Как отразить в учете недостатки и излишки, обнаруженные во время инвентаризации

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Провели инвентаризацию и задокументировали ее результаты. Если получили расхождения с данными бухгалтерского учета, то имеем недостачу, избыток или же пересортицу. Как это все учитывать и облагать налогом относительно запасов и необоротных активов, учитывая и последствия войны — узнаем в консультации.

 

Правила визнання податкового кредиту з ПДВ

Порядок документирования недостачи, избытка и пересортицы запасов и необоротных активов

Инвентаризация необоротных активов (основных средств, МНМА) проводится, как правило, в ходе ежегодной инвентаризации, а запасов (они же – товарно-материальные ценности, ТМЦ) – чаще, ежеквартально или ежемесячно. Основным документом, с которым следует ознакомиться бухгалтеру при отражении результатов инвентаризации, есть Положение об инвентаризации активов и обязательств от 02.09.2014 г. № 879 (далееПоложение № 879).

Порядок фиксирования и дальнейшего урегулирования выявленных разногласий по запасам и необоротным активам таков:

  • показать определенною в процессе инвентаризации фактическое количество ТМЦ в инвентаризационной описи запасов и инвентаризационной описи необоротных активов. В этой же инвентаризационной описи приводим и данные бухгалтерского учета по соответствующим ТМЦ. Это осуществляет инвентаризационная комиссия. Далее это описание передается в бухгалтерию. При этом следует проследить за наличием подписей материально ответственного лица (МОЛ) – на расписке в инвентаризации («все оприходовал») и в заявлении после инвентаризации («все в моем присутствии»);
  • при участии бухгалтерии составляем сличительную ведомость инвентаризации запасов и сличительную ведомость инвентаризации необоротных активов. В этом документе указываем лишь те ТМЦ, которые оказались в избытке или недостатке. Если фактические данные и данные бухгалтерского учета по определенному виду ТМЦ в инвентаризационной описи совпали – пропускаем. Здесь же определяем наличие пересортицы, количественную возможность ее зачисления, недостатка в пределах естественной убыли и сверх таковой. Все это в дальнейшем будет иметь влияние на предложения инвентаризационной комиссии;
  • оформляем протокол инвентаризационной комиссии, в котором приводим предложения и решения инвентаризационной комиссии по урегулированию обнаруженных расхождений (ч. 1 раздела IV Положения № 879). В основе этого протокола – упомянутые сверочные сведения. Из-за взаимного учета излишков и недостач вследствие пересортицы окончательный результат может быть и нулевым. Следовательно, комиссия интерпретирует в протоколе данные сличительных ведомостей – действительно есть окончательная недостача или окончательный излишек. Также комиссия определяет и указывает в протоколе причину обнаруженных разногласий;
  • передаем протокол инвентаризационной комиссии на утверждение руководителю предприятия. Он должен это сделать в течение 5 рабочих дней со дня завершения инвентаризации (ч. 1 раздела IV Положения № 879). Для этого необходима резолюция «утверждаю» на протоколе, дата и подпись руководителя. Также нужен отдельный приказ руководителя об урегулировании инвентарных разниц (или с подобным по смыслу названием), который должен содержать дальнейшие указания, например бухгалтеру отразить в учете недостачу или оприходовать избыток ТМЦ, взыскать недостачу с виновных лиц и тому подобное.

 

Инвентаризационных описей и сличительных ведомостей может быть несколько, если несколько материально ответственных лиц. Протоколов тоже может быть несколько, если действует не одна инвентаризационная комиссия, а например несколько рабочих инвентаризационных комиссий.

Внимание: протокол + приказ – это основание для учета инвентаризационных разниц.

Таким образом, для бухгалтера основанием проведения в учете результатов инвентаризации есть:

  • утвержденный руководителем протокол инвентаризационной комиссии (ч. 3 раздела IV Положения № 879);
  • приказ руководителя об урегулировании инвентарных разниц.

Формы документов для инвентаризации запасов и необоротных активов

Что касается форм вышеупомянутых инвентаризационных документов, то можно использовать как готовые, так и произвольные. В последнем случае они должны отвечать ч. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996.

Основой собственно разработанных форм может быть приказ Минфина от 17.06.2015 г. № 572 «Об утверждении типовых форм для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации» (далее – Приказ № 572). По п. 2 Приказа № 572 формами документов из него могут пользоваться не только бюджетники, но и обычные предприятия.

Есть еще и специализированные формы инвентаризационных документов, например по инвентаризации топлива, – по ним в конце консультации.

Внимание: все инвентаризационные документы лучше разработать «под себя» и утвердить внутренним документом. В основу можно взять формы для бюджетников. 

В чем разница между инвентаризационными описями и сличительными ведомостями

Общее между ними то, что оба содержат данные о наименовании материальных ценностей. Однако на этом сходство заканчивается. На примере инвентаризации запасов разница между ними такова:

  • инвентаризационная опись содержит перечень всех ТМЦ, но не содержит разниц между фактическими и бухгалтерскими данными;
  • сличительная ведомость составляется только по тем ТМЦ, по которым зафиксирована разница между фактическими и учетными данными. То есть в сличительной ведомости содержатся не все ТМЦ, а лишь те, по которым обнаружены отклонения. При этом данных о самом количестве ТМЦ уже нет (они есть в инвентаризационной описи), а есть лишь цифры отклонений, поделены на избыток/недостаток, а также определены ТМЦ, по которым есть пересортица.

