Валютное регулирование в Украине
Валютное регулирование в Украине 2024
Валютный надзор регулируется сегодня следующими правилами (валютное законодательство):
- Закон «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 № 2473-VIII (далее – Закон № 2473);
- Положение о мерах защиты и определение порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением правления НБУ от 02.01.2019 № 5 (далее – Положение № 5);
- Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденное постановлением правления НБУ от 02.01.2019 № 7 (далее – Инструкция № 7);
- постановление правления НБУ от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения» (далее – Постановление № 18).
Штрафи за невчасну сплату пені у сфері ЗЕД
Контроль за предельным сроком расчетов
Предельный срок расчетов – это срок между оформлением таможенной декларации и осуществлением платежа, то есть между поставкой и окончательным расчетом. Выходит, что за это время, за которое должно состояться закрытие ВЭД-контракта расчетом по нему. Этот срок сейчас составляет 180 к. дней (специальная, «военная» норма п. 142 Постановления № 18). Такой срок действует с 05 апреля 2022 года во время действия военного положения (п. 21 Постановления № 18), а до этого он составлял 365 к. дней и должен восстановиться после окончания военного положения (п. 21 раздела II Положения № 5, пп. 2 ст. 12 Закона № 2473). Правила отсчета предельных сроков расчетов изложены в таблице ниже.
ОТЧЕТ СРОКОВ ВАЛЮТНОГО НАДЗОРА | |
Экспорт | Импорт |
Дата начала надзора: | |
|
|
Дата окончания надзора**: | |
|
|
* учитывается зачисление именно на текущий, а не распределительный счет; ** дата последнего события по соответствующей операции (последняя дата платежа, поступление средств, дата поставки товара, дата зачисления встречных однородных требований) – если сумма расчетов по экспорту-импорту не превысила 400 тыс. грн (пп. «1» п. 9 раздела ІІІ Инструкции № 7); *** действует только после предъявления документа банка |
К операциям, менее 400 тыс. грн, предельный срок по расчетам вообще не применяется (это так называемый «незначительный размер операции», пп. 7 п. 2 Инструкции № 5, ч. 1 ст. 20 Закона от 06.12.2019 № 361-IX, он же – Закон о финмониторинге). Это одновременно и стоящий предел финмониторинга (о нем читайте подробнее – Финансовый мониторинг).
Надзор за соблюдением предельных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям осуществляют коммерческие банки, обслуживающие следующие расчеты (Инструкция №7). Однако никаких штрафных санкций банк сам не начисляет, а уведомляет о нарушении органы ГНС (ч. 6. ст. 11 Закона № 2473). ГНС, в свою очередь, начисляет пеню и занимается ее взысканием (ч. 8 ст. 13, ст. 15 Закона № 2473).
Как правило, о нарушении предельных сроков банк сообщает и самому нарушителю, хотя и не обязан это делать.
Внимание: 180 календарных дней – это срок надзора по расчетам за ВЭД-контрактами, за соблюдением которого наблюдают банки.
▶️ Як потрапити до «клубу білого бізнесу»
▶️ Коли зможете переглянути Перелік платників податків із високим рівнем добровільного дотримання податкового законодавства
▶️ Яку інформацію виноситимуть на загал і як цього уникнути
▶️ Як визначатимуть показники
▶️ Які пільги у бронюванні працівників
О дроблении операций с целью пройти валютный надзор
В случае обнаружения искусственного дробления сделки, чтобы уложиться в 400 тыс. грн, банк должен продолжать валютный надзор. Признаки дробления операции (см. пп. «5» п. 3 раздела I Инструкции № 7, а также в пп. «2» п. 2 Положения о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о утвержденных валютных операциях) постановлением правления НБУ от 02.01.2019 № 8):
- экспорт (поставка) осуществляется одним резидентом;
- есть контрагент-нерезидент, связывающий между собой операции; есть договор (контракт, соглашение, другой документ), связывающий операции между собой;
- сумма каждой экспортной сделки меньше 400 тыс. грн;
- сумма каждой экспортной операции за календарный месяц превышает 10-кратный размер сделки на незначительную сумму;
- валютные операции осуществляются 3 раза и больше в неделю;
- валютные операции производится 10 раз и более на календарный месяц;
- общая сумма валютных сделок за неделю превышает 2-кратный размер 400 тыс. грн (или эквивалента по курсу НБУ);
- общая сумма сделок за календарный месяц превышает 8-кратный размер 400 тыс. грн (или эквивалента по курсу НБУ).
