Таблица данных налогоплательщика НДС
Что такое Таблица данных плательщика НДС
Таблица данных плательщика есть в Приложении 5 постановления Кабмина от 11.12.2019 № 1165, которым утвержден Порядок приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – Порядок № 1165).
Что такое таблица данных плательщика НДС? Разберем.
Таблица данных – это информация о деятельности плательщика НДС.
Назначение Таблицы данных – проинформировать орган ГНС о специфике деятельности плательщика НДС, а именно:
- виды деятельности плательщика – непосредственно в самой в Таблице данных;
- перечень входных и исходных кодов товаров, услуг, связанных с видами деятельности плательщика – также в Таблице данных;
- особенности бизнеса налогоплательщика и его материально-технической базы, доказывающие реальность хозяйственных операций – это подается в пояснении к таблице данных.
Внимание: пояснение к таблице данных – обязательный элемент.
Таблица данных плательщика налога на добавленную стоимость: что решить
На основании Таблицы можно предупредить блокировку налоговых накладных (НН) и расчетов корректировки (РК). Она предотвращает срабатывание таких критериев блокировки, как:
- товарный «пересорт». Имеется в виду превышение в 1,5 раза поставки определенной группы товара на вычисленным остатком такого товара (см. п. 1 Приложения 3 «Критерии рискованности осуществления операций» к Порядку № 1165);
- отсутствие услуги как таковой, поставляемый на постоянной основе. Это тоже п. 1 Приложения 3 к Порядку № 1165. За услугами несоответствие кодов на входе и на выходе возникает сам собой, так как на входе могут быть товары, а на выходе – услуга, которая была оказана с их использованием;
- изменение номенклатуры товаров/услуг в РК на получателя-плательщика НДС. Имеются в виду изменение первых 4-х цифр для кодов товаров по УКТ ВЭД или первых 2-х цифр для кодов услуг за ДКПП. Это п. 4 Приложение 3 к Порядку № 1165.
Упомянутые критерии блокировки НН/РК не применяются, если Таблице данных плательщика налогов приведены коды этих товаров / услуг как поставляемых на постоянной основе. Есть шанс, что система пропустит НН/РК с кодами, которые соответствуют таблице данных, на первом этапе мониторинга и состоится безусловная регистрация.
Підкажемо на прикладах реальних ситуацій, на що зважати платникам ПДВ, коли готують таблиці даних. Адже таблиця, яку врахували контролери, є дієвим способом успішно зареєструвати податкові накладні
Примеры типичных ситуаций, когда должна помочь таблица данных:
- сельскохозяйственный производитель покупает один набор товаров-семена, горюче-смазочные материалы, удобрения, а продает совсем другой продукт, например, пшеницу или подсолнечник, который вырос из тех семян;
- предприятие осуществляет переработку давальческого сырья. На входе потребление электроэнергии, горюче-смазочных материалов, определенного сырья и материалов, а на выходе – услуга;
- предприятие-подрядчик. На входе-приобретение строительных материалов, а на выходе – снова услуга.
Также к срабатыванию блокировки может привести несоответствие детализации кодов в таблице и НН/РК. Например, в Таблице данных отметили «852852», а в НН – «8528529190». Система видит это как разные товары. Детализация должна быть одинаковая. Обновляем тогда Таблицу.
Обновление кодов УКТ ВЭД также может произойти и из-за изменений в самом классификаторе.
Внимание: Таблица данных способна решить проблему не соответствия кодов УКТ ВЭД/ДКПП в НН/РК на «входе» и «выходе».
Когда Таблица данных плательщика налога на добавленную стоимость не поможет
Таблица данных ничего не изменит, если
- плательщик налога значится как рисковый. Тогда налоговая накладная блокируется на этапе 2 проверки критериев рисковости плательщика НДС. Критерии рисковости налогоплательщика есть в Приложении 1 к Порядку № 1165. Также этот статус можно выяснить в электронном кабинете налогоплательщика. Достаточно соблюдения хотя бы одного критерия рисковости;
- НН/РК уже заблокированы. Таблица данных работает только на будущие НН/РК и не снимает блокировку уже поданных на регистрацию.
