Открытие секонд-хенда
Что такое секонд-хенд
Секонд-хенд (от англ. – second hand, дословный перевод – «вторые руки») – это вещи, которые были в употреблении и продаются повторно. Это не обязательно одежда и обувь, это могут быть аксессуары, игрушки, белье и т.д.
Продажа секонд-хенда в правовом, налоговом и бухгалтерском аспектах почти ничем не отличается от продажи обычной одежды, обуви, игрушек и других сопутствующих товаров. Следовательно, и избрание формы такого бизнеса имеет те же соображения. Специфика есть только в единицах измерения отпускаемых товаров – распространенное применение весовых единиц для одежды (кг).
Банк проведень: безоплатна передача й отримання товарів
Как открыть секонд-хенд: организационная форма
Будущее предприятие может выбрать такие варианты, как:
- регистрацию физлицом-предпринимателем – ФЛП. Это наиболее простой вариант, который можно осуществить за 24 часа. Открывает возможности для использования 2 группы единого налога;
- создание юрлица, то есть предприятия. Целесообразными организационно-правовыми формами является общество с ограниченной ответственностью (ООО) или частное предприятие (ЧП). В обоих вариантах можно быть как единственным собственником, так и совладельцем. Форма ЧП менее урегулирована по сравнению с ООО, осуществляющими деятельность в правовом поле Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 06.02.2018 г. № 2275. Из-за данных нюансов регистрация ЧП все же лучше подходит для единоличного владения бизнесом.
При продаже секонд-хенда встречаются все описанные выше варианты – ФЛП, ООО и ЧП. Сравнение основных преимуществ и недостатков приведено в таблице ниже.
СРАВНЕНИЕ РЕГИСТРАЦИИ ФЛП И ЮРОСУБОТА ДЛЯ СЕКОНД-ХЕНДА | |
Преимущества | Недостатки |
Регистрация физлицом-предпринимателем – ФЛП: | |
|
|
Регистрация юрлица – ООО или ЧП: | |
|
|
* можно использовать и 1 группу единого налога, но она очень ограничена – розничная продажа только на рынках и достаточно малый для секонд-хенда объем годового дохода (выручки) – 167 минимальных зарплат (МЗП) на 01 января, что в 2023 году составляет 1 118 900 грн (=6700 грн ×167) и отсутствие наемных работников. Однако такой вариант возможен для единоличной достаточно мелкой торговли секонд-хендом на рынке; ** 1167 МЗП на 01 января, что в 2023 году составляет 7 818 900 грн (=6700 грн × 1167); ***на ФЛП отдельно нельзя зарегистрировать, например автомобиль или недвижимость, так как регистрация возможна только на физлицо или юрлицо |
Если бизнес уже существует, но он другой, то может быть изменение при необходимости уже зарегистрированных видов деятельности (кодов по КВЭД см. далее) и системы налогообложения уже открытого ФЛП или зарегистрированного юрлица.
Українські суб’єкти господарювання розширюють ринки збуту й активно продають свої товари на закордонних маркетплейсах. Експерти пояснили як правильно задокументувати, облікувати й оподаткувати продаж товарів
Какой КВЭД для секонд-хенда
Для торговли секонд-хенда следует предусмотреть, чтобы при регистрации в ЕГР был открыт код по Классификатору видов экономической деятельности (КВЭД) 47.79 «Розничная торговля подержанными товарами в магазинах». Он включает в себя розничную торговлю:
- букинистическими книгами;
- другими подержанными товарами;
- торговлю антиквариатом;
- деятельность аукционных домов (тоже розничных).
Этот код не обязательно должен быть главным, но должен быть среди всех кодов, открытых предприятием. Данный вид деятельности не состоит среди запрещенных для групп упрощенной системы налогообложения (единого налога).
Какая система налогообложения для продажи секонд-хенда
При выборе системы налогообложения для бизнеса по продаже секонд-хенда, в первую очередь, руководствуемся ожидаемым объемом продаж. Рубежной цифрой 1167 минимальных зарплат (МЗП) на 01 января, что в 2023 году составляет 7 818 900 грн (=6700 грн ×1167). Непревышение данной суммы дохода (выручки) позволяет находиться на упрощенной системе налогообложения, то есть уплачивать единый налог. Для бизнеса это наиболее выгодные условия по сравнению с общей налогооблагаемой системой, на которой платят:
- ФЛП – налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 18%, военный сбор (ВЗ) 1,5% и единый социальный взнос (ЕСВ) 22%. Базой начисления всех этих платежей является так называемый чистый налогооблагаемый доход предпринимателя, каков его доходы за минусом расходов, но только таких, которые разрешены в Налоговом кодексе Украины. Предпринимателю нужно вести Книгу учета доходов и расходов. Более подробно о данной системе налогообложения читайте в материале Все о ФЛП на общей системе налогообложения;
- Юрлица – налог на прибыль 18%, базой начисления которого является прибыль, рассчитываемая как разница между доходами и расходами, определяемыми по правилам бухгалтерского учета. Правда, на общей системе еще может быть земельный налог, если здание магазина находится в собственности Ведение бухгалтерского учета является обязательным условием деятельности юрлица. Более подробно о данной системе налогообложения юрлиц читайте в материале Налог на прибыль в 2023 году.