На основе совокупности вышеупомянутых критериев и собственных банк может принять решение о дроблении операции и нарушении предельных сроков, несмотря на соблюдение в экспортно-импортных операциях формальных критериев.
Операции, не подлежащие валютному надзору предельных сроков расчета
Валютному надзору не подлежат не только операции менее 400 тыс. грн. Да, за постановлением правления НБУ от 14.05.2019 № 67 «Об установлении исключений и (или) особенностей введения предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров» (далее – Постановление № 67) не подлежат надзору предельных сроков расчетов следующие операции:
- импорт товаров по госконтрактам для «оборонки»;
- импорт некоторых медикаментов (соглашения Минздрава со специализированными организациями); импорт услуг для лечения редких заболеваний;
- импорт товаров для космической и авиационной техники;
- соглашения о разделе продукции;
- импорт товаров в рамках выполнения государственных контрактов в соответствии с утвержденными основными показателями оборонного заказа на 2020 и 2021 годы;
- экспорт работ, услуг (исключение – транспортные и страховые) и прав интеллектуальной собственности (такое ослабление выгодно IT-сфере);
- товары и услуги, подлежащие закупке в соответствии с соглашениями НОК, необходимыми для обеспечения участия национальных сборных команд в Олимпийских играх и других соревнованиях;
- туристические продукты (услуги), импортируемые в соответствии с ВЭД-контрактами в туристической отрасли, в т.ч. реализация туристическими операторами туристических товаров (услуг) нерезидентов;
- товары, работы, услуги оборонного назначения, а также закупаемые государственными заказчиками в сфере обороны, другие товары военного назначения (см. пп. 911 п. 1 Постановления № 67);
- товары электроэнергетической сферы по определенным кодам УКТ ВЭД (см. пп. «13» п. 1 Постановления № 67).
Дозволи та валютні вимоги для ввезення квадракоптерів на митну територію України. Митні послаблення, податкові пільги та бухоблік імпорту БПЛА
Зачисление выручки на банковские счета экспортеров
Обязательная продажа выручки экспортерами по внешнеэкономическим контрактам сейчас отсутствует. Он был упразднен еще в 2019 году постановлением НБУ от 06.02.2019 № 35. Во время военного положения его не восстанавливали. Однако это типичная мера для стабилизации курса национальной валюты, когда она снижается относительно иностранных валют.
Обратите внимание, что могут использоваться так называемые распределительные счета для исходного зачисление инвалютной выручки.
Денежные средства перед тем, как попасть на текущий счет, могут сначала зачисляться именно на распределительный счет в банке (п. 108 Положения № 5, а сделки есть в п. 110 Положения № 5). По сути, он является транзитным счетом. Эти две операции – зачисление на распределительный счет и перечисление на текущий счет – могут быть как в течение одного дня, так и в разные дни. Однако есть ограничение – зачисление на текущий счет должно быть не позднее следующего дня по поступлению на распределительный (см. пп. «1» п. 52 Положения № 5).
Внимание: обязательная продажа валютной выручки на сегодня отсутствует.
На распределительный счет также засчитываются и нахождения в виде иностранных инвестиций, кредитов и ссуд. Однако есть исключения – инвалютные платежи, которые зачисляются на текущий счет (пп. 1521, 25 и 27 п. 109 Положения № 5). В частности, это поступление:
- от торговли валютными ценностями;
- по возврату средств на командировку за границу;
- по переводу средств для совместной инвестиционной деятельности с участием нерезидента-инвестора без создания юридического лица (читайте о совместной деятельности).
Внимание: операция по валютному надзору снимается после зачисления средств на текущий, а не распределительный счет.