Если блокировка происходит из-за наличия рискового статуса, то прежде чем подавать таблицу, сначала следует снять именно его. Для этого по п. 6 Порядка № 1165 необходимо подать:
- Сообщение о представлении информации и копий документов о несоответствии плательщика налога критериям рисковости (идентификатор J/F13149);
- Документ произвольного формата с копиями документов в файлах (идентификатор J/F13601).
Кто может обойтись без Таблицы данных плательщика НДС
Без таблицы данных могут обходиться налогоплательщики, имеющие положительную налоговую историю. Они проходят на этапе 3 проверки положительной истории при мониторинге налоговых накладных. Критерии рисковости налогоплательщика есть в Приложении 2 к Порядку № 1165. Наличие положительной истории также можно проверить через электронный кабинет.
В какой срок подать Таблицу данных
Срок подачи неопределенный. Если заблокировали НН/РК, то делать это следует как можно скорее. У налогоплательщика 10 календарных дней на административное обжалование.
Также таблицу можно подать наперед, то есть ДО регистрации НН/РК, по которой ощущается риск возможной блокировки (разъяснение ГУ ГНС во Львовской области).
Коли платникові ПДВ не вдається розблокувати реєстрацію ПН в адміністративному порядку, єдиним шляхом вирішення проблеми залишається суд. Юрист проаналізувала судові рішення останнього року. Дізнайтеся, якуаргументацію наводили платники податків у справах, де суди ухвалили рішення на їх користь
Представление Таблицы данных налогоплательщика в ГНС
Таблица данных плательщика заполняется и подается только в электронном виде. Осуществляется это через личный кабинет налогоплательщика или через программное обеспечение типа M.E.Doc, «Сота» и аналогичного. Таблица данных имеет идентификатор J/F1312303.
Объяснение к Таблице данных налогоплательщика
Таблица подается не одна, а еще к ней обязательно прилагаются объяснение (п. 14 Порядка № 1165):
- вид (опись) хозяйственной деятельности предприятия;
- возможны ссылки на налоговую и другую отчетность. Например, это могут быть такие отчеты как Приложение 4ДФ Налогового расчета, форма №20-ОПП, декларация по налогу на прибыль, декларация по единому налогу для плательщиков группы 3 или 4;
- копии первичных документов, например, актов выполненных работ, актов оказанных услуг, оборотно-сальдовых ведомостей, данных о штатную численность работников (штатное расписание), копии приказов, договоров подряда, аренды, купли-продажи – все, что может доказать реальность хозяйственной деятельности плательщика НДС, реальность объемов производства;
- другие объяснения.
Внимание: объяснение – это обязательный элемент к Таблице данных.
По мнению налоговиков такие пояснения должны предоставлять исчерпывающую информацию о:
- материально- техническую базу, например, арендованные или собственные помещения, производственные мощности, другие основные средства. Если они арендованы, то следует предоставить копии соглашений об аренде;
- трудовые ресурсы предприятия с указанием профессий, должностей;
- должностных лиц предприятия, его учредителей, уровень зарплаты;
- описание производственного процесса, в результате которого приобретены сырье и материалы, полуфабрикаты превращаются в продукцию;
- о расширении материально-технической базы, появлении новых мощностей (информацию о таких мощностях следует внести в форму 20-ОПП!), увеличение штата работников;
- перечень направлений хозяйственной деятельности предприятия;
- для с/х производителей – данные об урожайности указанных культур;
- данные о сертификатах качества, лицензии относительно продукции, которая производится, продается, приобретается;
- источники и места хранения товаров, которые были приобретены до 01.01.2017 года (это дата старта системы мониторинга) или иные пути их появления на предприятии;
- описания сделок о приобретении товаров / услуг и другие документы, например накладные, ТТН, акты, описания посевного материала;
- данные об остатках готовой продукции, сырья. Здесь могут быть добавлены акты инвентаризации, инвентаризационные описи;
- другую информацию, которая доказывает реальность хозяйственной деятельности предприятия (например, наличие материально-технических и технологических возможностей для осуществления производства, возможностей хранения и перевозки соответствующих объемов товара, наличие достаточного количества сотрудников для такой деятельности и т. п);
- отобранные по своему усмотрению копии документов, подтверждающих осуществленные объяснения.