 

Конечно, можно и совместить их в один документ, но тогда при значительном количестве ТМЦ имеющиеся отклонения «потеряются» в перечне данных. В отдельной же сличительной ведомости они выделены.

Внимание: для обнаружения отклонений используется:

  • инвентаризационная опись – фиксируется только количество (фактическая и учетная);
  • сличительная ведомость – приводятся рассчитанные отклонения.

Аналогичная разница существует и между инвентаризационной описью необоротных активов и сличительной ведомостью необоротных активов. Различие с такими документами по запасам – отсутствие пересортицы и больше данных касательно видов стоимости, а также данные о сроке их полезного использования.

Дата отражения в учете инвентарных разниц

Результат инвентаризации бухгалтеру необходимо показать в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором инвентаризация была закончена, а не на дату подписания протокола или приказа руководителя по урегулированию инвентаризационных разниц.

Так, если инвентаризация проводится в конце I квартала 2023 года, например на 31.03.2023 г., а протокол подписан в апреле 2023, то все равно – результаты проводим на 31.03.2023 г. и отражение в финансовой отчетности I квартала, если такая составляется. Это связано с тем, что цель инвентаризации – подтвердить достоверность данных финансовой отчетности, а потому и результат инвентаризации должен войти в такую отчетность. До крайней даты подачи такой финансовой отчетности в государственные органы - времени вдоволь.

Внимание: результат инвентаризации должен войти в финансовую отчетность того периода, к которому относится дата инвентаризации. 

Пересортица по результатам инвентаризации запасов

Установить существование пересортицы является первым при заполнении сличительной ведомости инвентаризации запасов – лишь убедившись в отсутствии пересортицы можно окончательно говорить о наличие недостатка или избытка в МВО. Пересортица – это ситуация в учете, когда один вид (сорт) запасов по количеству оказывается в избытке, а другой – в таком же количестве, но в недостатке. Признание пересортицы возможно только в отношении запасов.

Примеры пересортицы в магазине:

  • батончиков (конфет) с йогуртовым вкусом установлен избыток 10 шт., а таких же батончиков, но с шоколадным вкусом, - нехватка 10 шт;
  • яблок «Гала» обнаружено 10 кг в избытке, а яблок «Голден» 10 кг в недостатке и т.д.

Среди причин пересортицы могут быть:

  • ошибки при оприходовании или списании ТМЦ;
  • недостатки в самом складском учете;
  • недостатки при хранении ТМЦ, например случайное перемешивание сыпучих запасов и тому подобное.

При установлении пересортицы следует провести взаимное зачисление излишков и недостач. Однако есть условия признания пересортицы, а именно (ч. 5 раздела IV Положения № 879):

  • запасы одинакового наименования («батончики», «яблоки» и др);
  • избыток и недостаток одинаковы количество, период возникновения и МВО.

Таким образом, нельзя засчитывать пересортицу между различными МВО или засчитывать избыток шоколадных батончиков в недостаток печенья или яблок.

Если условия признания пересортицы соблюдаются, то сравнивается стоимость недостатка и избытка. Если батончики с йогуртовым и шоколадным вкусом имели одинаковую стоимость, то результат взаимозачета нулевой – и это идеальный вариант. Однако могут быть и суммовые разницы:

  • суммовой избыток (положительная пересортица). Йогуртовые батончики на 1 грн дороже, чем шоколадные, поэтому имеем избыток 10 грн (= 10 шт × 1 грн). Излишки следует оприходовать и признать в бухгалтерском учете доход;
  • суммовая нехватка (отрицательная пересортица). Шоколадные батончики на 3 грн дороже, чем йогуртовые – тогда есть нехватка 30 грн (=10 шт × 3 грн). Такая сумма фиксируется в протоколе инвентаризации и относится на виновных лиц. Если виновных лиц не установили, то это рассматривается как недостача сверх предела естественной убыли, которая относится на расходы предприятия (абз. 4 п. 5 раздела IV Положения № 879).

Обратите внимание, что тогда налогообложение такой отрицательной разницы в стоимости будет такое же, как при недостатке, то есть плательщикам НДС придется начислять компенсирующее налоговое обязательство по НДС – такое же, как и при учете обычной недостачи. Например, в ситуации с суммовой нехваткой шоколадных батончиков на сумму 30 грн (без НДС) необходимо начислить НДС – 6 грн (=30×0,2 = 6 грн).

Внимание: пересортица может быть как с нулевым результатом, так и положительная или отрицательная.

Бухгалтерский учет пересортицы сводится к учету ее результата – избытка или недостачи. Пересортица с нулевым суммовым результатом на бухгалтерских счетах не отражается, разве что на уровне аналитики по счетам, которая такая ведется.