Различить текущий и распределительный счет можно по их номерам. За Планом счетов бухгалтерского учета банков Украины, утвержденного постановлением правления НБУ от 11.09.2017 г. № 89, имеем следующие первые 4 цифры счета:
- 2600 «Средства по требованию субъектов хозяйствования» – текущий счет субъектов хозяйствования (предприятия и ФЛП);
- 2603 «Распределительные счета субъектов ведения хозяйства» – распределительный счет. Такие счета открываются персонально каждому клиенту и применяются для учета средств, подлежащих распределению или предварительному надзору.
В формате номера IBAN данные цифры начинаются с 16-го разряда. Выглядит это так:
- UA********000002600********** – текущий счет;
- UA********000002603********** – распределительный счет.
Однако такие счета применяются в учете коммерческих банков. У предприятий для учета таких средств есть свои счета.
За Инструкцией к Плану счетов, что утверждена приказом Минфина от 30.11.1999 № 291 для учета средств на распределительном счете у предприятий используется субсчет 316 «Специальные счета в иностранной валюте». Этот субсчет предназначается именно для учета средств в инвалюте, подлежащих распределению или дополнительному предварительному надзору, в т.ч. сумм в инвалюте, подлежащих обязательной продаже в соответствии с законодательством.
Внимание: субсчет 316 у компаний, а в банках – 2603 предназначены для учета средств на распределительном счете.
В бухгалтерских проводках зачисление инвалютной выручки с учетом курсовых разниц по п. 6 НП(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов» должно отображаться следующим образом:
БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ ИНВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ* | |||||
№ | Дата | Хозяйственная операция | Дт | Кт | Сумма |
Ситуация наложенного платежа и положительная курсовая разница при зачислении на текущий счет | |||||
1 | 02.04.2024 | на распределительный счет зачислена выручка от нерезидента на сумму 10000$, курс НБУ 36,0029 грн/$* | 316 | 362 | 360029 грн /10000$ |
2 | 03.04.2024 | выручка от нерезидента перечислена с распределительного счета на текущий на сумму 10000$, курс НБУ 36,0247 грн/$ | 312 | 316 | 360247 грн /10000$ |
3 | 03.04.2024 | отраженный в учете доход от положительной курсовой разницы (= (36,0247 – 36,0029) × 10000 = 0,0218 × 10000 = 218) | 316 | 714 | 218,00 грн |
4 | 30.04.2024 | отраженный в учете доход от положительной курсовой разницы, курс НБУ 36,5 грн/$ (= (36,5 – 36,0247) × 10000 = 0,4753 × 10000 = 4753) | 312 | 714 | 4753,00 грн |
5 | 31.04.2024 | доходы от операционной курсовой разницы отнесены на финансовый результат операционной деятельности (=218+4753=4971,00) | 714 | 791 | 4971,00 грн |
Ситуация предоплаты и отрицательная курсовая разница при зачислении на текущий счет | |||||
1 | 16.04.2024 | на распределительный счет зачислен аванс от нерезидента на сумму 10000$, курс НБУ 36,6931 грн/$ | 316 | 681 | 366931 грн /10000$ |
2 | 17.04.2024 | выручка от нерезидента перечислена с распределительного счета на текущий на сумму 10000$, курс НБУ 36,6457 грн/$ | 312 | 316 | 366457 грн /10000$ |
3 | 17.04.2024 | отраженный в учете доход от отрицательной курсовой разницы (= (36,6931 – 36,6457) × 10000 = 0,0474 × 10000 = 474) | 945 | 316 | 474,00 грн |
4 | 31.04.2024 | отраженный в учете доход от положительной курсовой разницы, курс НБУ 36,8601 грн/$ (= (36,8601 – 36,6457) × 10000 = 0,2144 × 10000 = 2144) | 312 | 714 | 2144,00 грн |
5 | 31.04.2024 | потери от операционной курсовой разницы отнесены на финансовый результат операционной деятельности | 791 | 945 | 474,00 грн |
6 | 31.04.2024 | доходы от операционной курсовой разницы отнесены на финансовый результат операционной деятельности | 714 | 791 | 2144,00 грн |
* курс НБУ – взяты условные числа, чтобы показать учеты курсовых разниц при изменении курса |
Распределительный счет и единоналожники
Особое значение существования транзита средств с распределительного на текущий счет имеет у единоналожников, так как у них доход для целей единого налога определяется по кассовому методу. Обратите внимание, что у плательщиков единого налога:
- дата увеличения дохода – это дата зачисления денежных средств на распределительный счет (316), а не текущий счет (311). Об этом говорится в индивидуальной налоговой консультации ГФС от 09.08.2019 № 3373/6/99-99-13-02-03-14/ИПК;
- положительные курсовые разницы включаются в доход (разъяснение ГНС ВИР 108.01.12). Это значит, что если зачисление выручки на распределительный счет и затем на текущий произошло в разные дни и курс гривни укрепился, то единоналожнику еще и нужно признать доход от курсовой разницы. Отрицательные же курсовые разницы на единый налог, к сожалению, никак не влияют.