Кроме вышеприведенных, другие идеи по доведению «реальности» хозяйственной деятельности предприятия можно поискать еще в письме ГФС от 16.05.2016 № 16872/7/99-99-14-02-02-17 (это Методрекомендации по отработке нереальных хозяйственных операций с товарами). Также см. перечень в разъяснении ГНС в Житомирской области.
Внимание: цель объяснения – обоснование реальности деятельности плательщика НДС, ее ресурсной обеспеченности, разъяснение специфики деятельности.
Если у предприятия несколько профильных видов деятельности, по которым отдельные товары/услуги, то лучше подготовить несколько пакетов документов и подать несколько Таблиц данных.
Внимание: если много видов деятельности – подготовьте несколько Таблиц данных и отдельные пакеты документов по ним.
Пояснения, а также копии документов (J/F1360102) подаются в орган ГНС по основному месту учета плательщика, в произвольной форме, но исключительно в электронном виде. Сканированные копии документов прилагаются в формате PDF, JPG или PNG. Количество документов-100 шт (разъяснение ГНС 101.18 ВИР). Размер каждого приложения (файла) не должен превышать 2 МБ. Осуществляется это через электронный кабинет налогоплательщика или через уже упомянутое программное обеспечение.
При заполнении файла J/F1360102 необходимо указать:
- в шапке – название, дату, номер документа, который прилагается к Таблице данных. Например, его можно назвать «описание хозяйственной деятельности»;
- в самой таблице – указать номер файла в первой колонке, а во вторую прикрепить файл пояснения в формате pdf.
Якщо сплатите податок не на той рахунок, ДПС вже не штрафуватиме. Це справедливо, адже ви все одно поповнили бюджет держави. Але врегулювати напрям сплати податку маєте самотужки, подавши заяву до податкової
Правила заполнения Таблицы данных
Таблица данных налогоплательщика имеет такие графы (п. 13 Порядка № 1165):
ГРАФЫ ТАБЛИЦЫ ДАННЫХ ПЛАТЕЛЬЩИКА НДС | |
Графа | Назначение графы |
1* | Порядковый номер строки |
2 | Код вида экономической деятельности согласно КВЭД ДК 009: 2010. |
3 | Код товаров согласно УКТ ВЭД и/или коды услуг в налоговой накладной 2023 согласно ДК 016:2010, которые будут приобретаться (приобретаться) плательщиком НДС. |
4 | Код товаров согласно УКТ ВЭД и/или коды услуг согласно ДК 016:2010, поставляемых (изготавливаются) налогоплательщиком. |
* на самом деле таблица нумерации граф (колонок) не содержит. Номера здесь приведены для удобства объяснений |
При заполнении Таблицы следует придерживаться таких общих правил, которые можно выделить на основе разъяснений ГНС в 101.17 ВИР, а также письме ГФС от 06.09.2017 № 2723/99-99-07-05-01-18. Рассмотрим их:
- Каждая строка таблицы имеет код ОКВЭД, но только один код на поставку или приобретение. Это значит, что в одной строке одновременно нельзя заполнять коды товаров на приобретение (графа 3) и коды на поставки товаров (графа 4). Это надо делать в 2 строки (или нескольких строк).