 

Причины излишков по результатам инвентаризации

Излишки – это более простая для отражения в учете ситуация. Излишки запасов или необоротных активов возникают по таким причинам:

  • раньше не оприходовали из-за ошибки, небрежности. Это может быть как по причинам халатности самого бухгалтера или МОЛ;
  • не оприходовали из-за отсутствия первичных документов. Например, они потеряны или же их вообще не было. Так, объект мог остаться от бывшего работника, который отказывается его забирать. Может произойти несвоевременное поступление первичных документов от поставщика на такой актив (так называемая неотфактурованная поставка);
  • ложное списание. Списали, так как думали, что актив потерян, а потом нашелся. Или же провели передачу на производства, но физически он остался еще на складе. И такое бывает;
  • чрезмерное списание. Данная ситуация возможна при отпуске запасов, например топлива. Топливо отпускают через топливно-раздаточную колонку (ТРК), которая калибрована по нормам списания топлива. Однако автомобили потребляли по факту меньше. Как следствие, может возникнуть избыток горючего у ТРК. Это не ошибка, а неизбежный недостаток такого метода списания горючего;
  • в учете списали, но еще физически его ликвидировать не успели. Или же остались определенные части от уже списанного объекта, которые тоже не оприходовали;
  • произвели избыточный продукт и не оприходовали. Среди причин может быть и не оприходованное перед этим сырье. Это может быть как умышленно – сбыт потом такой продукции за «черные» наличные (которые вне кассы), так и случайно. Особенно часто подобные ситуации возникают при производстве пищевых продуктов и в сельском хозяйстве;
  • положительная пересортица, результат которой суммовой избыток;
  • активы купили за «черную» наличку. Тогда понятно, почему на него нет документов и он неоприходован;
  • складское помещение используется другими субъектами, с которыми не заключен договор об ответственном хранении материальных ценностей. Например, предприятие сотрудничает с физлицами-предпринимателями и часть ТМЦ на складе принадлежит им. Однако у таких предпринимателей документов на ТМЦ по тем или иным причинам нет и подтвердить принадлежность ТМЦ трудно.

 

Определиться с причинами избытка – это задача инвентаризационной комиссии. Учитывая тот факт, что избыток – это доход предприятия, то установление их наличия напрямую влияет на налогообложение. Особенно опасны они при налоговых проверках.

Внимание: излишки могут образовываться из-за ошибки, неотфактурованные поставки, несовершенные нормы списания ТМЦ, а также и из-за наличия определенных «теневых» операций.

Налогообложение излишков запасов

НДС. Начисления НДС при оприходовании остатка нет. Такая операция не относится к операциям по поставке товаров, так как по пп. 14.1.191 НКУ поставка предусматривает переход права собственности (продажа, обмен, дарение и тому подобное) (разъяснения ГНС в 101.02 ВИР). Это касается не только запасов, но и необоротных активов.

Налог на прибыль. Учет излишков запасов и необоротных активов ведется по правилам бухгалтерского учета. Специальных налоговых разниц в отношении него нет. Однако, если оприходование излишка сопровождается начислением дохода (субсчета 719 «Прочие доходы от операционной деятельности», 746 «Другие доходы от обычной деятельности»), то это само собой увеличивает финансовый результат, а следовательно, и налог на прибыль.

Единый налог. К сожалению, излишек ТМЦ следует включать в доход налогоплательщика единого налога (ИНК от ГНС от 03.08.2018 г. № 25569/6/99-99-12-02-03-15). Эта достаточно спорная позиция, но ГНС настаивает на уплате единого налога со стоимости оприходованных активов. Причина в том, что по п. 292.3 НКУ доходом единоналожника является любой доход, полученный в том числе и в материальной или нематериальной формах, включая:

  • подаренные товары, оформлены письменным договорам дарения, по которым не предусмотрено денежной или другой компенсации;
  • товары, которые переданы плательщику ЕН на хранение и использованы им.

Единоналожнику будет сложно доказать, что такие активы не были подарены, если на них отсутствуют документы.

Можно попытаться возразить – договора дарения нет. Однако налоговики могут настаивать на том, что он все равно был, но в устной форме. И хотя в самом НКУ речь идет о письменных договорах, но доначислить ЕН налоговики после проверки вполне могут, а оспаривать даже в административном, а не судебном порядке не всегда есть желание у единоналожника.

Внимание: единоналожникам лучше избегать излишков по ТМЦ, на которые нет документов, или же включать их в доход.

Однако есть исключения, когда оприходование избытка ТМЦ и необоротных активов единоналожникам можно и не включать в налоговый доход:

  • исправление ошибки. Необходимое условие: существуют документы по приобретению, а не дарению таких активов, а избыток образовался из-за того, что бухгалтер или кладовщик не оприходовал;
  • неоприходованная ранее продукция собственного производства. Однако здесь сложнее – необходимо документально доказать, что это действительно продукция собственного производства для предприятия. Например, есть документы на приобретение соответствующих материалов, технологические карты, калькуляционные ведомости, внутренние накладные и т.д.
  • единоналожники 4 группы. У них вообще налог от дохода не зависит.

Бухгалтерский учет излишков запасов

Оприходование излишков запасов осуществляется по справедливой стоимости (п. 12 НП(С)БУ 9 «Запасы»), а именно (п. 2.14 Методических рекомендаций по учету запасов, приказ Минфина от 10.01.2007 г. № 2):

  • для запасов, которые реализуются – «по чистой стоимости реализации». Этот подход используем для избытка товаров;
  • для запасов, используемых на самом предприятии, – «в оценке возможного использования».