Например, особое значение данная ситуация приобретает, если средства на распределительный счет поступят 30 сентября (III квартал), а зачисленные на текущий будут 1 октября (IV квартал). Уже в декларации за ІІІ квартал – это следует показать. Иначе – будет занижение налогового обязательства по единому налогу на 3 месяца.
Внимание: у единоналожников доход возникает уже при зачислении средств на распределительный счет.
Перемещение валюты через таможенную границу Украины
Юрлица имеют декларировать валюту и валютные ценности, если они их ввозят/вывозят через границу.
Физлица в письменном виде не декларируют валюту и ценности в эквиваленте до 10000€. Если же ≥ 10000€, то обязательно письменное декларирование. Это ограничение и другие правила можно найти в п. 5 Положения о трансграничном перемещении валютных ценностей, утвержденном постановлением правления НБУ от 02.01.2019 № 3 (далее – Положение № 3).
Почтовый перевод валюты физлицами
При пересылке валюты и валютных ценностей по почте они должны иметь объявленную ценность. Ранее существовало ограничение на сумму таких ценностей. Лимит переводов за границу без открытия счетов и документов составляет 400 тыс. грн (в эквиваленте по курсу НБУ). При этом при применении платежных карт данное ограничение не действует.
В пределах 400 тыс. грн физлица могут переводить инвалюту за границу по текущим неторговым операциям или обналичивать валюту из-за границы без открытия текущего счета (п. 35, п. 40 Положения об осуществлении операций с валютными ценностями, что утверждено постановлением правления НБУ от 02.01.2019 № 2, далее – Положение № 2). Например, это следующие операции:
- выплата дивидендов;
- выплата процентов по кредиту (ссуде);
- оплата стоимости обучения;
- оплата участия в конференции, симпозиуме, культурных и спортивных мероприятиях;
- выплата авторского гонорара, премии;
- другие платежи по пп. «2»-«21» п. 4 Положения № 2.
Правила перевода с учетом Закона о финмониторинге у почтовых операторов при этом действуют следующие:
- сумма до 30 тыс. грн (в эквиваленте курсом НБУ) – необходимо предъявить оригинал документа, удостоверяющего личность, или предоставить копии е-паспорта (или заграничного е-паспорта) из приложения Дія;
- сумма от 30 тыс. грн до 400 тыс. грн (в эквиваленте по курсу НБУ) – необходимо также предъявить оригинал регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика.
Суммы более 400 тыс. грн подпадают под меры повышенного финансового мониторинга, о них, в частности, сообщается Госфинмониторинг. Для переводов понадобится открытие счета.
Что касается максимальной суммы денежного перевода за границу от физлица-резидента, то сегодня это 200 тыс. евро (у эквивалентов по курсу НБУ) в течение календарного года (п. 88 Положения № 5). В пределах данного ограничения возможны следующие переводы:
- выполнение собственных обязательств перед нерезидентом по договору страхования жизни;
- осуществление инвестиций за границу;
- размещение средств на своем счете за пределами Украины;
- предоставление нерезиденту ссуды (возвратной финансовой помощи) в иностранной валюте.
Навіть під час дії воєнного стану підприємства продовжують проводити валютні операції. На які обліково-податкові моменти звернути увагу, коли розраховуєте курсові різниці під час експортно-імпортних операцій
Ограничения переводов на иностранные счета за год
Валютный надзор – это система мер, направленных на обеспечение соблюдения субъектами валютных операций и уполномоченными учреждениями валютного законодательства.