ЗАПОЛНЕНИЕ СТРОК ТАБЛИЦЫ ДАННЫХ | |||
№ п/п | Код согласно КВЭДДК 009:2010 | Код согласно УКТ ВЭД/ДК 016-2010 приобретение (получение) товаров/услуг | Код согласно УКТ ВЭД / ДК 016-2010 поставка (изготовление) товаров / услуг |
Неправильно: | |||
1 | 01.11 |
|
|
2 | 01.11 | 01.61 | 1001 |
3 | 01.11 | 3102 | 1001 |
Правильно: | |||
1 | 01.11 |
| 1001* |
2 | 01.11 | 2710 |
|
3 | 01.11 | 01.61 |
|
4 | 01.11 | 3102 |
|
*сначала заполняется реализация |
- Данные надо группировать. Это значит, что поставки и приобретения, которые связаны друг с другом надо подать рядом. Группировка должна показывать технологическую связь между операциями реализации и приобретения. Последовательность зависит от вида деятельности:
- производство – сначала указывают коды на поставку (изготовление), а затем – на приобретение товаров/услуг, которые были составляющими себестоимости;
- торговля (перепродажа) – сначала коды приобретенных товаров, а затем – реализованных. При этом они должны быть одинаковыми. Размерная величина данных кодов тоже одинакова. Так, нельзя указывать код на реализацию товара в 4 знаки и тот же код при приобретении данного товара в 10 знаков – везде должен быть один подход;
- предоставление услуг – сначала заполняется реализация, а затем строка за строкой – все, что было приобретено для оказания услуги (графа 3). В случае посреднической передачи услуг значение граф 4 и 3 совпадает.
При этом не следует заполнять таблицу в перемешку, или сначала только все приобретение (по всем видам деятельности), а затем все снабжение. Проблемные группы лучше вообще подать в отдельной Таблице.
- Таблица составляется по тем операциям, которые являются типичными. Это значит, что они уже осуществлялись. Также возможно составление Таблицы в ситуации, когда уже получена предварительная оплата за товар, который еще будет только приобретенный или, когда планируется изменение определенных видов деятельности и Таблица данных подается «на опережение».
- Коды услуг (ДК 016-2010) должны быть от 5 до 14 знаков (точка тоже считается как знак). Коды в НН/ РК также должны указываться в таком же виде, в каком они были приведены в Таблице. Если на услуги был 5-значный код, то такой же 5-значный код должен использоваться и в НН/РК;
- В одной Таблице указываем не более 6 кодов КВЭД. Коды КВЕД должны быть обязательно зарегистрированными на предприятие.
- В случае значительного количества видов деятельности целесообразно представить отдельные Таблицы для основных и неосновных видов деятельности. Деятельности можно разделить по группам и отразить информацию по ним отдельно. Это позволит сделать Таблицы более компактными для восприятия и анализа, увеличивая их шансы на учет ГНС. Количество представленных таблиц данных ГНС не ограничивает.
- Не нужно указывать большое количество кодов товаров УКТ ВЭД / услуг ГКПУ. На один вид деятельности следует ограничиться пятью кодами и указать только основные товары/услуги, которые поставляются. Если надо больше – лучше тоже разбить на отдельные таблицы. Такие ограничения связаны с тем, что если налоговики обнаружат несоответствие хотя бы в одном коде, то они забракуют всю Таблицу данных.
- Нули или прочерки в Таблице не ставим. Незаполненные ячейки оставляем пустыми (так, как приведено выше на примере).
- Если Таблица данных с определенными кодами уже была принята, то в других Таблицах их дублировать не нужно.
- Если товары/услуги были приобретены у неплательщика НДС, то тогда коды УКТ ВЭД/ГКПУ надо подобрать и указать самостоятельно (разъяснение ГНС).
- Если добавились новые коды, новые виды деятельности подаем новую Таблицу данных. В ней повторять прошлые коды не нужно – они остаются действовать.
И обратите внимание, что все коды (УКТ ВЭД/ГКПУ), которые указывали в таблице данных следует будет указывать и далее в НН / РК. Причем с той же самой размерной величиной.
Внимание: Таблица данных - не более 6 видов деятельности (кодов КВЭД) и не более 5 кодов товаров/услуг на каждый вид деятельности. Если надо больше – подаем еще одну или несколько таблиц данных.
Таблица данных налогоплательщика: зачисление в ГНС
Таблицу с пояснениями рассматривает региональная комиссия ГНС в течение 5 рабочих дней со дня ее получения Таблицы. Про получение налоговиками Таблицы налогоплательщик узнает в течение операционного дня в электронном кабинете через Квитанцию № 1 (п. 16 Порядка№ 1165). Дальше еще остаются:
- Квитанция № 2 – информация о Таблице данных: учтена/не учтена. Это и есть упомянутые выше 5 рабочих дней. Если квитанцию не получили – позвоните на горячую линию ГНС с жалобой (при этом предоставляются данные уполномоченного лица предприятия, например, руководителя);
- Решение комиссии по форме Приложения 6 Порядка № 1165. Кроме Квитанции № 2 должна подтвердить учтена или не учтена Таблица. Перед регистрацию НН/РК ради которых составлялась Таблица данных дождитесь получения этого Приложения 6. Иначе – возможна блокировка.