Кроме того, в п. 20 Положения № 879 речь идет об оприходовании избытка товарно-материальных ценностей «в соответствии с их оценкой в регистрах бухгалтерского учета». Это значит, что излишки сырья и материалов, топлива, других производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции следует оценить в тех же ценах, по которым данное топливо раньше было списано на затраты. Для этого используем тот метод оценки, который определен в приказе об учетной политике предприятия для соответствующих запасов. Например, это могут быть методы:

  • идентифицированной себестоимости. В данных бухгалтерского учета находим цену, по которой списывались соответствующие ТМЦ;
  • ФИФО – берем для оценки избытка цены списания, начиная «с конца». Хотя метод ФИФО и предполагает использование первых цен, но так как проводка сторнируется, - следует брать «наоборот», то есть последние;
  • средневзвешенной – рассчитываем для него среднюю цену за период возникновения избытка. Такой период начинается от последней инвентаризации, когда избытка не было.

Если оприходуются товары, то для определения их чистой реализационной стоимости следует воспользоваться прайсами самого предприятия и данными открытых источников (рынок, интернет-магазины, определенные каталоги товаров).

Для документального оформления сделки можно применить Приходный ордер по форме № М-4, используемый при поступлении запасов (приказ Минстата от 21.06.1996 г. № 193) или другой первичный документ, который у предприятия предназначен для оприходования таких запасов. Добавляем к такому документу также бухгалтерскую справку, в которой объясняем, каким образом была рассчитана стоимость данного избытка и вспоминаем протокол инвентаризационной комиссии.

Для оприходования суммового избытка вследствие пересортицы составляем только бухгалтерскую справку.

Пример 1. Оприходование излишка сырья. Предприятие при оприходовании выявило избыток цемента в количестве 75 кг. Цемент списывался на производство по методу средневзвешенной себестоимости. Средняя цена за период от прошлой инвентаризации – 2 грн/кг. Возможные бухгалтерские проводки в зависимости от причины избытка приведены ниже.

 

БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ ИЗБЫТКА ТМЦ

Хозяйственные операции

Дт

Кт

Сумма

Причина избытка – ошибка МВО или бухгалтерии

Оприходован цемент, обнаруженный в избытке (= 2 грн ×75 кг)

201*

719

150,00

Доход отнесен к финансовому результату операционной деятельности

719

791

150,00

Причина избытка – временное отсутствие документов от поставщика («неотфактурованная» поставка)

Оприходован цемент после получения документов от поставщика (неплательщика НДС **)

201

631

150,00

Причина избытка – ошибочное списание в течение периода текущего года

Цемент оприходован методом «красное сторно»

[23]

[201]

-150,00

Причина избытка – ошибочное списание в прошлом году, который уже закрыт

Цемент оприходован через корректировку остатка нераспределенной прибыли***

201

441

150,00

Если причина избытка - неоприходование собственной продукции

Оприходован цемент, который является продукцией собственного производства

26

23

150,00

* может быть и субсчет 205 «Строительные материалы» у предприятий-застройщиков;

** если плательщик НДС, то налоговый кредит признаем только после регистрации налоговой накладной;

*** стандартный метод исправления ошибок, предусмотренный НП(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»

 

Пример 2. Положительная пересортица. Результатом инвентаризации является положительная пересортица товаров:

  • товар А в избытке 10 шт;
  • товар б в недостаче 10 шт.

Товар А стоит 80 грн, а товар Б – 70 грн. Разница в ценах составляет = 80 – 70 = 10 грн. Имеем суммовой избыток 100 грн (=10 × 10 шт).

БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ПЕРЕСОРТИЦЫ

Хозяйственные операции

Дт

Кт

Сумма

1

Отражен зачет товаров в связи с пересортицей (=70 грн × 10 шт)

281А

281Б

700,00

2

Отражен доход от положительного суммового избытка по пересортице

281А

719

100,00

3

Доход отнесен к финансовому результату операционной деятельности

719

791

100,00

 

Причины недостач по результатам инвентаризации

Недостачи более распространены, могут быть как при хранении, так и при транспортировке ТМЦ. Их причинами могут быть:

  • обычное хищение ТМЦ работником или посторонним лицом, которое было на предприятии, складе, магазине и т.д. типичная ситуация в розничной торговле – возможное хищение покупателями мелких ТМЦ. При этом действительных виновных лиц может быть и не обнаружено “или же существовать эпическая ситуация «а мыши съели»; 
  • порчи ценностей – задача инвентаризации выявить и ценности, которые потеряли свои свойства (истек срок годности), физический износ, брак, разрушение при ремонте, повреждения упаковки вследствие погодных условий и т.п.;
  • бухгалтерские ошибки – завысили учетную сумму или дважды что-то оприходовали. Как следствие, «нехватка»;
  • отрицательная пересортица – суммовая разница результате пересортицы считается недостачей сверх норм естественной убыли (абз. 4 п. 5 раздела IV Положения № 879); 
  • ликвидировали объект, но документально не оформили;
  • стихийное бедствие, определенное природное явление, пожар и тому подобное;
  • убывание ТМЦ в пределах естественной убыли. Это так называемые усушка, утруска, выветривание, а еще могут быть распыления, утечки (таяния, просачивания), разлива при перекачке, расход вещества при дыхании и т.п. Не секрет, что вес муки, сахара, зерна, песка может изменяться в зависимости от содержания влаги.

Нехватка вследствие естественной убыли возможна лишь для запасов, но не всех. В сличительной ведомости запасов отдельно выделяем сумму недостачи, которая касается естественной убыли, и существующую сверх его пределов. Итак, рассмотрим данное явление подробнее.