Валютный контроль — это контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Так называемые е-лимиты применяются для переводов на текущие счета юрлиц-нерезидентов за границей или их счета в Украине для:
- физлиц – 200 тыс. евро/год (об этом лимите – см. выше по пересылке валюты по почте) (п. 88 Положения № 5);
- юрлиц и ФЛП – 2 млн евро/год (п. 89 Положения № 5).
Такие переводы могут осуществляться с целью выполнения обязательств перед нерезидентом, по договору страхования жизни, осуществления инвестиций за границу, размещения средств на собственном счете за пределами Украины (индивидуальная налоговая консультация ГНС от 02.01.2000 №1/Е/99-00 -05-01-01-14/ІПК). Юрлица и физлица могут открывать счета в иностранных банках (ч. 1 ст. 2 Закона № 2473).
Другие валютные ограничения, действующие временно во время военного положения
Кроме 180-дневного срока надзора за экспортно-импортными операциями, есть еще другие меры валютного регулирования и валютных ограничений, которые были установлены НБУ на время войны. Они представлены в таблице ниже.
ВРЕМЕННЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЕННОГО СОСТОЯНИЯ 2023 | ||
Вид ограничения | Суть ограничения | Объяснение |
выдача наличных денежных средств в иностранной валюте со счета клиента банка за пределами Украины* |
| эквивалент определяется по курсу НБУ, который в условиях военного положения пока остается неизменным |
операции с россией и беларусью | запрещение валютных расчетов российскими и белорусскими рублями, расчетов с участниками из этих стран при использовании платежных карт и других электронных платежных средств и т.д. | ограничения охватывают практически всю сферу валютных расчетов с участниками из россии и беларуси |
* из пп. «1» п. 52 Постановления №18 |
Українські підприємства активно залучають іноземні інвестиції, виграють гранти і розвиваються. Хочете бути серед успішних? Підвищуйте кваліфікацію за Міжнародними стандартами фінансової звітності
Ответственность в сфере валютного надзора
Есть штраф по ст. 1621 Кодексу Украины об административных правонарушениях за нарушение порядка осуществления валютных операций от 17 до 51 тыс. грн, который накладывается на должностных лиц.
Штрафы со стороны НБУ за нарушения в сфере валютного надзора изложены в Положение о валютном надзоре, постановление правления НБУ от 03.01.2019 № 13 (далее – Постановление №13). К примеру, за нарушение порядка проведения расчетов по валютным операциям возможен штраф в размере до 5% от собственного капитала за каждый случай нарушения (п. 43 Постановления № 13).
Если нарушены сроки расчетов с нерезидентами, то применяется начисление пени по таким правилам (п. 9 Инструкции № 7, ч. 5 ст. 13 Закона № 2473):
- пеня начисляется с 1-го дня, следующего за предельным днем валютного надзора, то есть с 366-го дня. Пеня составляет 0,3% от суммы неполученной оплаты по договору (стоимости товара, который не был поставлен) за каждый просроченный день;
- пеня начисляется в гривнах, если контракт гривневый или в гривневом эквиваленте, если контракт был заключен в иностранной валюте;
- общий размер начисленной пени не превышает сумму задолженности.
Начисление такой пени производится ГНС. Налоговики сначала фиксируют нарушения в акте проверки, а затем присылают соответствующее налоговое уведомление-решение (ППР). Такая пеня включается в денежные обязательства резидента – налогоплательщика (пп. 14.1.39 Налогового кодекса Украины, далее – НК) и подлежит уплате в течение 10 рабочих дней после получения НУР (абз. 1 п. 57.3 НК).
Внимание: 0,3% – это пеня за нарушение сроков расчетов, находившихся под валютным надзором.
Срок давности по начислению пени за нарушение предельных сроков ВЭД-расчетов специально не определен, но есть общий срок 1095 дней (п. 102.1 НК). Начало его отчисления для данной ситуации в НКУ не определено, но по общей логике оно должно отчисляться со дня совершения нарушения.