Решение о неучее Таблицы данных налогоплательщика 2024. Если Таблица не засчитывается, то ГНС должен сообщить причину такого решения (п. 17 Порядка № 1165). Например, причинами отказа, которая также осуществляется через ту же форму Приложения 6, могут быть:
- наличие информации в ГНС о рисковых операциях налогоплательщика. Внимание: налоговики иногда злоупотребляют данным критерием и применяют его без оснований, что выявляется позже в суде – они не могут доказать такую рискованность операций, источники и достоверность имеющейся у них информации;
- несоответствие данных таблицы данных и тех производственных мощностей, основных средств, которыми владеет налогоплательщик. Например, указывается перевозки груза, но нет соответствующего транспорта (своего или арендованного). В таком случае проверьте, какие объекты налогообложения вы указывали при подаче формы 20-ОПП. Возможно, кроме подачи Таблицы данных и пояснений надо обновить форму 20-ОПП, так как налоговики видят несоответствие между ней и видом деятельности.
Внимание: непринятие Таблицы данных может быть связано с недостаточностью данных в форме 20-ОПП. Возможно, ее следует обновить.
Кроме этого, на практике таблица данных может быть не принята:
- налогоплательщик отнесен к рисковым;
- в таблицу не представлены пояснения;
- в Таблице для услуг указали 4-значный код, а надо минимум 5, а можно и все цифры кода. Дело в том, что 4 цифры используются для УКТ ВЭД и система может не понять, что это услуга, а не товар;
- через так называемый человеческий фактор. И не обязательно умышленно – все могут ошибиться. То есть без причины. Звоните на горячую линию.
Также добавились и новые причины неучета Таблицы данных – из постановления Кабмина от 12.10.2022 № 1154 (далее – Постановление № 1154), которое вступило в силу 14 октября 2022 года и внесло изменения в Порядок № 1165. Среди новых причин неучета Таблицы:
- получение ГНС информации о несоответствии представленных данных видам экономической деятельности (КВЭД), кодам УКТ ВЭД по товарам, поставляемым или ввозимым на территорию Украины. Такое несоответствие расценивается как предоставление плательщиком НДС в Таблице данных недостоверной информации;
- решение о соответствии критериям рискованности плательщика НДС. Однако не всем, а только по пп. 1-5 Приложения 1 к Порядку № 1165. В целом данные критерии сводятся к фиктивной предпринимательской деятельности. Вне этого ограничения остались критерии 6-8, среди которых несвоевременная подача отчетности – налоговой и финансовой. Такое исключение актуально, учитывая проблемы налогоплательщиков во время войны.
Все Таблицы, которые были поданы ранее, работают и в 2024 году.
🔊 Змінили порядок обчислення податкового навантаження
🔊 Можуть скасувати Таблицю даних, яку врахували в результаті оскарження
🔊 Обмежують різке зростання обсягів постачань із ПДВ
🔊 Збільшили кількість показників позитивної податкової історії
🔊 Змінили ознаки безумовної реєстрації
Внимание: Таблицу каждый год обновлять не надо, она действует постоянно.