 

Естественная убыль и нехватка запасов

Для определения недостатка сыпучих ТМЦ, пищевых продуктов, строительных материалов, топлива и др. объем их недостатка следует сравнить с нормами естественной убыли (п. 4 раздела IV Положения № 879). При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы (п. 4 раздела IV Положения № 879).

Не считаются естественными потерями технологические и аварийные потери, недостачи из-за хищения, брака, потери при ремонте, потери при нарушении стандартов, правил технической эксплуатации, повреждения упаковки и т.д.

Нет и невозможно никаких норм естественной убыли в отношении таких запасов как:

  • малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП). За определенные инструменты, одежду, которые считаются поштучно;
  • товаров, готовой продукции, других запасов, которые считаются поштучно. Например, уже упоминавшиеся шоколадные батончики, конфеты, торты и т.п.

Существуют утвержденные «государственные» нормы естественной убыли. На сегодняшний день используются еще нормы, которые действовали в СССР, например, еще действующие:

Однако следует обратить внимание на Постановление КМУ от 23.11.2016 г. № 1066, вступившим в силу 17.03.2017 г. Она отменила действие ряда советских норм естественной убыли, например, в отношении такой продукции:

  • медикаментов на аптечных складах;
  • керамического и силикатного кирпича и камня;
  • нефтепродуктов;
  • новых и оборотных бутылок;
  • песка кварцевого и боксита агломерированного;
  • сырья минерального, формовочных и асбестовых материалов (графит, тальк, коалина, мука известняковая);
  • натуральных и синтетических душистых веществ, и эфирных масел;
  • корнеплодов сахарной свеклы;
  • табачной и махорочной сырья;
  • соли поваренной;
  • свежего картофеля;
  • мяса и субпродуктов птицы и кроликов.

По данным видам продукции нормы потерь отменены, но новые не введены. Некоторые из них можно заменить из смежных норм, например в отношении товаров из вышеприведенных приказов Минторга СССР.

 

Налогообложение недостач запасов

НДС. Если недостача происходит в пределах норм естественной убыли, то она считается такой, что касается хозяйственной деятельности (пп. 14.1.136 НКУ), а потому налоговые обязательства по НДС не начисляются.

Нехватка сверх нормы, но виновного лица нет. При возникновении недостачи сверх норм естественных потерь следует начислить налоговое обязательство, так как такие запасы не использованы в хозяйственной деятельности (П. 189.1 НКУ, пп.  "г" п. 198.5 НКУ). Налоговое обязательство начисляется исходя из стоимости приобретения таких ТМЦ у плательщиков НДС (письмо ГНС от 01.02.2018 г. № 418/6/99-99-15-03-02-15/ИНК). Если недостача была незавершенного производства или готовой продукции, то сумма НДС определяется расчетным путем на основе калькуляций себестоимости (определяется доля потребленных при производстве приобретенных сырья, материалов, топлива, услуг). Не надо начислять НДС:

  • если ТМЦ были приобретены у неплательщиков НДС;
  • на ту часть производственной себестоимости, которая сформировалась за счет нематериальной составляющей, например, оплаты труда, ЕСВ и тому подобное.

Для начисления налогового обязательства необходимо сводную налоговую накладную с такими особенностями:

  • тип Причины – 13 «составлена в связи с использованием производственных или непроизводственных средств, других товаров/услуг не в хозяйственной деятельности»;
  • получатель – предприятие;
  • налоговый номер – не заполняем;
  • индивидуальный номер получателя – условный ИНН «600000000000»;
  • номенклатура – дата составления и порядковые номера налоговых накладных, полученных при приобретении товаров/услуг, по которым определяется налоговое обязательство; в случае расчетного определения суммы НДС можно в данной графе указать причину начисления: «Условное поставки товаров, использованных в операциях, которые не связаны с хоздеятельностью из-за недостатка»;
  • единица измерения товара/услуги, условное обозначение – «грн»;
  • не заполняются графы 3.1-3.3, 5-9;
  • в разделе А строки VII–IX не заполняются;
  • если налоговая накладная составляется как сводная, то используем код «1» в соответствующем поле.

Такая налоговая накладная должна быть составлена не позднее последнего дня месяца (п. 201.4 НКУ, п. 198.5 НКУ). Регистрируется такая налоговая накладная на протяжении 20 календарных дней после окончания месяца, в котором она составлена (п. 201.10 НКУ).

Недостаток сверх нормы, если есть виновное лицо. Налоговики здесь тоже требуют начислить налоговое обязательство по НДС, но по другому пункту НКУ (разъяснения ГНС 101.15 ВИР). Это рассматривается как поставка товаров – п. 188.1 НКУ. В таком случае составляем обычную налоговую накладную на поставку как неплательщику НДС. В такой налоговой накладной:

  • тип причины «02»;
  • ИНН получателя – условный ИНН «100000000000»;
  • получатель - «неплательщик»;
  • налоговый номер – отсутствует.

Внимание: недостаток у плательщика НДС при наличии виновного лица – поставка товара, при отсутствии – нехозяйственное использование. НДС есть в обоих случаях.

Налог на прибыль. Учет недостач в границах норм, так и сверх нормы ведется по правилам бухгалтерского учета как у малодоходников, так и у многодоходников, налоговых разниц нет (индивидуальная налоговая консультация ГНС от 18.04.2018 г. № 1702/6/99-99-15-02-02-15/ИНК).