На упрощенной системе налогообложения возможны два варианта – либо фиксированная сумма единого налога (2 группа), либо же единый налог как % от дохода (не прибыли!).
Обзор различий между группами 2 и 3 единого налога в ФЛП и юрлиц приведен в таблице ниже. Или более подробно читайте в материале Упрощенная система налогообложения: преимущества и недостатки.
- Національна сертифікація бухгалтерів — 2025 ⏩
- Професійна сертифікація за МСФЗ ⏩
- Національна сертифікація головбуха медичного КНП — 2025 ⏩
- ПДВ: від азів до майстерності ⏩
- Розрахунок зарплати, звітність, перевірки ⏩
- РРО: робота, помилки та штрафи ⏩
- ФОП-єдиноподатник: практикум для бухгалтера та підприємця ⏩
- Благодійні організації: практикум з обліку та оподаткування ⏩
Внимание: наиболее выгодной для секонд-хендов является 2 группа единого налога, если это позволяют объемы бизнеса.
СРАВНЕНИЕ УСЛОВИЙ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА ПО ПРОДАЖЕ СЕКОНД-ХЕНДА | |
2 группа | 3 группа |
Кто может находиться: | |
только ФЛП | ФЛП и юрлица |
Размер единого налога: | |
20% МЗП на 01 января – 1340 грн – ежемесячно |
|
Разрешенный объем дохода: | |
5 587 800 грн (=6700 грн* × 834) | 7 818 900 грн (=6700 грн* ×1167) |
Уплата НДС: | |
нет | да, возможна* |
Уплата ЕСВ: | |
да, 22% от МЗП – ежемесячно | да, в ФЛП – 22% от МЗП – ежемесячно |
Количество наемных работников: | |
до 10 человек | не ограничивается |
Разрешены виды деятельности, если планируется что-то кроме продажи секонд-хенда: | |
| те, которые не запрещены в п. 291.5 Налогового кодекса |
Ведение учета: | |
в Книге учета доходов | ФЛП:
Юрлица – полноценный бухгалтерский учет предприятия*** |
* 6700 грн – это МЗП на 01 января 2023 года; ** можно не быть плательщиком НДС в пределах дохода, позволяющего находиться на упрощенной системе; *** то есть учет, используя метод двойной записи, отражает активы и обязательства, доходы и расходы, денежные потоки, составление финансовой отчетности и с соблюдением других требований Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996 |
У декларації з ПДВ — від’ємне значення: чи можна отримати бюджетне відшкодування
Какие документы нужны для открытия секонд-хенда
При открытии магазина секонд-хенда нужно иметь следующие документы:
- выписка из ЕГР о регистрации ФЛП или юрлица;
- договор аренды или документы, удостоверяющие собственность на помещение;
- декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по пожарной безопасности. Ее нужно зарегистрировать через портал электронных услуг ГСЧС или через «Дія». Это требования ч. 2 ст. 57 Кодекса гражданской защиты Украины и п. 9 Порядка представления и регистрации декларации соответствия материально-технической базы предприятия требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, утвержденного постановлением Кабмина от 05.06.2013 г. № 440 (далее – Порядок № 440). Однако декларация не нужна, когда помещение магазина арендуется и такая декларация подавалась собственником. Другие исключения приведены в п. 1 Порядка №440;
- декларация соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства (форма из постановления Кабмина от 07.12.2016 г. № 922), которую подать следует в местный орган Госпродпотребслужбы. Он заменяет собой заключение государственной санитарно эпидемиологической экспертизы (СЭС). Необходимость данного вывода вытекает из требования подтвердить соответствие помещения (места) для осуществления деятельности в сфере торговли необходимым санитарным нормам, а технического состояния помещения (места), здания – требованиям по хранению и продаже соответствующих товаров, а также охране труда (см. абз. 2 п. 10 Порядка осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденного постановлением Кабмина от 15.06.2006 г. № 833, далее – Порядок № 833). Торговля секонд-хендом не входит в перечня действий, которые не могут производиться на основании декларации (см. постановление Кабмина от 25.08.2010 г. № 725), поэтому можно обойтись данной декларацией и не заключать СЭС.
Кроме того, необходимо в магазине секонд-хенда:
- завести Журнал регистрации проверок. Форма есть в приказе Госкомпредпринимательства от 10.08.1998 г. №18;
- обеспечить наличие на видном и доступном месте Уголка покупателя, в котором должна быть размещена информация о наименовании владельца магазина, адресах и номерах телефонов местного органа Госпродпотребслужбы (см. абз. 3 п. 10 Порядка № 833). Это может быть стенд или стол. В данном уголке можно также разместить любую другую информацию, которая полезна покупателю, например о скидках и графике завоза товара.
От поставщиков секонд-хенда нужно иметь:
- накладные на поставку товара;
- сертификат санитарной обработки на вещи, допускаемые к продаже;
- свидетельство о проведении санитарной экспертизы.