Автоматическое учета Таблицы (сразу, а не в течение 5 рабочих дней) происходит для таких плательщиков НДС, в которых ОДНОВРЕМЕННО выполняются такие критерии (п. 18 Порядка № 1165):
- субъектов хозяйствования, являющихся сельскохозяйственными производителями, которые внесены в реестр получателей бюджетной дотации. Надо поставить соответствующую отметку вверху таблицы;
- сельскохозяйственных производителей, которые на 31.12.2016 применяли специальный режим налогообложения по ст. 209 Налогового кодекса Украины (далее — НК) и которые: имеют в собственности или на условиях аренды земельные участки общей площадью 200 га и более по состоянию на 01 января, что задекларированные до 20 февраля текущего года; осуществляют поставку определенных групп товаров УКТ ВЭД (живые животные, рыба и ракообразные, моллюски и другие безводные беспозвоночные, молоко и молочные продукты, яйца птицы, натуральный мед, съедобные продукты животного происхождения, овощи, съедобные корнеплоды и клубни съедобные плоды и орехи, шкурки цитрусовых или дынь, зерновые культуры, семена и плоды масличных растений, другие семена, плоды и зерно, технические и лекарственные растения, солома и фураж). Тоже надо поставить соответствующую отметку вверху Таблицы данных;
- по которым выполняются определенные критерии, в частности налоговая нагрузка превышает 2%, а удельный вес продукции из Таблицы превышает 25% за последние 12 календарных месяцев, соблюдается соотношение D > 0,02, P < Pм × 1,4 (см. о Критерии блокирования налоговых накладных).
Внимание: в с/х производителей таблица данных может приниматься автоматически.
Обратите внимание, что приведенное выше автоматическое пропускание таблицы сработает только для тех с/х производителей, которые укажут в таблице данных только те виды деятельности УКТ ВЭД, которые соответствуют приведенному перечню, например, продажа живых животных. Если нужны другие коды, то следует подавать две таблицы. Одна пройдет автоматически, а другая – пойдет на рассмотрение региональной комиссии.
Изменение статуса Таблицы данных налогоплательщика в ГНС
Таблица может изменять в органах ГНС свой статус даже после принятия. В случае получения ГНС информации, которая уже подана таблица содержит недостоверные данные, она аннулируется (п. 19 Порядка № 1165). Если это была та Таблица, которая была учтена автоматически, то такая Таблица уже не будет приниматься в автоматическом режиме. Этим будет заниматься региональная комиссия ГНС в течение общих 5 рабочих дней со дня ее получения (п. 20 Порядка № 1165).
Изменить статус Таблицы данных может позже и Центральная комиссия после ее принятия региональной комиссией (п. 25 порядка № 1165).
Внимание: статус Таблице может измениться даже после принятия.
Шукайте в системі «Експертус Головбух» опис робочої ситуації, яка аналогічна вашій, потрібні форму (зразок), довідник, відео. Якщо не знайдете, то можете надіслати звернення до нашої експертної підтримки через Онлайн-помічник
Таблица данных налогоплательщика не учтена: что дальше
Сейчас ситуация такова, что подавляющее большинство таблиц данных не принимаются. Такая практика сложилась в отношениях с ГНС. Таблица данных – это достаточно серьезный документ, так как она является признаком безусловной регистрации НН/РК. Однако лучше все же подать Таблицу. Добавим, что отклонение Таблицы данных не означает автоматически будущее блокировки НН/РК – этого может и не произойти.
Внимание: у таблиц данных высокая вероятность отклонения со стороны ГНС.
В случае ее отклонения спешить сразу оспаривать не нужно. Следует разобраться с причинами отказа и подать таблицу еще раз. Количество попыток подачи Таблицы данных ГНС не ограничивает.
Возможно что-то не учли – подали недостаточное объяснение, отсутствие информации об объектах, с помощью которых осуществляется данная деятельность в форме 20-ОПП. Однако причины могут быть напрямую и не связаны с подателем Таблицы данных. Например, это может быть:
- приобретение товаров / услуг у контрагентов, которых ГНС считает сомнительными;
- приобретение товаров/услуг в таких объемах, которые ГНС считает невозможными для налогоплательщика.
Если причина непонятна – подайте в ГНС запрос.
Если таблица не принята без блокировки НН/РК, то обжаловать можно, подав жалобу в ГНС на основании статьи 52 НК. Если есть блокировка – оспариваем тогда и непринятие Таблицы данных, и саму блокировку в одном иске.
Через суд можно обжаловать – 1095 дней, если не было административного обжалования. 3 месяца, если было административное обжалование (абз. 1 ч. 4 ст. 122 КАС).