Бухгалтерский учет нехватки запасов

Отражение недостачи в бухгалтерском учете осуществляем, учитывая наличие виновного лица и нормы естественной убыли – это влияет на счета учета и оценку недостачи, что и показано в таблице ниже.

УЧЕТ НОРМ ПРИРОДНОГО УБЫТКА В УЧЕТЕ НЕДОСТАЧ

Оценка в учете

Отражение в учете

Счета бухгалтерского учета

в пределах нормы естественной убыли

нехватка списывается по распоряжению руководителя предприятия на расходы периода

Дт субсчета

947 «Недостатки и потери от порчи ценностей»

по фактической себестоимости, в т.ч. ТЗВ*

сверх норм естественной убыли

если виновное лицо:

  • установленная – относятся на счет виновных лиц;
  • не установлена ​​– недостачи засчитываются на забалансовый счет до момента установления виновных лиц или закрытия дела согласно законодательству

Дт субсчета

947 «Недостатки и потери от порчи ценностей»

по фактической себестоимости, в т.ч. ТЗВ*

072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей»

– используем для выявления виновных или закрытия дела

по фактической

себестоимостью, в т.ч. ТЗР или на сумму оценки, которая

определена независимым экспертом

* ТЗР – транспортно-заготовительные расходы;

** если такая независимая оценка производилась. О ней упоминается в п. 2 Порядка определения размера ущерба от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, постановление Кабмина от 22.01.1996 г. № 116. Как правило, это ситуация серьезного ущерба и когда виновное лицо непризнает свою вину и недостаток взимается через суд

Пример 3. Учет недостачи сырья (сверх норм естественной убыли). Предприятие при оприходовании обнаружило недостаток цемента в количестве 75 кг. Учетная стоимость цемента 2 грн / кг. Возможные бухгалтерские проводки в зависимости от причины избытка приведены ниже.

 

БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ НЕДОСТАЧИ ТМЦ

(сверх естественной убыли)

Хозяйственные операции

Дт

Кт

Сумма

Если виновное лицо не установлено

1

Спасение обнаруженную недостачу цемента (= 2 грн ×75 кг)

947

281

150,00

2

Начислен НДС в соответствии с п. 198.5 НКУ, так как цемент не был использован в хозяйственной деятельности (=150×0,2 = 30)

947

(949*)

6431

30,00

3

Зарегистрированная в течение 20 к.дн с конца месяца сводная налоговая накладная

6431

641

30,00

4

Расходы отнесены финансовый результат операционной деятельности

791

947

(949)

180,00

Если недостача отнесена на виновное лицо

1

Списано обнаруженную недостачу цемента (= 2 грн ×75 кг)

947

281

150,00

2

Отражена сумма недостачи, которую должно возместить материально ответственное лицо. Сумма включает НДС (=150 + 30)

072

 

180,00

3

Сумма недостачи отнесена на виновное лицо

375

716

180,00

4

Начислен НДС в соответствии с п. 188.1 НКУ (условная поставка) (=150×0,2 = 30)

716

6431

30,00

5

Зарегистрированная налоговая накладная (получатель – неплательщик)

6431

641

30,00

6

Удержана сумма недостачи из зарплаты

661

375

180,00

7

Списали недостачу с забалансового учета после возмещения материально ответственным лицом убытков

 

072

180,00

8

Доходы отнесены на финансовый результат от операционной деятельности

716

791

150,00

9

Расходы отнесены на финансовый результат от операционной деятельности

791

947

150,00

*как альтернатива для НДС возможен субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности»

 

 

Пример 4. Учет недостачи сырья (в пределах естественной убыли). Предприятие при оприходовании обнаружило нехватку молока 0,4 л. Причина – естественное испарение. Недостаток в пределах естественной убыли (0,05%). Стоимость такого молока - 20 грн / л.

БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ НЕДОСТАЧИ ТМЦ

(в пределах естественной убыли)

Хозяйственные операции

Дт

Кт

Сумма

1

Списано выявленную недостачу молока в пределах естественной убыли (=20×0,4 =8)

947

201

8,00

2

Расходы отнесены на финансовый результат от операционной деятельности

791

947

8,00

Пример 5. Отрицательная пересортица. Результатом инвентаризации является отрицательная пересортица товаров:

  • товар А в избытке 10 шт;
  • товар Б в недостаче 10 шт.

Товар А стоит 80 грн, а товар Б – 100 грн. Разница в ценах = 100 – 80 = 20 грн. Имеем суммовой избыток 200 грн (=20 грн × 10 шт). 

Внимание: отрицательная пересортица, как и при обычной нехватке, требует начисления НДС.

БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕСОРТИЦЫ

Хозяйственные операции

Дт

Кт

Сумма

1

Отражен зачет товаров в связи с пересортицей (=80 грн × 10 шт)

281А

281Б

800,00

2

Отрицательная суммовая недостача по пересортице отнесена на расходы

947

281Б

200,00

3

Отражена сумма недостачи, которую должно возместить материально ответственное лицо. Сумма включает НДС (=200 + 40)

072

 

240,00

4

Сумма недостачи отнесена на виновное лицо. Сумма включает НДС (=200 + 40)

375

716

240,00

5

Начислен НДС в соответствии с п. 188.1 НКУ (условная поставка) (=200×0,2 = 40)

716

6431

40,00

6

Зарегистрированная налоговая накладная (получатель-неплательщик)

6431

641

40,00

7

Сумма недостачи по заявлению работника удержана из его зарплаты

661

375

240,00

7

Доходы отнесены на финансовый результат от операционной деятельности

716

791

200,00

9

Списали недостачу с забалансового учета после возмещения материально ответственным лицом убытков

 

072

240,00

10

Расходы отнесены к финансовому результату операционной деятельности

791

947

200,00

Особенности учета излишков и недостач топлива

В инвентаризации топлива используем инвентаризационные документы, которые разработаны на основе форм из Инструкции о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины, утвержденной совместным приказом Министерства топлива и энергетики, Минэкономики, Минтранспорта и связи, Госкомитетом по техническому регулированию и потребительской политики от 20.05.2008 г. № 281/171/578/155 (далее – Инструкция № 281). Топливо, например бензин, керосин, дизельное топливо – это светлые нефтепродукты. Общие правила инвентаризации из положения № 879 также действуют, но приоритет имеет инструкция № 281.

Кроме того, те предприятия, которые занимаются реализацией топлива, является плательщиком топливного акциза еще и используют приказ Минфина от 25.02.2016 № 219 «Об утверждении формы Акта инвентаризации объемов остатка горючего и Порядка его заполнения и представления» (далееПриказ № 219). Форма этого акта обязательна – ее уже менять нельзя.

Кроме специализированной нормативы в учете излишков и недостач топлива отличия такие:

  • инвентаризация – ежемесячно;
  • в названии документов – для оформления результатов используется инвентаризационный акт вместо инвентаризационной описи (базовая форма 24-НП). Также для определения излишков и недостач используется сравнительная ведомость (форма 27-НП).

В остальном учет инвентаризационных разниц по топливу аналогичен таковому для запасов.

Пример 6. Избыток топлива. Результатом инвентаризации топлива является избыток 10 л, который образовался из-за чрезмерного списания топлива с топливно-раздаточной колонки (ТРК). Такая колонка откалибрована по действующим нормам списания, но автомобили предприятия фактически потребили меньше. Прошлая инвентаризация была месяц назад. Причиной избытка можно считать чрезмерное списание топлива по нормам.

Предприятие, имея ТРК использует объемный метод учета бензина. Есть лицензия на хранение горючего, но топливо используется исключительно для собственных нужд. В течение месяца топливо (бензин) списывался по цене 51,50 грн/л. При этом всего за месяц было списано 60 л. топлива, из них:

  • на административные расходы – 20 л (или 1/3 от общего объема);
  • на сбытовые расходы – 40 л (или 2/3 от общего объема).

Общая оценка избытка топлива тогда будет: 10 л × 51,50 грн/л = 515,00 грн. Оприходование остатка осуществляем методом «красное сторно». В бухгалтерских проводках урегулирование результатов инвентаризации будет иметь такой вид, приведен ниже:

БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО ОПРИХОДОВАНИЮ ИЗБЫТКА ТОПЛИВА

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сумма

Если исправляем списание топлива за год или определенный период года, который еще не закрыли

1

Оприходован методом «красное сторно» избыток горючего, которое было излишне списано на административные расходы (= 515×1/3 =171,67

[92]

[203]

–171,67

2

Оприходован методом «красное сторно» избыток горючего, которое было излишне списано на расходы на сбыт расхода (= 515×2/3 = 343,33

[93]

[203]

–343,33

3

Откорректирован методом «красное сторно» финансовый результат до налогообложения в части списания административных расходов

[791]

[92]

–171,67

4

Откорректирован методом «красное сторно» финансовый результат до налогообложения в части списания сбытовых расходов

[92]

[93]

–343,33

Если исправляем списание горючего за год, который уже закрыт*

1

Оприходован избыток горючего, которое было излишне списано на расходы**

203

441

515,00

* например, за прошлый год;

** это стандартное, то есть прямое проведение, без «красного сторно»

 

 

Особенности учета излишков и недостач необоротных активов

В целом порядок учета инвентарных разниц по необоротным активам подобен учету запасов, но есть и отличия. Они такие:

  • при оприходовании излишка используется Кредит субсчета 746 «Прочие доходы» вместо субсчета 719, используемой в учете запасов. Счет другой, так как операции с необоротными активами не рассматриваются как операционная деятельность. Кроме того, данный субсчет 746 указан в Методических рекомендациях по учету основных средств от 30.09.2003 г. № 561 (проводка 21 в Приложении, далее – Методрекомендации № 561). Правда, есть еще альтернативный вариант – по Кредиту счета 69 «Доходы будущих периодов» (абз. 2 п. 4 раздела IV Положения № 879);
  • при оприходовании избытка необоротных активов, которые в прошлом были подарены, но неоприходованы – используем субсчет 424 «безвозмездно полученные необоротные активы»;
  • списание необоротного актива из-за недостатка осуществляем по субсчету 976 «Списание необоротных активов». Аналогично избытку – подобные операции нельзя рассматривать как операционную деятельность, а потому субсчет 947 здесь не подходит;
  • оценка избытка осуществляется по справедливой стоимости (п. 10 НП(С)БУ 7 «Основные средства»).

Эти различия применяются в учете недостач и излишков основных средств, МНМА и нематериальных активов. Налоговый учет излишков и недостач необоротных активов во всем аналогичен таковому для запасов, кроме одного исключения, которое касается плательщиков НДС: ликвидация основных средств в результате кражи (абз. 2 п. 189.9 НКУ). Если кража оформлена и есть справка из полиции, то тогда можно НДС при списании не начислять.

Внимание: если нехватка ОС произошла из-за кражи, то можно избежать НДС, если обратиться в полицию и оформить данный случай.

Пример 7. Избыток МНМА. В ходе инвентаризации обнаружили неоприходованный монитор, который оценили в 3500 грн. В учетной политике для МНМА предусмотрен метод амортизации 50/50. Документы на монитор: а) отсутствуют; б) имеются – договор дарения.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИЗЛИШКОВ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

Хозяйственные операции

Дт

Кт

Сумма

Оприходование ранее неоприходованного монитора – документы отсутствуют*

1

Оприходован монитор, неоприходование которого обнаружили во время инвентаризации

112

746

3500,00

2

Начисление амортизации МНМА методом 50/50 (= 3500×0,5)

92

132

1750,00

3

Доходы отнесены на финансовый результат другой деятельности

746

793

3500,00

4

Расходы отнесены на финансовый результат операционной деятельности

791

92

1750,00

Оприходование ранее неоприходованного монитора – документы отсутствуют

(альтернативный вариант)

1

Оприходован монитор, неоприходование которого обнаружили во время инвентаризации

112

69

3500,00

2

Начисление амортизации МНМА методом 50/50 (= 3500×0,5)

92

132

1750,00

3

Списание доходов будущих периодов (основание – пп. «е» п. 24 приложения Методрекомендаций № 561)

69

745

1750,00

4

Доходы отнесены на финансовый результат другой деятельности

745

793

1750,00

5

Расходы отнесены на финансовый результат операционной деятельности

791

92

1750,00

Оприходование ранее неоприходованного монитора – есть договор дарения

1

Оприходован подаренный монитор, неоприходование которого обнаружили во время инвентаризации

112

424

3500,00

2

Начисление амортизации МНМА методом 50/50 (= 3500×0,5)

92

132

1750,00

3

В размере начисленной амортизации признан доход, так как монитор был подарен

424

745

1750,00

4

Доходы отнесены на финансовый результат другой деятельности

745

793

1750,00

5

Расходы отнесены на финансовый результат операционной деятельности

791

92

1750,00

* этот подход будет более безопасным с налоговой точки зрения, чем использование счета 69 «Доходы будущих периодов» в альтернативном варианте

 

Пример 8. Недостаток ОС. В ходе инвентаризации выявили недостачу ноутбука, первоначальная стоимость которого 20 000 грн, а начисленный износ – 12 000 грн. Виновное лицо – бывший работник, который выехал за границу на постоянное проживание. Руководство приняло решение списать монитор, не обращаясь в полицию за оформлением кражи.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НЕДОСТАЧИ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

Хозяйственные операции

Дт

Кт

Сумма

1

Ноутбук в сумме остаточной стоимости списан из-за недостатка (=20000 – 12000)

976

104

8000,00

2

Ноутбук в сумме начисленного износа списан из-за недостатка

131

104

12000,00

3

Начислен НДС на основании п. 198.5 НКУ из-за нехозяйственного использования (база начисления – остаточная стоимость монитора, 8000×0,2 = 1600)

976

6431

1600,00

4

Зарегистрированная налоговая накладная

6431

641

1600,00

5

Расходы отнесены на финансовый результат другой деятельности

793

976

9600,00

Особенности инвентаризации в условиях военного положения

Если ТМЦ расположены в зоне боевых действий или временно оккупированных территориях, то руководствоваться следует п. 8 раздела I Положения № 879, согласно которому соблюдаем следующие правила:

  • условие инвентаризации – безопасный и беспрепятственный доступ к самим ТМЦ, первички и регистры бухгалтерского учета;
  • в случае наличия информации о похищении (хищении), недостаче, уничтожении (порче) имущества, то можно (но не обязательно) провести инвентаризацию на день установления такого факта;
  • после прекращения боевых действий, освобождения территорий при условии исчезновения препятствий в доступе к таким ТМЦ инвентаризацию нужно провести на 01 число месяца, следующего за месяцем такого события. Результаты также отражаем в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода, то есть в месяце инвентаризации.

Территории, которые временно оккупированы и где ведутся боевые действия официально определяются по перечню, который ведет Минреинтеграции.

Все обстоятельства причины непроведения инвентаризации ТМЦ, к которым нет безопасного доступа, следует изложить во внутреннем приказе об инвентаризации. То есть указать, что такие ТМЦ не инвентаризируются и указать причину. В финансовой отчетности такие ТМЦ показываем по существующим данным бухгалтерского учета, но в примечаниях излагаем все обстоятельства – об отсутствии уверенности в существовании таких ТМЦ или наличии информации об их уничтожении, например из открытых источников или собственных данных.

При проведении инвентаризации уничтоженных ТМЦ составляем:

  • инвентаризационные описания – по тем ОС, МНМА, которые нельзя восстановить, а также по непригодным запасам;
  • сверочные ведомости – по разногласиям между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризации;
  • протоколы инвентаризационных комиссий – о списании уничтоженных ценностей.




Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді