,00

6

отражен взаимозачет задолженностей с поставщиком

631

371

9600,00

Оплата услуг аренды в месяц

1

уплаченный аванс за аренду поставщику данной услуги

371

311

12000,00

2

отражено право на налоговый кредит до регистрации налоговой накладной арендодателем

6442

6441

2000,00

3

начислен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной арендодателем

6411

6442

2000,00

4

отражена стоимость услуги аренды после подписания акта приемки-передачи услуги

92

685

10000,00

5

отражены расчеты с арендодателем в части НДС

6441

685

10000,00

6

отражен взаимозачет задолженностей с арендодателем

685

371

12000,00

7

административные расходы отнесены на финансовый результат операционной деятельности

791

92

10000,00

Учет расчетов с подрядчиком

1

подрядчик осуществил ремонтные работы, подписан акт выполненных работ

23

631

8000,00

2

отражено право на налоговый кредит до регистрации налоговой накладной подрядчиком

6442*

631

1600,00

3

начислен налоговый кредит по НДС после регистрации налоговой накладной подрядчиком в ЕРНН

6411

6442

1600,00

4

оплата выполненных работ подрядчику

631

311

9600,00

Учет расчетов «на месте» или отдельных операций по предварительной оплате

1

предварительная уплата послу таможенного брокера и перевод ему средств на уплату НДС и пошлины

377

311

21500,00

2

сумма НДС отнесена к налоговому кредиту

641.1

377

20000,00

3

сумма пошлины включена в первоначальную стоимость товаров

281

377

500,00

4

стоимость услуг брокера отнесена к первоначальной стоимости товаров

281

377

1000,00

* 6442 – такой субсчет часто используют для учета налогового кредита, когда право на него возникло, а налоговой накладной еще нет;
**6441 – такой субсчет используют для учета налогового кредита при уплаченных авансах


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді